У истоков жанра Action RPG стояло целое множество игр от мала до велика, однако именно Hydlide от T&E Soft сделал с ним то, что в будущем с жанром Survival Horror сделают Alone in the Dark и Resident Evil, а именно популяризировал направление и вытащил его из поля спонтанных экспериментов в самодостаточную структурную единицу. Когда игра поступила в продажу, молодой и малоопытный программист Токихиро Найто неожиданно для себя проснулся звездой.
Но это всё — события далёкого-далёкого прошлого. Для нас же главный интерес представляет то, что через 17 лет после выхода первой части T&E Soft выпустили для персональных компьютеров настоящий виртуальный музей серии, в который вошла вся основная трилогия... Кроме Virtual Hydlide, о которой, похоже, даже сами разработчики особо не стремятся вспоминать.
Компьютерная версия первой части Hydlide прибыла прямиком из издания 1999 года, приуроченного к 15-летию выхода оригинальной игры, и за прошедшие два года совершенно не поменялась. Hydlide рассказывает историю Джима — отважного, но исключительно хрупкого рыцаря, отправившегося в странствие по землям Фейриленда, чтобы проучить демона Варалиса и спасти принцессу. Стандартный набор базовых задач вашего субботнего утреннего спасителя мира.
Будучи Action RPG прямиком из 1984 года, Hydlide высаживает вашего протеже в чистом поле и оставляет разбираться с правилами местного мироздания самостоятельно. Впрочем, тут и правил-то особо нет: бодай всё, что движется, и старайся не умирать. Первое время, правда, соблюдать оба этих условия будет чрезвычайно сложно, ибо Джим смехотворно хрупок и с трудом выдерживает даже пару пропущенных ударов, а врагов нужно побеждать именно тактикой боевого тарана, что впоследствии Falcom подсмотрят у игры при создании своей серии Ys. Тут-то нам на помощь приходит механика Атаки/Защиты. В режиме атаки Джим просто бежит на врагов с шашкой наголо и наносит максимальный урон, но получает в ответ тоже сполна. В режиме защиты же главный герой прячется за щитом и атакует слабо, но и побои терпит заметно дольше. В циркуляции этих двух режимов и кроется вся боевая система.
Исследование мира и решение загадок же обставлены в лучших традициях Tower of Druaga — игры, в заимствовании идей из которой Токихиро Найто признавался не раз. Другими словами, одну половину игрового процесса будет составлять поиск сундуков и применение их содержимого по мере сюжетной необходимости, а другую — «перетыкай всё подряд, прощупай каждый пиксель и надейся, что что-нибудь произойдёт». Сбор трёх фей — самый клинический случай последнего. Прощупать все деревья — это одно, но когда для продвижения по сюжету надо позволить вражескому магу попасть в героя огненным шаром восемь раз и после убить колдуна — это за гранью не только логики, но и банального перебора всех возможных вариантов.
Но главное достоинство переиздания — это Arrange Mode, в котором вся графика из оригинального выпуска игры для PC-8801 заменяется на перерисованную с нуля и очень приятную для глаз, а богомерзкий скрежет тамошних звуковых эффектов превращается в благозвучный саундтрек. В целом Hydlide — это сжатое и ёмкое приключение, растянутое высокой сложностью, нелогичными загадками и постоянной необходимостью в прокачке, — но если знать, что делать, то она вполне может доставить удовольствие, чему также поспособствуют обновлённая графика и дописанный специально для переиздания саундтрек.
А вот Hydlide II: Shine of Darkness перерисованной графикой не обзавелась, так и оставшись щеголять красотами образца 1985 года. Но вторая часть ролевого сериала от T&E Soft в принципе оказалась какой-то несчастливой, т.к. она до сих пор остаётся единственной игрой серии, официально никогда не выходившей на английском языке (если не считать локализацию версии для MSX от WOOMB.net). Не то чтобы в ней было много текста, но всё же...
Уже с порога игра демонстрирует свой качественный рост на фоне прародителя, предлагая игроку создать собственного персонажа, дать ему имя и раскидать базовый набор очков по трём основным характеристикам: здоровью, силе и магии, — и после высаживая его не на поляне, обдуваемой со всех сторон ветрами, а в небольшом городке, защищённом от внешней угрозы. Один только минус — начинаем своё приключение мы в чём мать родила, и для начала было бы неплохо разжиться хоть какой-нибудь экипировкой, в чём нам поможет неплохой стартовый баланс и магазин неподалёку.
Именно в Hydlide II впервые появилась система морали, а вместе с ней — возможность решать, кому из окружающих аборигенов стоит жить дальше, а кому придётся расстаться с кошельком вместе с жизнью. Да, по миру игры бродят не только монстры, но и обычные фермеры, солдаты, монахи и так далее, — и если вы будете слишком часто убивать гражданских или «добрых» монстров, то рано или поздно ни один продавец не захочет иметь с вами никакого дела. Из-за этого T&E Soft переосмыслили систему Атаки/Защиты. Теперь герой, находясь в режиме защиты, вообще не атакует, чтобы ненароком не задеть хорошего парня, а все боевые операции происходят в режиме атаки. И да, побеждает неприятелей герой всё так же с помощью искусства барана, просто бодая всё в округе. Также здесь впервые появилась магия, которая делится аж на три категории: атакующая, защитная и использующаяся из меню. Что интересно, именно отсюда система заклинаний перекочует обратно в первую часть, когда T&E Soft решат выпустить её для Famicom под названием Hydlide Special.
Но я совру, если скажу, что с игрой прямо всё хорошо. Там, где первая часть была сложной и сжатой, продолжение стало сложным и нудным. Из-за того что помимо опыта нам теперь приходится ещё и зарабатывать деньги на экипировку и прокачку, гринд в Hydlide II вышел за все границы разумного. Причём это не унылый гринд, как в jRPG со случайными сражениями, а очень нервный, вынуждающий постоянно быть как на иголках, успевать забегать врагам за спину и убивать их до того, как они убьют героя. А последнее здесь случается регулярно. Чтобы вы понимали пределы местного фарма: лампа, без которой в подземельях ничего не будет видно, стоит почти 2000 золота, а с одного монстра падает в среднем 20-40 монет. А ведь для фонаря ещё нужен керосин, который покупается отдельно...
Впрочем, самый кошмар — это исследование локаций. Токихиро Найто остался верен своему главному источнику вдохновения в лице Tower of Druaga и наполнил мир игры невидимыми загадками, о существовании которых без подсказки со стороны не догадываться можно бесконечно долго. Ударь пятнадцатый камень слева, сдвинь двадцатое надгробие справа... Но это всё цветочки по сравнению с тем, что творится в самих подземельях. Враги, не дающие покоя, — это одно, но зачем было делать невидимыми сундуки, телепорты и даже входы и выходы?! Нескончаемые стены — единственное, что может увидеть главный герой даже с фонариком. Карты в помощь, — но даже с ними приключение это будет очень и очень болезненным.
Hydlide 3: The Space Memories, завершающий сборник, вобрал в себя всё самое лучшее из предыдущих частей и наконец отказался от механики невидимых сюрпризов из Tower of Druaga в пользу более стандартного ролевого приключения с необходимостью взаимодействия между персонажами и решения задач, которые игра перед вами в кои-то веки будет явно ставить.
Как и в прошлой части, начинаем игру мы с создания собственного персонажа, — однако теперь вместо ручного раскидывания параметров игра предлагает выбрать один из четырёх классов, после чего сама бросает кости на каждый из статов. Если получившийся доброхот вам не понравится, персонажа можно перегенерировать и получить более комфортный расклад событий. Когда же вы будете довольны своим протеже, начнётся собственно само действо. И первое значительное изменение, которое вы увидите, — у героя появилась полноценная анимация атаки! Больше никакого боевого бодания.
Также из второй части вернулась система морали, за которой из-за необходимости больше времени уделять общению с NPC приходится теперь следить более тщательно. Hydlide 3 вообще очень богата на игровые механики. Тут вам и вышеупомянутая система морали, и реальное течение времени и следующая из этого динамическая смена дня и ночи, и система усталости, и система голода, и система веса. Для 1987 года, когда оригинальная игра вышла на MSX, подобный размах казался чем-то поистине невероятным.
Правда, наличие этих механик превращает игровой процесс в череду проблем, поиск решения которых возложен на плечи игрока. Сон в гостинице стоит кучу денег, нужно брать с собой на боевые вылазки провиант, который тоже не бесплатен, а ведь деньги ещё должны оставаться на новую экипировку, а для новой экипировки нужно ещё прокачиваться, иначе герой с места не сможет сдвинуться с новым мечом в руках.
Отсюда следует главная загвоздка — японский язык. Hydlide 3 — первая игра серии, для прохождения которой знание иероглифов крайне желательно. К сожалению, перевод на английский язык получили только версия на MSX и ремейк для Mega Drive, потерявший в названии цифру и получивший заголовок «Super Hydlide», — так что знакомство именно с этим изданием для многих будет иметь смысл только с прохождением под боком.
Что более важно, третья часть Hydlide, равно как и первая, получила Arrange Mode, в котором вся графика была полностью перерисована, а оригинальный саундтрек — уже изначально, кстати, очень хороший — наполнился богатством разных инструментов. Именно благодаря этой особенности переиздания Hydlide 3 образца 2001 года фактически стал идеальным вариантом для знакомства с игрой... Если бы только не языковой барьер.
Не меньший интерес представляют и дополнительные материалы, имеющиеся на диске с трилогией. Перепечатанные инструкции и советы по прохождению, архивные фотографии, выдержки из журналов, материалы по созданию игр серии. HYDLIDE 1・2・3 — это настоящая интерактивная сокровищница знаний о культовой серии Action RPG, задавшей импульс для жанра на годы вперёд.
Но это всё — события далёкого-далёкого прошлого. Для нас же главный интерес представляет то, что через 17 лет после выхода первой части T&E Soft выпустили для персональных компьютеров настоящий виртуальный музей серии, в который вошла вся основная трилогия... Кроме Virtual Hydlide, о которой, похоже, даже сами разработчики особо не стремятся вспоминать.
Компьютерная версия первой части Hydlide прибыла прямиком из издания 1999 года, приуроченного к 15-летию выхода оригинальной игры, и за прошедшие два года совершенно не поменялась. Hydlide рассказывает историю Джима — отважного, но исключительно хрупкого рыцаря, отправившегося в странствие по землям Фейриленда, чтобы проучить демона Варалиса и спасти принцессу. Стандартный набор базовых задач вашего субботнего утреннего спасителя мира.
Будучи Action RPG прямиком из 1984 года, Hydlide высаживает вашего протеже в чистом поле и оставляет разбираться с правилами местного мироздания самостоятельно. Впрочем, тут и правил-то особо нет: бодай всё, что движется, и старайся не умирать. Первое время, правда, соблюдать оба этих условия будет чрезвычайно сложно, ибо Джим смехотворно хрупок и с трудом выдерживает даже пару пропущенных ударов, а врагов нужно побеждать именно тактикой боевого тарана, что впоследствии Falcom подсмотрят у игры при создании своей серии Ys. Тут-то нам на помощь приходит механика Атаки/Защиты. В режиме атаки Джим просто бежит на врагов с шашкой наголо и наносит максимальный урон, но получает в ответ тоже сполна. В режиме защиты же главный герой прячется за щитом и атакует слабо, но и побои терпит заметно дольше. В циркуляции этих двух режимов и кроется вся боевая система.
Исследование мира и решение загадок же обставлены в лучших традициях Tower of Druaga — игры, в заимствовании идей из которой Токихиро Найто признавался не раз. Другими словами, одну половину игрового процесса будет составлять поиск сундуков и применение их содержимого по мере сюжетной необходимости, а другую — «перетыкай всё подряд, прощупай каждый пиксель и надейся, что что-нибудь произойдёт». Сбор трёх фей — самый клинический случай последнего. Прощупать все деревья — это одно, но когда для продвижения по сюжету надо позволить вражескому магу попасть в героя огненным шаром восемь раз и после убить колдуна — это за гранью не только логики, но и банального перебора всех возможных вариантов.
Но главное достоинство переиздания — это Arrange Mode, в котором вся графика из оригинального выпуска игры для PC-8801 заменяется на перерисованную с нуля и очень приятную для глаз, а богомерзкий скрежет тамошних звуковых эффектов превращается в благозвучный саундтрек. В целом Hydlide — это сжатое и ёмкое приключение, растянутое высокой сложностью, нелогичными загадками и постоянной необходимостью в прокачке, — но если знать, что делать, то она вполне может доставить удовольствие, чему также поспособствуют обновлённая графика и дописанный специально для переиздания саундтрек.
А вот Hydlide II: Shine of Darkness перерисованной графикой не обзавелась, так и оставшись щеголять красотами образца 1985 года. Но вторая часть ролевого сериала от T&E Soft в принципе оказалась какой-то несчастливой, т.к. она до сих пор остаётся единственной игрой серии, официально никогда не выходившей на английском языке (если не считать локализацию версии для MSX от WOOMB.net). Не то чтобы в ней было много текста, но всё же...
Уже с порога игра демонстрирует свой качественный рост на фоне прародителя, предлагая игроку создать собственного персонажа, дать ему имя и раскидать базовый набор очков по трём основным характеристикам: здоровью, силе и магии, — и после высаживая его не на поляне, обдуваемой со всех сторон ветрами, а в небольшом городке, защищённом от внешней угрозы. Один только минус — начинаем своё приключение мы в чём мать родила, и для начала было бы неплохо разжиться хоть какой-нибудь экипировкой, в чём нам поможет неплохой стартовый баланс и магазин неподалёку.
Именно в Hydlide II впервые появилась система морали, а вместе с ней — возможность решать, кому из окружающих аборигенов стоит жить дальше, а кому придётся расстаться с кошельком вместе с жизнью. Да, по миру игры бродят не только монстры, но и обычные фермеры, солдаты, монахи и так далее, — и если вы будете слишком часто убивать гражданских или «добрых» монстров, то рано или поздно ни один продавец не захочет иметь с вами никакого дела. Из-за этого T&E Soft переосмыслили систему Атаки/Защиты. Теперь герой, находясь в режиме защиты, вообще не атакует, чтобы ненароком не задеть хорошего парня, а все боевые операции происходят в режиме атаки. И да, побеждает неприятелей герой всё так же с помощью искусства барана, просто бодая всё в округе. Также здесь впервые появилась магия, которая делится аж на три категории: атакующая, защитная и использующаяся из меню. Что интересно, именно отсюда система заклинаний перекочует обратно в первую часть, когда T&E Soft решат выпустить её для Famicom под названием Hydlide Special.
Но я совру, если скажу, что с игрой прямо всё хорошо. Там, где первая часть была сложной и сжатой, продолжение стало сложным и нудным. Из-за того что помимо опыта нам теперь приходится ещё и зарабатывать деньги на экипировку и прокачку, гринд в Hydlide II вышел за все границы разумного. Причём это не унылый гринд, как в jRPG со случайными сражениями, а очень нервный, вынуждающий постоянно быть как на иголках, успевать забегать врагам за спину и убивать их до того, как они убьют героя. А последнее здесь случается регулярно. Чтобы вы понимали пределы местного фарма: лампа, без которой в подземельях ничего не будет видно, стоит почти 2000 золота, а с одного монстра падает в среднем 20-40 монет. А ведь для фонаря ещё нужен керосин, который покупается отдельно...
Впрочем, самый кошмар — это исследование локаций. Токихиро Найто остался верен своему главному источнику вдохновения в лице Tower of Druaga и наполнил мир игры невидимыми загадками, о существовании которых без подсказки со стороны не догадываться можно бесконечно долго. Ударь пятнадцатый камень слева, сдвинь двадцатое надгробие справа... Но это всё цветочки по сравнению с тем, что творится в самих подземельях. Враги, не дающие покоя, — это одно, но зачем было делать невидимыми сундуки, телепорты и даже входы и выходы?! Нескончаемые стены — единственное, что может увидеть главный герой даже с фонариком. Карты в помощь, — но даже с ними приключение это будет очень и очень болезненным.
Hydlide 3: The Space Memories, завершающий сборник, вобрал в себя всё самое лучшее из предыдущих частей и наконец отказался от механики невидимых сюрпризов из Tower of Druaga в пользу более стандартного ролевого приключения с необходимостью взаимодействия между персонажами и решения задач, которые игра перед вами в кои-то веки будет явно ставить.
Как и в прошлой части, начинаем игру мы с создания собственного персонажа, — однако теперь вместо ручного раскидывания параметров игра предлагает выбрать один из четырёх классов, после чего сама бросает кости на каждый из статов. Если получившийся доброхот вам не понравится, персонажа можно перегенерировать и получить более комфортный расклад событий. Когда же вы будете довольны своим протеже, начнётся собственно само действо. И первое значительное изменение, которое вы увидите, — у героя появилась полноценная анимация атаки! Больше никакого боевого бодания.
Также из второй части вернулась система морали, за которой из-за необходимости больше времени уделять общению с NPC приходится теперь следить более тщательно. Hydlide 3 вообще очень богата на игровые механики. Тут вам и вышеупомянутая система морали, и реальное течение времени и следующая из этого динамическая смена дня и ночи, и система усталости, и система голода, и система веса. Для 1987 года, когда оригинальная игра вышла на MSX, подобный размах казался чем-то поистине невероятным.
Правда, наличие этих механик превращает игровой процесс в череду проблем, поиск решения которых возложен на плечи игрока. Сон в гостинице стоит кучу денег, нужно брать с собой на боевые вылазки провиант, который тоже не бесплатен, а ведь деньги ещё должны оставаться на новую экипировку, а для новой экипировки нужно ещё прокачиваться, иначе герой с места не сможет сдвинуться с новым мечом в руках.
Отсюда следует главная загвоздка — японский язык. Hydlide 3 — первая игра серии, для прохождения которой знание иероглифов крайне желательно. К сожалению, перевод на английский язык получили только версия на MSX и ремейк для Mega Drive, потерявший в названии цифру и получивший заголовок «Super Hydlide», — так что знакомство именно с этим изданием для многих будет иметь смысл только с прохождением под боком.
Что более важно, третья часть Hydlide, равно как и первая, получила Arrange Mode, в котором вся графика была полностью перерисована, а оригинальный саундтрек — уже изначально, кстати, очень хороший — наполнился богатством разных инструментов. Именно благодаря этой особенности переиздания Hydlide 3 образца 2001 года фактически стал идеальным вариантом для знакомства с игрой... Если бы только не языковой барьер.
Не меньший интерес представляют и дополнительные материалы, имеющиеся на диске с трилогией. Перепечатанные инструкции и советы по прохождению, архивные фотографии, выдержки из журналов, материалы по созданию игр серии. HYDLIDE 1・2・3 — это настоящая интерактивная сокровищница знаний о культовой серии Action RPG, задавшей импульс для жанра на годы вперёд.
- Аудио-/видео-стиль:
Аниме - Особенность геймплея:
Бесконечные противники - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Япония
Южная Корея - Тематика:
Фэнтези - Технические детали:
Переработанное издание - Элемент жанра:
В реальном времени
Пошаговая - Язык:
日本語