Parsifal: A Medieval Fantasy World

Parsifal: A Medieval Fantasy World
Жанр: Adventure, Strategy
Разработчик: Mark Cassidy
Издатель: Mark Cassidy
Год выхода: 1992
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 2
  • 1
  • 7
Постоянных посетителей нашего сайта и просто любителей старых игр не удивишь находками давно забытых и утерянных редкостей – часто в сопровождении различных пафосных эпитетов на манер «феноменальная». Одни такие обретения случаются в результате многолетних целенаправленных поисков, другие – благодаря неожиданному пожертвованию какого-нибудь подпольного коллекционера, третьи же представляют собой устаревшие по многим параметрам детские или образовательные проекты, вызывающие сегодня интерес разве что в качестве исторических артефактов. Но изредка встречаются и особые случаи – ни на что иное не похожие и заслуживающие отдельного повествования.

Представленная на этой страничке игра принадлежит к весовой категории «инди», которая появилась отнюдь не в недавние времена. В эпоху BBS очень даже многие начинающие дизайнеры и программисты со всего мира не стеснялись выкладывать свои «пробы пера» во всеобщий доступ, часто распространяя таковые по модели Shareware или Donationware: никаких особых ограничений в бесплатной версии не имелось, но при желании можно было поддержать автора понравившейся вещи – и пожертвовать ему небольшую сумму, получив в ответ какую-нибудь улучшенную версию игры (разумеется, по почте и на дискете). С закатом упомянутой эпохи многие такие творения канули в Лету – и часто вполне заслуженно, никому не запомнившись и никого не успев увлечь. Похоже, что подобная участь ожидала и «Parsifal: A Medieval Fantasy World», несмотря на её весьма запоминающееся название: как ни странно, но при всём том значении, которое имела для становления и развития европейской культуры история, обработанная Кретьеном де Труа и многими его продолжателями, не говоря уже о чисто «квестовой» фабуле сказания о поисках Святого Грааля, тематика эта оказала на сегодняшнюю индустрию игростроения не такое уж и значительное влияние. Правда, в начале 2010-х годов на одном из англоязычных форумов по старым играм сразу несколько человек (в основном почему-то из Германии) объявили в розыск именно эту инди-игру не самой определённой жанровой принадлежности, удивляясь её совершенной неизвестности и отсутствию в свободном доступе. А что ещё более интересно, так это то, что на огонёк к ностальгирующим бородатым ветеранам заглянул сам создатель игры, американец Марк Кэссиди, который любезно пообещал вскоре поделиться её полной версией – и после единственного оставленного сообщения снова пропал на несколько лет. Впрочем, где-нибудь в недрах старых пользовательских ПК, а то и Всемирной сети данная маленькая и бесплатная игра, как и многие ей подобные, вполне могла и сохраниться, – вот только извлекать её на свет никто не спешил.

В самом конце 2020 года автор этих строк случайно обнаружил данную вещь в продаже на одном из популярных зарубежных аукционов – в виде одинокой дискеты на 5,25 дюйма из числа распространявшихся корпорацией The Software Labs. Её деятельность – ещё одна почти забытая сегодня страничка истории индустрии компьютерных развлечений: в начале 1990-х годов модемом для доступа к BBS мог похвастаться далеко не каждый домашний ПК, да и при наличии такого оборудования счёт за телефон достигал порой весьма внушительных сумм, – а потому в качестве альтернативы были довольно популярны такие Shareware-дистрибьюторы, работавшие по принципу «Посылторга» и позволявшие задёшево получить по почте и на дискетах десятки и сотни наименований игр самых различных жанров – в основном скромных и бесплатных по своей природе. И хотя подавляющее большинство подобных проектов – вещи до сих пор широко известные и общедоступные, нередко именно благодаря таким вот уцелевшим дискеткам и получается извлечь из вод забвения затерявшиеся там неведомые жемчужины. А если совсем повезёт, то и целый Святой Грааль.

«Parsifal: A Medieval Fantasy World» представляет собой своеобразную пошаговую тактическую стратегию, чем-то отчасти напоминающую замечательную немецкую дилогию «Little Kings», хотя при некотором желании её можно причислить и к аркадам, и к головоломкам, и даже к адвенчурам. В качестве нашей основной задачи выступает поиск семи разбросанных по карте фрагментов легендарной Чаши – путём управления своими войсками в роли Парсифаля и в противоборстве с полчищами некоего очень нехорошего Проклятого Архонта, как раз и похитившего священную реликвию, разбившего её на части и всячески препятствующего нам в деле её обретения. События датированы 1098 годом от Р. Х., однако обстановка тут – как можно догадаться по названию – не столько исторически-европейская, сколько вольно-сказочная: на нашей стороне, например, сражаются не одни привычные копейщики, рыцари и лучники, но ещё и дамы-щитоносицы, именуемые Эллазонами; в рядах противника состоят, кроме прочего, злобные и уродливые гоблины; ну а среди нейтральных существ, увлечённо занятых «войной всех против всех», замечены зубастые прямоходящие медведи, не менее опасные гигантские пауки и грозные драконы. Примечательной «изюминкой» проекта оказывается наличие смены дня и ночи – и даже времён года; в тёмное время суток на карте... правильно, темным-темно – хотя чёрным становится лишь фон, а все существа и достопримечательности всё же остаются видны, за исключением одних только гоблинов (которых, где-то скрытно затаившихся, приходится, таким образом, в эти часы опасаться вдвойне), – ну а наступление, скажем, весны или осени приводит, помимо косметических изменений в плане фона или, к примеру, листвы на деревьях, к появлению в случайных местах или исчезновению тех самых диких медведей, впадающих в зимнюю спячку или пробуждающихся от таковой.

Графика в игре – исключительно EGA, так что палитра не отличается цветастостью, но отторжение у любителя старых игр тоже вряд ли вызовет; разве что фигурки боевых единиц выглядят на карте в стратегической перспективе вида с высоты птичьего полёта несколько мелковато и не особо живописно: автор, являвшийся «профессиональным программистом» и затеявший всё это дело в качестве упражнения для освоения языка C++, рисовал все спрайты собственноручно. Впрочем, разобрать, кто есть кто, труда не составит: «наши» войска отличаются одеждой и доспехами в разнообразных оттенках красного, тогда как противники предпочитают экипировку синеватого колорита. Звуковые эффекты и музыка присутствуют, но выполнены силами PC Speaker и особого впечатления не производят.

Основное окно, занимающее бòльшую часть экрана, демонстрирует лишь фрагмент общей карты, чьё мини-изображение красуется в правом верхнем углу; вид автоматически смещается при выводе персонажа за пределы текущей рамки, но можно и передвинуть эту последнюю вручную, воспользовавшись клавишей «Х». За каждый ход дозволяется совершать лишь одно действие какой-либо из боевых единиц под нашим управлением (сдвиг карты, разумеется, не в счёт). Доступные команды перечислены в колонке слева: так, для передвижения служат клавиши со стрелками; выбирать активного воителя – всё теми же стрелками – позволяет клавиша «Z» (но только среди присутствующих на основном экране, – для выбора невидимых требуется специально сдвигать карту, как то было отмечено выше). Забавным способом заставить одновременно выступить в поход сразу двух своих подопечных или даже целую армию является передвижение «паровозиком»: один персонаж способен подталкивать в нужную сторону весь ряд стоящих перед ним бойцов.

«О» отвечает за местные настройки: помимо отключения звука, сохранения и загрузки игры (ячейка для этого одна-единственная) и обнуления списка рекордов здесь можно ещё и отрегулировать уровень сложности. Таковых в «Parsifal: A Medieval Fantasy World» три – «Easy», «Moderately tough» и «Hard», – и отличаются они степенью агрессивности войск Архонта, количеством выдаваемого нам за подвиги золота и интеллектуальными способностями нейтральных существ; по умолчанию выбран последний, хотя для использования в дошкольных образовательных учреждениях официально рекомендуется наиболее лёгкий режим, при котором стратегия превращается скорее в чистопородную адвенчуру. «Н» позволяет познакомиться со встроенным руководством пользователя, «Esc» выведет назад в систему, а «V» отобразит игровую статистику: календарь, размер нашего золотого запаса, состав обеих армий и количество оставшихся ещё на поле боя ничейных бонусов-достопримечательностей.

Этих последних здесь всего четыре разновидности. Помимо семи осколков Грааля (автор специально подчёркивает, что реликвия эта – голографическая, а потому каждый фрагмент выглядит точь-в-точь как цельная Чаша), на карте сравнительно часто встречаются сундуки с сокровищами, то бишь с золотыми монетами: таковые можно (и нужно) тратить на приобретение новых войск. Для этого предназначена ещё одна клавиша управления – «А»: за один золотой здесь получится нанять сразу двоих пехотинцев, а вот уже волшебник согласен примкнуть к нам лишь за четыре таких монеты. Кстати говоря, Архонт также временами способен пополнять свои войска без предупреждения, – и тогда они просто появляются из ниоткуда в случайном месте карты. Кроме того, где-то на просторах здешнего мира плохо лежат два легендарных драгоценных камня круглой формы и умопомрачительной стоимости (их предназначение пусть останется сюрпризом), а также и несколько экземпляров особого вида обмундирования – Священного доспеха Непокорённого.

В плане баланса и особенных умений и навыков различных родов войск творению Марка Кэссиди очень даже есть чем порадовать кандидата в Парсифали. Разновидностей боевых единиц всего девять; четыре из них могут входить в состав любой из сражающихся сторон. Пехотинцы-копейщики способны лишь атаковать врага «в лоб»; лучники обладают дистанционной атакой в пределах четырёх клеток: для её активации (естественно, ценой использования своего права хода) служит клавиша «S». Волшебники умеют перемещаться по воде в любое время года и владеют магией, способной превратить вражеского солдата в медведя (то есть в нейтральное существо, сразу готовое нападать на всё живое в поле своего зрения, включая бывших однополчан – весьма полезное оружие против скученных орд противника), – действует эта магия на то же самое расстояние в четыре клетки и с помощью той же команды «S», но уже не считаясь с какими бы то ни было преградами вроде разбросанных по карте деревьев или скал.

Рыцари помимо меча вооружены ещё и щитами, способными защитить от атаки с той стороны, в которую повёрнут боец (за исключением снежной лавины зимой или магических заклинаний); их фигурки сопровождаются на карте цифрой с обозначением уровня прочности этого элемента экипировки: при каждом отбитом нападении данный показатель (изначально равный четырём) уменьшается на единичку, а по достижении им нуля способность избегать урона ожидаемо исчезает насовсем. Той же особенностью защиты (но в ещё большей степени: целых семь единиц) обладают Эллазоны – те самые дамы-щитоносицы, представляющие собой уникальных солдат на службе у «красных»; не обладая возможностью атаковать противника напрямую, они способны зато сталкивать его в реку (попадание в воду в тёплый сезон летально для всех гуманоидов, за исключением магов!) или прямо в пасть к дикому медведю. Войско же «синих» отличается наличием в своём составе гоблинов: они беззащитны для атаки «в лоб», но несколько более агрессивны, чем люди, а также могут похвастаться отмеченной уже невидимостью в ночное время суток.

Оставшиеся три разновидности супостатов – нейтральные существа, бродящие по карте без какой бы то ни было цели и часто атакующие бойцов любой из армий, попавших в их поле зрения. Медведи нападают не всегда, а лишь когда голодны (и, разумеется, не зимой); пауки захватывают неосторожных прохожих в паутину (но могут быть спугнуты щитами); ну а огнедышащие драконы вообще неуязвимы для стрел и мечей и могут быть побеждены лишь легендарным доспехом Непокорённого. Этот последний способны подбирать лишь красные рыцари, которые таким образом превращаются в своего рода «ходячие крепости», получая защиту против стрел со всех сторон и без ограничений на число блокировок, а равно и возможность пробивать щиты и драконью чешую. Стоит также добавить, что ничего похожего на показатели «здоровья» или «атаки» в игре нет: можно либо избежать урона при наличии какой-никакой брони, либо погибнуть от первого же полученного удара.

В исходной бесплатной версии карта у нас одна-единственная, и расположение на ней вражеских замков, драконьих логов и даже сокровищ практически не изменяется от игры к игре, – хотя, конечно же, спонтанное передвижение войск противника определяется всякий раз (и ход) отчасти случайным образом. На момент старта под нашим руководством находится всего трое бойцов самых простых классов, тогда как Архонт имеет в своём распоряжении целую армаду из почти семи десятков воинов всех рангов, – и это ещё не говоря о формально нейтральных, но на деле не менее враждебных и опасных медведях, пауках и драконах! На высоких уровнях сложности разобраться со всем этим зоопарком окажется совсем не просто. К счастью, вскоре после появления «Parsifal: A Medieval Fantasy World» на сайте Old-Games.ru автор игры любезно поделился с нами зарегистрированной её версией – «коллекционным изданием», которое (по теории) высылалось пользователям в ответ на взнос в 14,95 долл. Так что отныне все желающие могут испытать свои силы в бонусных сценариях, выбираемых сразу после запуска: к нашим услугам – четыре дополнительных карты!

В заключение стоит заметить, что «Parsifal: A Medieval Fantasy World», несмотря на простоту внешнего вида и незамысловатость процесса, вполне способна увлечь любителя старых самобытных проектов – и благодаря своим любопытным особенностям по части тактики, и в качестве феноменальной (вы же не думали, что дело обойдётся без данного эпитета, правда?) редкости. Наши самые настоятельные рекомендации!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.