Издательство Cedic-Nathan стало в 1980-х годах одним из пионеров в области франкоязычного образовательного ПО, выпустив – в рамках национального проекта ускоренной компьютеризации начальных и средних школ «Информатика для всех» – целый комплекс обучающих программ под общим заголовком «Nathan Ecoles». Сразу заметим, что на фоне чуть более поздних аналогичных разработок Coktel Vision, Retz, Carraz или Generation 5 эти первые птенчики поджанра edutainment выглядят предельно скромно и аскетично, да и собственно игрового процесса тут весьма и весьма немного.
«Français CM2», призванная способствовать изучению родного языка в самом старшем классе французской пятилетней начальной школы – CM2 (Cours moyen 2), т.е. в кругу детей возрастом около десяти лет, обещает нам на своей обложке «50 упражнений и 2 развлечения». Разумеется, оба последних также ориентированы прежде всего на образовательные цели. Первая мини-игра называется «Classement Alphabétique»: целью является расстановка ряда слов в алфавитном порядке. Помогать нам в этом деле будет – совершенно неожиданно – фигурка Чарли Чаплина, представленная в виде профиля жёлтого или зелёного цвета на синем или чёрном фоне (графика здесь – CGA или EGA, да и то преимущественно текстовая). Первым делом следует выбрать уровень сложности из четырёх вариантов – нажатием соответствующей цифры на клавиатуре, а затем и «ввода» для подтверждения (необходимость совершать последнее действие символизирует часто появляющийся в каком-либо углу экрана символ стрелки в квадратной рамке); кроме того, «F1» позволяет получить инструкцию по управлению и игровому процессу, а «F2» запускает предназначенный явно для учителей режим редактора с возможностью задавать свои собственные наборы задачек. Впрочем, и выводящиеся по умолчанию тут вполне разнообразны: перед выбравшими самый лёгкий путь в науку предстанут простые и понятные слова, начинающиеся с самых разных букв, тогда как предпочитающие загадки позаковыристее получат список из сложных и весьма похожих терминов, отличающихся друг от друга лишь начиная с четвёртого по счёту символа.
Следующий экран предложит нам собственно игру: справа в столбик отображаются восемь слов, расположенных в случайном порядке; слева виднеется ровно столько же пустых ячеек для заполнения в строгой очерёдности от «А» до «Z» сверху вниз; ну а посередине красуется наш рабочий инструмент – нечто вроде грузового лифта. Управление интуитивным и удобным назвать сложно: клавиша «ввод» передвигает подъёмник (изначально находящийся внизу, на «первом этаже») вверх на одно деление; чтобы переключить направление его перемещения, нажать требуется «звёздочку» («*»), – текущий режим движения выделен в левом нижнем углу, и при его смене фигурка Чарли, как раз занятого управлением лифтом, отбегает в этот самый угол и тянет за невидимый рычаг.
Для взятия слова из правой колонки и размещения его в левой служат соответствующие стрелки на клавиатуре. Любопытно, что сочетание букв, находящееся в данный момент на лифте, невидимо, – при желании имя «пассажира» можно освежить в памяти, нажав клавишу «V», однако такая подсказка карается штрафными очками! Дело в том, что при расположении слов по «алфавитным этажам» мы ещё и преследуем цель набрать как можно больше баллов: изначальное их количество равно ста и демонстрируется в правом нижнем углу, но уменьшается на четыре при каждом «просмотре» заранее взятого набора символов и при каждом же переключении направления движения лифта. Разумеется, наказываются и неправильные действия, т.е. попытки «высадить» слово не на том этаже, который соответствует его начальным буквам в сравнении с остальными кандидатами, – путём увеличения отдельного счётчика ошибок («Malus»), видного прямо под показателем оставшихся у нас очков («Bonus»).
Второе здешнее развлечение даже менее примечательно: в «Mémotex» требуется всего лишь запечатлеть в уме выводимый на экране целый текст из нескольких предложений, а затем, когда все буквы сменятся призывными дефисами, воспроизвести его по памяти, набирая вручную слово за словом. К счастью, при этом предусмотрена возможность и «подглядеть» нужный результат, никак не наказываемая: нажатие «F1» на пару мгновений вернёт все литеры на их законные места. А вот ещё одно опциональное действие – отказ от текущего слова и переход к следующему («F2») – сопровождается уже увеличением на единичку счётчика ошибок, – как, разумеется, и просто ввод неправильного слова, включая всевозможные случайные опечатки.
Что же касается режима «упражнений», то к играм местные задачки уже никак не причислишь: здесь нужно, например, ответить на вопросы по правилам правописания, вводя вручную «vrai» или «faux», или же преобразовать один набор слов в другой путём замены суффиксов, – ну и т. д. В общем, заинтересовать «Nathan Ecoles: Français CM2» может сегодня разве что горячих поклонников проектов 1980-х, изучающих французский язык – и при этом уже знающих его на весьма завидном для иностранца уровне. Если же к числу столь узкой аудитории вы не относитесь и древние образовательные игры не коллекционируете, то можете смело проходить мимо творения Cedic-Nathan: в том же самом жанре за прошедшие годы было создано немало куда более примечательных вещей.
«Français CM2», призванная способствовать изучению родного языка в самом старшем классе французской пятилетней начальной школы – CM2 (Cours moyen 2), т.е. в кругу детей возрастом около десяти лет, обещает нам на своей обложке «50 упражнений и 2 развлечения». Разумеется, оба последних также ориентированы прежде всего на образовательные цели. Первая мини-игра называется «Classement Alphabétique»: целью является расстановка ряда слов в алфавитном порядке. Помогать нам в этом деле будет – совершенно неожиданно – фигурка Чарли Чаплина, представленная в виде профиля жёлтого или зелёного цвета на синем или чёрном фоне (графика здесь – CGA или EGA, да и то преимущественно текстовая). Первым делом следует выбрать уровень сложности из четырёх вариантов – нажатием соответствующей цифры на клавиатуре, а затем и «ввода» для подтверждения (необходимость совершать последнее действие символизирует часто появляющийся в каком-либо углу экрана символ стрелки в квадратной рамке); кроме того, «F1» позволяет получить инструкцию по управлению и игровому процессу, а «F2» запускает предназначенный явно для учителей режим редактора с возможностью задавать свои собственные наборы задачек. Впрочем, и выводящиеся по умолчанию тут вполне разнообразны: перед выбравшими самый лёгкий путь в науку предстанут простые и понятные слова, начинающиеся с самых разных букв, тогда как предпочитающие загадки позаковыристее получат список из сложных и весьма похожих терминов, отличающихся друг от друга лишь начиная с четвёртого по счёту символа.
Следующий экран предложит нам собственно игру: справа в столбик отображаются восемь слов, расположенных в случайном порядке; слева виднеется ровно столько же пустых ячеек для заполнения в строгой очерёдности от «А» до «Z» сверху вниз; ну а посередине красуется наш рабочий инструмент – нечто вроде грузового лифта. Управление интуитивным и удобным назвать сложно: клавиша «ввод» передвигает подъёмник (изначально находящийся внизу, на «первом этаже») вверх на одно деление; чтобы переключить направление его перемещения, нажать требуется «звёздочку» («*»), – текущий режим движения выделен в левом нижнем углу, и при его смене фигурка Чарли, как раз занятого управлением лифтом, отбегает в этот самый угол и тянет за невидимый рычаг.
Для взятия слова из правой колонки и размещения его в левой служат соответствующие стрелки на клавиатуре. Любопытно, что сочетание букв, находящееся в данный момент на лифте, невидимо, – при желании имя «пассажира» можно освежить в памяти, нажав клавишу «V», однако такая подсказка карается штрафными очками! Дело в том, что при расположении слов по «алфавитным этажам» мы ещё и преследуем цель набрать как можно больше баллов: изначальное их количество равно ста и демонстрируется в правом нижнем углу, но уменьшается на четыре при каждом «просмотре» заранее взятого набора символов и при каждом же переключении направления движения лифта. Разумеется, наказываются и неправильные действия, т.е. попытки «высадить» слово не на том этаже, который соответствует его начальным буквам в сравнении с остальными кандидатами, – путём увеличения отдельного счётчика ошибок («Malus»), видного прямо под показателем оставшихся у нас очков («Bonus»).
Второе здешнее развлечение даже менее примечательно: в «Mémotex» требуется всего лишь запечатлеть в уме выводимый на экране целый текст из нескольких предложений, а затем, когда все буквы сменятся призывными дефисами, воспроизвести его по памяти, набирая вручную слово за словом. К счастью, при этом предусмотрена возможность и «подглядеть» нужный результат, никак не наказываемая: нажатие «F1» на пару мгновений вернёт все литеры на их законные места. А вот ещё одно опциональное действие – отказ от текущего слова и переход к следующему («F2») – сопровождается уже увеличением на единичку счётчика ошибок, – как, разумеется, и просто ввод неправильного слова, включая всевозможные случайные опечатки.
Что же касается режима «упражнений», то к играм местные задачки уже никак не причислишь: здесь нужно, например, ответить на вопросы по правилам правописания, вводя вручную «vrai» или «faux», или же преобразовать один набор слов в другой путём замены суффиксов, – ну и т. д. В общем, заинтересовать «Nathan Ecoles: Français CM2» может сегодня разве что горячих поклонников проектов 1980-х, изучающих французский язык – и при этом уже знающих его на весьма завидном для иностранца уровне. Если же к числу столь узкой аудитории вы не относитесь и древние образовательные игры не коллекционируете, то можете смело проходить мимо творения Cedic-Nathan: в том же самом жанре за прошедшие годы было создано немало куда более примечательных вещей.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная
Парсерный ввод - Страна или регион происхождения:
Франция - Язык:
Français