Братская помощь

Brotherly Aid
Братская помощь
Жанр: Action
Разработчик: ConscienceWare
Издатель: ConscienceWare
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 1 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 2.60 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Когда запускаешь Brotherly Aid и начинаешь играть, недоумение постепенно обволакивает сознание. "Как это может быть, кто это сделал?", – звучат голоса в голове. Но это есть, и это – несмотря на воистину чудовищное управление и мерзкую сущность – способно заинтересовать особо терпеливых игроков и коллекционеров диковинок, дикостей, редкостей. Это – советский антисоветский (да-да, именно так) рельсовый шутер от первого лица о войне в Афганистане.

Прежде всего следует сказать, что игра выполнена в, как может показаться, сатирическом ключе, - однако впоследствии становится ясно, что это никакая не сатира, а чистой воды клевета. Сначала - относительно безобидная предыстория: вместо Афганистана здесь усреднённый Шайтанистан, а точнее – Всенародная Наидемократичнейшая Республика Шайтанистан. И вот боец армии неназванной, но угадываемой страны (СССР) должен на БТРе прорваться из столицы – Шайтанабада – в осаждённый бандитами Файзахар. Зачем, спросите вы? А затем, чтобы доставить груз игрушек и леденцов для местных детей. Наверняка проницательный читатель уже мог заподозрить что-то неладное, и так оно и выясняется в финале: игрушки и сладости оказываются минами, а цель всей операции – не гуманитарная помощь, а геноцид.

Кем была сделана эта игра и как она распространялась – неизвестно, но ясно одно: авторы придерживались очевидно антисоветских (и не пацифистских или диссидентских, а именно антисоветских) настроений и не стеснялись прибегать в своём деле ко лжи. Разумеется, преступления против мирного населения со стороны советской армии были, равно как и их последующая очень спорная амнистия (о которой разработчики не могли знать, так как игра вышла раньше), – но это лишь самоуправство отдельных солдат, какое имеет место на любых войнах: ни о каких военных операциях, преследующих подобные цели, говорить недопустимо.

Ну а теперь о самой игре. Brotherly Aid, она же "Братская помощь", – это, как уже было сказано, рельсовый шутер от первого лица, но с технической точки зрения – на дворе ведь 1989 год – клон Paratrooper, только с совсем иным поведением врагов (никто не высаживается и так далее), некоторыми геймплейными новшествами и графикой, создающей ощущение трёхмерности за счёт перспективы. Так что, несмотря на то что БТР едет вперёд, фон на каждом уровне статичный, только мелькают столбики да другие объекты вдоль дороги.

Под управлением игрока de facto оказывается упомянутая единица военной техники, однако авторы не поленились дать "красочное" описание и главному герою. Запустившему "Братскую помощь" предлагается отождествить себя со "славным парнем из предместья, который никогда не корпел над учебниками, зато рос сильным, смелым и ловким, всегда готовым съездить кому-нибудь по балде арматурой, вздёрнуть кошку или прокатиться с ветерком на чужом мотоцикле". А если учесть, что отвечать надо и за езду, и за пулемёт, и за пушку, то окажется, что "славный парень из предместья" – ещё и десятирукий мутант, способный в одиночку заменить весь экипаж боевой машины. Если вы готовы примерить на себя такое амплуа – то мы продолжаем.

Всего в игре шесть уровней, доступных сразу. Каждый этап – это участок пути между двумя вышеупомянутыми городами. Экран всегда разделён линией горизонта на статичный фон в верхней половине и уходящую вдаль дорогу в нижней. На фоне виднеются горы, на которых постоянно появляются фигурки солдат, ведущих огонь, или же мирных жителей, в том числе детей (но наказания за их убийство нет). Никакого счётчика здоровья не имеется: гибель происходит с одного или нескольких ранений, но попадают враги редко и по малопонятному принципу. В любом случае от солдат следует оперативно избавляться с помощью пулемёта. Начиная с третьей миссии вдоль дороги справа иногда мелькают дома, за которыми может прятаться (а может и не прятаться) моджахед с гранатой. Если он там есть, игра будет проиграна. По левую сторону порой оказываются жители, кидающие букеты под колёса, - но иногда в них будут спрятаны гранаты, что также приведёт к провалу. Знать заранее ничего нельзя, поэтому и дома, и жителей с цветами нужно расстреливать (да, вот так), пока они по достижении нижнего края экрана не поравняются с БТРом. Здания уничтожаются только выстрелами из пушки, а с "цветочниками" может справиться и пулемёт. Наконец, на самой дороге регулярно попадаются мины, которые могут оказаться как настоящими, то есть смертельно опасными, так и безобидными экскрементами верблюдов (!). Узнать заблаговременно это опять же невозможно, - а потому лучше не испытывать судьбу и устранять четыре пикселя, изображающие эти объекты, заранее.

А теперь - как всё это работает; самая настоящая червивая вишенка на заплесневелом торте. Управление не то чтобы нетривиальное, – оно просто дикое. Чем думали те, кто это сделал, неясно, - но в итоге мы получили зубодробительную – нет, пальцедробительную! – жуть, в которую нужно играть минимум тремя руками. Начало и прекращение стрельбы из пулемёта - F8; поворот турели влево/вправо до упора - F9/F10; остановка машины (например, для уничтожения мины или здания) и начало движения – F4; выбор одного из трёх режимов скорости БТРа – F5; пауза – F7; вызов карты – F6; вызов вертолёта, который способен помочь в устранении полчищ солдат на горах, – F3. А теперь попробуйте расставить пальцы так, чтобы было удобно хотя бы вращать турель и тормозить, – естественно, пальцы только левой руки, потому что правая будет занята пушкой, которая управляется отдельно с помощью Num-стрелок для движения прицела по экрану (!!!) и кнопки Ins, отвечающей за огонь (!!!). При этом пушка и пулемёт часто вступают в конфликт, затормаживая друг друга, а прицел первой то перемещается очень медленно и прерывисто, то начинает двигаться без остановки. Желающие могут и вовсе вводить для некоторых действий словесные команды (!!!), например "вызови вертолёт". В остальное время в строке парсерного ввода пишутся комментарии о том, что происходит в игре, причём помимо нормальных информативных сообщений есть и откровенно изуверские вещи, которые не несут никакого практического смысла, – например, при убийстве ребёнка (таковые, как сказано выше, появляются среди солдат и мирных жителей на горах) читаем: "Убивать детей ещё приятнее, чем делать их". Цели подобного неясны и вообще едва ли могут быть сформулированы. Повторим, что наказания за это не предусмотрено, а также - опять-таки повторим, – что это не может быть критикой амнистии советских солдат, потому что игра вышла раньше неё.

В качестве дополнительного усложнения здесь ограничены патроны и топливо, хотя эти лимиты и не суровы.

Графика на фоне других советских игр для DOS всё-таки хороша. Если же учесть, что "Братская помощь" сделана явно подпольно, то визуальное содержание и вовсе достойно высшей оценки (что нисколько не повлияет на очевидный итоговый один балл). Звуковое сопровождение – сыгранная PC Speaker'ом мелодия песни "Белая армия, чёрный барон" (она же "Красная Армия всех сильней"), которая слышна в заставке, и небольшие реакции на проигрыши. Основное действие проходит в тишине. Игра поддерживает как русский, так и английский языки.

Оценка "Братской помощи", которая берётся в кавычки отнюдь не только из-за того, что это название, – безусловный один балл. Оригинальная, однако отличающаяся феноменально плохим управлением и гадкая по своей сути игра, которая будет в коллекции сайта чем-то вроде уродца в колбе с формалином.
Автор обзора: Вендиго
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
игрушки и сладости оказываются минами, а цель всей операции – не гуманитарная помощь, а геноцид.
Случайно узнал, что об этом писали в New York Times в 1985 году -

И действительно, по меньшей мере одна заметка за 10 декабря 1985 года находится через поиск в сети - Opinion | Soviet Toys of Death (Published 1985)
Автор, собравший, как он утверждал, свидетельства - Felix Ermacora - Wikipedia (на Википедии, однако, не указано что он австриец и эксперт по правовым вопросам, что упоминается в заметке выше).
Возможно предположить, что авторы игры откуда-то об этом узнали и решили сделать основой для игры, то есть они сами ничего не выдумывали. Что, однако, вызывает к ним другие вопросы, не имеющие к игре отношения.
А ведь хорошая игра, судя по описанию.
Uka
они не виноваты в том, что прогресс пошёл иным путём. Это просто случайность, что кому-то удалось "угадать" этот путь, а кому-то - нет.
Людям, которые хотят просто запустить и поиграть, пусть и на пять минут, от этого не легче.
@Вендиго, на мой взгляд, упрёк совсем не справедливый! Разработчики - не провидцы, они работают с тем оборудованием, которое у них есть на данный момент. Например, многие старые игры заточены под джойстики, которые сегодня не так просто эмулировать, тогда как поддержка мыши появляется уже позднее.
Или, скажем, одни игры под Windows 95/98 сегодня отлично работают даже на 64-битных 7/8/10, а другие перестали идти уже на ХР. Конечно, первый вариант лучше, но разве можно обвинять авторов игр второго типа? Никоим образом: они не виноваты в том, что прогресс пошёл иным путём. Это просто случайность, что кому-то удалось "угадать" этот путь, а кому-то - нет.
@Uka, хотя нет, справедливый, потому что абсолютного большинства DOS-игр того периода сейчас проблем не возникает. А значит, и авторы "Братской помощи", и Barbarian могли сделать иначе. Другие сделали, а они нет.