Ирландская компания, выбравшая себе скучную вывеску School Software, но зато располагавшаяся в городе с весёлым названием Лимерик, известна в узких кругах знатоков и любителей старых игр по выпущенным ею в середине – конце 1980-х годов многочисленным обучающим (и отчасти развлекательным) программам из самых различных областей школьных знаний. Выглядели они весьма неказисто – особенно на фоне своих британских и французских собратьев по жанру, – широкой популярности не снискали и вскоре после выхода были благополучно забыты (а то и просто утеряны). Тем более примечательным и необычным выглядит факт появления из недр этой компании игры пусть и формально детской-обучающей (и предназначенной для пользователей возрастом от пяти до десяти лет), но на деле представляющей собой практически полноценную адвенчуру – «The Three Bears». В своё время версия для Amstrad CPC, изданная ранее воплощений для других платформ, удостоилась чуть ли не восторженных отзывов от немногочисленных рецензентов, усмотревших в ней всего лишь один-единственный недостаток: завышенную стоимость. И в самом деле: будучи портирована на IBM PC, Atari ST и Amiga, эта вещь предлагалась в весьма скромной комплектации из одной только дискетки и без руководства пользователя за целых 22,95 фунта, – в переводе на современные (2021 года) деньги это эквивалентно более чем восьми десяткам долларов США! Неудивительно, что оценить это любопытное приключение смогли лишь очень немногие из современников.
Сразу заметим, что в DOS-варианте поддерживается лишь графика уровня CGA, – как результат, на нашей родной платформе «The Three Bears» выглядит куда хуже, чем в оригинале для Amstrad CPC (в качестве утешения можно добавить, что даже гордые владельцы Atari ST были вынуждены довольствоваться всё той же скудной четырёхцветной палитрой), а какого бы то ни было звукового или музыкального сопровождения тут и вовсе не замечено. Тем не менее игра привлекает с самого начала: несмотря на заголовок, напоминающий о широко известной одноимённой сказке, на самом деле нам предлагается принять участие в весьма оригинальной и самобытной истории. Завязка заключается в следующем: проходя мимо домика своих друзей – Трёх Медведей (семьи из папы, мамы и маленького сына), невидимый и безымянный протагонист заглядывает в гости – и обнаруживает одних только горько плачущих родителей. Медвежонок по недосмотру старших отправился гулять один в тёмный лес – и был похищен злой и уродливой ведьмой! Естественно, протагонист берётся его разыскать и спасти.
Сюжет подаётся крупными и немногословными строками текста; временами встречаются и полноэкранные иллюстрации – грубоватые и напоминающие скорее начало, нежели конец 1980-х, но всё же по-своему милые. Для продвижения далее по «сценарию» иногда достаточно просто нажимать пробел, но часто приходится и вводить команды с клавиатуры: как «Y» для согласия с каким-либо предлагаемым игрой действием (или «N» для отказа от такового), так и почти что полноценные распоряжения – например, об использовании в данном месте того или иного предмета, название которого набирается вручную и подтверждается «вводом». Первое время ответы, ожидающиеся от юного пользователя, носят чисто формальный характер: так, если отреагировать отрицательно на предложение заглянуть в дом Трёх Медведей, игра иронично возразит: «Ну конечно же ты хочешь войти внутрь», да и ясно выраженный отказ друзьям в помощи будет сознательно проигнорирован («Хорошие дети всегда помогают!»).
Однако уже после такого вольного или невольного согласия мы оказываемся... на настоящей карте здешнего игрового мира – с необходимостью вручную прописывать пункт назначения из нескольких возможных. Да: «The Three Bears» способна похвастаться редкой для своего жанра нелинейностью – но зато и всевозможными ситуациями сюжетных тупиков и просто гибели персонажа (разумеется, невидимой и бескровной), по состоянию на конец 1980-х бывшими ещё стандартом индустрии, а не дурным тоном в интерактивном компьютерном повествовании. Имеется тут даже и инвентарь: вызвать перечень содержимого своих карманов нельзя, он демонстрируется автоматически при переходе из одной локации в другую, – зато использовать свои вещи в подходящих местах придётся не раз и не два. Во время странствий будут у нас и неожиданные встречи на пути, и возможность использовать какое-никакое волшебное заклинание или съесть что-нибудь вкусненькое, и общение с разными диковинными персонажами, и решение простейших головоломок... Ну и, естественно, всё те же случаи преждевременного и не самого успешного завершения игры, после которого можно лишь начать всё сначала (сохранения своего прогресса планом не предусмотрены).
Разумеется, «The Three Bears» предназначалась для самых юных (пусть и умеющих уже читать) пользователей, а значит, по определению не отличается ни особой сложностью (по меркам 1980-х), ни продолжительностью (уже и с современной точки зрения). И всё же оценить её можно исключительно на «отлично»: представьте себе, скажем, незабвенный «Zork», но адаптированный для младшего школьного возраста, а потому и весьма сокращённый и упрощённый! Да даже и взрослым любителям приключений, непривычным к суровым реалиям эпохи самого зарождения жанра, знакомство с забытым творением School Software может принести сегодня немало удовольствия. Тем более что – опять-таки – перед нами цифровая премьера на Old-Games.ru: вплоть до появления этой игры на нашем сайте о её существовании в исполнении для РС мало кто знал или помнил.
Сразу заметим, что в DOS-варианте поддерживается лишь графика уровня CGA, – как результат, на нашей родной платформе «The Three Bears» выглядит куда хуже, чем в оригинале для Amstrad CPC (в качестве утешения можно добавить, что даже гордые владельцы Atari ST были вынуждены довольствоваться всё той же скудной четырёхцветной палитрой), а какого бы то ни было звукового или музыкального сопровождения тут и вовсе не замечено. Тем не менее игра привлекает с самого начала: несмотря на заголовок, напоминающий о широко известной одноимённой сказке, на самом деле нам предлагается принять участие в весьма оригинальной и самобытной истории. Завязка заключается в следующем: проходя мимо домика своих друзей – Трёх Медведей (семьи из папы, мамы и маленького сына), невидимый и безымянный протагонист заглядывает в гости – и обнаруживает одних только горько плачущих родителей. Медвежонок по недосмотру старших отправился гулять один в тёмный лес – и был похищен злой и уродливой ведьмой! Естественно, протагонист берётся его разыскать и спасти.
Сюжет подаётся крупными и немногословными строками текста; временами встречаются и полноэкранные иллюстрации – грубоватые и напоминающие скорее начало, нежели конец 1980-х, но всё же по-своему милые. Для продвижения далее по «сценарию» иногда достаточно просто нажимать пробел, но часто приходится и вводить команды с клавиатуры: как «Y» для согласия с каким-либо предлагаемым игрой действием (или «N» для отказа от такового), так и почти что полноценные распоряжения – например, об использовании в данном месте того или иного предмета, название которого набирается вручную и подтверждается «вводом». Первое время ответы, ожидающиеся от юного пользователя, носят чисто формальный характер: так, если отреагировать отрицательно на предложение заглянуть в дом Трёх Медведей, игра иронично возразит: «Ну конечно же ты хочешь войти внутрь», да и ясно выраженный отказ друзьям в помощи будет сознательно проигнорирован («Хорошие дети всегда помогают!»).
Однако уже после такого вольного или невольного согласия мы оказываемся... на настоящей карте здешнего игрового мира – с необходимостью вручную прописывать пункт назначения из нескольких возможных. Да: «The Three Bears» способна похвастаться редкой для своего жанра нелинейностью – но зато и всевозможными ситуациями сюжетных тупиков и просто гибели персонажа (разумеется, невидимой и бескровной), по состоянию на конец 1980-х бывшими ещё стандартом индустрии, а не дурным тоном в интерактивном компьютерном повествовании. Имеется тут даже и инвентарь: вызвать перечень содержимого своих карманов нельзя, он демонстрируется автоматически при переходе из одной локации в другую, – зато использовать свои вещи в подходящих местах придётся не раз и не два. Во время странствий будут у нас и неожиданные встречи на пути, и возможность использовать какое-никакое волшебное заклинание или съесть что-нибудь вкусненькое, и общение с разными диковинными персонажами, и решение простейших головоломок... Ну и, естественно, всё те же случаи преждевременного и не самого успешного завершения игры, после которого можно лишь начать всё сначала (сохранения своего прогресса планом не предусмотрены).
Разумеется, «The Three Bears» предназначалась для самых юных (пусть и умеющих уже читать) пользователей, а значит, по определению не отличается ни особой сложностью (по меркам 1980-х), ни продолжительностью (уже и с современной точки зрения). И всё же оценить её можно исключительно на «отлично»: представьте себе, скажем, незабвенный «Zork», но адаптированный для младшего школьного возраста, а потому и весьма сокращённый и упрощённый! Да даже и взрослым любителям приключений, непривычным к суровым реалиям эпохи самого зарождения жанра, знакомство с забытым творением School Software может принести сегодня немало удовольствия. Тем более что – опять-таки – перед нами цифровая премьера на Old-Games.ru: вплоть до появления этой игры на нашем сайте о её существовании в исполнении для РС мало кто знал или помнил.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Парсерный ввод
Наличие тупиков - Страна или регион происхождения:
Ирландия - Тематика:
Сказки - Язык:
English