Британская текстовая адвенчура – наиболее доступный для новичков представитель целой серии подобных игр, примечательных прежде всего своей немыслимой раритетностью.
Брайан Коттон создал сразу несколько таких «интерактивных историй» ещё почти на самой заре коммерческого игростроения, в 1981–83 годах, – издавались они компанией со скромным названием Supersoft для домашних компьютеров Commodore Pet. Одной из примечательных особенностей представителей жанра Interactive Fiction в те годы было полное отсутствие так называемого «морального устаревания»: эти вещи оставались в продаже в течение как минимум целого десятилетия, а в 1986–87 гг. даже удостоились своего рода «ремейков», появившихся – помимо изначальной платформы – ещё и на Commodore 64 и PLUS4, Amstrad CPC и Amstrad PCW, а также и на IBM PC, причём под специально созданной для них издательско-торговой маркой Classic Quests. По некоторым слухам, в 1991 году уже сама Supersoft выпустила ещё и улучшенные версии с добавлением звуковых эффектов, – впрочем, несмотря на неоднократные переиздания, а также и на активную дистрибуцию, скажем, в Австралии, все эти пять работ Брайана Коттона явно выходили сравнительно небольшими тиражами и являются на сегодня чрезвычайно редкими. До появления PC-изданий у нас на сайте осенью 2021 года были доступны только три из пяти игр, да и то лишь в исполнении для Amstrad CPC и Commodore 64, – ну а само существование всех прочих и вовсе проходило по разряду мифов и легенд народов мира.
«Goblin Towers» – самая первая из игр серии «Classic Quests», но не по времени своего создания, а по уровню сложности: всё здесь предельно кратко и относительно просто (разумеется, по меркам жанра). Действие разворачивается в стандартном средневеково-фантазийном мире, а сюжет игры укладывается в пару абзацев на обложке или в рекламном каталоге, хотя доступен к ознакомлению и в самой игре – но не в заставке, а из газеты, присутствующей на стартовой локации. Итак, по слухам, в центре ближайшего дремучего леса скрывается некий древний замок, полный сокровищ, – однако чудовища и прочие опасности тоже прилагаются, судя по тому, что никто из искателей приключений, отправившихся на поиски богатств, назад так и не вернулся. Как нетрудно догадаться, в роли безымянного героя, обитающего в домике у того самого леса, нам предстоит заняться исследованием замка и экспроприацией имущества его владельцев: постановка задачи предельно схематична и почти что буквально воспроизводит фабулу зачинателей жанра в лице эпонимной «Adventure» и даже «Zork». Разве что в заведомо меньших масштабах: сокровищ тут всего семь (против соответственно пятнадцати и двадцати в двух упомянутых идейных предшественниках).
В версии 1987 года «Goblin Towers» всё так же верна канонам Interactive Fiction: никакой графики, никакого звука, не говоря уже о поддержке «мыши», – один только текст и ввод команд вручную. Впрочем, выглядит РС-издание очень даже приятно: шрифт чёткий, легко читаемый и отображается зелёным цветом на чёрном фоне. Сверху в особом мини-окне синим по серому приводится служебная информация: наименование текущей локации (слева) и два числовых показателя (справа) – набранные нами за верные действия очки и количество совершённых уже ходов. Парсер здесь сравнительно умный и понимает даже некоторые фразы, пусть и по традиции учитывает лишь первые шесть букв каждого слова. При желании можно получить и относительно подробную инструкцию по интерфейсу – при помощи команды «INFO» (хотя в печатных руководстве пользователя и справочной карточке такие сведения, разумеется, тоже приводятся).
Чаще всего нам потребуется отдавать команды по передвижению героя в том или ином направлении, – таковых здесь десять (стороны света плюс «вверх» и «вниз»), и все они могут быть обозначены как полностью, так и одной лишь первой буквой («N», «SW», «D» и т.д.). Помимо этого используются ещё два сокращения: «I» выводит на экран перечень содержимого наших карманов, а «L» позволяет осмотреть текущую локацию, причём с указанием имеющихся выходов. По умолчанию подобное описание демонстрируется при первом визите в то или иное место, но затем заменяется одним только наименованием: как и в приключениях от Infocom, отрегулировать это поведение при желании можно командами «VERBOSE» и «SUPERBRIEF» (а вернуть всё в исходное состояние – при помощи «BRIEF»).
Среди присущих именно «Goblin Towers» и другим её сёстрам удобств по части набора текста стоит упомянуть возможность повтора предыдущего распоряжения не только при помощи «AGAIN», но простым нажатием нижней стрелки клавиатуры; ещё более примечательной является опция создания макросов: наиболее часто используемые команды можно «навесить» на функциональные клавиши. Для этого после ввода подходящего текста требуется нажать F2, F4, F6 или F8 – и в дальнейшем данный текст будет воспроизводиться по нажатию соответственно F1, F3, F5 или F7: как можно видеть, эта полезная функция была рассчитана на клавиатуры образца оригинального IBM PC или XT, – впрочем, именно в «Goblin Towers» необходимость записи таких макросов пригодится разве что в одном-единственном месте. А вот сохранения и загрузки прогресса в прохождении никак не избежать: команда «SAVE» умеет сохранять состояния либо в память (одна ячейка, очевидно обнуляющаяся при выходе в систему), либо – уже в количестве десяти посадочных мест – на заранее отформатированную дискету (или светлый образ её).
Что касается тех самых опасностей, то ситуации гибели персонажа тут и правда имеются, пусть и не столь серьёзные, как традиционная же для игр 1980-х возможность зайти в тупик: для ориентации на местности обязательно следует составлять карту вручную (или в крайнем случае обращаться к готовым любительским экземплярам, имеющимся во Всемирной сети). Чудовища присутствуют здесь в количестве ровно двух особей: с гоблином с обложки придётся, увы, биться не на жизнь, а на смерть, – а вот со вторым обитателем таинственного замка, Маленьким Гигантом (sic!), вполне можно решить все вопросы мирным путём. Представлены в игре и целых два в меру запутанных лабиринта, а также, конечно же, различные предметы для сбора и использования и помимо искомых (в первую очередь) семи сокровищ, – кстати, не забывайте (в лучших традициях «Adventure» и «Zork») время от времени складировать найденные ценности у себе в хижине: это не только вознаграждается очками, но и помогает в дальнейшем прохождении, ибо количество переносимых в инвентаре предметов ограничено.
Стоит также отметить, что в комплекте с «Goblin Towers» (как и с другими изданиями Classic Quests) поставлялся запечатанный конверт с листиком подсказок. Конечно, это не так интересно, как разнообразные «feelies» от Infocom, но зато его можно было либо вскрыть, ознакомившись тем самым с некоторыми в меру туманными намёками на способы решения отдельных местных загадок, либо же – не распечатывая, вернуть издателю в обмен на скидку к приобретению следующей игры: мелочь, а приятный способ «заработать» пару фунтов собственным умом. Однако в целом именно данное приключение оказывается относительно несложным и коротким: набрать максимально возможные 160 очков ветеранам жанра труда явно не составит. При этом сообразно полученным баллам нам ещё и традиционно присуждается то или иное звание: посмотреть таковое можно как командой «SCORE», так и при выходе из игры посредством «QUIT».
А порекомендовать «Goblin Towers» сегодня стоит не только коллекционерам, но и всем любителям жанра Interactive Fiction, а в особенности – неофитам, только лишь желающим приобщиться к миру текстовых приключений. В конце концов, со временем такие игры совсем даже не устаревают, в отличие, скажем, от аркад с графикой, а данное творение Брайана Коттона при всей своей стандартности и незамысловатости является намного более простым и лёгким в освоении, нежели всё те же «Microsoft Adventure» или «Zork».
Брайан Коттон создал сразу несколько таких «интерактивных историй» ещё почти на самой заре коммерческого игростроения, в 1981–83 годах, – издавались они компанией со скромным названием Supersoft для домашних компьютеров Commodore Pet. Одной из примечательных особенностей представителей жанра Interactive Fiction в те годы было полное отсутствие так называемого «морального устаревания»: эти вещи оставались в продаже в течение как минимум целого десятилетия, а в 1986–87 гг. даже удостоились своего рода «ремейков», появившихся – помимо изначальной платформы – ещё и на Commodore 64 и PLUS4, Amstrad CPC и Amstrad PCW, а также и на IBM PC, причём под специально созданной для них издательско-торговой маркой Classic Quests. По некоторым слухам, в 1991 году уже сама Supersoft выпустила ещё и улучшенные версии с добавлением звуковых эффектов, – впрочем, несмотря на неоднократные переиздания, а также и на активную дистрибуцию, скажем, в Австралии, все эти пять работ Брайана Коттона явно выходили сравнительно небольшими тиражами и являются на сегодня чрезвычайно редкими. До появления PC-изданий у нас на сайте осенью 2021 года были доступны только три из пяти игр, да и то лишь в исполнении для Amstrad CPC и Commodore 64, – ну а само существование всех прочих и вовсе проходило по разряду мифов и легенд народов мира.
«Goblin Towers» – самая первая из игр серии «Classic Quests», но не по времени своего создания, а по уровню сложности: всё здесь предельно кратко и относительно просто (разумеется, по меркам жанра). Действие разворачивается в стандартном средневеково-фантазийном мире, а сюжет игры укладывается в пару абзацев на обложке или в рекламном каталоге, хотя доступен к ознакомлению и в самой игре – но не в заставке, а из газеты, присутствующей на стартовой локации. Итак, по слухам, в центре ближайшего дремучего леса скрывается некий древний замок, полный сокровищ, – однако чудовища и прочие опасности тоже прилагаются, судя по тому, что никто из искателей приключений, отправившихся на поиски богатств, назад так и не вернулся. Как нетрудно догадаться, в роли безымянного героя, обитающего в домике у того самого леса, нам предстоит заняться исследованием замка и экспроприацией имущества его владельцев: постановка задачи предельно схематична и почти что буквально воспроизводит фабулу зачинателей жанра в лице эпонимной «Adventure» и даже «Zork». Разве что в заведомо меньших масштабах: сокровищ тут всего семь (против соответственно пятнадцати и двадцати в двух упомянутых идейных предшественниках).
В версии 1987 года «Goblin Towers» всё так же верна канонам Interactive Fiction: никакой графики, никакого звука, не говоря уже о поддержке «мыши», – один только текст и ввод команд вручную. Впрочем, выглядит РС-издание очень даже приятно: шрифт чёткий, легко читаемый и отображается зелёным цветом на чёрном фоне. Сверху в особом мини-окне синим по серому приводится служебная информация: наименование текущей локации (слева) и два числовых показателя (справа) – набранные нами за верные действия очки и количество совершённых уже ходов. Парсер здесь сравнительно умный и понимает даже некоторые фразы, пусть и по традиции учитывает лишь первые шесть букв каждого слова. При желании можно получить и относительно подробную инструкцию по интерфейсу – при помощи команды «INFO» (хотя в печатных руководстве пользователя и справочной карточке такие сведения, разумеется, тоже приводятся).
Чаще всего нам потребуется отдавать команды по передвижению героя в том или ином направлении, – таковых здесь десять (стороны света плюс «вверх» и «вниз»), и все они могут быть обозначены как полностью, так и одной лишь первой буквой («N», «SW», «D» и т.д.). Помимо этого используются ещё два сокращения: «I» выводит на экран перечень содержимого наших карманов, а «L» позволяет осмотреть текущую локацию, причём с указанием имеющихся выходов. По умолчанию подобное описание демонстрируется при первом визите в то или иное место, но затем заменяется одним только наименованием: как и в приключениях от Infocom, отрегулировать это поведение при желании можно командами «VERBOSE» и «SUPERBRIEF» (а вернуть всё в исходное состояние – при помощи «BRIEF»).
Среди присущих именно «Goblin Towers» и другим её сёстрам удобств по части набора текста стоит упомянуть возможность повтора предыдущего распоряжения не только при помощи «AGAIN», но простым нажатием нижней стрелки клавиатуры; ещё более примечательной является опция создания макросов: наиболее часто используемые команды можно «навесить» на функциональные клавиши. Для этого после ввода подходящего текста требуется нажать F2, F4, F6 или F8 – и в дальнейшем данный текст будет воспроизводиться по нажатию соответственно F1, F3, F5 или F7: как можно видеть, эта полезная функция была рассчитана на клавиатуры образца оригинального IBM PC или XT, – впрочем, именно в «Goblin Towers» необходимость записи таких макросов пригодится разве что в одном-единственном месте. А вот сохранения и загрузки прогресса в прохождении никак не избежать: команда «SAVE» умеет сохранять состояния либо в память (одна ячейка, очевидно обнуляющаяся при выходе в систему), либо – уже в количестве десяти посадочных мест – на заранее отформатированную дискету (или светлый образ её).
Что касается тех самых опасностей, то ситуации гибели персонажа тут и правда имеются, пусть и не столь серьёзные, как традиционная же для игр 1980-х возможность зайти в тупик: для ориентации на местности обязательно следует составлять карту вручную (или в крайнем случае обращаться к готовым любительским экземплярам, имеющимся во Всемирной сети). Чудовища присутствуют здесь в количестве ровно двух особей: с гоблином с обложки придётся, увы, биться не на жизнь, а на смерть, – а вот со вторым обитателем таинственного замка, Маленьким Гигантом (sic!), вполне можно решить все вопросы мирным путём. Представлены в игре и целых два в меру запутанных лабиринта, а также, конечно же, различные предметы для сбора и использования и помимо искомых (в первую очередь) семи сокровищ, – кстати, не забывайте (в лучших традициях «Adventure» и «Zork») время от времени складировать найденные ценности у себе в хижине: это не только вознаграждается очками, но и помогает в дальнейшем прохождении, ибо количество переносимых в инвентаре предметов ограничено.
Стоит также отметить, что в комплекте с «Goblin Towers» (как и с другими изданиями Classic Quests) поставлялся запечатанный конверт с листиком подсказок. Конечно, это не так интересно, как разнообразные «feelies» от Infocom, но зато его можно было либо вскрыть, ознакомившись тем самым с некоторыми в меру туманными намёками на способы решения отдельных местных загадок, либо же – не распечатывая, вернуть издателю в обмен на скидку к приобретению следующей игры: мелочь, а приятный способ «заработать» пару фунтов собственным умом. Однако в целом именно данное приключение оказывается относительно несложным и коротким: набрать максимально возможные 160 очков ветеранам жанра труда явно не составит. При этом сообразно полученным баллам нам ещё и традиционно присуждается то или иное звание: посмотреть таковое можно как командой «SCORE», так и при выходе из игры посредством «QUIT».
А порекомендовать «Goblin Towers» сегодня стоит не только коллекционерам, но и всем любителям жанра Interactive Fiction, а в особенности – неофитам, только лишь желающим приобщиться к миру текстовых приключений. В конце концов, со временем такие игры совсем даже не устаревают, в отличие, скажем, от аркад с графикой, а данное творение Брайана Коттона при всей своей стандартности и незамысловатости является намного более простым и лёгким в освоении, нежели всё те же «Microsoft Adventure» или «Zork».
- Особенность геймплея:
Парсерный ввод
Наличие тупиков - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Фэнтези - Язык:
English