После успеха своей оригинальной головоломки «Ishidō» Майкл Фейнберг, Брэд Фреггер, Ян Гилман и прочие их коллеги по Software Resources International решили создать нечто в том же духе, но куда более масштабное. В команду влились мастер данного жанра Скотт Ким и не менее талантливый художник Марк Феррари (знаменитый своими иллюстрациями к «Loom», «The Secret of Monkey Island» и прочей нетленной классике), а «Heaven & Earth» была задумана как первая часть трилогии, в которой всевозможные логические загадки и забавы гармонично сочетались бы с модной на рубеже 1980-х и 1990-х годов темой «древней восточной мудрости».
В качестве соответствующего антуража была выбрана мифическая Шамбала: в самом начале перед нами открывается в качестве фона красочный горный вид в Гималаях, руководство пользователя пестрит отсылками к тибетским легендам, а прохождение этапов основного режима сопровождается «глубокими» афоризмами на манер «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага» и «Ты создаёшь свою собственную реальность». В принципе, на такого рода вещи можно при желании просто не обращать никакого внимания, – однако авторы всё же попытались сделать свои головоломки как можно более замысловатыми: как минимум в некоторых из них без достижения просветления разобраться будет не так уж и просто. Зато упомянутый фон выглядит весьма недурно в наилучшем из поддерживаемых режимов – 16-цветном VGA с разрешением 640х480. Доступным в отдельно запускающемся меню настроек вариантом «MCGA/VGA» соблазняться не стоит: таковой отображается в куда более скромном размере 320х200 и практически идентичен EGA и Tandy, уступая в живописности даже VGA с шестнадцатью оттенками серого. Правда, едва ли не все мини-игры отличаются простыми одноцветными экранами с минимумом украшений – видимо, чтобы ничто не отвлекало пользователя от процесса медитации, созерцания и шевеления мозгами. Маломальские звуковые эффекты местами присутствуют, а вот музыки здесь нет совсем: по слухам, этой составляющей оснащалось только издание для FM-Towns, выходившее – в отличие от версий для IBM PC и Macintosh – на носителе CD-ROM.
Собственно игровой процесс состоит в «Heaven & Earth» из четырёх частей, или режимов, каждый из которых можно запускать по отдельности и независимо от других. Три из них соответствуют категориям здешних мини-игр, которые именуются авторами «игрушками», «играми» и «головоломками» и обозначаются на основном экране с уже упомянутым горным пейзажем (он называется «Gateway») чёрными камнями на переднем плане. Если же щёлкнуть курсором (управлять им можно как с клавиатуры, так и при помощи манипулятора типа «мышь»: официально рекомендуется остановиться на втором варианте) по изображению дворца высоко в горах, то перед нами откроется четвёртый и основной режим: «Паломничество». Путь этот представляет собой 108 (сто восемь) этапов, выдаваемых случайным образом, которые необходимо проходить строго последовательно, после каждой победы открывая на ещё одном живописном фоне с видом на Гималаи один за другим кусочки картинки, из чёрно-белой постепенно становящейся цветной. При этом никакого нарастания уровней сложности не предусмотрено (т.е. уже на первом этапе может встретиться какая-нибудь головоломка из числа наиболее замысловатых), а внутриигровая помощь отсутствует (ибо спасение паломников – дело рук самих паломников, которым не на что опереться, кроме собственного жизненного опыта), – иными словами, прежде чем приступать к следованию по этому «пути воина света», стоит всё-таки испытать свои силы в индивидуальных упражнениях в основных здешних дисциплинах.
Первый чёрный камень слева открывает перед нами цикл развлечений под общим наименованием «Маятник»; от прочих он отличается более скромным разрешением 320х200 пикселей. Авторы называют эту забаву «игрушкой» («toy») и «антиаркадой», намекая на то, что – в отличие от представителей того жанра, которому данная вещь противопоставляется, – здесь не требуется никакой быстроты реакции или точной координации действий глаз и пальцев (увы, даже если это и так, простой подобную мини-игру назвать никак не получится). На экране с тем или иным фоном перед нами предстаёт маятник – в перспективе вида сверху и под углом примерно 60 градусов: подвешенный к точке в центре вверху, он мерно раскачивается из стороны в сторону. Задача заключается в том, чтобы останавливать его движение на особых точках – они называются «гравитационными колодцами» или «вихрями энергии» и относятся к одному из двух видов: «положительным» (именно к таким мы и должны стремиться) или «отрицательным» (таковых следует избегать, иначе всё придётся начинать сначала, в том числе и охоту за «правильными» точками).
Управляем мы маятником исключительно косвенно – как бы «дуновением» на него в ту или иную сторону, за которое отвечают либо перемещение мыши, либо клавиши со стрелками, – таким образом ускоряя или замедляя его движение, причём тем сильнее, чем интенсивнее наше действие. При нажатии на любую кнопку манипулятора (а также «Ввода» или «Esc») открывается верхнее меню: в разделе «File» можно лишь выйти в систему или на заглавный экран, «Options» и «Help» позволяют соответственно отрегулировать настройки звука с анимацией или получить небольшую справку, тогда как «Level» открывает обширные возможности по части смены текущей сцены на что-то иное. Всего данная забава насчитывает четыре уровня сложности, именуемые «океан», «пустыня», «горы» и «небо» и отличающиеся уже фоновыми картинками; кроме того, в рамках каждого из них имеется ещё и по 12 «сценариев», как раз и представляющих собой конкретные аркадные головоломки (определим всё же эту забаву именно таким привычным словосочетанием). Если на первом из «морских» уровней у нас имеется всего лишь один-единственный «вихрь», причём положительный, – то в дальнейшем их число начинает возрастать, на сцену выходят «отрицательные» активные точки, оба типа становятся невидимыми, – ну и так далее. Стоит также обратить внимание на кнопки в правой части верхней панели, обозначенные буквами и дублируемые соответствующими клавишами: «N» и «P» позволяют быстро перейти к следующему или предыдущему «сценариям», «R» перезапустит текущий, а иконка с выходом («G») вернёт нас на начальный экран. Кроме того, «Q» моментально выводит в систему, а «пробел» даёт маятнику немного отдохнуть, поставив процесс на паузу. Кстати сказать, те же пункты меню и управляющие клавиши характерны и для других режимов, за исключением разве что «Паломничества» (где нельзя ни выбрать уровень сложности на свой вкус, ни получить какую-никакую помощь).
Второй способ освоения «Heaven & Earth» и центральный камень на экране «Gateway» – собственно игра, «game», причём карточная и сугубо одиночная, типа пасьянса – в меру оригинального, но вдохновлённого японской забавой под названием «ханафуда». Здешняя колода насчитывает 48 карт, разделённых на 12 мастей по 4 штуки в каждой: первые соответствуют месяцам года, а вторые – привычным уже нам ландшафтам (океан, пустыня, горы и небо). Задача заключается в том, чтобы при помощи логического мышления и доли везения составлять из них особые комбинации, за которые начисляется то или иное количество очков – от наивысших тысячи баллов за четыре одинаковых (т.е. за все изображения одного из месяцев) до меньших сумм за различные сочетания пейзажей, вдобавок ещё и со всякими множителями, учитывающими совпадения небесных явлений или погодных условий, обозначенных символами на рамках карт. Возможно, правила тут и попроще, чем у «Двойного Фануччи» из вселенной «Zork», но тоже весьма замысловатые: перечислять все комбинации в описании вряд ли стоит, ибо пояснить словами многочисленные особенности изображений на картах в любом случае сложно, да и все они приведены в соответствующем разделе руководства пользователя.
Процесс набора очков состоит из четырёх раундов. В самом начале справа внизу отображается лишь полная колода: щелчок по ней запустит первый этап игры, в ходе которого нам выдадут четыре первые карты, показываемые в правом верхнем углу. Из них следует выбрать одну для перемещения в свою, что называется, «руку» – а именно на игровое поле слева. Три остальные будут при этом убраны в «сброс», после чего это действие повторяется ещё 11 раз, пока вся колода не будет использована. В итоге у нас окажется 12 предпочтённых ранее карт, из которых теперь нужно будет собрать те самые комбинации, помещая одну карту на другую. Время на размышления даётся неограниченное, да и любые движения всегда можно отменить, – ну а когда мы удостоверимся, что уверены в принятом решении, потребуется щёлкнуть на «сброшенную» колоду в правом нижнем углу. Очки будут засчитаны, карты из «руки» убраны – и всё повторится снова во втором, третьем и четвёртом раунде, но уже с не задействованными ранее соответственно тридцатью шестью, двадцатью четырьмя или двенадцатью картами. Если повезёт, то на набранные по результату всей партии баллы можно будет полюбоваться в табличке рекордов.
Наконец, крайний правый камень на основном экране препроводит нас к собственно головоломкам – они называются тут «иллюзиями» и насчитывают целых двенадцать разновидностей по четыре уровня сложности (всё те же океан, пустыня, горы и небо) и по двенадцать же сценариев на каждом таком ландшафте: итого аж 576 мини-игр. Все они отображаются на экране пусть и в скудноватой палитре и без живописных фонов, но достаточно наглядно и в перспективе, характерной для обычных настольных игр. Управляющие клавиши и пункты меню здесь те же самые, что и в других режимах, – обратите только внимание, что любой «сценарий» запускается в режиме паузы и для начала собственно игры следует нажать либо «пробел», либо кнопку мыши; также стоит отметить и клавишу «I», позволяющую вернуться не на основной экран, а в меню выбора желаемой из дюжины доступных «иллюзий». Если смотреть по алфавиту, то первой такой забавой оказывается «Antimaze»: здесь нам необходимо добраться по лабиринту до цели, – вот только стенки и проходы намеренно перепутаны местами. На самых лёгких уровнях всё относительно несложно и требуется лишь мысленно заменять одни символы другими, тогда как в дальнейшем искомых объектов становится больше, проходы делаются однонаправленными, а конфигурация лабиринта может временами полностью изменяться. В «Changing Bodies» нам также нужно дойти по извилистым коридорам до одной или нескольких целей, однако на пути постоянно встречаются так называемые «замороженные» блоки, которые после первой встречи с квадратиком-протагонистом превращаются в непроходимые препятствия.
«Convex Concaves» отчасти напоминает собой головоломку класса «Пентамино»: необходимо собрать объёмную фигуру из предложенных частей – кубиков и их конфигураций; к счастью, никакого временного ограничения не предусмотрено, как и каких бы то ни было наказаний за неправильные действия. А вот «Cursor Warping» уже самым аркадным образом потребует и точности глазомера, и ловкости рук: здесь требуется, виртуозно орудуя курсором при помощи мыши (ну или клавиатуры, – но так оно выходит ещё сложнее), «коснуться» всех объектов одного определённого цвета, затем другого и так далее (точные правила варьируются от сценария к сценарию и – как и многое в «Heaven & Earth» – постигаются исключительно на собственном опыте, методом проб и ошибок). «Figure Ground» напоминает «Convex Concaves», только в двумерном варианте: нам демонстрируются две расчерченные в виде сеток картинки с разноцветными квадратиками и составленными из них фигурами, и целью является переставить эти последние на одной из них (левой, «Puzzle») таким образом, чтобы получить изображение, идентичное таковому на другой (правой, «Goal»). Звучит просто, – но на самом деле это, конечно же, не так: к примеру, стоит только одной фигуре коснуться квадратиков другой, как они навсегда «слипнутся» вместе, – и, если таковым не было ваше изначальное намерение, останется только перезапускать сценарий.
«Fit Fall» и «Flip Turn» также относятся к той же группе наследников «Пентамино»; первая из них более всего напоминает «Тетрис»: в самой простой своей разновидности эта забава является аналогом сбора картинки из кусочков, где нам нужно заполнить отведённое пространство фигурами из объёмных кубиков, – однако в дальнейшем ёмкость обретает ещё и глубину, а задача тем самым намного усложняется. Во «Flip Turn» же мы, как и в «Figure Ground», должны составить на поле «Composite» точное подобие поля «Goal», но уже не перемещая фигурки вручную, а вращая расположенные левее квадратики с уже закрашенными там клеточками. Развлечение под названием «Gaining Losing» снова возвращает нас в лабиринт, но уже весьма специфический: управляя целым «флотом» из нескольких курсоров-квадратиков, здесь необходимо добраться до точек, расположенных в определённой конфигурации, успешно пройдя через поле из дыр, уничтожающих все попавшие на них объекты (разумеется, избавляться от «лишних» цветных фигурок под нашим управлением придётся целенаправленно, одновременно стараясь не погубить нужные). Примерно та же цель преследуется и в забавах с названиями «Identity Maze» и «Multiple Cursors»: первая из них представляет собой лабиринт, в котором мы управляем одним курсором, тогда как второй движется самостоятельно – но в симметричном относительно первого направлении. В следующей упомянутой мини-игре под нашей командой снова оказывается целая армия курсоров, но уже не в форме квадратиков: наоборот, эти расположенные на поле фигурки следует захватывать и перемещать таким образом, чтобы в итоге совместить всех их друг с другом. «Regrouping» представляет собой аналог «Figure Ground», только собирать фигуры мы здесь будем из линий, а не из кубиков. Наконец, «Sliding Graphics» оказывается подобием одновременно всё тех же «Convex Concaves» и «Figure Ground», но уже в виде своего рода «пятнашек»: разноцветные квадратики на поле «Puzzle» следует расположить таким образом, чтобы их конфигурация соответствовала представленной на поле «Goal».
Если всего этого вам вдруг показалось мало, напомним лишний раз о существовании режима «Паломничество»: здесь нас ожидают 48 совершенно новых головоломок из серии «иллюзий», 12 столь же оригинальных и отсутствующих в «игрушках» сценариев по управлению маятником и особая версия карточной игры, в которой задействованы лишь 12 карт из 48, но необходимо уже не просто заполучать баллы, а собирать определённые требуемые комбинации. А заодно встретятся «воину света» и 18 экранов «тантры» – текстов для прочтения и медитации, без каких бы то ни было других заданий.
Объективно оценить «Heaven & Earth» довольно сложно в силу её позиционирования для весьма узкого круга любителей хитрых головоломок. Судя по всему, в своё время эта вещь разошлась в довольно приличном количестве экземпляров, да и не так уж и мало пользователей до сих пор считают это творение Software Resources International лучшей игрой всех времён и народов. С другой стороны, вряд ли многие смогли пройти «путь паломника» до конца, задуманная было трилогия так и не состоялась, да и авторы нисколько не скрывали того, что на охват самой широкой аудитории они отнюдь не претендуют. Сюжетной составляющей или какой-нибудь «мета-игры», добавляющей львиную долю привлекательности таким шедеврам, как «The Fool’s Errand» Клиффа Джонсона или «Hodj ‘n’ Podj» Стива Мерецки, здесь нет – одни только головоломки. Так что не зря на одном из крупнейших в мире сайтов старых игр она появилась только где-то так 11307-й по счёту – да и то чисто случайно. Однако если вы являетесь поклонником именно данного жанра во всей его первозданной чистоте и сложность загадок только прибавляет им привлекательности в ваших глазах, то ни в коем случае не проходите мимо этого необычного и масштабного сборника, способного занять вас на многие и многие недели.
В качестве соответствующего антуража была выбрана мифическая Шамбала: в самом начале перед нами открывается в качестве фона красочный горный вид в Гималаях, руководство пользователя пестрит отсылками к тибетским легендам, а прохождение этапов основного режима сопровождается «глубокими» афоризмами на манер «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага» и «Ты создаёшь свою собственную реальность». В принципе, на такого рода вещи можно при желании просто не обращать никакого внимания, – однако авторы всё же попытались сделать свои головоломки как можно более замысловатыми: как минимум в некоторых из них без достижения просветления разобраться будет не так уж и просто. Зато упомянутый фон выглядит весьма недурно в наилучшем из поддерживаемых режимов – 16-цветном VGA с разрешением 640х480. Доступным в отдельно запускающемся меню настроек вариантом «MCGA/VGA» соблазняться не стоит: таковой отображается в куда более скромном размере 320х200 и практически идентичен EGA и Tandy, уступая в живописности даже VGA с шестнадцатью оттенками серого. Правда, едва ли не все мини-игры отличаются простыми одноцветными экранами с минимумом украшений – видимо, чтобы ничто не отвлекало пользователя от процесса медитации, созерцания и шевеления мозгами. Маломальские звуковые эффекты местами присутствуют, а вот музыки здесь нет совсем: по слухам, этой составляющей оснащалось только издание для FM-Towns, выходившее – в отличие от версий для IBM PC и Macintosh – на носителе CD-ROM.
Собственно игровой процесс состоит в «Heaven & Earth» из четырёх частей, или режимов, каждый из которых можно запускать по отдельности и независимо от других. Три из них соответствуют категориям здешних мини-игр, которые именуются авторами «игрушками», «играми» и «головоломками» и обозначаются на основном экране с уже упомянутым горным пейзажем (он называется «Gateway») чёрными камнями на переднем плане. Если же щёлкнуть курсором (управлять им можно как с клавиатуры, так и при помощи манипулятора типа «мышь»: официально рекомендуется остановиться на втором варианте) по изображению дворца высоко в горах, то перед нами откроется четвёртый и основной режим: «Паломничество». Путь этот представляет собой 108 (сто восемь) этапов, выдаваемых случайным образом, которые необходимо проходить строго последовательно, после каждой победы открывая на ещё одном живописном фоне с видом на Гималаи один за другим кусочки картинки, из чёрно-белой постепенно становящейся цветной. При этом никакого нарастания уровней сложности не предусмотрено (т.е. уже на первом этапе может встретиться какая-нибудь головоломка из числа наиболее замысловатых), а внутриигровая помощь отсутствует (ибо спасение паломников – дело рук самих паломников, которым не на что опереться, кроме собственного жизненного опыта), – иными словами, прежде чем приступать к следованию по этому «пути воина света», стоит всё-таки испытать свои силы в индивидуальных упражнениях в основных здешних дисциплинах.
Первый чёрный камень слева открывает перед нами цикл развлечений под общим наименованием «Маятник»; от прочих он отличается более скромным разрешением 320х200 пикселей. Авторы называют эту забаву «игрушкой» («toy») и «антиаркадой», намекая на то, что – в отличие от представителей того жанра, которому данная вещь противопоставляется, – здесь не требуется никакой быстроты реакции или точной координации действий глаз и пальцев (увы, даже если это и так, простой подобную мини-игру назвать никак не получится). На экране с тем или иным фоном перед нами предстаёт маятник – в перспективе вида сверху и под углом примерно 60 градусов: подвешенный к точке в центре вверху, он мерно раскачивается из стороны в сторону. Задача заключается в том, чтобы останавливать его движение на особых точках – они называются «гравитационными колодцами» или «вихрями энергии» и относятся к одному из двух видов: «положительным» (именно к таким мы и должны стремиться) или «отрицательным» (таковых следует избегать, иначе всё придётся начинать сначала, в том числе и охоту за «правильными» точками).
Управляем мы маятником исключительно косвенно – как бы «дуновением» на него в ту или иную сторону, за которое отвечают либо перемещение мыши, либо клавиши со стрелками, – таким образом ускоряя или замедляя его движение, причём тем сильнее, чем интенсивнее наше действие. При нажатии на любую кнопку манипулятора (а также «Ввода» или «Esc») открывается верхнее меню: в разделе «File» можно лишь выйти в систему или на заглавный экран, «Options» и «Help» позволяют соответственно отрегулировать настройки звука с анимацией или получить небольшую справку, тогда как «Level» открывает обширные возможности по части смены текущей сцены на что-то иное. Всего данная забава насчитывает четыре уровня сложности, именуемые «океан», «пустыня», «горы» и «небо» и отличающиеся уже фоновыми картинками; кроме того, в рамках каждого из них имеется ещё и по 12 «сценариев», как раз и представляющих собой конкретные аркадные головоломки (определим всё же эту забаву именно таким привычным словосочетанием). Если на первом из «морских» уровней у нас имеется всего лишь один-единственный «вихрь», причём положительный, – то в дальнейшем их число начинает возрастать, на сцену выходят «отрицательные» активные точки, оба типа становятся невидимыми, – ну и так далее. Стоит также обратить внимание на кнопки в правой части верхней панели, обозначенные буквами и дублируемые соответствующими клавишами: «N» и «P» позволяют быстро перейти к следующему или предыдущему «сценариям», «R» перезапустит текущий, а иконка с выходом («G») вернёт нас на начальный экран. Кроме того, «Q» моментально выводит в систему, а «пробел» даёт маятнику немного отдохнуть, поставив процесс на паузу. Кстати сказать, те же пункты меню и управляющие клавиши характерны и для других режимов, за исключением разве что «Паломничества» (где нельзя ни выбрать уровень сложности на свой вкус, ни получить какую-никакую помощь).
Второй способ освоения «Heaven & Earth» и центральный камень на экране «Gateway» – собственно игра, «game», причём карточная и сугубо одиночная, типа пасьянса – в меру оригинального, но вдохновлённого японской забавой под названием «ханафуда». Здешняя колода насчитывает 48 карт, разделённых на 12 мастей по 4 штуки в каждой: первые соответствуют месяцам года, а вторые – привычным уже нам ландшафтам (океан, пустыня, горы и небо). Задача заключается в том, чтобы при помощи логического мышления и доли везения составлять из них особые комбинации, за которые начисляется то или иное количество очков – от наивысших тысячи баллов за четыре одинаковых (т.е. за все изображения одного из месяцев) до меньших сумм за различные сочетания пейзажей, вдобавок ещё и со всякими множителями, учитывающими совпадения небесных явлений или погодных условий, обозначенных символами на рамках карт. Возможно, правила тут и попроще, чем у «Двойного Фануччи» из вселенной «Zork», но тоже весьма замысловатые: перечислять все комбинации в описании вряд ли стоит, ибо пояснить словами многочисленные особенности изображений на картах в любом случае сложно, да и все они приведены в соответствующем разделе руководства пользователя.
Процесс набора очков состоит из четырёх раундов. В самом начале справа внизу отображается лишь полная колода: щелчок по ней запустит первый этап игры, в ходе которого нам выдадут четыре первые карты, показываемые в правом верхнем углу. Из них следует выбрать одну для перемещения в свою, что называется, «руку» – а именно на игровое поле слева. Три остальные будут при этом убраны в «сброс», после чего это действие повторяется ещё 11 раз, пока вся колода не будет использована. В итоге у нас окажется 12 предпочтённых ранее карт, из которых теперь нужно будет собрать те самые комбинации, помещая одну карту на другую. Время на размышления даётся неограниченное, да и любые движения всегда можно отменить, – ну а когда мы удостоверимся, что уверены в принятом решении, потребуется щёлкнуть на «сброшенную» колоду в правом нижнем углу. Очки будут засчитаны, карты из «руки» убраны – и всё повторится снова во втором, третьем и четвёртом раунде, но уже с не задействованными ранее соответственно тридцатью шестью, двадцатью четырьмя или двенадцатью картами. Если повезёт, то на набранные по результату всей партии баллы можно будет полюбоваться в табличке рекордов.
Наконец, крайний правый камень на основном экране препроводит нас к собственно головоломкам – они называются тут «иллюзиями» и насчитывают целых двенадцать разновидностей по четыре уровня сложности (всё те же океан, пустыня, горы и небо) и по двенадцать же сценариев на каждом таком ландшафте: итого аж 576 мини-игр. Все они отображаются на экране пусть и в скудноватой палитре и без живописных фонов, но достаточно наглядно и в перспективе, характерной для обычных настольных игр. Управляющие клавиши и пункты меню здесь те же самые, что и в других режимах, – обратите только внимание, что любой «сценарий» запускается в режиме паузы и для начала собственно игры следует нажать либо «пробел», либо кнопку мыши; также стоит отметить и клавишу «I», позволяющую вернуться не на основной экран, а в меню выбора желаемой из дюжины доступных «иллюзий». Если смотреть по алфавиту, то первой такой забавой оказывается «Antimaze»: здесь нам необходимо добраться по лабиринту до цели, – вот только стенки и проходы намеренно перепутаны местами. На самых лёгких уровнях всё относительно несложно и требуется лишь мысленно заменять одни символы другими, тогда как в дальнейшем искомых объектов становится больше, проходы делаются однонаправленными, а конфигурация лабиринта может временами полностью изменяться. В «Changing Bodies» нам также нужно дойти по извилистым коридорам до одной или нескольких целей, однако на пути постоянно встречаются так называемые «замороженные» блоки, которые после первой встречи с квадратиком-протагонистом превращаются в непроходимые препятствия.
«Convex Concaves» отчасти напоминает собой головоломку класса «Пентамино»: необходимо собрать объёмную фигуру из предложенных частей – кубиков и их конфигураций; к счастью, никакого временного ограничения не предусмотрено, как и каких бы то ни было наказаний за неправильные действия. А вот «Cursor Warping» уже самым аркадным образом потребует и точности глазомера, и ловкости рук: здесь требуется, виртуозно орудуя курсором при помощи мыши (ну или клавиатуры, – но так оно выходит ещё сложнее), «коснуться» всех объектов одного определённого цвета, затем другого и так далее (точные правила варьируются от сценария к сценарию и – как и многое в «Heaven & Earth» – постигаются исключительно на собственном опыте, методом проб и ошибок). «Figure Ground» напоминает «Convex Concaves», только в двумерном варианте: нам демонстрируются две расчерченные в виде сеток картинки с разноцветными квадратиками и составленными из них фигурами, и целью является переставить эти последние на одной из них (левой, «Puzzle») таким образом, чтобы получить изображение, идентичное таковому на другой (правой, «Goal»). Звучит просто, – но на самом деле это, конечно же, не так: к примеру, стоит только одной фигуре коснуться квадратиков другой, как они навсегда «слипнутся» вместе, – и, если таковым не было ваше изначальное намерение, останется только перезапускать сценарий.
«Fit Fall» и «Flip Turn» также относятся к той же группе наследников «Пентамино»; первая из них более всего напоминает «Тетрис»: в самой простой своей разновидности эта забава является аналогом сбора картинки из кусочков, где нам нужно заполнить отведённое пространство фигурами из объёмных кубиков, – однако в дальнейшем ёмкость обретает ещё и глубину, а задача тем самым намного усложняется. Во «Flip Turn» же мы, как и в «Figure Ground», должны составить на поле «Composite» точное подобие поля «Goal», но уже не перемещая фигурки вручную, а вращая расположенные левее квадратики с уже закрашенными там клеточками. Развлечение под названием «Gaining Losing» снова возвращает нас в лабиринт, но уже весьма специфический: управляя целым «флотом» из нескольких курсоров-квадратиков, здесь необходимо добраться до точек, расположенных в определённой конфигурации, успешно пройдя через поле из дыр, уничтожающих все попавшие на них объекты (разумеется, избавляться от «лишних» цветных фигурок под нашим управлением придётся целенаправленно, одновременно стараясь не погубить нужные). Примерно та же цель преследуется и в забавах с названиями «Identity Maze» и «Multiple Cursors»: первая из них представляет собой лабиринт, в котором мы управляем одним курсором, тогда как второй движется самостоятельно – но в симметричном относительно первого направлении. В следующей упомянутой мини-игре под нашей командой снова оказывается целая армия курсоров, но уже не в форме квадратиков: наоборот, эти расположенные на поле фигурки следует захватывать и перемещать таким образом, чтобы в итоге совместить всех их друг с другом. «Regrouping» представляет собой аналог «Figure Ground», только собирать фигуры мы здесь будем из линий, а не из кубиков. Наконец, «Sliding Graphics» оказывается подобием одновременно всё тех же «Convex Concaves» и «Figure Ground», но уже в виде своего рода «пятнашек»: разноцветные квадратики на поле «Puzzle» следует расположить таким образом, чтобы их конфигурация соответствовала представленной на поле «Goal».
Если всего этого вам вдруг показалось мало, напомним лишний раз о существовании режима «Паломничество»: здесь нас ожидают 48 совершенно новых головоломок из серии «иллюзий», 12 столь же оригинальных и отсутствующих в «игрушках» сценариев по управлению маятником и особая версия карточной игры, в которой задействованы лишь 12 карт из 48, но необходимо уже не просто заполучать баллы, а собирать определённые требуемые комбинации. А заодно встретятся «воину света» и 18 экранов «тантры» – текстов для прочтения и медитации, без каких бы то ни было других заданий.
Объективно оценить «Heaven & Earth» довольно сложно в силу её позиционирования для весьма узкого круга любителей хитрых головоломок. Судя по всему, в своё время эта вещь разошлась в довольно приличном количестве экземпляров, да и не так уж и мало пользователей до сих пор считают это творение Software Resources International лучшей игрой всех времён и народов. С другой стороны, вряд ли многие смогли пройти «путь паломника» до конца, задуманная было трилогия так и не состоялась, да и авторы нисколько не скрывали того, что на охват самой широкой аудитории они отнюдь не претендуют. Сюжетной составляющей или какой-нибудь «мета-игры», добавляющей львиную долю привлекательности таким шедеврам, как «The Fool’s Errand» Клиффа Джонсона или «Hodj ‘n’ Podj» Стива Мерецки, здесь нет – одни только головоломки. Так что не зря на одном из крупнейших в мире сайтов старых игр она появилась только где-то так 11307-й по счёту – да и то чисто случайно. Однако если вы являетесь поклонником именно данного жанра во всей его первозданной чистоте и сложность загадок только прибавляет им привлекательности в ваших глазах, то ни в коем случае не проходите мимо этого необычного и масштабного сборника, способного занять вас на многие и многие недели.
- Время и место:
Дальний Восток - Особенность геймплея:
Сборник игр - Способ распространения:
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Мультижанровая
Карточные игры
Пазл
Пятнашки - Язык:
English