Ali Baba - жемчужина иранского (!) игростроения эпохи DOS, на 2021 год доступная лишь в виде одноуровневой shareware-версии с пятиминутным ограничением по времени. Но даже в таком виде эта игра заслуживает пристальнейшего внимания.
В условиях очень ограниченного содержания понять сюжет игры не представляется возможным, и совершенно не факт, что он основывается на сказке "Али-Баба и сорок разбойников" - одном из самых известных эпизодов "Тысячи и одной ночи". Более вероятно, что как раз не основывается. Главным героем является Али-Баба, который ищет сокровища в неких помещениях, - это не подземелья, так как в редких окнах видно синее небо; возможно, это дворец или иные владения какого-то злодея.
По жанру перед нами платформер с видом сбоку, который лучше всего описать словами "иранский Prince of Persia". Главное, что связывает эти две игры, - анимация главного героя, созданная при помощи техники ротоскопирования, причём, скорее всего, Ali Baba попросту позаимствовал её из "Принца Персии" - уж слишком они похожи, различаясь только в мелких деталях.
Визуально же Ali Baba совсем другая. Локации, по крайней мере на первом уровне, лишены имитации объёма, но зато могут похвастаться великолепной рисовкой и дизайном. Преобладают коричнево-жёлтые цвета, в первый из которых выкрашена каменная кладка фона, а во второй - платформы. Присутствует множество декоративных элементов, некоторые из них анимированы: окна, ниши со свечами, рогатые шлемы на стенах, падающие капли воды, белые колонны и множество кустов (да, прямо в помещении), причём и колонны, и кусты часто скрывают разные сокровища, находящиеся за ними. Экраны выглядят очень насыщенно, погружая игрока в атмосферу таинственных древних и запутанных помещений, которые, кстати, практически полностью лишены какого-либо "восточного колорита". Кажется, что эта игра, по крайней мере по части графики, вышла из-под пера опытной студии, хотя на самом деле это не так.
Геймплей Ali Baba - опять же на первом уровне - довольно сильно смещён от экшен-платформера к пазлу. Главный герой вооружён мечом, но встретятся всего лишь два противника, - это рогатые ящероподобные демоны красного цвета с секирами в лапах. Несмотря на их грозный вид, расправа с ними не будет сложной. В остальном большая часть уровня - это одна головоломка с системой рычагов, каждый из которых на короткое время открывает тот или иной проход или сдвигает платформу. Нажимая эти рычаги, быстро и в правильном направлении двигаясь, нужно собрать все предметы и прийти к порталу, который перенесёт Али-Бабу к финальной двери.
У Али-Бабы есть запас здоровья, выполненный в виде нескольких сердечек в левом верхнем углу экрана, а также запас жизней точно такого же вида, но в правом верхнем углу. Погибнуть можно несколькими способами: потерять здоровье в бою или от частых падений, попасть в ловушку (на первом уровне это колючая доска, падающая с потолка, если пройти под ней, и несколько арбалетов, встроенных в стены), выпить "случайное" зелье или натолкнуться на технический баг. О последних двух вещах речь пойдёт ниже.
Управление довольно специфическое, и некоторым игрокам к нему нужно будет привыкнуть. Иногда требуется быстро комбинировать команды: например, в одном месте придётся, совершив длинный прыжок при помощи Alt и стрелки вправо, в момент прыжка нажать Alt и стрелку вверх, чтобы герой повис на уступе и потом забрался на него. С управлением связан довольно странный и неприятный баг: если в процессе падения нажать "Alt+стрелка вверх" (повиснуть на уступе), то герой гарантированно погибнет. Иногда смерть протагониста вызывают и вовсе труднообъяснимые вещи. Так, пробираясь по узкому проходу в положении сидя, нельзя останавливаться, иначе Али-Бабу ждёт непременная гибель, - это именно баг, а не ловушка, потому что никаких видимых причин для произошедшего не наблюдается. Также стоит отметить общую неудобность управления, прежде всего с подъёмом на верхние платформы. "Alt+стрелка вверх" срабатывает иногда нормально, а иногда только если стоять почти под платформой, но слегка в стороне от неё, - шаг влево или шаг вправо, и герой уже не сможет ухватиться и вскарабкаться. О простом запрыгивании на них, как в типичных платформерах, речи не идёт в принципе. В условиях ограниченного времени действия рычагов это довольно неприятное обстоятельство, - так можно даже попасть в тупик, оставшись в комнатке, выход из которой закроется до того, как мы оттуда выйдем. В некоторых случаях трудно остановить падение героя, поэтому, чтобы опуститься на нижнюю платформу, рекомендуется не спрыгивать, а слезать, нажав стрелку вниз во время нахождения у края платформы.
Для прохождения уровня требуется собрать все драгоценные камни и ряд специальных предметов, каждый из которых имеет уникальную форму. Часть сокровищ спрятана за кустами, так что их всегда нужно "прочёсывать". Для того чтобы герой взял предмет, он должен присесть, - почему так сделано, непонятно, но времени этот способ отнимает достаточно много, что усложняет игру. Помимо обязательных к сбору предметов, в игре присутствуют три вида зелий. Зелёное и синее дают две и четыре жизни соответственно, а вот красное более интересно: с вероятностью 41% оно не будет иметь никакого эффекта, с вероятностью 20% и 14% сработает как зелёное и синее, 8% - получим временную невидимость (защита от ловушек и врагов), 6% - полёт (!). Мизерные 2% и вовсе перенесут Али-Бабу на следующий уровень, а вот в 9% случаев ждёт гибель. Все зелья не выпиваются тотчас при подборе, но отправляются в инвентарь, и их можно использовать в любой момент, вызвав специально окно клавишей F1.
Последнее, что нужно отметить, - это изумительная инструментальная музыка в восточном стиле, дополненная звуками падающих капель воды, завываниями, движениями каменных плит.
Что касается доступной демоверсии, то она полностью проходима, а ограниченного времени вполне достаточно для того, чтобы успеть пройти единственный уровень. Для этого, правда, придётся сначала предпринять ряд попыток, чтобы изучить планировку и выявить правильную последовательность действий.
Ali Baba получает отличную оценку. Это вещь необычайно высокого качества для своего происхождения, к тому же интересная во всех отношениях: как раритет, как коллекционный артефакт и просто как игра.
В условиях очень ограниченного содержания понять сюжет игры не представляется возможным, и совершенно не факт, что он основывается на сказке "Али-Баба и сорок разбойников" - одном из самых известных эпизодов "Тысячи и одной ночи". Более вероятно, что как раз не основывается. Главным героем является Али-Баба, который ищет сокровища в неких помещениях, - это не подземелья, так как в редких окнах видно синее небо; возможно, это дворец или иные владения какого-то злодея.
По жанру перед нами платформер с видом сбоку, который лучше всего описать словами "иранский Prince of Persia". Главное, что связывает эти две игры, - анимация главного героя, созданная при помощи техники ротоскопирования, причём, скорее всего, Ali Baba попросту позаимствовал её из "Принца Персии" - уж слишком они похожи, различаясь только в мелких деталях.
Визуально же Ali Baba совсем другая. Локации, по крайней мере на первом уровне, лишены имитации объёма, но зато могут похвастаться великолепной рисовкой и дизайном. Преобладают коричнево-жёлтые цвета, в первый из которых выкрашена каменная кладка фона, а во второй - платформы. Присутствует множество декоративных элементов, некоторые из них анимированы: окна, ниши со свечами, рогатые шлемы на стенах, падающие капли воды, белые колонны и множество кустов (да, прямо в помещении), причём и колонны, и кусты часто скрывают разные сокровища, находящиеся за ними. Экраны выглядят очень насыщенно, погружая игрока в атмосферу таинственных древних и запутанных помещений, которые, кстати, практически полностью лишены какого-либо "восточного колорита". Кажется, что эта игра, по крайней мере по части графики, вышла из-под пера опытной студии, хотя на самом деле это не так.
Геймплей Ali Baba - опять же на первом уровне - довольно сильно смещён от экшен-платформера к пазлу. Главный герой вооружён мечом, но встретятся всего лишь два противника, - это рогатые ящероподобные демоны красного цвета с секирами в лапах. Несмотря на их грозный вид, расправа с ними не будет сложной. В остальном большая часть уровня - это одна головоломка с системой рычагов, каждый из которых на короткое время открывает тот или иной проход или сдвигает платформу. Нажимая эти рычаги, быстро и в правильном направлении двигаясь, нужно собрать все предметы и прийти к порталу, который перенесёт Али-Бабу к финальной двери.
У Али-Бабы есть запас здоровья, выполненный в виде нескольких сердечек в левом верхнем углу экрана, а также запас жизней точно такого же вида, но в правом верхнем углу. Погибнуть можно несколькими способами: потерять здоровье в бою или от частых падений, попасть в ловушку (на первом уровне это колючая доска, падающая с потолка, если пройти под ней, и несколько арбалетов, встроенных в стены), выпить "случайное" зелье или натолкнуться на технический баг. О последних двух вещах речь пойдёт ниже.
Управление довольно специфическое, и некоторым игрокам к нему нужно будет привыкнуть. Иногда требуется быстро комбинировать команды: например, в одном месте придётся, совершив длинный прыжок при помощи Alt и стрелки вправо, в момент прыжка нажать Alt и стрелку вверх, чтобы герой повис на уступе и потом забрался на него. С управлением связан довольно странный и неприятный баг: если в процессе падения нажать "Alt+стрелка вверх" (повиснуть на уступе), то герой гарантированно погибнет. Иногда смерть протагониста вызывают и вовсе труднообъяснимые вещи. Так, пробираясь по узкому проходу в положении сидя, нельзя останавливаться, иначе Али-Бабу ждёт непременная гибель, - это именно баг, а не ловушка, потому что никаких видимых причин для произошедшего не наблюдается. Также стоит отметить общую неудобность управления, прежде всего с подъёмом на верхние платформы. "Alt+стрелка вверх" срабатывает иногда нормально, а иногда только если стоять почти под платформой, но слегка в стороне от неё, - шаг влево или шаг вправо, и герой уже не сможет ухватиться и вскарабкаться. О простом запрыгивании на них, как в типичных платформерах, речи не идёт в принципе. В условиях ограниченного времени действия рычагов это довольно неприятное обстоятельство, - так можно даже попасть в тупик, оставшись в комнатке, выход из которой закроется до того, как мы оттуда выйдем. В некоторых случаях трудно остановить падение героя, поэтому, чтобы опуститься на нижнюю платформу, рекомендуется не спрыгивать, а слезать, нажав стрелку вниз во время нахождения у края платформы.
Для прохождения уровня требуется собрать все драгоценные камни и ряд специальных предметов, каждый из которых имеет уникальную форму. Часть сокровищ спрятана за кустами, так что их всегда нужно "прочёсывать". Для того чтобы герой взял предмет, он должен присесть, - почему так сделано, непонятно, но времени этот способ отнимает достаточно много, что усложняет игру. Помимо обязательных к сбору предметов, в игре присутствуют три вида зелий. Зелёное и синее дают две и четыре жизни соответственно, а вот красное более интересно: с вероятностью 41% оно не будет иметь никакого эффекта, с вероятностью 20% и 14% сработает как зелёное и синее, 8% - получим временную невидимость (защита от ловушек и врагов), 6% - полёт (!). Мизерные 2% и вовсе перенесут Али-Бабу на следующий уровень, а вот в 9% случаев ждёт гибель. Все зелья не выпиваются тотчас при подборе, но отправляются в инвентарь, и их можно использовать в любой момент, вызвав специально окно клавишей F1.
Последнее, что нужно отметить, - это изумительная инструментальная музыка в восточном стиле, дополненная звуками падающих капель воды, завываниями, движениями каменных плит.
Что касается доступной демоверсии, то она полностью проходима, а ограниченного времени вполне достаточно для того, чтобы успеть пройти единственный уровень. Для этого, правда, придётся сначала предпринять ряд попыток, чтобы изучить планировку и выявить правильную последовательность действий.
Ali Baba получает отличную оценку. Это вещь необычайно высокого качества для своего происхождения, к тому же интересная во всех отношениях: как раритет, как коллекционный артефакт и просто как игра.
- Время и место:
Ближний Восток - Перспектива:
Вид сбоку - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
Иран - Тематика:
Фэнтези - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
فارسی