Корейская детская образовательная игра на тему арифметики, замаскированная под упрощённый квест, создание которой спонсировалось известной местной компанией Shilla Records. В своё время упоминания о данной вещи даже попали в газеты, но почти сразу же после выхода она оказалась совершенно незаслуженно забытой, в связи с чем и в локальном Интернете найти о ней какую-либо информацию практически невозможно. А между тем эта игра весьма любопытна, причём в первую очередь не процессом (он здесь, если говорить откровенно, не только банальный, но и не слишком интересный, пусть и с изюминками), а визуальным стилем: её создатели явно были знакомы с творчеством знаменитого японского цифрового художника Осаму Сато и вдохновлялись им (правда, не сказать чтобы "удачно").
Сюжет Suli Tamgu Suhag очень условный и вместе с тем немного пугающий: некто, в роли которого выступаем мы, оказывается в странном и даже слегка сюрреалистичном маленьком городке на морском побережье, населённом самыми разнообразными обитателями, среди которых есть обычные люди, мутанты, антропоморфные животные, мифологические существа, роботы и одушевлённые предметы, - и, по-видимому, должен суметь оттуда выбраться, а заодно и выжить там в течение какого-то времени. Делать это придётся неожиданным способом: пытаться устроиться на "неполный рабочий день" к владельцам различных местных заведений (обычно магазинов), зачастую выглядящим и ведущим себя весьма "колоритно", и выполнять за них их работу. Причём все эти действия так или иначе посвящены арифметике, а сама игра рассчитана на маленьких детей и относится к пользователю довольно-таки лояльно. Но, во-первых, в ней даже в принципе есть несколько "подводных камней", во-вторых - для достижения успеха очень желательно хотя бы как-то знать корейский язык, поскольку текста здесь довольно много. Большую его часть составляют реплики персонажей, причём каждая из них ещё и озвучена, - то есть в данном проекте, в отличие от большинства детских, субтитры, пусть и чаще всего в виде строк в "комиксовых пузырях", есть.
Пункты в главном меню расположены в два ряда. Англоязычные "New" и "End" в верхнем вряд ли нуждаются в пояснениях: первый отвечает за начало новой "партии", второй - за выход из программы. Следующая иконка - это регулировка громкости звука, а вот идущая за нею, в виде домика, - чуть ли не самая любопытная: щелчок на ней открывает план городка, в котором происходит действие игры, с интерактивными постройками - теми, в которых во время прохождения предстоит работать (то есть выполнять математические задания). В "сюжете" доступ ко многим из них по умолчанию невозможен (это будет пояснено далее), а допущение ошибок приводит к слегка (именно слегка) неприятным последствиям, - благодаря данному же режиму можно легко и без каких-либо рисков сыграть в каждую из этих забав и потренироваться в её решении, просто щёлкнув на соответствующий домик. Кроме того, таким способом удастся запомнить расположение всех этих объектов, с чем непосредственно в "квесте" формально тоже могут возникнуть сложности.
Во втором ряду расположены технические опции в виде дискет: при помощи самой левой, с красной стрелочкой, можно загружать сохранённые игры, выбирая их из списка; вторая - в виде двух упомянутых носителей информации - зачем-то позволяет сделать копию "сейва", а третья - сломанная дискета - стереть его. При задействовании каждой из данных настроек в левой части появляющегося окна выводится список файлов (если мы играем не в первый раз и начинали заново не единожды, естественно), а справа находятся три кнопки: верхняя отвечает за процедуру, ради которой произошло обращение к соответствующему пункту, вторая - за возврат в главное меню, а третья даёт возможность просмотреть кое-какие данные о конкретном сохранении. Дабы произвести с последним те или иные манипуляции, нужно щёлкнуть сначала на строку (или одну из строк) слева, а затем на нужную кнопку справа. Четвёртый и последний пункт во втором ряду, кривая жёлтая стрелочка на зелёном фоне, активен только в случае перехода в меню непосредственно из игры - и при нажатии на него возвращает к её прохождению.
После нажатия на кнопку "New" и начала новой партии мы оказываемся в помещении банка, где нас встречает его директор - мужчина монголоидной внешности с белой (именно белой, а не телесного цвета) кожей и ушами вислоухого зайца. У него необходимо открыть счёт - и тем самым одновременно создать профиль игрока: требуется ввести имя, возраст (зачем - непонятно: вряд ли это как-то влияет на уровень сложности) и выбрать пол (по умолчанию выставлен мужской, - но опять-таки неизвестно, будут ли от этого какие-то изменения во время процесса). Справиться с данной процедурой вполне можно без малейшего знания языка; по её завершении нас "выставляют" на улицу. С этого момента весь достигнутый в рамках данной "партии" прогресс будет автоматически сохраняться (под введённым именем) при выходе из программы.
Перспектива обзора - от первого лица; перемещение дискретное, а всё управление осуществляется курсором мыши. Двигаться тоже можно с помощью него, причём он при этом даже меняет внешний вид сообразно выбранному направлению, - однако намного лучше делать это посредством щелчков по четырём зелёным стрелочкам, указывающим в разные стороны и расположенным слева в нижней части экрана, представляющей собой интерфейсную панель. Рядом с ними слева направо отображаются следующие иконки: компьютер - выход в меню, кошелёк - позволяет посмотреть, сколько у нас есть при себе наличных денег (последние на момент старта, естественно, отсутствуют); квиток - показывает текущую заработанную сумму (вовсе не обязательно равную имеющейся при себе, - см. ниже) и "историю" всех наших поступков; рюкзак - даёт возможность ознакомиться с перечнем приобретённых предметов, нужных для выполнения ряда заданий и не только (в начале игры опять-таки пуст); карта - план городка, помогающий ориентироваться в пространстве (наше местоположение на нём в текущий момент отмечено жёлтым квадратиком с красной стрелочкой, показывающей направление, в котором устремлён взор героя). К сожалению, обозначения нужных объектов на ней появляются постепенно - по мере изучения нами населённого пункта: дабы какое-то ключевое здание там отметилось, необходимо один раз найти его самостоятельно. "Открыть" каждую из вышеперечисленных иконок на панели можно щелчком по ним, а закрыть - повторным нажатием. Исключение составляет квиток: при первом обращении он, как уже отмечалось выше, сообщает, сколько всего у нас денежных средств, а при втором в этом же состоянии выводит перечень последних десяти совершённых нами финансовых операций, какими бы те ни были.
Объектов, в которых можно выполнять какую-либо работу, в общей сложности одиннадцать (точнее, на деле двенадцать, - но о последнем мы здесь говорить не будем); десять из них являются в той или иной мере магазинами. Обнаружить их в большинстве случаев можно по вывескам на корейском или английском языках, размещённым над входами в здания. Дабы попасть в постройку, обычно достаточно щёлкнуть курсором на дверь. Вместе с тем есть и объекты, не предлагающие работу, заходить в которые всё равно можно, а иногда и необходимо. Так, если посетить расположенный рядом с банком полицейский участок, то любезный и непрерывно моргающий утёнок в форме вступит с нами в диалог, - в правом нижнем углу экрана появится панель с тремя пунктами. По нажатию на первый он даст нам посмотреть на крупную настенную карту города со всеми отмеченными на ней объектами; если выбрать второй, то, по-видимому, страж порядка выдаст некие общие (и довольно обширные) сведения об игре; ну а третий приведёт к прекращению разговора.
Банк, в котором начиналось действие, по мере прохождения придётся посещать довольно часто (это может слегка утомить, но ничего не поделаешь). Дело в том, что владельцы магазинов не выплачивают нам наличные деньги за успешно выполненную работу, а, по-видимому, переводят их на счёт игрока в упомянутом учреждении. При любом посещении последнего в том же правом нижнем углу экрана появляются три пункта для ведения диалога: нажав на второй, мы получим возможность снять ту или иную сумму из имеющихся в нашем распоряжении денежных средств, - в левой части экрана отобразится уже знакомый квиток-ведомость, в нижней строке которого указан размер доступной наличности, а вводить желаемое для получения количество средств нужно при помощи шкалы из цифр справа внизу. Для подтверждения указанного значения следует нажать на "Ok" под нею, а для стирания ошибочно набранного - воспользоваться кнопкой с надписью на корейском чуть левее. Первый же пункт в диалоге с банкиром позволит, напротив, вновь положить ранее снятые деньги на счёт (зачем это нужно - непонятно), тогда как третий, естественно, отвечает за завершение беседы.
Теперь пришло время рассмотреть те самые заведения, времяпровождение в которых составляет основу игрового процесса. На момент старта нам доступны лишь четыре из таковых, - работа в каждом из них связана с каким-либо арифметическим действием. Так, у лягушек в компании грузоперевозок необходимо заниматься вычитанием, у японца, делающего на продажу такояки (популярная в Стране восходящего солнца закуска, представляющая собой шарики из теста с начинкой в виде варёного мяса осьминога), - сложением, у отца и сына зайцев, торгующих овощами, - умножением (обратите внимание, что их дом, в отличие от всех прочих "интерактивных", не имеет вывески - но, впрочем, одновременно и двери, так что пропустить его сложно), а у кота-кондитера - делением. Если в конкретном месте предлагается только работа, то после захода туда и краткого приветствия на экране появляется белая мультяшная кисть руки с выставленным указательным пальцем; на неё нужно щёлкнуть курсором, после этого принимающим её вид. Далее следует нажать на первый из двух пунктов в возникающем окошке: это будет означать согласие трудиться, тогда как обращение ко второму даст возможность покинуть заведение. В некоторых из них помимо работы реально ещё и что-либо приобрести, - в этом случае по приходе нам сразу покажут окно с тремя пунктами: первый всегда означает найм (и, если он возможен, дальнейшее будет происходить в описанном выше порядке), второй - покупки (о них будет сказано далее), третий - прощание с одновременным выходом на улицу.
Любое задание состоит из десяти этапов, правильный ответ в каждом из которых оплачивается той или иной суммой - в зависимости от сложности. Так, операции на сложение и вычитание стоят по 10 денежных единиц (в игре именуемых англоязычным словом "Gold"), на умножение и деление - 15, более сложные - 20 и так далее. За неправильные ответы зарплата, естественно, не выдаётся (и при допущении ошибки достичь максимально возможной за один "заход" суммы уже не получится), однако никаких штрафов не будет. Процесс каждой из мини-игр выглядит следующим образом. Основную часть экрана занимает интерьер заведения, в котором один за другим появляются посетители (выглядящие нередко не менее колоритно, чем наши наниматели), озвучивающие свои заказы (что, естественно, сопровождается текстом). В правом верхнем углу расположен портрет хозяина, а под ним - состоящая из двух рядов по пять ячеек в каждом "шкала", где будут отмечаться правильные либо неправильные ответы по итогам каждого "раунда"; примечательно, что визуально виды этих значков собственные для конкретного места. Справа внизу находится такая же панель, как и в банке, - с цифрами от 0 до 9, точкой для записи десятичных дробей и кнопками для подтверждения набранного значения и его стирания. Всё, что требуется делать в описанных выше этапах, - это производить в уме несложные арифметические расчёты, вводить ответы в виде цифр или чисел и нажимать "Ok"; в зависимости от результата наш наниматель, чьё изображение анимировано, будет демонстрировать эмоции радости либо досады.
По завершении десяти этапов - с каким угодно результатом - нам говорят некое напутственное слово и выпроваживают из заведения, - однако в него тут же можно зайти вновь и опять наняться на ту же самую работу: количество подобных действий ничем не ограничено. В случае допущения ошибок во время сложения и вычитания суть последних вроде бы не поясняется, однако правильные ответы (как и вообще во всех здешних забавах) сообщаются. Если же неверно решить задачи на умножение и деление, то происходит автоматический запуск пояснений - всегда очень подробных (но сформулированных довольно-таки витиевато, надо заметить), рассматривающих именно данный конкретный пример (с соответствующими исходными данными) и сопровождающихся не только текстом, но и "тематическими" анимациями (!). У кота, в отличие от других упомянутых выше персонажей, можно не только работать, но и покупать торты: если выбрать второй пункт в окне, появляющемся после захода в кондитерскую, то будет сразу же (так как других товаров здесь нет) предложен их список в виде картинок и указанных рядом цен. Чтобы совершить покупку - возможную, естественно, лишь при наличии в кошельке достаточной для этого суммы наличных денег, - необходимо просто щёлкнуть курсором на понравившийся объект, после чего тот автоматически перенесётся в наш рюкзак. К сожалению, непонятно, для чего нужен (и нужен ли вообще) именно торт, - но на всякий случай лучше купить его, причём лучше самый дорогой из представленных в ассортименте.
К остальным заданиям, как уже отмечалось выше, игрок по умолчанию не имеет доступа: заходить в соответствующие постройки можно, но их владельцы после коротких монологов будут выставлять нас за дверь. Дабы получить возможность заняться соответствующими делами, необходимо приобрести у портного ряд предметов; обратите внимание: чтобы зайти в его лавку, щёлкать, в отличие от всех прочих учреждений, нужно почему-то не на дверь, а на окно. За покупки, как и в случае с котом, отвечает второй пункт в меню, выводимом на экран после входа в его магазин, однако нажатие на эту строку приводит к появлению списка из пяти позиций. Последняя - прекращение выбора и возврат к "изначальной" беседе, а остальные четыре - категории доступных товаров: это (сверху вниз) микрокалькуляторы, наручные механические часы, кухонные весы и метрические рулетки; только при наличии у нас в инвентаре каких-либо из этих вещей владельцы других заведений (включая, кстати, и самого портного) в принципе станут с нами разговаривать на предмет найма, причём некоторым из них нужно больше одного предмета. В каждом из "отделов" может быть от двух до пяти товаров, причём, что очень важно, приобретать нужно всегда только самый дорогой; возможно, так авторы хотели привить детям общества потребления мысль, что цена всегда прямо пропорциональна качеству. Если же предпочесть дешёвый, то продвинуться дальше почти наверняка не получится, а мы, по сути, лишь зря потратим деньги.
Необходимо отметить, что вышеперечисленная утварь довольно дорогая. Так, лучшие в своих категориях объекты имеют следующую стоимость: рулетка - 350 денежных единиц, весы - 450, микрокалькулятор - 550, а часы - аж 2400. Поскольку, успешно справившись со всеми десятью "раундами" в четырёх доступных на момент старта мини-играх по одному разу, можно заработать максимум 500 единиц (по 100 за сложение и вычитание и по 150 за умножение и деление), то очевидно, что заниматься как минимум некоторыми из этих дел придётся не единожды (а потом ещё ходить в банк и снимать заработанное со счёта). Такой подход вполне характерен для спорной южнокорейской системы начального (и не только начального) образования, где знания в детей очень любят "вдалбливать" множественными и монотонными повторениями одного и того же. Темп во всех мини-играх, мягко говоря, медленный: сначала каждый посетитель здоровается, потом владелец отвечает ему тем же, затем первый озвучивает свой заказ, далее наш шеф спрашивает, а сколько же это будет, и только после всего этого разрешается вводить ответ, причём на его "принятие" программой тоже тратится не так уж мало времени, а следом идут поздравления (или разочарования), комментарий со стороны заказчика, его прощание и ответные слова хозяина (да, здесь все очень, очень вежливы...). Занимает вся данная процедура в среднем от 30 секунд до минуты с лишним; чуть-чуть ускорить течение времени можно щелчками мыши по экрану, - но раздражение, особенно если не быть морально готовым к подобному, всё равно накапливается.
Впрочем, сократить прохождение вполне реально: так, в случае целиком успешного выполнения первых четырёх заданий мы уже сможем позволить себе или рулетку, или весы, а если по второму разу пройдём сложение или вычитание - то с запасом хватит на микрокалькулятор. С наличием последнего в инвентаре доступными становятся минимум два новых заведения. Продавец каких-то странных бочонков (увы, надпись над его магазином на корейском) - не то с сахаром или пряностями, не то с вересковым мёдом - попросит считать пропорции: заказчики будут сообщать, сколько стоит килограмм того, что они хотят, и стоимость, которую хотят потратить, а нам нужно будет посчитать её вес, но - внимание! - обязательно в граммах, то есть полученный результат следует умножать на тысячу. Здешние операции занимают больше всего времени, так как после каждого ответа показывается анимация взвешивания товара мышами; к счастью, её можно прервать щелчком мыши. У муравьёв в пиццерии, занимающихся также и доставкой приготовляемого ими кушанья, задача чуть менее тривиальная, хотя принцип, по сути, тот же: нам сообщается - в левом из двух окон - расстояние в километрах, которое проезжает конкретное насекомое на велосипеде на один час (равный, как известно, шестидесяти минутам), - и требуется вычислить, за какое время (опять-таки в минутах) оно проделает другой указанный (уже в правом окне) путь, изначально указанный в километрах; однако все расчёты требуется выполнять в метрах. Необходимый (по мнению авторов игры) для таких вычислений микрокалькулятор расположен в левой нижней части экрана; расчёты на нём, естественно, выполняются при помощи мыши, а ответ набирается посредством уже неоднократно упоминавшейся ранее панели с цифрами, находящейся справа внизу.
Рулетка нужна портному (у которого мы её и покупаем, - причём если предпочесть дешёвую, то нанимать нас он откажется...); задание же у него совсем простое: посетитель сообщает стоимость одной единицы - по-видимому, отреза ткани - и количество желаемого товара, а наша задача - просто перемножить одно число на другое; примечательно, что рулетка как таковая на экране вообще не показывается. Весы используются у мясника, имеющего монголоидную внешность, но почему-то обильно употребляющего в своей речи английские слова и по факту торгующего не только мясом, но и разной бакалеей. Его клиенты сообщают стоимость 100 граммов какого-нибудь продукта, а на весах слева внизу указана масса его количества, которое они желают приобрести: необходимо на глаз определить соответствующее значение, ибо числами на устройстве помечены лишь отдельные деления, и умножить его на предыдущее значение. При наличии наручных часов мы сможем попасть на вокзал - единственное местное учреждение, не являющееся магазином, в котором можно работать; нанимателем выступит девушка-свинья, одновременно слегка напоминающая собаку и овцу. Здесь нужно будет заниматься вычислением остающегося до прибытия поезда времени, дабы пассажиры не опоздали на него: в левом верхнем углу экрана отображаются электронные часы, показывающие момент прихода экспресса, а в левом нижнем - механические (купленные нами), на которых значение данной величины, визуализированное посредством стрелок, всегда немного меньше; задача - подсчитать разницу и ввести её при помощи правой нижней панели с цифрами.
К сожалению, выявить чёткие условия доступа к двум оставшимся дельцам не удалось, - но им явно нужно, чтобы мы имели при себе больше одной вещи. Чёрный тюлень-старьёвщик (между прочим, в очках, берете и с курительной трубкой...), торгующий также разными предметами быта (в том числе, например, рулонами обоев), несмотря на свои формально "высокие" требования, на деле предлагает заняться обыкновенным делением одного числа на другое, - по-видимому, нужно подсчитывать количество приобретаемых одинаковых товаров, если известны цена за один из них и общая стоимость (пользоваться калькулятором разрешено и здесь). На автозаправочной станции нас ждут две разумных металлических бочки, которые продают водителям топливо: один литр последнего стоит 100 денежных единиц, а клиенты сообщают объём, на который хотели бы пополнить свой бак, - и необходимо подсчитывать стоимости таких покупок. Всё, что требуется сделать, - это перенести запятую в исходном числе, являющемся десятичной дробью, на два знака вправо.
Во всех описанных выше мини-играх, кроме четырёх "начальных", между портретом нанимателя и ячейками для фиксации правильности ответов есть две кнопки. По нажатию на левую после получения заказа нам, как и в случае с умножением и делением, подробно показывается процесс решения - опять-таки именно на данном конкретном примере, с обилием текста и анимированными рисунками; правда, возможности получить денег за использование таких "подсказок" мы лишаемся - и соответствующий раунд отмечается в статистике как проигранный. Если же щёлкнуть на правую кнопку (опять-таки после оглашения очередного задания), то процесс можно прервать, - при этом уже заработанные в такой незавершённой "партии" средства будут зачислены на наш счёт. Кроме вышеперечисленных объектов в городке есть ещё четыре. В аэропорт, где нас встречает привлекательная и совершенно "нормальная" стюардесса, разрешается зайти хоть сразу же после начала игры: выбор первого пункта в диалоге с собеседницей позволит некоторое время полюбоваться видом на аэроплан со взлётной полосы, а при помощи второго можно прекратить разговор; но более говорить об этом месте не стоит. В одном здании с банком находится не имеющее вывески учреждение, сотрудница которого - тоже обычная женщина - почему-то не желает разговаривать с нами ни при каких обстоятельствах и всегда выгоняет. Наконец, есть две "ловушки", каждую из которых следует рассмотреть подробнее.
Во-первых, ни в коем случае не ходите на детскую площадку: она заканчивается канавой, свалившись в которую мы попадаем во владения зеленокожего гуманоида с клювом утконоса, представляющегося каппой - существом из японской мифологии наподобие нашего водяного. Этот злодей, посмеявшись над протагонистом, телепортирует его в область побережья. При этом если у нас есть деньги в кошельке, то существо их не трогает, но вот любые предметы из инвентаря, нажитые непосильным трудом, забирает себе, - и воспрепятствовать этому либо вернуть данные вещи никак нельзя. Во-вторых, не следует посещать и маяк: там обитает розовый пингвин, который за 300 денежных единиц предложит показать нечто "интересное". При заходе туда в правой нижней части экрана появляется стандартное окно, первый пункт в котором означает принятие его предложения (естественно, сработает он лишь в том случае, если у нас есть при себе столько наличных средств платежа), второй - отказ. Если согласиться, то протагонист вместе с пингвином поднимется по винтовой лестнице и окажется на площадке перед смотровой трубой, щелчок по которой позволит на протяжении где-то десяти-пятнадцати секунд понаблюдать за купающейся у далёкой скалы обнажённой русалкой. Да, в детской игре, причём рассчитанной в том числе и на девочек (хотя, может быть, выбор пола перед стартом связан именно с данной ситуацией?..).
На этом моменте, конечно, можно было бы сделать объёмное лирическое отступление и порассуждать на тему несхожести представлений о нравственности в разных странах, - но мы делать этого не будем. Во-первых, посещение данного заведения исключительно опциональное; во-вторых - как ни странно, но в самой такой возможности есть пусть и очень своеобразное (и, возможно, согласующееся с довольно жёсткими корейскими традициями в соответствующей области), но всё-таки прослеживаемое воспитательное значение: да, мир полон соблазнов, в том числе "запретных", и за доступ к ним разнообразные пройдохи будут требовать денег, заработать которые не так-то легко, а вот потерять, потратив на ерунду, - элементарно. Кроме того, чешуя отсутствует у русалки лишь выше пояса, а её, скажем так, формы нельзя назвать слишком уж реалистичными (хотя для западных детских игр подобный уровень наготы явно был бы признан очень далёким от допустимого). Одним словом, снижать оценку только из-за этого обстоятельства, пусть и очень спорного и неожиданного, мы всё же не будем.
Игра создана на движке Macromedia Director, но внешне ничуть не напоминает стереотипные "изделия" на нём середины 1990-х годов. Здесь нашим глазам предстанут путь и аляповатые, но пререндеренные фоны, нередко довольно детализированные и с обилием мелких деталей, а также неизменно оригинальные: интерьер у каждого заведения, по крайней мере, резко отличается от всех прочих. Есть и анимационные эффекты: помимо уже упоминавшихся выше эмоций нанимателей, к таковым относятся, например, поезда и самолёты, передвижение которых можно иногда наблюдать неподалёку от вокзала и аэропорта соответственно. Но главным украшением игры, безусловно, являются персонажи - местные жители, обычно выступающие в роли посетителей заведений. Причём среди них есть не так уж мало и самых обычных людей (мужчина в деловом костюме, дедушка, бабушка, женщина средних лет, плутоватого вида дяденька с дочкой и так далее), но присутствуют и по-настоящему поразительные типажи: кенгуру в платье с карманом, откуда выглядывает детёныш, два робота-"панка", двуногий лев с пышной гривой, медведь с кошельком на шее и так далее; к слову, каппа и пингвин среди них тоже иногда объявляются. Кроме того, нередко горожан можно встретить и на улицах, - для этого достаточно остановиться и подождать где-то пару-тройку секунд: тогда они начинают появляться на несколько мгновений, всегда обращаясь к нам с различными фразами (увы, здесь, в отличие от заведений, уже не обязательно приветливыми). Иногда таким же образом можно увидеть не отображаемые при постоянном перемещении объекты - например, рекламные наклейки на стенах домов или крышки канализационных люков. Нельзя не отметить и озвучку, которая, как уже говорилось выше, в данной игре действительно "полная": свои голоса персонажам подарили явно профессиональные актёры, работавшие со старанием и "душой", - однако ввиду специфического звучания для наших ушей корейского языка и его интонаций оценить, а тем более по достоинству, данную составляющую смогут далеко не все.
В общем и целом Suli Tamgu Suhag, конечно, не заслуживает высшего балла - и не получит его. Причина - затянутый, слишком однообразный и даже, если говорить совсем уж честно, нудный игровой процесс, а также очень низкий уровень сложности (но последнее объяснимо возрастом потенциальной целевой аудитории) и малое разнообразие заданий (что оправдать уже никак нельзя). Вместе с тем оценка всё равно будет "выше среднего" - уже в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, выбранный авторами подход к прохождению - с недоступностью на момент старта большей части заданий - вызывает какой-никакой азарт, поэтому есть шанс, что маленькие игроки выучат назубок как минимум таблицу умножения, чтобы поскорее продвинуться вперёд. Во-вторых, не до каждого из описанных выше ходов - в частности, касательно необходимости покупки предметов - так уж легко додуматься. В-третьих, планировка города довольно сложная, так что прохождение может оказать некоторую помощь в борьбе с топографическим кретинизмом, если вы им вдруг страдаете; впрочем, никто не запрещает в любой момент выходить в главное меню для просмотра полноценной карты и щёлкать на расположенные там объекты, а затем возвращаться к действию через пункт со стрелочкой или сохранение.
Наконец, у себя на родине и для своего времени это была действительно знаковая игра, а её визуальный стиль и формируемая им атмосфера настолько необычны, что от созерцания моделей местных персонажей можно получить самое настоящее эстетическое наслаждение безотносительно к происходящему на экране и его "сути". Одним словом, это, разумеется, ни разу не "шедевр" - но всё-таки объективно примечательная и, кстати, весьма редкая вещь, порекомендовать которую, несмотря на её сущностную простоту, вполне допустимо как дошкольникам из любой страны (знание языка, особенно после знакомства с данным описанием, не станет непреодолимым препятствием для прохождения), обладающим минимально крепкими нервами (ибо образы отдельных действующих лиц всё же слегка жутковаты), так и всем ценителям действительно необычных компьютерных проектов.
Сюжет Suli Tamgu Suhag очень условный и вместе с тем немного пугающий: некто, в роли которого выступаем мы, оказывается в странном и даже слегка сюрреалистичном маленьком городке на морском побережье, населённом самыми разнообразными обитателями, среди которых есть обычные люди, мутанты, антропоморфные животные, мифологические существа, роботы и одушевлённые предметы, - и, по-видимому, должен суметь оттуда выбраться, а заодно и выжить там в течение какого-то времени. Делать это придётся неожиданным способом: пытаться устроиться на "неполный рабочий день" к владельцам различных местных заведений (обычно магазинов), зачастую выглядящим и ведущим себя весьма "колоритно", и выполнять за них их работу. Причём все эти действия так или иначе посвящены арифметике, а сама игра рассчитана на маленьких детей и относится к пользователю довольно-таки лояльно. Но, во-первых, в ней даже в принципе есть несколько "подводных камней", во-вторых - для достижения успеха очень желательно хотя бы как-то знать корейский язык, поскольку текста здесь довольно много. Большую его часть составляют реплики персонажей, причём каждая из них ещё и озвучена, - то есть в данном проекте, в отличие от большинства детских, субтитры, пусть и чаще всего в виде строк в "комиксовых пузырях", есть.
Пункты в главном меню расположены в два ряда. Англоязычные "New" и "End" в верхнем вряд ли нуждаются в пояснениях: первый отвечает за начало новой "партии", второй - за выход из программы. Следующая иконка - это регулировка громкости звука, а вот идущая за нею, в виде домика, - чуть ли не самая любопытная: щелчок на ней открывает план городка, в котором происходит действие игры, с интерактивными постройками - теми, в которых во время прохождения предстоит работать (то есть выполнять математические задания). В "сюжете" доступ ко многим из них по умолчанию невозможен (это будет пояснено далее), а допущение ошибок приводит к слегка (именно слегка) неприятным последствиям, - благодаря данному же режиму можно легко и без каких-либо рисков сыграть в каждую из этих забав и потренироваться в её решении, просто щёлкнув на соответствующий домик. Кроме того, таким способом удастся запомнить расположение всех этих объектов, с чем непосредственно в "квесте" формально тоже могут возникнуть сложности.
Во втором ряду расположены технические опции в виде дискет: при помощи самой левой, с красной стрелочкой, можно загружать сохранённые игры, выбирая их из списка; вторая - в виде двух упомянутых носителей информации - зачем-то позволяет сделать копию "сейва", а третья - сломанная дискета - стереть его. При задействовании каждой из данных настроек в левой части появляющегося окна выводится список файлов (если мы играем не в первый раз и начинали заново не единожды, естественно), а справа находятся три кнопки: верхняя отвечает за процедуру, ради которой произошло обращение к соответствующему пункту, вторая - за возврат в главное меню, а третья даёт возможность просмотреть кое-какие данные о конкретном сохранении. Дабы произвести с последним те или иные манипуляции, нужно щёлкнуть сначала на строку (или одну из строк) слева, а затем на нужную кнопку справа. Четвёртый и последний пункт во втором ряду, кривая жёлтая стрелочка на зелёном фоне, активен только в случае перехода в меню непосредственно из игры - и при нажатии на него возвращает к её прохождению.
После нажатия на кнопку "New" и начала новой партии мы оказываемся в помещении банка, где нас встречает его директор - мужчина монголоидной внешности с белой (именно белой, а не телесного цвета) кожей и ушами вислоухого зайца. У него необходимо открыть счёт - и тем самым одновременно создать профиль игрока: требуется ввести имя, возраст (зачем - непонятно: вряд ли это как-то влияет на уровень сложности) и выбрать пол (по умолчанию выставлен мужской, - но опять-таки неизвестно, будут ли от этого какие-то изменения во время процесса). Справиться с данной процедурой вполне можно без малейшего знания языка; по её завершении нас "выставляют" на улицу. С этого момента весь достигнутый в рамках данной "партии" прогресс будет автоматически сохраняться (под введённым именем) при выходе из программы.
Перспектива обзора - от первого лица; перемещение дискретное, а всё управление осуществляется курсором мыши. Двигаться тоже можно с помощью него, причём он при этом даже меняет внешний вид сообразно выбранному направлению, - однако намного лучше делать это посредством щелчков по четырём зелёным стрелочкам, указывающим в разные стороны и расположенным слева в нижней части экрана, представляющей собой интерфейсную панель. Рядом с ними слева направо отображаются следующие иконки: компьютер - выход в меню, кошелёк - позволяет посмотреть, сколько у нас есть при себе наличных денег (последние на момент старта, естественно, отсутствуют); квиток - показывает текущую заработанную сумму (вовсе не обязательно равную имеющейся при себе, - см. ниже) и "историю" всех наших поступков; рюкзак - даёт возможность ознакомиться с перечнем приобретённых предметов, нужных для выполнения ряда заданий и не только (в начале игры опять-таки пуст); карта - план городка, помогающий ориентироваться в пространстве (наше местоположение на нём в текущий момент отмечено жёлтым квадратиком с красной стрелочкой, показывающей направление, в котором устремлён взор героя). К сожалению, обозначения нужных объектов на ней появляются постепенно - по мере изучения нами населённого пункта: дабы какое-то ключевое здание там отметилось, необходимо один раз найти его самостоятельно. "Открыть" каждую из вышеперечисленных иконок на панели можно щелчком по ним, а закрыть - повторным нажатием. Исключение составляет квиток: при первом обращении он, как уже отмечалось выше, сообщает, сколько всего у нас денежных средств, а при втором в этом же состоянии выводит перечень последних десяти совершённых нами финансовых операций, какими бы те ни были.
Объектов, в которых можно выполнять какую-либо работу, в общей сложности одиннадцать (точнее, на деле двенадцать, - но о последнем мы здесь говорить не будем); десять из них являются в той или иной мере магазинами. Обнаружить их в большинстве случаев можно по вывескам на корейском или английском языках, размещённым над входами в здания. Дабы попасть в постройку, обычно достаточно щёлкнуть курсором на дверь. Вместе с тем есть и объекты, не предлагающие работу, заходить в которые всё равно можно, а иногда и необходимо. Так, если посетить расположенный рядом с банком полицейский участок, то любезный и непрерывно моргающий утёнок в форме вступит с нами в диалог, - в правом нижнем углу экрана появится панель с тремя пунктами. По нажатию на первый он даст нам посмотреть на крупную настенную карту города со всеми отмеченными на ней объектами; если выбрать второй, то, по-видимому, страж порядка выдаст некие общие (и довольно обширные) сведения об игре; ну а третий приведёт к прекращению разговора.
Банк, в котором начиналось действие, по мере прохождения придётся посещать довольно часто (это может слегка утомить, но ничего не поделаешь). Дело в том, что владельцы магазинов не выплачивают нам наличные деньги за успешно выполненную работу, а, по-видимому, переводят их на счёт игрока в упомянутом учреждении. При любом посещении последнего в том же правом нижнем углу экрана появляются три пункта для ведения диалога: нажав на второй, мы получим возможность снять ту или иную сумму из имеющихся в нашем распоряжении денежных средств, - в левой части экрана отобразится уже знакомый квиток-ведомость, в нижней строке которого указан размер доступной наличности, а вводить желаемое для получения количество средств нужно при помощи шкалы из цифр справа внизу. Для подтверждения указанного значения следует нажать на "Ok" под нею, а для стирания ошибочно набранного - воспользоваться кнопкой с надписью на корейском чуть левее. Первый же пункт в диалоге с банкиром позволит, напротив, вновь положить ранее снятые деньги на счёт (зачем это нужно - непонятно), тогда как третий, естественно, отвечает за завершение беседы.
Теперь пришло время рассмотреть те самые заведения, времяпровождение в которых составляет основу игрового процесса. На момент старта нам доступны лишь четыре из таковых, - работа в каждом из них связана с каким-либо арифметическим действием. Так, у лягушек в компании грузоперевозок необходимо заниматься вычитанием, у японца, делающего на продажу такояки (популярная в Стране восходящего солнца закуска, представляющая собой шарики из теста с начинкой в виде варёного мяса осьминога), - сложением, у отца и сына зайцев, торгующих овощами, - умножением (обратите внимание, что их дом, в отличие от всех прочих "интерактивных", не имеет вывески - но, впрочем, одновременно и двери, так что пропустить его сложно), а у кота-кондитера - делением. Если в конкретном месте предлагается только работа, то после захода туда и краткого приветствия на экране появляется белая мультяшная кисть руки с выставленным указательным пальцем; на неё нужно щёлкнуть курсором, после этого принимающим её вид. Далее следует нажать на первый из двух пунктов в возникающем окошке: это будет означать согласие трудиться, тогда как обращение ко второму даст возможность покинуть заведение. В некоторых из них помимо работы реально ещё и что-либо приобрести, - в этом случае по приходе нам сразу покажут окно с тремя пунктами: первый всегда означает найм (и, если он возможен, дальнейшее будет происходить в описанном выше порядке), второй - покупки (о них будет сказано далее), третий - прощание с одновременным выходом на улицу.
Любое задание состоит из десяти этапов, правильный ответ в каждом из которых оплачивается той или иной суммой - в зависимости от сложности. Так, операции на сложение и вычитание стоят по 10 денежных единиц (в игре именуемых англоязычным словом "Gold"), на умножение и деление - 15, более сложные - 20 и так далее. За неправильные ответы зарплата, естественно, не выдаётся (и при допущении ошибки достичь максимально возможной за один "заход" суммы уже не получится), однако никаких штрафов не будет. Процесс каждой из мини-игр выглядит следующим образом. Основную часть экрана занимает интерьер заведения, в котором один за другим появляются посетители (выглядящие нередко не менее колоритно, чем наши наниматели), озвучивающие свои заказы (что, естественно, сопровождается текстом). В правом верхнем углу расположен портрет хозяина, а под ним - состоящая из двух рядов по пять ячеек в каждом "шкала", где будут отмечаться правильные либо неправильные ответы по итогам каждого "раунда"; примечательно, что визуально виды этих значков собственные для конкретного места. Справа внизу находится такая же панель, как и в банке, - с цифрами от 0 до 9, точкой для записи десятичных дробей и кнопками для подтверждения набранного значения и его стирания. Всё, что требуется делать в описанных выше этапах, - это производить в уме несложные арифметические расчёты, вводить ответы в виде цифр или чисел и нажимать "Ok"; в зависимости от результата наш наниматель, чьё изображение анимировано, будет демонстрировать эмоции радости либо досады.
По завершении десяти этапов - с каким угодно результатом - нам говорят некое напутственное слово и выпроваживают из заведения, - однако в него тут же можно зайти вновь и опять наняться на ту же самую работу: количество подобных действий ничем не ограничено. В случае допущения ошибок во время сложения и вычитания суть последних вроде бы не поясняется, однако правильные ответы (как и вообще во всех здешних забавах) сообщаются. Если же неверно решить задачи на умножение и деление, то происходит автоматический запуск пояснений - всегда очень подробных (но сформулированных довольно-таки витиевато, надо заметить), рассматривающих именно данный конкретный пример (с соответствующими исходными данными) и сопровождающихся не только текстом, но и "тематическими" анимациями (!). У кота, в отличие от других упомянутых выше персонажей, можно не только работать, но и покупать торты: если выбрать второй пункт в окне, появляющемся после захода в кондитерскую, то будет сразу же (так как других товаров здесь нет) предложен их список в виде картинок и указанных рядом цен. Чтобы совершить покупку - возможную, естественно, лишь при наличии в кошельке достаточной для этого суммы наличных денег, - необходимо просто щёлкнуть курсором на понравившийся объект, после чего тот автоматически перенесётся в наш рюкзак. К сожалению, непонятно, для чего нужен (и нужен ли вообще) именно торт, - но на всякий случай лучше купить его, причём лучше самый дорогой из представленных в ассортименте.
К остальным заданиям, как уже отмечалось выше, игрок по умолчанию не имеет доступа: заходить в соответствующие постройки можно, но их владельцы после коротких монологов будут выставлять нас за дверь. Дабы получить возможность заняться соответствующими делами, необходимо приобрести у портного ряд предметов; обратите внимание: чтобы зайти в его лавку, щёлкать, в отличие от всех прочих учреждений, нужно почему-то не на дверь, а на окно. За покупки, как и в случае с котом, отвечает второй пункт в меню, выводимом на экран после входа в его магазин, однако нажатие на эту строку приводит к появлению списка из пяти позиций. Последняя - прекращение выбора и возврат к "изначальной" беседе, а остальные четыре - категории доступных товаров: это (сверху вниз) микрокалькуляторы, наручные механические часы, кухонные весы и метрические рулетки; только при наличии у нас в инвентаре каких-либо из этих вещей владельцы других заведений (включая, кстати, и самого портного) в принципе станут с нами разговаривать на предмет найма, причём некоторым из них нужно больше одного предмета. В каждом из "отделов" может быть от двух до пяти товаров, причём, что очень важно, приобретать нужно всегда только самый дорогой; возможно, так авторы хотели привить детям общества потребления мысль, что цена всегда прямо пропорциональна качеству. Если же предпочесть дешёвый, то продвинуться дальше почти наверняка не получится, а мы, по сути, лишь зря потратим деньги.
Необходимо отметить, что вышеперечисленная утварь довольно дорогая. Так, лучшие в своих категориях объекты имеют следующую стоимость: рулетка - 350 денежных единиц, весы - 450, микрокалькулятор - 550, а часы - аж 2400. Поскольку, успешно справившись со всеми десятью "раундами" в четырёх доступных на момент старта мини-играх по одному разу, можно заработать максимум 500 единиц (по 100 за сложение и вычитание и по 150 за умножение и деление), то очевидно, что заниматься как минимум некоторыми из этих дел придётся не единожды (а потом ещё ходить в банк и снимать заработанное со счёта). Такой подход вполне характерен для спорной южнокорейской системы начального (и не только начального) образования, где знания в детей очень любят "вдалбливать" множественными и монотонными повторениями одного и того же. Темп во всех мини-играх, мягко говоря, медленный: сначала каждый посетитель здоровается, потом владелец отвечает ему тем же, затем первый озвучивает свой заказ, далее наш шеф спрашивает, а сколько же это будет, и только после всего этого разрешается вводить ответ, причём на его "принятие" программой тоже тратится не так уж мало времени, а следом идут поздравления (или разочарования), комментарий со стороны заказчика, его прощание и ответные слова хозяина (да, здесь все очень, очень вежливы...). Занимает вся данная процедура в среднем от 30 секунд до минуты с лишним; чуть-чуть ускорить течение времени можно щелчками мыши по экрану, - но раздражение, особенно если не быть морально готовым к подобному, всё равно накапливается.
Впрочем, сократить прохождение вполне реально: так, в случае целиком успешного выполнения первых четырёх заданий мы уже сможем позволить себе или рулетку, или весы, а если по второму разу пройдём сложение или вычитание - то с запасом хватит на микрокалькулятор. С наличием последнего в инвентаре доступными становятся минимум два новых заведения. Продавец каких-то странных бочонков (увы, надпись над его магазином на корейском) - не то с сахаром или пряностями, не то с вересковым мёдом - попросит считать пропорции: заказчики будут сообщать, сколько стоит килограмм того, что они хотят, и стоимость, которую хотят потратить, а нам нужно будет посчитать её вес, но - внимание! - обязательно в граммах, то есть полученный результат следует умножать на тысячу. Здешние операции занимают больше всего времени, так как после каждого ответа показывается анимация взвешивания товара мышами; к счастью, её можно прервать щелчком мыши. У муравьёв в пиццерии, занимающихся также и доставкой приготовляемого ими кушанья, задача чуть менее тривиальная, хотя принцип, по сути, тот же: нам сообщается - в левом из двух окон - расстояние в километрах, которое проезжает конкретное насекомое на велосипеде на один час (равный, как известно, шестидесяти минутам), - и требуется вычислить, за какое время (опять-таки в минутах) оно проделает другой указанный (уже в правом окне) путь, изначально указанный в километрах; однако все расчёты требуется выполнять в метрах. Необходимый (по мнению авторов игры) для таких вычислений микрокалькулятор расположен в левой нижней части экрана; расчёты на нём, естественно, выполняются при помощи мыши, а ответ набирается посредством уже неоднократно упоминавшейся ранее панели с цифрами, находящейся справа внизу.
Рулетка нужна портному (у которого мы её и покупаем, - причём если предпочесть дешёвую, то нанимать нас он откажется...); задание же у него совсем простое: посетитель сообщает стоимость одной единицы - по-видимому, отреза ткани - и количество желаемого товара, а наша задача - просто перемножить одно число на другое; примечательно, что рулетка как таковая на экране вообще не показывается. Весы используются у мясника, имеющего монголоидную внешность, но почему-то обильно употребляющего в своей речи английские слова и по факту торгующего не только мясом, но и разной бакалеей. Его клиенты сообщают стоимость 100 граммов какого-нибудь продукта, а на весах слева внизу указана масса его количества, которое они желают приобрести: необходимо на глаз определить соответствующее значение, ибо числами на устройстве помечены лишь отдельные деления, и умножить его на предыдущее значение. При наличии наручных часов мы сможем попасть на вокзал - единственное местное учреждение, не являющееся магазином, в котором можно работать; нанимателем выступит девушка-свинья, одновременно слегка напоминающая собаку и овцу. Здесь нужно будет заниматься вычислением остающегося до прибытия поезда времени, дабы пассажиры не опоздали на него: в левом верхнем углу экрана отображаются электронные часы, показывающие момент прихода экспресса, а в левом нижнем - механические (купленные нами), на которых значение данной величины, визуализированное посредством стрелок, всегда немного меньше; задача - подсчитать разницу и ввести её при помощи правой нижней панели с цифрами.
К сожалению, выявить чёткие условия доступа к двум оставшимся дельцам не удалось, - но им явно нужно, чтобы мы имели при себе больше одной вещи. Чёрный тюлень-старьёвщик (между прочим, в очках, берете и с курительной трубкой...), торгующий также разными предметами быта (в том числе, например, рулонами обоев), несмотря на свои формально "высокие" требования, на деле предлагает заняться обыкновенным делением одного числа на другое, - по-видимому, нужно подсчитывать количество приобретаемых одинаковых товаров, если известны цена за один из них и общая стоимость (пользоваться калькулятором разрешено и здесь). На автозаправочной станции нас ждут две разумных металлических бочки, которые продают водителям топливо: один литр последнего стоит 100 денежных единиц, а клиенты сообщают объём, на который хотели бы пополнить свой бак, - и необходимо подсчитывать стоимости таких покупок. Всё, что требуется сделать, - это перенести запятую в исходном числе, являющемся десятичной дробью, на два знака вправо.
Во всех описанных выше мини-играх, кроме четырёх "начальных", между портретом нанимателя и ячейками для фиксации правильности ответов есть две кнопки. По нажатию на левую после получения заказа нам, как и в случае с умножением и делением, подробно показывается процесс решения - опять-таки именно на данном конкретном примере, с обилием текста и анимированными рисунками; правда, возможности получить денег за использование таких "подсказок" мы лишаемся - и соответствующий раунд отмечается в статистике как проигранный. Если же щёлкнуть на правую кнопку (опять-таки после оглашения очередного задания), то процесс можно прервать, - при этом уже заработанные в такой незавершённой "партии" средства будут зачислены на наш счёт. Кроме вышеперечисленных объектов в городке есть ещё четыре. В аэропорт, где нас встречает привлекательная и совершенно "нормальная" стюардесса, разрешается зайти хоть сразу же после начала игры: выбор первого пункта в диалоге с собеседницей позволит некоторое время полюбоваться видом на аэроплан со взлётной полосы, а при помощи второго можно прекратить разговор; но более говорить об этом месте не стоит. В одном здании с банком находится не имеющее вывески учреждение, сотрудница которого - тоже обычная женщина - почему-то не желает разговаривать с нами ни при каких обстоятельствах и всегда выгоняет. Наконец, есть две "ловушки", каждую из которых следует рассмотреть подробнее.
Во-первых, ни в коем случае не ходите на детскую площадку: она заканчивается канавой, свалившись в которую мы попадаем во владения зеленокожего гуманоида с клювом утконоса, представляющегося каппой - существом из японской мифологии наподобие нашего водяного. Этот злодей, посмеявшись над протагонистом, телепортирует его в область побережья. При этом если у нас есть деньги в кошельке, то существо их не трогает, но вот любые предметы из инвентаря, нажитые непосильным трудом, забирает себе, - и воспрепятствовать этому либо вернуть данные вещи никак нельзя. Во-вторых, не следует посещать и маяк: там обитает розовый пингвин, который за 300 денежных единиц предложит показать нечто "интересное". При заходе туда в правой нижней части экрана появляется стандартное окно, первый пункт в котором означает принятие его предложения (естественно, сработает он лишь в том случае, если у нас есть при себе столько наличных средств платежа), второй - отказ. Если согласиться, то протагонист вместе с пингвином поднимется по винтовой лестнице и окажется на площадке перед смотровой трубой, щелчок по которой позволит на протяжении где-то десяти-пятнадцати секунд понаблюдать за купающейся у далёкой скалы обнажённой русалкой. Да, в детской игре, причём рассчитанной в том числе и на девочек (хотя, может быть, выбор пола перед стартом связан именно с данной ситуацией?..).
На этом моменте, конечно, можно было бы сделать объёмное лирическое отступление и порассуждать на тему несхожести представлений о нравственности в разных странах, - но мы делать этого не будем. Во-первых, посещение данного заведения исключительно опциональное; во-вторых - как ни странно, но в самой такой возможности есть пусть и очень своеобразное (и, возможно, согласующееся с довольно жёсткими корейскими традициями в соответствующей области), но всё-таки прослеживаемое воспитательное значение: да, мир полон соблазнов, в том числе "запретных", и за доступ к ним разнообразные пройдохи будут требовать денег, заработать которые не так-то легко, а вот потерять, потратив на ерунду, - элементарно. Кроме того, чешуя отсутствует у русалки лишь выше пояса, а её, скажем так, формы нельзя назвать слишком уж реалистичными (хотя для западных детских игр подобный уровень наготы явно был бы признан очень далёким от допустимого). Одним словом, снижать оценку только из-за этого обстоятельства, пусть и очень спорного и неожиданного, мы всё же не будем.
Игра создана на движке Macromedia Director, но внешне ничуть не напоминает стереотипные "изделия" на нём середины 1990-х годов. Здесь нашим глазам предстанут путь и аляповатые, но пререндеренные фоны, нередко довольно детализированные и с обилием мелких деталей, а также неизменно оригинальные: интерьер у каждого заведения, по крайней мере, резко отличается от всех прочих. Есть и анимационные эффекты: помимо уже упоминавшихся выше эмоций нанимателей, к таковым относятся, например, поезда и самолёты, передвижение которых можно иногда наблюдать неподалёку от вокзала и аэропорта соответственно. Но главным украшением игры, безусловно, являются персонажи - местные жители, обычно выступающие в роли посетителей заведений. Причём среди них есть не так уж мало и самых обычных людей (мужчина в деловом костюме, дедушка, бабушка, женщина средних лет, плутоватого вида дяденька с дочкой и так далее), но присутствуют и по-настоящему поразительные типажи: кенгуру в платье с карманом, откуда выглядывает детёныш, два робота-"панка", двуногий лев с пышной гривой, медведь с кошельком на шее и так далее; к слову, каппа и пингвин среди них тоже иногда объявляются. Кроме того, нередко горожан можно встретить и на улицах, - для этого достаточно остановиться и подождать где-то пару-тройку секунд: тогда они начинают появляться на несколько мгновений, всегда обращаясь к нам с различными фразами (увы, здесь, в отличие от заведений, уже не обязательно приветливыми). Иногда таким же образом можно увидеть не отображаемые при постоянном перемещении объекты - например, рекламные наклейки на стенах домов или крышки канализационных люков. Нельзя не отметить и озвучку, которая, как уже говорилось выше, в данной игре действительно "полная": свои голоса персонажам подарили явно профессиональные актёры, работавшие со старанием и "душой", - однако ввиду специфического звучания для наших ушей корейского языка и его интонаций оценить, а тем более по достоинству, данную составляющую смогут далеко не все.
В общем и целом Suli Tamgu Suhag, конечно, не заслуживает высшего балла - и не получит его. Причина - затянутый, слишком однообразный и даже, если говорить совсем уж честно, нудный игровой процесс, а также очень низкий уровень сложности (но последнее объяснимо возрастом потенциальной целевой аудитории) и малое разнообразие заданий (что оправдать уже никак нельзя). Вместе с тем оценка всё равно будет "выше среднего" - уже в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, выбранный авторами подход к прохождению - с недоступностью на момент старта большей части заданий - вызывает какой-никакой азарт, поэтому есть шанс, что маленькие игроки выучат назубок как минимум таблицу умножения, чтобы поскорее продвинуться вперёд. Во-вторых, не до каждого из описанных выше ходов - в частности, касательно необходимости покупки предметов - так уж легко додуматься. В-третьих, планировка города довольно сложная, так что прохождение может оказать некоторую помощь в борьбе с топографическим кретинизмом, если вы им вдруг страдаете; впрочем, никто не запрещает в любой момент выходить в главное меню для просмотра полноценной карты и щёлкать на расположенные там объекты, а затем возвращаться к действию через пункт со стрелочкой или сохранение.
Наконец, у себя на родине и для своего времени это была действительно знаковая игра, а её визуальный стиль и формируемая им атмосфера настолько необычны, что от созерцания моделей местных персонажей можно получить самое настоящее эстетическое наслаждение безотносительно к происходящему на экране и его "сути". Одним словом, это, разумеется, ни разу не "шедевр" - но всё-таки объективно примечательная и, кстати, весьма редкая вещь, порекомендовать которую, несмотря на её сущностную простоту, вполне допустимо как дошкольникам из любой страны (знание языка, особенно после знакомства с данным описанием, не станет непреодолимым препятствием для прохождения), обладающим минимально крепкими нервами (ибо образы отдельных действующих лиц всё же слегка жутковаты), так и всем ценителям действительно необычных компьютерных проектов.
- Атмосфера:
Сюрреализм - Аудитория:
Детская - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Дискретное перемещение - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Южная Корея - Язык:
한국어