Между великолепными раллийными гонками Rally Trophy (2001, Windows) и легендарной FlatOut (2004, Windows) у финской студии Bugbear Entertainment была ещё одна игра, естественно тоже в жанре Racing. Tough Trucks: Modified Monsters не снискала такой же популярности, как две упомянутые выше, но такое её положение не вполне заслуженно, - всё-таки финны из Bugbear знали толк в гонках, и эта игра вышла хорошей, пусть и во многом уступающей другим. Что касается российских геймеров, то они о ней и вовсе не слышали, потому что официального её издания в России так и не последовало.
Tough Trucks посвящена внедорожникам, которые впоследствии по мере покупки новых шин могут превратиться едва ли не в монстр-траки. Удивительно, но в этой игре нет таких совершенно стандартных для гонок режимов, как "быстрая гонка", "гонка на время" или, скажем, "практика". Нет, исключительно карьера. Пользователя Tough Trucks встречает главное меню, выполненное в виде офисного кабинета (!) со стилизованными активными точками: дверь с табличкой "Exit" ведёт к выходу, экран монитора - к опциям, картотека - к меню сохранения и загрузки, а вторая дверь - в гараж. Также здесь есть большой деревянный стеллаж - пока что он пуст, но по мере прохождения гонок будет заполняться кубками, которых может быть набрано целых шестнадцать.
Отправляемся в гараж. После создания профиля сразу же предстоит купить внедорожник; к выбору стоит подойти рассудительно и с вниманием к различающимся характеристикам, потому что эта покупка прослужит всю игру. Разработчики решили не давать игрокам возможность покупать разные машины и менять их от гонки к гонке как перчатки, - кто-то скажет, что приличным рейсингам такое не подобает, однако с учётом особенностей карьеры, о которых речь пойдёт ниже, это исключительно правильный подход. Все автомобили в магазине стоят по 18000 долларов, и именно этой суммой располагает новоявленный игрок, остающийся после покупки без гроша в кармане.
Перед тем как приступить непосредственно к карьере, несколько слов о том, что так любят многие фанаты рейсингов со времён Need for Speed: Underground (2003, Windows), которая является ровесницей Tough Trucks. Система изменения внешности нашего авто, как и многое другое в этой игре, сделана необычно и чем-то даже похожа на детскую раскраску. На внедорожник можно использовать "заливку", выкрашивающую ту или иную часть машины, например капот, кузов, двери и другие, в цвет, выбранный из палитры. Поверх этого можно просто рисовать, водя курсором мыши, - сразу скажем, что так получатся одни каракули, так что это не лучший способ приукрасить транспорт перед гонками, дабы не выглядеть серой мышкой в сравнении с оппонентами. На помощь придут наклейки. И если в NFS: Underground каждая таковая была закреплена за своей "зоной", то здесь нас ждёт полная свобода - автомобиль можно свободно вертеть зажатием правой кнопки мыши и наклеивать разные рисунки и надписи как угодно и куда угодно. Ориентация рисунка часто зависит от того, как в данный момент расположен автомобиль, - можно поместить орла на капот ровно, а можно под разными углами, что, конечно, смотрится по-дурацки, но сам факт наличия такого гибкого функционала впечатляет. Самое главное - за весь этот банкет с игрока не возьмут ни цента, а полностью менять внешний вид авто можно хоть перед каждой гонкой.
Ну а теперь о серьёзных вещах. Tough Trucks - не симулятор, однако карьера в нём выстроена совсем не так, как в аркадных представителях жанра, и состоит всего из одного чемпионата. Чтобы открыть календарь гонок, нужно нажать на доску объявлений над верстаком. Чемпионат состоит из шестнадцати гонок (не считая бонусных), расположенных друг относительно друга древовидно, - первая открывает две другие, а те - ещё по две каждая, но одна из них будет общей, то есть третья ступень состоит из трёх заездов. В конце дерево сводится к одной гонке, которая является финальным соревнованием. Формально для победы в чемпионате и получения главного кубка, что сопровождается роликом, достаточно пройти семь гонок в разных комбинациях, - именно такой путь от первой до финальной по дереву, однако подобная схема не особенно интересна и лишает игрока возможности поучаствовать в бонусных заездах, речь о которых пойдёт позднее. Для того чтобы продвинуться дальше, достаточно занять одно из трёх призовых мест в гонке, - если учесть, что в каждой принимают участие всего четыре внедорожника, этоправило кажется слишком уж облегчающим прохождение.
За призовые места полагаются денежные вознаграждения, однако Tough Trucks - это не та игра, где можно по сто раз проходить одно и то же, превращая виртуальный кошелёк в копи царя Соломона. Вознаграждение за призовое место в гонке выдаётся строго один раз и строго в пределе приза за первое место. Поясним, что это значит: допустим, в данной гонке золото приносит 3000 долларов, серебро - 1500, а бронза - 1000; если вы пришли вторым и получили полторы тысячи, то в следующий раз приз за первое будет составлять 1500, а второе и третье уже не будут оплачиваться; иными словами, больше трёх тысяч получить в любом случае не выйдет. Что касается размеров вознаграждений, то все заезды в карьере поделены на три категории: в первой за победу даётся 3000 долларов, во второй - 6000, в третьей - 9000 (вторые и третьи места также оплачиваются по-разному). При этом какой-либо разницы между ними нет ни в сложности, ни в локациях, ни в особенностях трасс. После того как гонка пройдена на первое место, в ней всё равно можно участвовать, однако единственный приз - бесплатный ремонт, и только за победу.
Внедорожник, как уже было сказано, не подлежит замене, и купить другой в рамках одной карьеры не получится. Но куда же тогда тратить деньги? В Tough Trucks они пригодятся для двух вещей: ремонт и улучшения машины. Начнём со второго. Автомобиль можно улучшать по нескольким параметрам (двигатель, шины и т.д.), что увеличивает скорость, управляемость, а также изменяет внешний вид машины, - последнее особенно заметно по колёсам, которые становятся всё больше и больше. Однако чем сильнее улучшена та или иная часть, тем дороже будет обходиться её ремонт (особенно двигателя), о котором мы сейчас и поговорим. Дело в том, что процессе гонки при столкновениях с другими внедорожниками, въездах в ограждения и жёстких приземлениях во время прыжков на горках машина получает повреждения - если их слишком много, она даже становится заметно более медленной и трудноуправляемой, но полностью разбить транспортное средство и оказаться дисквалифицированным нельзя. Естественно, внешне все последствия аварий тоже видны: разбитые стёкла, помятый кузов, расхлябанные колёса и многое другое постепенно превращают наш внедорожник в жалкое зрелище, однако после гонки всё можно вернуть в прежнее состояние. Но не бесплатно. Ремонт - это то, чем пренебрегать просто не получится, потому что все полученные повреждения сохраняются и переходят в следующую гонку, пока их не починят. Более того, даже если вы посреди заезда решили выйти из него, так как поняли, что текущая ситуация не в вашу пользу, то вернётесь в гараж с сохранением полученных в неоконченной гонке повреждений (а опции "начать гонку заново" в игре вообще нет). Поэтому разумно сохраняться после каждого заезда - благо на это нет никаких ограничений и такие сохранения позволят избежать необходимости ремонта внедорожника после неудачных попыток пройти очередную гонку.
В Tough Trucks, если играть совсем уж неаккуратно, нерезультативно и пробовать раз за разом, постоянно ремонтируя машину, можно попасть в ситуацию, когда на ремонт нет денег, а заработать их нельзя из-за ужасного состояния внедорожника, на котором невозможно нормально ездить. Говоря проще - тупик. Конечно, довести до такого - это надо постараться, однако пару советов мы всё же дадим. Во-первых, если вы всегда получаете много повреждений и иначе не удаётся, но при этом хотите видеть только золотые кубки в календаре гонок и на стеллаже в кабинете, не стоит сохранять прохождения на серебро и бронзу, - так вы сможете избежать двойных трат на ремонт. Более тонкий момент - грамотное улучшение внедорожника. Чем сильнее повышены характеристики, тем дороже будет обходиться их ремонт, поглощая всё больший кусок выигрыша (особенно это касается поломок двигателя), так что тратиться на модернизацию автомобиля имеет смысл не тотчас после того, как на это стало достаточно денег, а лишь в тот момент, когда это становится необходимым. Дело в том, что сложность трасс не возрастает, поэтому чем больше улучшений куплено у игрока, тем легче становится прохождение, в конце концов доходя до совсем уж простого. Так что если вы чувствуете, что сложность игры для вас в самый раз, не спешите тратить деньги на апгрейды - только нарушите баланс. К тому же если улучшить внедорожник по полной программе, он станет намного тяжелее своего обычного варианта, что прекрасно чувствуется во время езды. И да, проехать гонку без единого повреждения, после чего не придётся потратить ни доллара на ремонт, можно, - на некоторых трассах так есть шанс даже выиграть, но это трудно и не требуется, разве что что в рамках личного вызова.
Между некоторыми гонками, соседствующими на дереве чемпионата, присутствуют бонусные заезды в количестве шести штук. В каждом из них предлагается за определённое и очень ограниченное время проехать небольшую трассу с трамплинами. Победа приносит тысячу долларов и пополняет запас турбо, которое можно использовать в обычных гонках. До сих пор о наличии ускорения не было сказано, но лишь потому, что это крайне незначительный элемент геймплея, - оно едва заметно ускоряет внедорожник, очень быстро кончается, а всего доступно шесть одноразовых запасов, и то при условии прохождения бонусных трасс. Повторное участие в них не принесёт никаких наград.
Tough Trucks является всего лишь второй игрой Bugbear Entertainment, однако эти финны уже с дебютной Rally Trophy задали себе высокую планку качества, и от "внедорожников" его ожидаешь. Частично эти ожидания оправдываются. но остаётся впечатление, что разработчики выпустили эту игру, чтобы собрать деньги на грядущий FlatOut. Пожалуй, самое приятное, что здесь есть, - это невероятно мягкое поведение машины на дороге, особенно заметное, пока у внедорожника нет или мало улучшений. С одной стороны, чувствуется немаленькая масса машины, с другой - она очень плавно реагирует на нажатия клавиш управления, - это довольно трудно описать словами, но на практике очень заметно. При этом игра остаётся аркадными гонками.
Графика могла получится лучше, но в целом неплоха - не радуют только тусклые и расплывчатые наклейки на машинах, тем более что в процессе наведения курсора с наклейкой на кузов она яркая, но стоит нажать и приклеить, как она превращается в какое-то блёклое месиво. Куда более странно однообразие игры. Абсолютно все трассы до единой проходят на стадионе в одинаковых декорациях - те же трибуны, та же земля, те же ограды. Достойный геймплей существенно сглаживает этот явный недостаток, но всё же непонятно, что мешало разработчикам реализовать хотя бы несколько стадионов с разным оформлением, Кто знает, может, именно это стало одной из причин малоизвестности Tough Trucks на фоне других игр студии. Что касается столкновений и аварий, то по этой части всё просто великолепно - внедорожники подпрыгивают, совершают перевороты в воздухе, отлетают друг от друга, и всё это - в сопровождении разлетающихся в разные стороны запчастей. Ещё один минус, который нельзя не упомянуть, - в кабинете на стеллаже копятся кубки за победы в гонках, но посмотреть вблизи на честно заработанные трофеи не позволят. Музыкальное сопровождение представлено различными инструментальными композициями в жанре рок, довольно приятными и уместными.
Итог - очень хорошо. Не FlatOut и не Rally Trophy, но достойная игра от знающих толк в деле разработчиков, которая рекомендуется всем поклонникам гонок на внедорожниках.
Tough Trucks посвящена внедорожникам, которые впоследствии по мере покупки новых шин могут превратиться едва ли не в монстр-траки. Удивительно, но в этой игре нет таких совершенно стандартных для гонок режимов, как "быстрая гонка", "гонка на время" или, скажем, "практика". Нет, исключительно карьера. Пользователя Tough Trucks встречает главное меню, выполненное в виде офисного кабинета (!) со стилизованными активными точками: дверь с табличкой "Exit" ведёт к выходу, экран монитора - к опциям, картотека - к меню сохранения и загрузки, а вторая дверь - в гараж. Также здесь есть большой деревянный стеллаж - пока что он пуст, но по мере прохождения гонок будет заполняться кубками, которых может быть набрано целых шестнадцать.
Отправляемся в гараж. После создания профиля сразу же предстоит купить внедорожник; к выбору стоит подойти рассудительно и с вниманием к различающимся характеристикам, потому что эта покупка прослужит всю игру. Разработчики решили не давать игрокам возможность покупать разные машины и менять их от гонки к гонке как перчатки, - кто-то скажет, что приличным рейсингам такое не подобает, однако с учётом особенностей карьеры, о которых речь пойдёт ниже, это исключительно правильный подход. Все автомобили в магазине стоят по 18000 долларов, и именно этой суммой располагает новоявленный игрок, остающийся после покупки без гроша в кармане.
Перед тем как приступить непосредственно к карьере, несколько слов о том, что так любят многие фанаты рейсингов со времён Need for Speed: Underground (2003, Windows), которая является ровесницей Tough Trucks. Система изменения внешности нашего авто, как и многое другое в этой игре, сделана необычно и чем-то даже похожа на детскую раскраску. На внедорожник можно использовать "заливку", выкрашивающую ту или иную часть машины, например капот, кузов, двери и другие, в цвет, выбранный из палитры. Поверх этого можно просто рисовать, водя курсором мыши, - сразу скажем, что так получатся одни каракули, так что это не лучший способ приукрасить транспорт перед гонками, дабы не выглядеть серой мышкой в сравнении с оппонентами. На помощь придут наклейки. И если в NFS: Underground каждая таковая была закреплена за своей "зоной", то здесь нас ждёт полная свобода - автомобиль можно свободно вертеть зажатием правой кнопки мыши и наклеивать разные рисунки и надписи как угодно и куда угодно. Ориентация рисунка часто зависит от того, как в данный момент расположен автомобиль, - можно поместить орла на капот ровно, а можно под разными углами, что, конечно, смотрится по-дурацки, но сам факт наличия такого гибкого функционала впечатляет. Самое главное - за весь этот банкет с игрока не возьмут ни цента, а полностью менять внешний вид авто можно хоть перед каждой гонкой.
Ну а теперь о серьёзных вещах. Tough Trucks - не симулятор, однако карьера в нём выстроена совсем не так, как в аркадных представителях жанра, и состоит всего из одного чемпионата. Чтобы открыть календарь гонок, нужно нажать на доску объявлений над верстаком. Чемпионат состоит из шестнадцати гонок (не считая бонусных), расположенных друг относительно друга древовидно, - первая открывает две другие, а те - ещё по две каждая, но одна из них будет общей, то есть третья ступень состоит из трёх заездов. В конце дерево сводится к одной гонке, которая является финальным соревнованием. Формально для победы в чемпионате и получения главного кубка, что сопровождается роликом, достаточно пройти семь гонок в разных комбинациях, - именно такой путь от первой до финальной по дереву, однако подобная схема не особенно интересна и лишает игрока возможности поучаствовать в бонусных заездах, речь о которых пойдёт позднее. Для того чтобы продвинуться дальше, достаточно занять одно из трёх призовых мест в гонке, - если учесть, что в каждой принимают участие всего четыре внедорожника, этоправило кажется слишком уж облегчающим прохождение.
За призовые места полагаются денежные вознаграждения, однако Tough Trucks - это не та игра, где можно по сто раз проходить одно и то же, превращая виртуальный кошелёк в копи царя Соломона. Вознаграждение за призовое место в гонке выдаётся строго один раз и строго в пределе приза за первое место. Поясним, что это значит: допустим, в данной гонке золото приносит 3000 долларов, серебро - 1500, а бронза - 1000; если вы пришли вторым и получили полторы тысячи, то в следующий раз приз за первое будет составлять 1500, а второе и третье уже не будут оплачиваться; иными словами, больше трёх тысяч получить в любом случае не выйдет. Что касается размеров вознаграждений, то все заезды в карьере поделены на три категории: в первой за победу даётся 3000 долларов, во второй - 6000, в третьей - 9000 (вторые и третьи места также оплачиваются по-разному). При этом какой-либо разницы между ними нет ни в сложности, ни в локациях, ни в особенностях трасс. После того как гонка пройдена на первое место, в ней всё равно можно участвовать, однако единственный приз - бесплатный ремонт, и только за победу.
Внедорожник, как уже было сказано, не подлежит замене, и купить другой в рамках одной карьеры не получится. Но куда же тогда тратить деньги? В Tough Trucks они пригодятся для двух вещей: ремонт и улучшения машины. Начнём со второго. Автомобиль можно улучшать по нескольким параметрам (двигатель, шины и т.д.), что увеличивает скорость, управляемость, а также изменяет внешний вид машины, - последнее особенно заметно по колёсам, которые становятся всё больше и больше. Однако чем сильнее улучшена та или иная часть, тем дороже будет обходиться её ремонт (особенно двигателя), о котором мы сейчас и поговорим. Дело в том, что процессе гонки при столкновениях с другими внедорожниками, въездах в ограждения и жёстких приземлениях во время прыжков на горках машина получает повреждения - если их слишком много, она даже становится заметно более медленной и трудноуправляемой, но полностью разбить транспортное средство и оказаться дисквалифицированным нельзя. Естественно, внешне все последствия аварий тоже видны: разбитые стёкла, помятый кузов, расхлябанные колёса и многое другое постепенно превращают наш внедорожник в жалкое зрелище, однако после гонки всё можно вернуть в прежнее состояние. Но не бесплатно. Ремонт - это то, чем пренебрегать просто не получится, потому что все полученные повреждения сохраняются и переходят в следующую гонку, пока их не починят. Более того, даже если вы посреди заезда решили выйти из него, так как поняли, что текущая ситуация не в вашу пользу, то вернётесь в гараж с сохранением полученных в неоконченной гонке повреждений (а опции "начать гонку заново" в игре вообще нет). Поэтому разумно сохраняться после каждого заезда - благо на это нет никаких ограничений и такие сохранения позволят избежать необходимости ремонта внедорожника после неудачных попыток пройти очередную гонку.
В Tough Trucks, если играть совсем уж неаккуратно, нерезультативно и пробовать раз за разом, постоянно ремонтируя машину, можно попасть в ситуацию, когда на ремонт нет денег, а заработать их нельзя из-за ужасного состояния внедорожника, на котором невозможно нормально ездить. Говоря проще - тупик. Конечно, довести до такого - это надо постараться, однако пару советов мы всё же дадим. Во-первых, если вы всегда получаете много повреждений и иначе не удаётся, но при этом хотите видеть только золотые кубки в календаре гонок и на стеллаже в кабинете, не стоит сохранять прохождения на серебро и бронзу, - так вы сможете избежать двойных трат на ремонт. Более тонкий момент - грамотное улучшение внедорожника. Чем сильнее повышены характеристики, тем дороже будет обходиться их ремонт, поглощая всё больший кусок выигрыша (особенно это касается поломок двигателя), так что тратиться на модернизацию автомобиля имеет смысл не тотчас после того, как на это стало достаточно денег, а лишь в тот момент, когда это становится необходимым. Дело в том, что сложность трасс не возрастает, поэтому чем больше улучшений куплено у игрока, тем легче становится прохождение, в конце концов доходя до совсем уж простого. Так что если вы чувствуете, что сложность игры для вас в самый раз, не спешите тратить деньги на апгрейды - только нарушите баланс. К тому же если улучшить внедорожник по полной программе, он станет намного тяжелее своего обычного варианта, что прекрасно чувствуется во время езды. И да, проехать гонку без единого повреждения, после чего не придётся потратить ни доллара на ремонт, можно, - на некоторых трассах так есть шанс даже выиграть, но это трудно и не требуется, разве что что в рамках личного вызова.
Между некоторыми гонками, соседствующими на дереве чемпионата, присутствуют бонусные заезды в количестве шести штук. В каждом из них предлагается за определённое и очень ограниченное время проехать небольшую трассу с трамплинами. Победа приносит тысячу долларов и пополняет запас турбо, которое можно использовать в обычных гонках. До сих пор о наличии ускорения не было сказано, но лишь потому, что это крайне незначительный элемент геймплея, - оно едва заметно ускоряет внедорожник, очень быстро кончается, а всего доступно шесть одноразовых запасов, и то при условии прохождения бонусных трасс. Повторное участие в них не принесёт никаких наград.
Tough Trucks является всего лишь второй игрой Bugbear Entertainment, однако эти финны уже с дебютной Rally Trophy задали себе высокую планку качества, и от "внедорожников" его ожидаешь. Частично эти ожидания оправдываются. но остаётся впечатление, что разработчики выпустили эту игру, чтобы собрать деньги на грядущий FlatOut. Пожалуй, самое приятное, что здесь есть, - это невероятно мягкое поведение машины на дороге, особенно заметное, пока у внедорожника нет или мало улучшений. С одной стороны, чувствуется немаленькая масса машины, с другой - она очень плавно реагирует на нажатия клавиш управления, - это довольно трудно описать словами, но на практике очень заметно. При этом игра остаётся аркадными гонками.
Графика могла получится лучше, но в целом неплоха - не радуют только тусклые и расплывчатые наклейки на машинах, тем более что в процессе наведения курсора с наклейкой на кузов она яркая, но стоит нажать и приклеить, как она превращается в какое-то блёклое месиво. Куда более странно однообразие игры. Абсолютно все трассы до единой проходят на стадионе в одинаковых декорациях - те же трибуны, та же земля, те же ограды. Достойный геймплей существенно сглаживает этот явный недостаток, но всё же непонятно, что мешало разработчикам реализовать хотя бы несколько стадионов с разным оформлением, Кто знает, может, именно это стало одной из причин малоизвестности Tough Trucks на фоне других игр студии. Что касается столкновений и аварий, то по этой части всё просто великолепно - внедорожники подпрыгивают, совершают перевороты в воздухе, отлетают друг от друга, и всё это - в сопровождении разлетающихся в разные стороны запчастей. Ещё один минус, который нельзя не упомянуть, - в кабинете на стеллаже копятся кубки за победы в гонках, но посмотреть вблизи на честно заработанные трофеи не позволят. Музыкальное сопровождение представлено различными инструментальными композициями в жанре рок, довольно приятными и уместными.
Итог - очень хорошо. Не FlatOut и не Rally Trophy, но достойная игра от знающих толк в деле разработчиков, которая рекомендуется всем поклонникам гонок на внедорожниках.
- Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Финляндия - Техника:
Внедорожники - Язык:
English