Вышедшая в 2006 году первая официальная российская визуальная новелла Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) хоть и была довольно специфичной и не являлась хорошим представителем жанра, тем не менее обрела свою порцию известности, попутно продавшись не самым малым тиражом, из-за чего анимешный эксперимент посчитали удачным. И поэтому было решено дать зелёный свет другому творению подобного толка, посвящённому не ужасам американской глубинки начала XX века, а космической фантастике далёкого будущего. Несмотря на то что формально Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) разрабатывалась совершенно другой компанией (но почти одними и теми же людьми на важных позициях, к слову), некоторые её наработки вошли в идейного преемника…
Итак, перед вами «Красный космос», вторая официальная российская визуальная новелла, выпущенная в 2007 году компанией Dreamlore Games для освоения отечественного анимешного рынка, благо тема японских «большеглазых мультфильмов» в ту пору переживала мощный подъём. При разговоре о любой VN стоит первым делом рассказать о сюжете. Он тут следующий: в 2150 году идёт межпланетная война между СССР и США (почему-то они брезгуют сражаться на матушке-Земле, предпочитая давать бои исключительно в космосе). В одной из подобных баталий лёгкий многоцелевой фрегат «Юрий Андропов» получает тяжёлые повреждения, в процессе теряя часть экипажа, после чего отступает, уходя в гиперпространство. Но из-за повреждённого гипердвигателя достичь пункта назначения не получается, судно выбрасывает где-то в практически неизученной части космоса у загадочной планеты, испускающей странное излучение. Но до местных радиационных заморочек нет дела – часть сил американцев совершенно неожиданно для советского экипажа оказалась у «Юрия Андропова» на хвосте, из-за чего пришлось снова сразиться с ними. От «янки» удалось отбиться, пора бы начинать потихоньку чиниться (насколько возможно) и лететь к одной из обжитых планет. Но не тут-то было. На и так дышащем на ладан «Юрии Андропове» некто организовывает несколько диверсий. Неужели на борту предатель, сотрудничающий с США? Кто же этот саботажник? Какой цели он добивается? На все эти вопросы вы найдёте ответ, если решите пройти эту игру. А вот на некоторые другие – вряд ли, но об этом позже.
Геймплейно «Красный космос» являет собой целиком озвученную (!) визуальную новеллу в космическом сеттинге с парой мини-игр в придачу. Повествование развивается через наблюдение за капитаном «Юрия Андропова», которому мы первым делом при начале новой игры даём имя. В роли самого главного офицера на борту игрок получает информацию о происходящих событиях как из скупых записей в электронном судовом журнале, так и из бесед с немногими выжившими членами экипажа. Кроме мужчин и женщин в его состав даже входит один андроид, выглядящий как человек… Основа геймплея, как водится, следующая: мы беседуем с кем-то на экране, после чего попадаем на карту корабля, перемещаемся в другой отсек, где снова с кем-нибудь заводим разговор (если там кто-то есть), и смотрим время от времени долгие экшн-сцены в слайдах. Пару раз (где-то во второй половине) игроку дадут возможность оценить местные мини-игры. Первой из них будет карточная баталия в переводного дурака на трёх человек (мы против двух компьютерных оппоненток), а второй… визуальная новелла Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) на сотовом телефоне (видимо, Java-версия будущего), но не полная, а укороченная и упрощённая. Видимо, вставлена последняя была в качестве своего рода рекламы выпущенной в том же году реальной Java-версии «Книги мертвых»?.. В «Красном космосе» даётся не так уж и много выборов, влияющих на развитие сюжета. Всего их два в любой из веток сюжета, каждый из которых поворачивает повествование в ту или иную сторону, в результате чего имеются четыре концовки. Чем больше раз игра пройдена, тем больше открывается мини-сценок, не виданных ранее. Правда, они все настолько коротки и незначительны, что едва ли запомнятся. За исключением глюка-муравьеда, но о нём опять-таки позже.
С сюжетом и геймплеем разобрались, пора перейти к другим видимым аспектам. Начнём с графики. Художников на этот раз было трое, двое из них нам уже известны – это Elruu и VaLerka, рисовавшие персонажей и фоны для «Книги мёртвых». Хорошо видно, что девушки успели за прошедшее с момента релиза прошлой игры время несколько подрасти в профессиональном плане, только вот арт хоть и обладает в большинстве своём некоторой анимешной эстетикой, но всё же далёк рисовкой от японских представителей жанра. Красивее всего получились космические фоны и, как это обычно бывает, иллюстрации. В плане звука по сравнению с игрой Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) имеется множество улучшений. Во-первых, «Красный космос» целиком озвучен на русский язык. Во-вторых, тут имеются аж четыре долгих (по четыре минуты каждая) музыкальных композиции. Местное озвучивание хоть и выполнено профессиональными актёрами, но звучит (уж простите за «каламбур») на уровне дубляжей американских мультсериалов на каком-нибудь развлекательном телеканале с соответствующими пере-/недоигрываниями. Музыкальные композиции же не так сильно ездят по ушам, но зачастую возникает мысль, что стоило бы разработчикам их добавить ещё.
Как ни странно, но в плане технических недоработок «Красный космос» выполнен в некоторых моментах даже похуже «Книги мёртвых». Без шуток. Разберём на примерах. По какой-то причине во время первого прохождения функция сохранения присутствует лишь на экранах судового журнала, куда капитан вносит события, происходящие на корабле (происходит сие раз в минут 5-15). При этом пункт сохранения всегда есть в меню, вызываемом клавишей Esc, хотя засейвиться так нельзя! Извольте хотя бы разок пройти игру, чтобы разблокировать данную возможность. Странная логика для визуальной новеллы. На втором и последующих прохождениях сохраняться же можно где угодно. Меню настроек формально наличествует, но там есть лишь выбор общей громкости и громкости музыки. Почему нет скорости текста – неясно. Правда, нулевое значение общей громкости почему-то не равнозначно полной тишине – мы всё равно слышим музыку и голоса. А вот на 5% едва-едва. Как подобного можно было добиться – опять-таки неясно. Функция вывода показанного ранее текста и автоматическое листание отсутствуют, как и в предшественнице.
Это была лишь видимая верхушка айсберга. Но, как известно, подводная часть его всегда гораздо больше. Поэтому давайте покопаемся в местных недрах, подмечая не самые очевидные и, как сие часто бывает, не самые приятные вещи. Как и Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows), «Красный космос» вплоть до прямого плагиата берёт некоторые идеи из известных зарубежных работ, что напрямую подтверждает компания-разработчик Dreamlore Games в своей игре. В главном меню сразу же после первого прохождения становится доступным для выбора пункт making of. Там прямо говорится об источниках, кхм, вдохновения. Например, дизайн девушки-андроида (особенно явно видно по костюму) был выполнен на основе Аянами Рэй из «Евангелиона», космических истребителей – из сериала «Вавилон-5» (оттуда же и военная форма), боевых человекоподобных роботов – из «Роботека» (ну или, если говорить более конкретно, из SDF Macross), ну а старпом явно напоминает протагониста «Книги мёртвых»… Разумеется, это можно считать простыми отсылками, было бы желание. В плане сюжета и повествования всё хоть и гораздо лучше, чем в «Книге мёртвых», но в процессе чтения возникает множество вопросов как к происходящим событиям, так и сеттингу. Но не все из них будут хоть как-то объяснены. После нескольких прохождений закрадываются сильнейшие подозрения, что изначально в игре должно было быть больше контента, – на это намекают не открывающиеся нормальным способом иллюстрации в галерее. Ну а полностью данный факт подтверждается обрезками скриптов в файле сценариев и наличием не используемых в игре изображений (жалко было убирать?), которые, тем не менее, есть в ресурсах. Причины этого не до конца понятны – но, скорее всего, проблема была либо в бюджете, либо в том, что часть реплик озвучить не удалось, поэтому соответствующие сцены банально, видимо, пошли под нож, чтобы обеспечить полную озвучку. Несколько странным выглядит решение создателей оставить только концовки, скажем так, не совсем приятные. Разумеется, ванильно-сладкий happy end вряд ли бы пришёлся по вкусу, но можно же было сделать нечто среднее в духе той самой советской фантастики… Впрочем, если учесть фирменный «юмор» некоторых важных личностей из команды разработки, то некоторые моменты, включая муравьеда-протагониста-будущей-второй-части (не пугайтесь, это создатели так шутят, наверное) и выкладывание на своём сайте скринов с отсутствующими в игре репликами, прибавляют понимания в ситуации. Каких-либо скрытых концовок в изданной на дисках версии нет. Но, конечно, они могли существовать в ранних билдах, где сюжет не был урезан…
После подробного разбора ситуации складывается впечатление, что «Красный космос» словно бы облагораживался наспех уже на финишной прямой прямо перед выпуском. Относительно симпатичная графика (разрешение, к слову, то же 1024x768, что и в предшественнице), где симпатичные анимешные кадры соседствуют со вполне себе «западными» (последние иногда смотрятся не в тему), полная озвучка, которая интонациями актёров умудряется иногда выбешивать, не самый заезженный, но местами нелогичный сюжет, а также ворох странных технических проблем и решений... Очень спорное творение. Конечно, «Красный космос» вышел на голову выше «Книги мёртвых». Знаете, что особенно забавно в данной ситуации? Как мило заметил журнал «Страна игр» (ещё помните такой?), на 2007 год это была лучшая отечественная визуальная новелла. Только вот, хе, на тот момент их было лишь две. Так что формально «Страна игр» сказала правду.
Стоит ли «Красный космос» того, чтобы в него играть? Лишь в тех случаях, если вы хотите изучить историю жанра, либо интересуетесь чем-нибудь эдаким, либо балдеете от всего анимешного. Следующей работой компании Dreamlore Games, сумевшей пережить кризис 2008-го, стал «Евгенiй Онѣгинъ» 2009 года выпуска, где странный юморок студии-разработчика явно ничем не сдерживался и где было намешано всё, включая творчество Пушкина, Грибоедова, а также зомби и девчата дворянских кровей с разноцветными волосами… Куда же без них, верно? Но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, перед вами «Красный космос», вторая официальная российская визуальная новелла, выпущенная в 2007 году компанией Dreamlore Games для освоения отечественного анимешного рынка, благо тема японских «большеглазых мультфильмов» в ту пору переживала мощный подъём. При разговоре о любой VN стоит первым делом рассказать о сюжете. Он тут следующий: в 2150 году идёт межпланетная война между СССР и США (почему-то они брезгуют сражаться на матушке-Земле, предпочитая давать бои исключительно в космосе). В одной из подобных баталий лёгкий многоцелевой фрегат «Юрий Андропов» получает тяжёлые повреждения, в процессе теряя часть экипажа, после чего отступает, уходя в гиперпространство. Но из-за повреждённого гипердвигателя достичь пункта назначения не получается, судно выбрасывает где-то в практически неизученной части космоса у загадочной планеты, испускающей странное излучение. Но до местных радиационных заморочек нет дела – часть сил американцев совершенно неожиданно для советского экипажа оказалась у «Юрия Андропова» на хвосте, из-за чего пришлось снова сразиться с ними. От «янки» удалось отбиться, пора бы начинать потихоньку чиниться (насколько возможно) и лететь к одной из обжитых планет. Но не тут-то было. На и так дышащем на ладан «Юрии Андропове» некто организовывает несколько диверсий. Неужели на борту предатель, сотрудничающий с США? Кто же этот саботажник? Какой цели он добивается? На все эти вопросы вы найдёте ответ, если решите пройти эту игру. А вот на некоторые другие – вряд ли, но об этом позже.
Геймплейно «Красный космос» являет собой целиком озвученную (!) визуальную новеллу в космическом сеттинге с парой мини-игр в придачу. Повествование развивается через наблюдение за капитаном «Юрия Андропова», которому мы первым делом при начале новой игры даём имя. В роли самого главного офицера на борту игрок получает информацию о происходящих событиях как из скупых записей в электронном судовом журнале, так и из бесед с немногими выжившими членами экипажа. Кроме мужчин и женщин в его состав даже входит один андроид, выглядящий как человек… Основа геймплея, как водится, следующая: мы беседуем с кем-то на экране, после чего попадаем на карту корабля, перемещаемся в другой отсек, где снова с кем-нибудь заводим разговор (если там кто-то есть), и смотрим время от времени долгие экшн-сцены в слайдах. Пару раз (где-то во второй половине) игроку дадут возможность оценить местные мини-игры. Первой из них будет карточная баталия в переводного дурака на трёх человек (мы против двух компьютерных оппоненток), а второй… визуальная новелла Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) на сотовом телефоне (видимо, Java-версия будущего), но не полная, а укороченная и упрощённая. Видимо, вставлена последняя была в качестве своего рода рекламы выпущенной в том же году реальной Java-версии «Книги мертвых»?.. В «Красном космосе» даётся не так уж и много выборов, влияющих на развитие сюжета. Всего их два в любой из веток сюжета, каждый из которых поворачивает повествование в ту или иную сторону, в результате чего имеются четыре концовки. Чем больше раз игра пройдена, тем больше открывается мини-сценок, не виданных ранее. Правда, они все настолько коротки и незначительны, что едва ли запомнятся. За исключением глюка-муравьеда, но о нём опять-таки позже.
С сюжетом и геймплеем разобрались, пора перейти к другим видимым аспектам. Начнём с графики. Художников на этот раз было трое, двое из них нам уже известны – это Elruu и VaLerka, рисовавшие персонажей и фоны для «Книги мёртвых». Хорошо видно, что девушки успели за прошедшее с момента релиза прошлой игры время несколько подрасти в профессиональном плане, только вот арт хоть и обладает в большинстве своём некоторой анимешной эстетикой, но всё же далёк рисовкой от японских представителей жанра. Красивее всего получились космические фоны и, как это обычно бывает, иллюстрации. В плане звука по сравнению с игрой Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows) имеется множество улучшений. Во-первых, «Красный космос» целиком озвучен на русский язык. Во-вторых, тут имеются аж четыре долгих (по четыре минуты каждая) музыкальных композиции. Местное озвучивание хоть и выполнено профессиональными актёрами, но звучит (уж простите за «каламбур») на уровне дубляжей американских мультсериалов на каком-нибудь развлекательном телеканале с соответствующими пере-/недоигрываниями. Музыкальные композиции же не так сильно ездят по ушам, но зачастую возникает мысль, что стоило бы разработчикам их добавить ещё.
Как ни странно, но в плане технических недоработок «Красный космос» выполнен в некоторых моментах даже похуже «Книги мёртвых». Без шуток. Разберём на примерах. По какой-то причине во время первого прохождения функция сохранения присутствует лишь на экранах судового журнала, куда капитан вносит события, происходящие на корабле (происходит сие раз в минут 5-15). При этом пункт сохранения всегда есть в меню, вызываемом клавишей Esc, хотя засейвиться так нельзя! Извольте хотя бы разок пройти игру, чтобы разблокировать данную возможность. Странная логика для визуальной новеллы. На втором и последующих прохождениях сохраняться же можно где угодно. Меню настроек формально наличествует, но там есть лишь выбор общей громкости и громкости музыки. Почему нет скорости текста – неясно. Правда, нулевое значение общей громкости почему-то не равнозначно полной тишине – мы всё равно слышим музыку и голоса. А вот на 5% едва-едва. Как подобного можно было добиться – опять-таки неясно. Функция вывода показанного ранее текста и автоматическое листание отсутствуют, как и в предшественнице.
Это была лишь видимая верхушка айсберга. Но, как известно, подводная часть его всегда гораздо больше. Поэтому давайте покопаемся в местных недрах, подмечая не самые очевидные и, как сие часто бывает, не самые приятные вещи. Как и Книга мертвых: Потерянные души (2006, Windows), «Красный космос» вплоть до прямого плагиата берёт некоторые идеи из известных зарубежных работ, что напрямую подтверждает компания-разработчик Dreamlore Games в своей игре. В главном меню сразу же после первого прохождения становится доступным для выбора пункт making of. Там прямо говорится об источниках, кхм, вдохновения. Например, дизайн девушки-андроида (особенно явно видно по костюму) был выполнен на основе Аянами Рэй из «Евангелиона», космических истребителей – из сериала «Вавилон-5» (оттуда же и военная форма), боевых человекоподобных роботов – из «Роботека» (ну или, если говорить более конкретно, из SDF Macross), ну а старпом явно напоминает протагониста «Книги мёртвых»… Разумеется, это можно считать простыми отсылками, было бы желание. В плане сюжета и повествования всё хоть и гораздо лучше, чем в «Книге мёртвых», но в процессе чтения возникает множество вопросов как к происходящим событиям, так и сеттингу. Но не все из них будут хоть как-то объяснены. После нескольких прохождений закрадываются сильнейшие подозрения, что изначально в игре должно было быть больше контента, – на это намекают не открывающиеся нормальным способом иллюстрации в галерее. Ну а полностью данный факт подтверждается обрезками скриптов в файле сценариев и наличием не используемых в игре изображений (жалко было убирать?), которые, тем не менее, есть в ресурсах. Причины этого не до конца понятны – но, скорее всего, проблема была либо в бюджете, либо в том, что часть реплик озвучить не удалось, поэтому соответствующие сцены банально, видимо, пошли под нож, чтобы обеспечить полную озвучку. Несколько странным выглядит решение создателей оставить только концовки, скажем так, не совсем приятные. Разумеется, ванильно-сладкий happy end вряд ли бы пришёлся по вкусу, но можно же было сделать нечто среднее в духе той самой советской фантастики… Впрочем, если учесть фирменный «юмор» некоторых важных личностей из команды разработки, то некоторые моменты, включая муравьеда-протагониста-будущей-второй-части (не пугайтесь, это создатели так шутят, наверное) и выкладывание на своём сайте скринов с отсутствующими в игре репликами, прибавляют понимания в ситуации. Каких-либо скрытых концовок в изданной на дисках версии нет. Но, конечно, они могли существовать в ранних билдах, где сюжет не был урезан…
После подробного разбора ситуации складывается впечатление, что «Красный космос» словно бы облагораживался наспех уже на финишной прямой прямо перед выпуском. Относительно симпатичная графика (разрешение, к слову, то же 1024x768, что и в предшественнице), где симпатичные анимешные кадры соседствуют со вполне себе «западными» (последние иногда смотрятся не в тему), полная озвучка, которая интонациями актёров умудряется иногда выбешивать, не самый заезженный, но местами нелогичный сюжет, а также ворох странных технических проблем и решений... Очень спорное творение. Конечно, «Красный космос» вышел на голову выше «Книги мёртвых». Знаете, что особенно забавно в данной ситуации? Как мило заметил журнал «Страна игр» (ещё помните такой?), на 2007 год это была лучшая отечественная визуальная новелла. Только вот, хе, на тот момент их было лишь две. Так что формально «Страна игр» сказала правду.
Стоит ли «Красный космос» того, чтобы в него играть? Лишь в тех случаях, если вы хотите изучить историю жанра, либо интересуетесь чем-нибудь эдаким, либо балдеете от всего анимешного. Следующей работой компании Dreamlore Games, сумевшей пережить кризис 2008-го, стал «Евгенiй Онѣгинъ» 2009 года выпуска, где странный юморок студии-разработчика явно ничем не сдерживался и где было намешано всё, включая творчество Пушкина, Грибоедова, а также зомби и девчата дворянских кровей с разноцветными волосами… Куда же без них, верно? Но об этом как-нибудь в другой раз.
- Аудио-/видео-стиль:
Аниме - Время и место:
Открытый космос - Особенность геймплея:
Мини-игры
Альтернативные концовки - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика
Альтернативная история - Элемент жанра:
Визуальные новеллы - Язык:
Русский
Ну как смешали - влепили 35%. И хорошо, что обозревателем был не Корованер - так бы вообще 2% было (только при условии, что тот проснулся с той ноги - иначе был бы "кол").