Под необычным и труднопроизносимым названием скрывается одна из самых оригинальных адвенчур весовой категории «инди», – в своё время она могла считаться достаточно популярной, ибо редко какой компьютерный журнал из числа выходивших на постсоветском пространстве не включил эту игру на диск своего номера за октябрь или ноябрь 2005 г. Да и поныне она доступна для бесплатного скачивания на страничке разработчика – австрийской компании monochrom, основанной ещё в 1993 году и позиционирующей себя как «художественно-технологическо-философская группа», по совместительству выступающая также издательством, киностудией и клубом политических активистов.
Унтерцёгерсдорф – это реальная расположенная неподалёку от Вены деревушка, где в гостях у своих бабушки с дедушкой некогда провёл немало счастливых летних месяцев лидер monochrom Йоханнес Гренцфуртнер. Именно ему, в порыве постмодернистского увлечения «левацкой» идеологией и отчасти в качестве эпатажа в адрес старшего поколения австрийцев, склонных замалчивать долю вины своей страны в преступлениях нацизма и вместо этого пугавших внуков «страшилками» о периоде советской оккупации 1945–1955 гг., и пришло в голову создание этого проекта в духе «альтернативной» истории. В которой Sowjet Unterzögersdorf является... последней республикой СССР – крохотным анклавом площадью в 2,5 кв. км внутри Австрии, после распада первого в мире государства рабочих и крестьян оказавшимся в полной экономической и дипломатической изоляции. Не только испытывающим и продовольственный, и энергетический, и демографический кризисы сразу, но ещё и подвергающимся постоянным хулиганским нападениям со стороны соседней деревни, US-Oberzögersdorf, представляющей собой яркий образец потребительской цивилизации загнивающего Запада...
В результате наиболее примечательной и отчасти уникальной чертой «Sowjet-Unterzögersdorf» оказывается непередаваемая атмосфера застоя и упадка в стиле «советико», напоминающая такие знаковые адвенчуры, как «KGB» или «Метрон». Собственно, в полном соответствии с духом постмодернизма проект monochrom включает в себя не только целую трилогию игр на «народном» движке AGS, в которой «Sektor 1» 2005 года выпуска является дебютной частью, призванной заинтересовать широкую публику, включая потенциальных спонсоров, – но и целый ряд перформансов, общественных акций, полнометражный кинофильм и т. д. Впрочем, львиная доля всего этого и спустя 17 лет после появления на свет первого интерактивного приключения остаётся пока ещё нереализованной.
Играть нам предстоит за секретаря партии Владислава Гомулку, который, выйдя в один прекрасный день в 7 часов на утреннюю смену, обнаруживает, что весь задний двор имени Красного Октября заполнен каким-то чужеродным мусором, ночной сторож исчез, а неизвестные вандалы ещё и испачкали стену нашего сарая некой подозрительной надписью... Созданию упомянутой атмосферы последнего оплота идеи светлого будущего человечества (как замечают сами персонажи игры – не считая Кубу и, с некоторыми оговорками, КНДР) во многом способствует выбранный авторами визуальный стиль: перед нами – настоящая и даже натуралистичная фотоадвенчура, что на движке AGS встречается очень даже нечасто. Персонажи также представляют собой оцифрованных живых людей (назвать их профессиональными актёрами всё же сложно), – хотя подавляющую часть времени мы будем видеть у себя на экране только своего протагониста, Владислава Гомулку, в роли которого выступил один из ведущих деятелей monochrom Харальд Хомолка-Лист.
Однако ещё более впечатляющей и даже, если так можно выразиться, сногсшибательной является другая составляющая игры – звуковая. Дело в том, что если тексты в «Sowjet-Unterzögersdorf» присутствуют лишь в виде немецкого оригинала и английского перевода (те, кому язык Шекспира ближе, чем наречие Гёте, должны не забыть предварительно выставить желаемые настройки в winsetup.exe), то речь здесь – исключительно русская! Причём выполненная без какого-либо акцента и на весьма высоком художественном уровне (если не считать парочки, увы, непристойных выражений). Эффект от такого необычного сочетания оказывается почти что комическим: забавно, видя на экране, скажем, фразу (цитируем) «The heros of our past would be proud of my clean-up operation» или «Die Helden unserer Vergangenheit würden gefallen an meiner Säuberungsaktion finden!», – слышать при этом басок Гомулки, убирающего двор имени Красного Октября от мусора: «Герои прошлого одобрили бы этот внеплановый субботник!». Правда, с графикой этот номер уже не проходит: например, на плакате может быть написано «Шахты – Взрывно» (вместо полагающегося «Взрывоопасно, мины!»). Зато музыкальное оформление опять-таки однозначно радует: тут нам и Гимн СССР, и «Интернационал», и замечательные лирические песни (скажем, «Вернулся я на Родину» М. Фрадкина в неподражаемом исполнении Леонида Кострицы сопровождает титры). А при помощи телефонного аппарата Гомулка может выбрать и мелодию-аккомпанемент для самой игры – например, «Катюшу» или «Прощание славянки» – либо же вовсе отключить музыку.
Что касается интерфейса, то он – в отличие от всего описанного выше – практически стандартный для жанра в целом и для AGS-адвенчур в частности. Перспектива – от третьего лица, управление реализовано посредством мыши, нажатие правой кнопки сменяет курсор-стрелку, выставленный по умолчанию и предназначенный для перемещения протагониста, на глаз для осмотра, руку для взятия/взаимодействия, рот для разговора или активированный заранее предмет инвентаря для применения на основном экране. Те же самые действия можно совершить и путём выбора одного из указанных символов на панели, которая появляется в самом верху при подведении туда курсора; там же дозволяется открыть чемодан с пожитками протагониста, сохранить или загрузить игру (значки дискеток справа), а также при очень большом желании покинуть свой боевой пост и выйти в главное меню (статуи Ильича по краям).
Игровой процесс традиционно заключается в подборе и использовании различных предметов; комбинировать их в инвентаре возможности не представится, да и персонажей для бесед здесь раз-два и обчёлся. Локаций, кстати, тоже немного – примерно десяток-полтора, – однако из-за того, что почти все они оказываются открытыми для посещения с самого начала, решить местные загадки с ходу вряд ли получится, да и без некоторого пиксель-хантинга дело явно не обойдётся. Тем более что активных точек интереса хватает, и для каждой из них у Гомулки припасён глубокомысленный комментарий в самом что ни на есть идеологически выдержанном, партийном и патриотическом духе!
Впрочем, повторим: самое интересное в «Sowjet-Unterzögersdorf: Sektor 1» – отнюдь не загадки и даже не скромный сюжет, а та самая сюрреалистичная атмосфера «последней советской республики», отдающая одновременно и ноткой ностальгии, и постмодернизмом. Чего стоят, например, робот-судмедэксперт или устройство виртуальной реальности, выполненные в лучших традициях ретрофутуризма с непременной чисто советской эстетикой! Так что как минимум одним глазком на это чудо посмотреть определённо стоит – даже если вы и не относите себя к числу поклонников жанра point-and-click адвенчур. Тем более что появившаяся спустя четыре года «Sowjet-Unterzögersdorf: Sektor 2», где нашим протагонистом выступил уже комиссар Никита Хрусов в исполнении самого Йоханнеса Гренцфуртнера, оказалась пусть и более масштабной, но менее привлекательной именно что в игровом отношении, – ну а судьба давным-давно обещанной третьей части по состоянию на 2022 г., увы, по-прежнему покрыта мраком неизвестности.
Унтерцёгерсдорф – это реальная расположенная неподалёку от Вены деревушка, где в гостях у своих бабушки с дедушкой некогда провёл немало счастливых летних месяцев лидер monochrom Йоханнес Гренцфуртнер. Именно ему, в порыве постмодернистского увлечения «левацкой» идеологией и отчасти в качестве эпатажа в адрес старшего поколения австрийцев, склонных замалчивать долю вины своей страны в преступлениях нацизма и вместо этого пугавших внуков «страшилками» о периоде советской оккупации 1945–1955 гг., и пришло в голову создание этого проекта в духе «альтернативной» истории. В которой Sowjet Unterzögersdorf является... последней республикой СССР – крохотным анклавом площадью в 2,5 кв. км внутри Австрии, после распада первого в мире государства рабочих и крестьян оказавшимся в полной экономической и дипломатической изоляции. Не только испытывающим и продовольственный, и энергетический, и демографический кризисы сразу, но ещё и подвергающимся постоянным хулиганским нападениям со стороны соседней деревни, US-Oberzögersdorf, представляющей собой яркий образец потребительской цивилизации загнивающего Запада...
В результате наиболее примечательной и отчасти уникальной чертой «Sowjet-Unterzögersdorf» оказывается непередаваемая атмосфера застоя и упадка в стиле «советико», напоминающая такие знаковые адвенчуры, как «KGB» или «Метрон». Собственно, в полном соответствии с духом постмодернизма проект monochrom включает в себя не только целую трилогию игр на «народном» движке AGS, в которой «Sektor 1» 2005 года выпуска является дебютной частью, призванной заинтересовать широкую публику, включая потенциальных спонсоров, – но и целый ряд перформансов, общественных акций, полнометражный кинофильм и т. д. Впрочем, львиная доля всего этого и спустя 17 лет после появления на свет первого интерактивного приключения остаётся пока ещё нереализованной.
Играть нам предстоит за секретаря партии Владислава Гомулку, который, выйдя в один прекрасный день в 7 часов на утреннюю смену, обнаруживает, что весь задний двор имени Красного Октября заполнен каким-то чужеродным мусором, ночной сторож исчез, а неизвестные вандалы ещё и испачкали стену нашего сарая некой подозрительной надписью... Созданию упомянутой атмосферы последнего оплота идеи светлого будущего человечества (как замечают сами персонажи игры – не считая Кубу и, с некоторыми оговорками, КНДР) во многом способствует выбранный авторами визуальный стиль: перед нами – настоящая и даже натуралистичная фотоадвенчура, что на движке AGS встречается очень даже нечасто. Персонажи также представляют собой оцифрованных живых людей (назвать их профессиональными актёрами всё же сложно), – хотя подавляющую часть времени мы будем видеть у себя на экране только своего протагониста, Владислава Гомулку, в роли которого выступил один из ведущих деятелей monochrom Харальд Хомолка-Лист.
Однако ещё более впечатляющей и даже, если так можно выразиться, сногсшибательной является другая составляющая игры – звуковая. Дело в том, что если тексты в «Sowjet-Unterzögersdorf» присутствуют лишь в виде немецкого оригинала и английского перевода (те, кому язык Шекспира ближе, чем наречие Гёте, должны не забыть предварительно выставить желаемые настройки в winsetup.exe), то речь здесь – исключительно русская! Причём выполненная без какого-либо акцента и на весьма высоком художественном уровне (если не считать парочки, увы, непристойных выражений). Эффект от такого необычного сочетания оказывается почти что комическим: забавно, видя на экране, скажем, фразу (цитируем) «The heros of our past would be proud of my clean-up operation» или «Die Helden unserer Vergangenheit würden gefallen an meiner Säuberungsaktion finden!», – слышать при этом басок Гомулки, убирающего двор имени Красного Октября от мусора: «Герои прошлого одобрили бы этот внеплановый субботник!». Правда, с графикой этот номер уже не проходит: например, на плакате может быть написано «Шахты – Взрывно» (вместо полагающегося «Взрывоопасно, мины!»). Зато музыкальное оформление опять-таки однозначно радует: тут нам и Гимн СССР, и «Интернационал», и замечательные лирические песни (скажем, «Вернулся я на Родину» М. Фрадкина в неподражаемом исполнении Леонида Кострицы сопровождает титры). А при помощи телефонного аппарата Гомулка может выбрать и мелодию-аккомпанемент для самой игры – например, «Катюшу» или «Прощание славянки» – либо же вовсе отключить музыку.
Что касается интерфейса, то он – в отличие от всего описанного выше – практически стандартный для жанра в целом и для AGS-адвенчур в частности. Перспектива – от третьего лица, управление реализовано посредством мыши, нажатие правой кнопки сменяет курсор-стрелку, выставленный по умолчанию и предназначенный для перемещения протагониста, на глаз для осмотра, руку для взятия/взаимодействия, рот для разговора или активированный заранее предмет инвентаря для применения на основном экране. Те же самые действия можно совершить и путём выбора одного из указанных символов на панели, которая появляется в самом верху при подведении туда курсора; там же дозволяется открыть чемодан с пожитками протагониста, сохранить или загрузить игру (значки дискеток справа), а также при очень большом желании покинуть свой боевой пост и выйти в главное меню (статуи Ильича по краям).
Игровой процесс традиционно заключается в подборе и использовании различных предметов; комбинировать их в инвентаре возможности не представится, да и персонажей для бесед здесь раз-два и обчёлся. Локаций, кстати, тоже немного – примерно десяток-полтора, – однако из-за того, что почти все они оказываются открытыми для посещения с самого начала, решить местные загадки с ходу вряд ли получится, да и без некоторого пиксель-хантинга дело явно не обойдётся. Тем более что активных точек интереса хватает, и для каждой из них у Гомулки припасён глубокомысленный комментарий в самом что ни на есть идеологически выдержанном, партийном и патриотическом духе!
Впрочем, повторим: самое интересное в «Sowjet-Unterzögersdorf: Sektor 1» – отнюдь не загадки и даже не скромный сюжет, а та самая сюрреалистичная атмосфера «последней советской республики», отдающая одновременно и ноткой ностальгии, и постмодернизмом. Чего стоят, например, робот-судмедэксперт или устройство виртуальной реальности, выполненные в лучших традициях ретрофутуризма с непременной чисто советской эстетикой! Так что как минимум одним глазком на это чудо посмотреть определённо стоит – даже если вы и не относите себя к числу поклонников жанра point-and-click адвенчур. Тем более что появившаяся спустя четыре года «Sowjet-Unterzögersdorf: Sektor 2», где нашим протагонистом выступил уже комиссар Никита Хрусов в исполнении самого Йоханнеса Гренцфуртнера, оказалась пусть и более масштабной, но менее привлекательной именно что в игровом отношении, – ну а судьба давным-давно обещанной третьей части по состоянию на 2022 г., увы, по-прежнему покрыта мраком неизвестности.
- Атмосфера:
Клюква
Юмор - Аудио-/видео-стиль:
Фотографии - Аудитория:
Нецензурная лексика - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Австрия - Тематика:
Альтернативная история - Технические детали:
Полная озвучка
Оцифрованные персонажи - Язык:
Русский
Deutsch
English