"Я думаю, что в то время можно было из ничего заработать много денег, чтобы хватило на начальный капитал и на остальную жизнь".
Х\ф "Жмурки", 2005 г.
Х\ф "Жмурки", 2005 г.
Компьютерная игра «Футбол 4х4» - это пилотный проект спортивно-логических игр, разработанный при участии сотрудников ныне не существующей компьютерной фирмы LLP Golden Ant (была основана в 1992 году выходцами из МИФИ в целях разработки баз данных и торговли компьютерной техникой). Следующим проектом предполагалось выпустить игру «Футбол 11х11» с базой противников на основе реальной истории футбола, которая позволила бы «тренеру» пройти с любимой командой «от чемпиона двора до чемпиона мира». Либо сыграть исторический матч, но...
Итак, что же находчивый программист (в будущем активный участник по темам развития мировых криптовалют и блокчейна) смог предложить индивидуальному соискателю успеха в 1994 году? Целью игрока было принять участие в I чемпионате по компьютерному футболу в период с 23 июня по 31 декабря 1994 года и вступить в спортивно-компьютерный клуб со своими регулярными чемпионатами и розыгрышами Кубка, как в настоящем спорте. Чтобы попасть в клуб, за указанный период времени тренер должен быть провести своей командой 30 матчей хотя бы в одной из трех лиг:
- Лига Любителей (легко; бесплатно; перевод троих призеров в Лигу I);
- Лига I (нормально; почтовый перевод на сумму 3000 рублей; вступление в клуб);
- Лига Высшая (сложно; почтовый перевод на сумму 5000 рублей; вступление в клуб).
Напоминаю, цены 1994 года, когда батон белого хлеба стоил не менее 500 рублей.
До конца декабря 1994 года игрок должен был прислать на абонентский ящик разработчика данные о себе, результаты, пустой конверт для ответа и квитанцию об оплате (если соискатель не рассчитывал на собственные силы и для вступления в клуб применял «допинг»). Образец письма (файл anketa.cup) игрок мог получить, сыграв 30 матчей. Время каждого матча 10 минут, если судья не добавит время. Ближайшие турниры с розыгрышами призов для членов клуба должны были состояться в марте-июне 1995 года (I розыгрыш кубка) и в сентябре-декабре 1995 года (II чемпионат). Учитывая предполагаемое количество участников, планировалось дробление результатов по группам (место проживания, фанатские предпочтения, прочее). Поскольку в 1994 году передать организаторам нетекстовый файл результатов SOCCER.CUP было весьма проблематично, результаты матчей предлагалось указывать по заданной форме в бумажном письме. От подлога результатов игрока предостерегала только угроза выборочного аудита данных.
На мой взгляд, хорошей стороной игры является проза: информационная заглушка на две страницы до стартового экрана игры и файл READ.ME, в котором есть подробное описание взаимодействия с игрой и информация о «прокачке» команды. Всё написано легко, понято и интересно - даже для тех, кто первый раз слышит о мини-футболе. А в игровом плане для 1994 года… Поскольку проект был рассчитан на охват максимально большой аудитории, то игра должна работать на любом IBM PC XT/AT-совместимом компьютере с поддержкой EGA под управлением MS-DOS 3.20 (да, 640Кб памяти хватит на всё). За звук отвечает PC Speaker — озвучиваются удары по мячу и свистки арбитра (их можно выключить). EGA-графику нельзя назвать примитивной, хотя на анимации сильно сэкономили, и все перемещаются по полю «крабиками», то есть бочком, иногда собираясь для обсуждения в кучку. Выбрать название команды или поменять цвета нельзя. В любом случае болеть за «СВОИ» это не мешает (команда противника называется «ЧУЖИЕ»). Впрочем, всё это становится второстепенно, если не смотреть 10 минут автоматч, а принимать в нём активное участие.
Футбольное поле занимает основную часть экрана, выше табло с отсчетом времени\счетом, и по бокам «неживые» трибуны с болельщиками команд. При старте нового матча можно выбрать лигу (сложность) и тип матча (тренировочный, официальный и прощальный матч). Тренировочных матчей может быть сколько угодно, результаты официального идут в статистику, в каждой лиге доступны только 30 официальных встреч. Прощальный матч — завершение карьеры и игры. В случае сбоя матча по любой причине игра засчитывает техническое поражение команде «СВОИ». Каждый матч может проходить как без участия тренера (игрока), так и при его помощи. С клавиатуры можно задавать команды действия футболисту, ведущему мяч, и остальным игрокам. Описание кнопок клавиатуры (удар, обводка, пас, перемещения игроков и вратаря, бросок, ведение) и некоторых приемов борьбы в защите и в атаке противника смотрите в файле READ.ME.
Если видеть в игре «Футбол 4х4» именно футбольный симулятор, а не странную поделку автобоёв с рекламой финансовой пирамиды, то игра не настолько простая, как кажется, а для правильного управления командой нужно хорошо тренироваться (о чём авторы сами не один раз упоминают). Автоматч - это легко и просто, но для улучшения результата кроме запоминания «клавиатурного тренажера» требуется понимание процесса и нюансов футбола, иначе смысл и цель этой игры теряются. Поэтому, вполне вероятно, в 1994 году трое призеров из любительской лиги имели больше шансов на победу, чем «донатеры» в старших лигах. Насколько сложный и отзывчивый здесь движок - судить не берусь, для этого нужно хорошо знать аналогичные проекты; в целом игра больше для любителя или знатока.
- Вид спорта:
Футбол - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Язык:
Русский