Аниме Tenchi Muyou! Ryououki, выходившее с 1992 по 1993 годы, оказало колоссальное влияние на японскую медиаиндустрию, мало того что породив франшизу гигантских размеров, так и став одним из столпов комедийно-гаремного жанра. Что? Гаремный жанр? Ну, это когда протагониста окружает толпа самых разных девиц неизменно приятной наружности и с самыми разнообразными тараканами в голове. Вышеупомянутое аниме рассказывало о злоключениях обыкновенного японского школьника Тэнти, живущего в пригородном храме вместе со своим отцом и дедом-священником. По древней легенде далёкий предок главного героя заточил с помощью волшебного меча в пещере неподалёку самого настоящего демона. Тэнти в подобные россказни не особо-то и верил (двадцатый век же на дворе, вы чего, какая ещё нечистая сила), но любопытство взяло верх, и вот как-то, улучив момент, одним днём парень пробрался в предполагаемую темницу. Разумеется, праздное блуждание до добра не доводит - протагонист случайно выпускает на свободу заточённое там существо. Существо — это громко сказано, ведь заточён был не абстрактный демон или дух, а вполне себе гуманоидная девушка с длинными ушами и несносным характером по имени Рёко. По совместительству являющаяся ужасным космическим пиратом, разыскиваемым с давних пор. Этим, впрочем, дело не ограничилось, и вскоре у Тэнти дома поселилась целая ватага самых разных девушек, попавших на Землю по различным причинам. И у каждой на протагониста свои виды. Среди них оказалась и юная девочка с голубыми волосами по имени Сасами, видевшая в Тэнти исключительно фигуру старшего брата.
Сейчас подобным вряд ли кого-то получится удивить, но в начале 1990-х благодаря высокому качеству исполнения первый шестисерийный сериал сорвал куш, обретя огромную популярность в Японии и даже других странах мира. Разумеется, на достигнутом никто и не подумал остановиться, так что появление продолжений, ремейка, различных дополнений с ответвлениями, вороха манги, романов и аудиокниг стало лишь вопросом времени. Франшиза, однако, предпочитала расти вширь. В одной из коротких аудиопостановок, что шли на дисках с саундтреком, рассказывалась побочная история. Сюжет оной повествовал о том, как «благодаря» экспериментам не самой благоразумной учёной по имени Васю (да, эта сударыня тоже имеет свои виды на Тэнти) появилось несколько параллельных миров. В одном из них упомянутая ранее Сасами мало того что приходилась Тэнти самой что ни на есть родной сестрой, так ещё и стала девочкой-волшебницей, эдакой поборницей справедливости, взяв себе имя-титул «Красотка Самми» (Pretty Sammy). Попутно она боролась за мир, дружбу и жвачку при помощи верного жезла и магии. Куда же без этого.
Идея об очередной девочке-магичке пришлась студийным боссам и спонсорам по нраву. Благо франшиза в ту пору была популярна как никогда. Так что вскоре (летом 1995-го) вышла первая и, как покажет история, не последняя серия аниме Mahou Shoujo Pretty Sammy. В качестве дополнения к ней была разработана игра для PC-98 - Magical Girl Pretty Samy: Zenpen («Девочка-волшебница Красотка Самми: часть первая»), которая дополняла и продолжала сюжет «оригинала». Видимо, тогда ещё никто не мог представить, что серий в итоге будет целых три? И, что странно, почему-то издатель умудрился допустить ошибку в транслитерации титула героини, куда-то потеряв одну букву m… В следующие пару лет вышли как анимешное продолжение с другим сюжетом, так и вторая часть игры. Ну а уже в 1997-м Mahou Shoujo Pretty Sammy: Zenpen портировали на Windows 95, попутно чуток поменяв название. Надо же было отразить, что имеется поддержка «окон». Об этом переиздании и пойдёт речь в данном описании.
С длинным вступлением покончено. Большей частью. Но первым делом таки стоит рассказать о том, что требуется знать перед прохождением. Называйте это предысторией, сеттингом, лором – как угодно. Рядом с миром людей соседствует Дзюрайхельм, обитель магии. Так уж случилось, что в результате демократического голосования за пост тамошней королевы победила синеволосая особа по имени Цунами. Её конкурентке за престол, а по совместительству двоюродной сестре Рамии подобный исход, разумеется, не понравился. Но это ещё полбеды. Ведь где-то в мире людей (угадайте с одной попытки страну) жили-были младшеклассница Сасами, её такой же популярный у девчат брат Тэнти и мать, известная в прошлом певица, а ныне любительница петь в караоке свои прошлые хиты. Отец в данной схеме явно когда-то присутствовал, но нам о нём ничего не говорят. Скорее всего, в какой-то момент вышел за молоком или сигаретами и не вернулся. Бывает. Будущей королеве для завершения обряда по вступлению во власть оставалась самая малость – назначить представительницу на Земле. Разумеется, была выбрана Сасами. Чем же она так выделялась? Тем, что была очень добросердечной и близкой по духу к Цунами. Да, вот уж поворот так поворот. Так что юной девочке добровольно-принудительно дали пушисто-ушастого кото-кролика Рёоки в менторы, наделили волшебными силами (с сопутствующим красочным превращением) и вручили волшебный жезл. Ну и сопутствующий титул «Красотка Самми». Перед Сасами поставили задачу: бороться за человеческое счастье и всё хорошее против всего плохого. А Рамия меж тем, едва не позеленев от зависти, решила продолжить «состязаться» за престол грязными подковёрными методами. Как именно? Ну, ход мыслей такой: если Сасами-Красотка-Самми исчезнет, то Цунами банально не дадут стать королевой из-за нарушения ритуала престолонаследия. Так что надо избавиться от девочки либо озлобить её. Разумеется, как принято в таких случаях, выбор Рамии пал на школьную подружку Сасами — Мисао. Этой девочке тоже выбора никто никакого не дал. Как символично! Младший брательник Рамии время от времени заглядывал к Мисао и при помощи не самой светлой магии на время менял её личность (кодовое имя «Пикси Миса») и облик, заставляя бороться с «Красоткой Самми». За всё плохое против всего хорошего, разумеется. Правда, есть один нюанс: о двойной жизни Мисао на Земле никто не знает, даже она сама. Как и о тайне Сасами. Да, поистине трагично, когда подруги, не зная истинной сути вещей, вынуждены сражаться друг с другом...
Всё, теперь вы либо окончательно запутались, либо полностью усвоили необходимый минимум. Если нет, то смотрите оригинал. Не зря же так советуют разработчики в руководстве для варианта для PC-98. Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen сюжетно продолжает первую серию, пуская сюжет по совершенно иному пути, нежели «правильные» анимационные эпизоды, что вышли в последующие годы. Так как оригинал был на PC-98, то и в качестве жанра выбрали стандартную адвенчурную визуальную новеллу. К счастью, сюда разнообразия ради добавили парочку мини-игр. Не очень, впрочем, хороших.
Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen содержит в себе две «серии», что рассказывают совершенно разные истории. Но суть остаётся неизменной: даже в параллельном мире Тэнти нет покоя от неприятностей и девчат, желающих его захомутать. Дайте парню пожить спокойно, в конце-то концов… И если в первой «серии» происходящее разбавляется приездом дедушки в гости, то во второй дают о себе знать прибабахи местной ипостаси Васю. Удивительно, но развитие сюжета какое-никакое тут есть, ведь в конце игры происходит полное раскрытие карт, а также оставляется жирнейший задел на продолжение, в котором все знаковые персонажи явно отправятся в Дзюрайхельм спасать Мисао из лап Рамии. Довольно неожиданный выбор для игры, созданной в качестве дополнения к первой и единственной на тот момент серии аниме, выпущенной чуточку ранее. Да, в переиздании для Windows 95 (к моменту его выхода выпустили две серии аниме из трёх) сюжет остался прежним, совершенно никак не отличаясь от варианта для PC-98. Были изменены разве что интерфейс и облик мини-игр.
Да, пора, пора обсудить местные особенности. Большая их часть перешла по наследству с PC-98, оставшиеся – нововведения для Windows 95. В плане геймплея мы имеем обыкновенную визуальную новеллу. Игрок прокликивает километры текста и иногда делает выборы. С ними стоит быть осторожнее, ведь плохую концовку можно получить с лёгкостью: достаточно Сасами раскапризничаться — и всё, финита ля комедия. Да, если девочка решит чуть подольше утром понежиться в кровати перед школой, то миру настанут кранты. И это я не утрирую. Впрочем, до местных сюжетных выборов надо ещё и дожить. Помните, я упоминал по тексту, что это немножко адвенчура? Оттуда позаимствовано то, что главная героиня умеет совершать четыре особых действия через меню справа: think (думать), look (осматривать), talk (говорить) и action (взаимодействовать). Весь список из четырёх данных позиций придётся выбирать/прокликивать не раз и не два. Что любопытно, различный порядок этих действий в одних и тех же ситуациях приводит к совершенно иным поступкам, чуточку меняя сюжет. Буквально самую малость. Глобальных изменений не ждите. Впрочем, хоть действия по форме кажутся совершенно разными, они все так или иначе ведут к тому, что будет диалог. Возможно, что даже очень долгий. К сожалению, разработчики по какой-то причине решили, что пустая болтовня — это именно то, за чем и пришёл игрок. Да, в плане текстов тут ситуация местами аховая. Первый час вы только и будете что слушать в пределах одного экрана болтовню двух юных школьниц обо всём и ни о чём без какого-либо развития сюжета. Безумие? Оно самое. Повествование местами затянуто до ужаса. И зачем было так делать аж в самом начале – неясно вдвойне. А первый бой вас ожидает «всего лишь» через несколько часов после начала… Конечно, игроков также ещё «обрадует» десятиминутная непропускаемая вступительная заставка в слайдах без анимаций. Все сценки подобного рода тут озвучены, что хоть как-то радует.
В AIC Spirits в ту пору явно работали люди, понимавшие толк в геймплейных издевательствах и небольших извращениях. После долгих прокликиваний и почти полной потери нашей надежды Сасами превращается в магичку и начинается оно. То самое. Сражение. Под него выделяется отдельный экран, условно поделенный на три части. В верхней по бокам отображаются шкалы жизни и энергии обоих бойцов, а меж ними расположен таймер. Выполнен он почему-то в виде круга-светофора, меняющего цвет с синего на чёрный (в промежутке меж ними лежат оттенки зелёного, жёлтого, оранжевого и красного). В средней части экрана отображается арена с видом сбоку. На ней и происходят баталии 1 на 1. Слева всегда мы, а справа – противник. Ну а в нижней части экрана располагаются кнопки доступных игроку команд. По ним мы кликаем. При желании можно водить курсором и с помощью клавиатуры, но это долго и неудобно. Ассортимент имеется следующий: отскок назад, блок, удар жезлом (он же ближний), пинок, спецприём и перемещение вперёд. Нам даются секунд шесть на то, чтобы дать Самми команду. У каждой из них есть свои как сильные, так и слабые стороны. При перемещении в любую сторону Самми ставит неполноценный блок, позволяющий уклониться и провести мгновенную контратаку при условии, что противник попадёт в девочку своим аналогом удара жезлом. Урон от остальных приёмов врага, достигнувших цели, в таких случаях не уменьшается от слова совсем. Поэтому и назвать такой блок можно лишь неполноценным. Если же выбрать его нормальный вариант, то героиня замирает на месте, готовая с уворотом вдарить ответно или уменьшить урон от полученных оплеух и тумаков. Наш удар жезлом, с одной стороны, контрится вражеским блоком/перемещением, но с другой — сбивает спецприём (с сопутствующим занулением энергии оппонента) и аналог пинка у вражеского бойца. Да, это целая наука. Продолжаем. Пинок и его аналог у врага позволяет пробить блок, нанося в обычных условиях примерно столько же урона, что и обычный удар. Также стоит отметить дальность. Расстояние между бойцами на глаз измеряется в корпусах. Удар жезлом проходит, если оно примерно равно одному или меньше. Ну а нога дотягивается, если меж вами и оппонентом с корпуса два, не более. Спецприём же становится доступен, когда заполняется шкала энергии. Это происходит буквально из-за любого чиха: получения урона, отскока, блока, нанесения удара, даже если он не прошёл… Но активные удары всё-таки заполняют шкалу быстрее. Особый приём возможно контрить только ударом жезлом или его аналогом у врага. Если вы с противником одновременно решили предпринять одно действие, то урон никому не наносится и запускается следующий ход боя. В баталиях необходимо придерживаться какой-нибудь тактики. Разработчики настоятельно советуют изучать методу боя соперника, чтобы впоследствии ей противостоять. Мол, есть три типа: «ближники», «дальники» и «рандомники». На каждого найдётся вроде как своя тактика. Звучит, конечно, красиво, но это утверждение разбивается о жестокую реальность. Проблема заключается в том, что поведение врага предсказать в подавляющем большинстве случаев нельзя. Кроме случаев, когда противник зарядил целиком шкалу энергии. Некоторые «товарищи» предпочитают выждать ход-другой после этого, а остальные применяют спецприём сразу же. В своей голове вы можете изобретать любые комбинации, но на деле всё решает банальная удача. Другим важным моментом является то, что у части врагов в рукаве есть дополнительный приём, бьющий на дальних расстояниях. То есть там, где достанет лишь ваш спецудар, но не пинок. Но так как предугадать подобное поведение нельзя, то, скорее всего, вы блок не поставите и получите урона по полной. Стоит отметить, что у всех противников спецатака всегда применяется совместно с отскоком назад, чтобы вы не вздумали её сконтрить. В таком случае можно попытаться загнать врага в угол, но подобное реализовать та ещё задачка. Плюс он может вас «подвинуть» обратно и затем отскочить. В первой «серии» сложность невысокая. Благодаря примерно равным шкалам здоровья и скорости заполнения энергии противникам можно противопоставить логику и возможность учиться на ошибках. Но вот во втором эпизоде ситуация резко меняется: соперники резко наращивают здоровье и урон (раза эдак в два), а также начинают быстрее заполнять шкалу энергии. Думаете, всё? Нет. Также противники из второго эпизода умеют за раз перемещаться на более дальние расстояния, нежели вы. Например, Сасами надо два хода топать до врага, а ему хватит и одного, чтобы добраться до нас, попутно зарядив наполовину свой спецприём. Особым издевательством выглядит ещё и то, что у некоторых гадов при перемещении вперёд запускается не блок, а обычный удар или пинок. Это всё с учётом невозможности предсказать следующее действие врага делает бой совершенно случайным. Сражение идёт до победы в двух раундах. То есть максимум их будет три. Во время драки лечиться нельзя. С началом раунда здоровье у всех восстанавливается. После нашего поражения следует короткая сценка, где противник высказывает своё фи. К счастью, бои позволяется переигрывать сколь угодно раз подряд. Хоть до полного посинения. Ну а если у вас есть хоть один «красивенький камушек» (pretty stones), то перед началом боя будет предложено сражение пропустить в обмен на одну штуку. В таких случаях игроку автоматически засчитывается победа. Но и тут есть нюанс. Очередной. Камушки эти не даются просто так. На них можно наткнуться, если по совершенной случайности сходить в определённое время или нажать на «думать» вместо «говорить». Скорее всего, у вас получится пройти вторую «серию» до конца только с помощью этих пресловутых «красивеньких камушков». Вам понадобятся две штуки. Так что либо ищите способы их добыть, либо не тратьте в начале.
Во втором эпизоде мы впервые наткнёмся на вторую мини-игру – викторину на разные темы, где задаются вопросы касательно тогдашней японской индустрии, вселенной Тэнти или PC-98 как платформы, что, разумеется, «мог» в те годы знать любой ребёнок. Ну либо я сильно недооцениваю тогдашнее юное японское поколение. Мы должны ответить верно на 5 или 8 вопросов. Ошиблись три раза – готовьтесь начинать викторину заново. Вам ничего не скажут неприятного, но покажут экран с плачущей Самми, которую утешает Цунами...
В плане графики всё выполнено на неплохом уровне для своих лет. Жаль, что во время чтения размеры интерфейса больше, чем у картинок. Рисовка опрятная, есть немного анимаций, присутствуют даже опенинг и эндинг, взятые прямиком из оригинала. Не сказать что качество видео отличное, но хотя бы с частотой кадров нет проблем. Персонажей озвучивают те же актёры и актрисы, что и в первоисточнике. Играют они на должном уровне. В музыкальном плане, к счастью, всё хорошо, а местами даже и отлично.
Несмотря на то что заявлена совместимость с Windows 95, на деле любая попытка использовать горячие клавиши ОС приведёт к вылету. Так что будьте осторожнее. Пора сказать несколько слов об интерфейсе. В настройки разрешается залезть только тогда, когда игра у нас спрашивает, какое дальнейшее действие из четырёх предпримем. Для этого надо щёлкнуть по кото-кролику Рёоки около фигурки героини справа. Кроме всяких графических фич, громкости и скорости отображения текста, там можно сохраниться и загрузиться. Казалось бы, как же тут получится накосячить? Да легко. Под сохранения выделены лишь три слота. Скромно. Да и недостаточно по ним кликнуть для записи. В такой простой процесс добавили ещё один лишний шаг. При клике на нужный слот выводится окошко, в котором спрашивается, что же мы всё-таки хотим сделать: ничего или сохраниться/загрузиться. И по умолчанию указатель мыши встаёт на «ничего». Как-то алогично.
Про Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen можно рассказать много всяких вещей. Но вот хороших из них будет немного. У этой игры множество проблем. И подавляющая часть недочётов бережно перенесена из варианта для PC-98. Вы их уже забыли? А мы напомним: затянутый сюжет, неочевидность последствий того или иного действия, недетская сложность в обязательных для прохождения мини-играх при явно детской обёртке, малое количество слотов под сохранения. Из плюсов стоит отметить красивую в подавляющем большинстве сцен графику и отменный звук.
Впрочем, странности на этом не заканчиваются, а возникает резонный вопрос: на кого именно была рассчитана эта игра во всех своих ипостасях для ПК? Здесь слишком уж много излишне затянутых эпизодов, когда ничего не происходит, а переусложнённые бои могут серьёзно потрепать нервы. Оригинальную «Mahou Shoujo Pretty Sammy» презентовали как аниме для всех возрастов в попытке создать ещё одну мини-франшизу (это впоследствии даже удалось). Но игра с её второй «серией» с безумно сложными боями и не всегда очевидными викторинами просто перечёркивает все подобные мысли. Всё-таки рассчитано на старших подростков? Или даже взрослых? Только вот им читать местные диалоги будет неинтересно… Совершенно непонятно. Скорее всего, на детей от 12 лет…
Итак, стоит ли запускать Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen? Только если вы совсем уж ярый поклонник вселенной Тэнти и в особенности обожаете Pretty Sammy. Даже Wedding Peach (1996, PC-98) выглядит солиднее, нежели это. Если не принимать во внимание факт наличия/отсутствия озвучки, конечно.
Сейчас подобным вряд ли кого-то получится удивить, но в начале 1990-х благодаря высокому качеству исполнения первый шестисерийный сериал сорвал куш, обретя огромную популярность в Японии и даже других странах мира. Разумеется, на достигнутом никто и не подумал остановиться, так что появление продолжений, ремейка, различных дополнений с ответвлениями, вороха манги, романов и аудиокниг стало лишь вопросом времени. Франшиза, однако, предпочитала расти вширь. В одной из коротких аудиопостановок, что шли на дисках с саундтреком, рассказывалась побочная история. Сюжет оной повествовал о том, как «благодаря» экспериментам не самой благоразумной учёной по имени Васю (да, эта сударыня тоже имеет свои виды на Тэнти) появилось несколько параллельных миров. В одном из них упомянутая ранее Сасами мало того что приходилась Тэнти самой что ни на есть родной сестрой, так ещё и стала девочкой-волшебницей, эдакой поборницей справедливости, взяв себе имя-титул «Красотка Самми» (Pretty Sammy). Попутно она боролась за мир, дружбу и жвачку при помощи верного жезла и магии. Куда же без этого.
Идея об очередной девочке-магичке пришлась студийным боссам и спонсорам по нраву. Благо франшиза в ту пору была популярна как никогда. Так что вскоре (летом 1995-го) вышла первая и, как покажет история, не последняя серия аниме Mahou Shoujo Pretty Sammy. В качестве дополнения к ней была разработана игра для PC-98 - Magical Girl Pretty Samy: Zenpen («Девочка-волшебница Красотка Самми: часть первая»), которая дополняла и продолжала сюжет «оригинала». Видимо, тогда ещё никто не мог представить, что серий в итоге будет целых три? И, что странно, почему-то издатель умудрился допустить ошибку в транслитерации титула героини, куда-то потеряв одну букву m… В следующие пару лет вышли как анимешное продолжение с другим сюжетом, так и вторая часть игры. Ну а уже в 1997-м Mahou Shoujo Pretty Sammy: Zenpen портировали на Windows 95, попутно чуток поменяв название. Надо же было отразить, что имеется поддержка «окон». Об этом переиздании и пойдёт речь в данном описании.
С длинным вступлением покончено. Большей частью. Но первым делом таки стоит рассказать о том, что требуется знать перед прохождением. Называйте это предысторией, сеттингом, лором – как угодно. Рядом с миром людей соседствует Дзюрайхельм, обитель магии. Так уж случилось, что в результате демократического голосования за пост тамошней королевы победила синеволосая особа по имени Цунами. Её конкурентке за престол, а по совместительству двоюродной сестре Рамии подобный исход, разумеется, не понравился. Но это ещё полбеды. Ведь где-то в мире людей (угадайте с одной попытки страну) жили-были младшеклассница Сасами, её такой же популярный у девчат брат Тэнти и мать, известная в прошлом певица, а ныне любительница петь в караоке свои прошлые хиты. Отец в данной схеме явно когда-то присутствовал, но нам о нём ничего не говорят. Скорее всего, в какой-то момент вышел за молоком или сигаретами и не вернулся. Бывает. Будущей королеве для завершения обряда по вступлению во власть оставалась самая малость – назначить представительницу на Земле. Разумеется, была выбрана Сасами. Чем же она так выделялась? Тем, что была очень добросердечной и близкой по духу к Цунами. Да, вот уж поворот так поворот. Так что юной девочке добровольно-принудительно дали пушисто-ушастого кото-кролика Рёоки в менторы, наделили волшебными силами (с сопутствующим красочным превращением) и вручили волшебный жезл. Ну и сопутствующий титул «Красотка Самми». Перед Сасами поставили задачу: бороться за человеческое счастье и всё хорошее против всего плохого. А Рамия меж тем, едва не позеленев от зависти, решила продолжить «состязаться» за престол грязными подковёрными методами. Как именно? Ну, ход мыслей такой: если Сасами-Красотка-Самми исчезнет, то Цунами банально не дадут стать королевой из-за нарушения ритуала престолонаследия. Так что надо избавиться от девочки либо озлобить её. Разумеется, как принято в таких случаях, выбор Рамии пал на школьную подружку Сасами — Мисао. Этой девочке тоже выбора никто никакого не дал. Как символично! Младший брательник Рамии время от времени заглядывал к Мисао и при помощи не самой светлой магии на время менял её личность (кодовое имя «Пикси Миса») и облик, заставляя бороться с «Красоткой Самми». За всё плохое против всего хорошего, разумеется. Правда, есть один нюанс: о двойной жизни Мисао на Земле никто не знает, даже она сама. Как и о тайне Сасами. Да, поистине трагично, когда подруги, не зная истинной сути вещей, вынуждены сражаться друг с другом...
Всё, теперь вы либо окончательно запутались, либо полностью усвоили необходимый минимум. Если нет, то смотрите оригинал. Не зря же так советуют разработчики в руководстве для варианта для PC-98. Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen сюжетно продолжает первую серию, пуская сюжет по совершенно иному пути, нежели «правильные» анимационные эпизоды, что вышли в последующие годы. Так как оригинал был на PC-98, то и в качестве жанра выбрали стандартную адвенчурную визуальную новеллу. К счастью, сюда разнообразия ради добавили парочку мини-игр. Не очень, впрочем, хороших.
Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen содержит в себе две «серии», что рассказывают совершенно разные истории. Но суть остаётся неизменной: даже в параллельном мире Тэнти нет покоя от неприятностей и девчат, желающих его захомутать. Дайте парню пожить спокойно, в конце-то концов… И если в первой «серии» происходящее разбавляется приездом дедушки в гости, то во второй дают о себе знать прибабахи местной ипостаси Васю. Удивительно, но развитие сюжета какое-никакое тут есть, ведь в конце игры происходит полное раскрытие карт, а также оставляется жирнейший задел на продолжение, в котором все знаковые персонажи явно отправятся в Дзюрайхельм спасать Мисао из лап Рамии. Довольно неожиданный выбор для игры, созданной в качестве дополнения к первой и единственной на тот момент серии аниме, выпущенной чуточку ранее. Да, в переиздании для Windows 95 (к моменту его выхода выпустили две серии аниме из трёх) сюжет остался прежним, совершенно никак не отличаясь от варианта для PC-98. Были изменены разве что интерфейс и облик мини-игр.
Да, пора, пора обсудить местные особенности. Большая их часть перешла по наследству с PC-98, оставшиеся – нововведения для Windows 95. В плане геймплея мы имеем обыкновенную визуальную новеллу. Игрок прокликивает километры текста и иногда делает выборы. С ними стоит быть осторожнее, ведь плохую концовку можно получить с лёгкостью: достаточно Сасами раскапризничаться — и всё, финита ля комедия. Да, если девочка решит чуть подольше утром понежиться в кровати перед школой, то миру настанут кранты. И это я не утрирую. Впрочем, до местных сюжетных выборов надо ещё и дожить. Помните, я упоминал по тексту, что это немножко адвенчура? Оттуда позаимствовано то, что главная героиня умеет совершать четыре особых действия через меню справа: think (думать), look (осматривать), talk (говорить) и action (взаимодействовать). Весь список из четырёх данных позиций придётся выбирать/прокликивать не раз и не два. Что любопытно, различный порядок этих действий в одних и тех же ситуациях приводит к совершенно иным поступкам, чуточку меняя сюжет. Буквально самую малость. Глобальных изменений не ждите. Впрочем, хоть действия по форме кажутся совершенно разными, они все так или иначе ведут к тому, что будет диалог. Возможно, что даже очень долгий. К сожалению, разработчики по какой-то причине решили, что пустая болтовня — это именно то, за чем и пришёл игрок. Да, в плане текстов тут ситуация местами аховая. Первый час вы только и будете что слушать в пределах одного экрана болтовню двух юных школьниц обо всём и ни о чём без какого-либо развития сюжета. Безумие? Оно самое. Повествование местами затянуто до ужаса. И зачем было так делать аж в самом начале – неясно вдвойне. А первый бой вас ожидает «всего лишь» через несколько часов после начала… Конечно, игроков также ещё «обрадует» десятиминутная непропускаемая вступительная заставка в слайдах без анимаций. Все сценки подобного рода тут озвучены, что хоть как-то радует.
В AIC Spirits в ту пору явно работали люди, понимавшие толк в геймплейных издевательствах и небольших извращениях. После долгих прокликиваний и почти полной потери нашей надежды Сасами превращается в магичку и начинается оно. То самое. Сражение. Под него выделяется отдельный экран, условно поделенный на три части. В верхней по бокам отображаются шкалы жизни и энергии обоих бойцов, а меж ними расположен таймер. Выполнен он почему-то в виде круга-светофора, меняющего цвет с синего на чёрный (в промежутке меж ними лежат оттенки зелёного, жёлтого, оранжевого и красного). В средней части экрана отображается арена с видом сбоку. На ней и происходят баталии 1 на 1. Слева всегда мы, а справа – противник. Ну а в нижней части экрана располагаются кнопки доступных игроку команд. По ним мы кликаем. При желании можно водить курсором и с помощью клавиатуры, но это долго и неудобно. Ассортимент имеется следующий: отскок назад, блок, удар жезлом (он же ближний), пинок, спецприём и перемещение вперёд. Нам даются секунд шесть на то, чтобы дать Самми команду. У каждой из них есть свои как сильные, так и слабые стороны. При перемещении в любую сторону Самми ставит неполноценный блок, позволяющий уклониться и провести мгновенную контратаку при условии, что противник попадёт в девочку своим аналогом удара жезлом. Урон от остальных приёмов врага, достигнувших цели, в таких случаях не уменьшается от слова совсем. Поэтому и назвать такой блок можно лишь неполноценным. Если же выбрать его нормальный вариант, то героиня замирает на месте, готовая с уворотом вдарить ответно или уменьшить урон от полученных оплеух и тумаков. Наш удар жезлом, с одной стороны, контрится вражеским блоком/перемещением, но с другой — сбивает спецприём (с сопутствующим занулением энергии оппонента) и аналог пинка у вражеского бойца. Да, это целая наука. Продолжаем. Пинок и его аналог у врага позволяет пробить блок, нанося в обычных условиях примерно столько же урона, что и обычный удар. Также стоит отметить дальность. Расстояние между бойцами на глаз измеряется в корпусах. Удар жезлом проходит, если оно примерно равно одному или меньше. Ну а нога дотягивается, если меж вами и оппонентом с корпуса два, не более. Спецприём же становится доступен, когда заполняется шкала энергии. Это происходит буквально из-за любого чиха: получения урона, отскока, блока, нанесения удара, даже если он не прошёл… Но активные удары всё-таки заполняют шкалу быстрее. Особый приём возможно контрить только ударом жезлом или его аналогом у врага. Если вы с противником одновременно решили предпринять одно действие, то урон никому не наносится и запускается следующий ход боя. В баталиях необходимо придерживаться какой-нибудь тактики. Разработчики настоятельно советуют изучать методу боя соперника, чтобы впоследствии ей противостоять. Мол, есть три типа: «ближники», «дальники» и «рандомники». На каждого найдётся вроде как своя тактика. Звучит, конечно, красиво, но это утверждение разбивается о жестокую реальность. Проблема заключается в том, что поведение врага предсказать в подавляющем большинстве случаев нельзя. Кроме случаев, когда противник зарядил целиком шкалу энергии. Некоторые «товарищи» предпочитают выждать ход-другой после этого, а остальные применяют спецприём сразу же. В своей голове вы можете изобретать любые комбинации, но на деле всё решает банальная удача. Другим важным моментом является то, что у части врагов в рукаве есть дополнительный приём, бьющий на дальних расстояниях. То есть там, где достанет лишь ваш спецудар, но не пинок. Но так как предугадать подобное поведение нельзя, то, скорее всего, вы блок не поставите и получите урона по полной. Стоит отметить, что у всех противников спецатака всегда применяется совместно с отскоком назад, чтобы вы не вздумали её сконтрить. В таком случае можно попытаться загнать врага в угол, но подобное реализовать та ещё задачка. Плюс он может вас «подвинуть» обратно и затем отскочить. В первой «серии» сложность невысокая. Благодаря примерно равным шкалам здоровья и скорости заполнения энергии противникам можно противопоставить логику и возможность учиться на ошибках. Но вот во втором эпизоде ситуация резко меняется: соперники резко наращивают здоровье и урон (раза эдак в два), а также начинают быстрее заполнять шкалу энергии. Думаете, всё? Нет. Также противники из второго эпизода умеют за раз перемещаться на более дальние расстояния, нежели вы. Например, Сасами надо два хода топать до врага, а ему хватит и одного, чтобы добраться до нас, попутно зарядив наполовину свой спецприём. Особым издевательством выглядит ещё и то, что у некоторых гадов при перемещении вперёд запускается не блок, а обычный удар или пинок. Это всё с учётом невозможности предсказать следующее действие врага делает бой совершенно случайным. Сражение идёт до победы в двух раундах. То есть максимум их будет три. Во время драки лечиться нельзя. С началом раунда здоровье у всех восстанавливается. После нашего поражения следует короткая сценка, где противник высказывает своё фи. К счастью, бои позволяется переигрывать сколь угодно раз подряд. Хоть до полного посинения. Ну а если у вас есть хоть один «красивенький камушек» (pretty stones), то перед началом боя будет предложено сражение пропустить в обмен на одну штуку. В таких случаях игроку автоматически засчитывается победа. Но и тут есть нюанс. Очередной. Камушки эти не даются просто так. На них можно наткнуться, если по совершенной случайности сходить в определённое время или нажать на «думать» вместо «говорить». Скорее всего, у вас получится пройти вторую «серию» до конца только с помощью этих пресловутых «красивеньких камушков». Вам понадобятся две штуки. Так что либо ищите способы их добыть, либо не тратьте в начале.
Во втором эпизоде мы впервые наткнёмся на вторую мини-игру – викторину на разные темы, где задаются вопросы касательно тогдашней японской индустрии, вселенной Тэнти или PC-98 как платформы, что, разумеется, «мог» в те годы знать любой ребёнок. Ну либо я сильно недооцениваю тогдашнее юное японское поколение. Мы должны ответить верно на 5 или 8 вопросов. Ошиблись три раза – готовьтесь начинать викторину заново. Вам ничего не скажут неприятного, но покажут экран с плачущей Самми, которую утешает Цунами...
В плане графики всё выполнено на неплохом уровне для своих лет. Жаль, что во время чтения размеры интерфейса больше, чем у картинок. Рисовка опрятная, есть немного анимаций, присутствуют даже опенинг и эндинг, взятые прямиком из оригинала. Не сказать что качество видео отличное, но хотя бы с частотой кадров нет проблем. Персонажей озвучивают те же актёры и актрисы, что и в первоисточнике. Играют они на должном уровне. В музыкальном плане, к счастью, всё хорошо, а местами даже и отлично.
Несмотря на то что заявлена совместимость с Windows 95, на деле любая попытка использовать горячие клавиши ОС приведёт к вылету. Так что будьте осторожнее. Пора сказать несколько слов об интерфейсе. В настройки разрешается залезть только тогда, когда игра у нас спрашивает, какое дальнейшее действие из четырёх предпримем. Для этого надо щёлкнуть по кото-кролику Рёоки около фигурки героини справа. Кроме всяких графических фич, громкости и скорости отображения текста, там можно сохраниться и загрузиться. Казалось бы, как же тут получится накосячить? Да легко. Под сохранения выделены лишь три слота. Скромно. Да и недостаточно по ним кликнуть для записи. В такой простой процесс добавили ещё один лишний шаг. При клике на нужный слот выводится окошко, в котором спрашивается, что же мы всё-таки хотим сделать: ничего или сохраниться/загрузиться. И по умолчанию указатель мыши встаёт на «ничего». Как-то алогично.
Про Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen можно рассказать много всяких вещей. Но вот хороших из них будет немного. У этой игры множество проблем. И подавляющая часть недочётов бережно перенесена из варианта для PC-98. Вы их уже забыли? А мы напомним: затянутый сюжет, неочевидность последствий того или иного действия, недетская сложность в обязательных для прохождения мини-играх при явно детской обёртке, малое количество слотов под сохранения. Из плюсов стоит отметить красивую в подавляющем большинстве сцен графику и отменный звук.
Впрочем, странности на этом не заканчиваются, а возникает резонный вопрос: на кого именно была рассчитана эта игра во всех своих ипостасях для ПК? Здесь слишком уж много излишне затянутых эпизодов, когда ничего не происходит, а переусложнённые бои могут серьёзно потрепать нервы. Оригинальную «Mahou Shoujo Pretty Sammy» презентовали как аниме для всех возрастов в попытке создать ещё одну мини-франшизу (это впоследствии даже удалось). Но игра с её второй «серией» с безумно сложными боями и не всегда очевидными викторинами просто перечёркивает все подобные мысли. Всё-таки рассчитано на старших подростков? Или даже взрослых? Только вот им читать местные диалоги будет неинтересно… Совершенно непонятно. Скорее всего, на детей от 12 лет…
Итак, стоит ли запускать Mahou Shoujo Pretty Sammy for Windows 95: Zenpen? Только если вы совсем уж ярый поклонник вселенной Тэнти и в особенности обожаете Pretty Sammy. Даже Wedding Peach (1996, PC-98) выглядит солиднее, нежели это. Если не принимать во внимание факт наличия/отсутствия озвучки, конечно.
- Аудио-/видео-стиль:
Аниме - Время и место:
Современность - Главный герой:
Ребёнок
Женский персонаж
Волшебник - Особенность геймплея:
Мини-игры - Происхождение:
Мультфильмы - Страна или регион происхождения:
Япония - Тематика:
Фэнтези - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Викторина
Визуальные новеллы - Язык:
日本語