На самой заре становления индустрии домашних компьютеров, в конце 1970-х – начале 1980-х годов, распространять игры оказывалось совсем не просто, особенно на коммерческой основе. Профильные магазины имелись далеко не в каждом городе, а доступ к первым BBS был сопряжён с немалыми техническими трудностями. Получалось, что основным способом заявить о себе и попытаться продать плод бессонных ночей творчества для разработчиков являлась публикация объявлений в журналах для энтузиастов, с кратким, в пару строчек, описанием продукта – и с почтовым адресом для отправки чеков. Именно таким образом предлагал всем желающим свои работы и программист из Калифорнии по имени Альберт Савойя, чьим издателем числилась некая Heigen Corporation. Трудно сказать, многие ли из потенциальных покупателей соглашались идти на риск, присылая незнакомым людям немалые суммы в качестве предоплаты (по 30 долл. за игру, что в переводе в цены 2023 года составляет аж более 90 долл.), – вероятно, не очень. К примеру, рекламировавшаяся автором осенью 1982-го на страницах «PC Magazine» аркада «PC Man» до сих пор так и не обнаружена в дикой природе.
Зато уже в начале 1983-го ей на смену было выпущено «продолжение» – «PC Man II», возвестившее о себе в таком же разделе объявлений в самом первом номере журнала «PC World». Однако быть бы и этой игре навсегда канувшей в воды забвения, если бы уже в середине того же десятилетия Main Street Publishing из Миннесоты, специализировавшаяся на дистрибуции бюджетных развлечений по 10 долл. за штуку или даже за три штуки, не выпустила её на дискетах в полноценном коммерческом виде. С розничными продажами в магазинах дело к тому времени основательно наладилось, и подобные вещи можно было запросто встретить в различных крупных универмагах по всей территории США. Впрочем, на сегодня даже и такие издания являются внушительными редкостями, – так что случившееся уже в начале 2023 г. обретение «PC Man II», практически впервые появляющейся в свободном доступе спустя сорок лет после своего выхода, относится скорее к счастливым и приятным неожиданностям.
Пожалуй, о собственно игре сказать можно едва ли не меньше, нежели о её долгом пути к сегодняшним любителям старых компьютерных развлечений. Как нетрудно догадаться, перед нами – очередной, пусть и весьма ранний, «клон» нетленной классики в лице «Pac-Man», отличающийся, подобно другим известным науке творениям Альберта Савойи, неказистым внешним видом – и крайне высоким уровнем сложности. Поддерживаются как чёрно-белый, так и цветной режимы графики, но картинка в любом случае изысками похвастаться не может и прочие вещи в том же самом антураже напоминает слабо. Наш протагонист изображён в виде светло-серого «смайлика», а «буки», то есть враги, – такими же фигурками, но красного цвета; убегая от них, необходимо лавировать между синими стенами лабиринта – и подбирать щедро разбросанные по чёрному фону жёлтые и бирюзовые кружочки. Управление реализовано посредством стрелок клавиатуры, а нажатие «пробела» ставит процесс на паузу; звуковые эффекты присутствуют в достаточном количестве и оставляют по себе скорее приятное впечатление (для поклонников исполнительского искусства PC Speaker).
В начале игры необходимо также выбрать один из пяти уровней сложности, влияющих в первую очередь на скорость передвижения противников, – вообще, всё здесь происходит весьма динамично, так что не забудьте отрегулировать должным образом параметр «cycles». Ещё более непростой делает «PC Man II» то обстоятельство, что, начав своё движение по нажатию нами той или иной стрелки, «смайлик» продолжает перемещаться в указанном направлении вплоть до отдачи игроком новой команды: кнопки «стоп» планом не предусмотрено.
В нижней части экрана красуются таймер (судя по всему, никакой практической значимости не имеющий), показатель оставшихся «жизней» (изначальное их количество равно трём), счётчик набранных на данный момент очков – и текущий рекорд, достигнутый кем-то из наших предшественников на выбранном уровне сложности. За взятие жёлтого кружочка дают пять баллов, за мерцающее бирюзовое колечко – целых сто. В лучших традициях жанра последнее событие ещё и на время меняет местами нашего протагониста и его противников: таковые вместо целенаправленного преследования героя начинают убегать, а «смайлик» из беспомощной жертвы превращается в грозного охотника. Вот только в местных реалиях длится такое приятное положение дел буквально пару секунд, – зато в случае успешной поимки врага за каждого съеденного «буку» нас премируют аж тысячей очков. Наконец, всё та же строка в нижней части экрана рекламирует ещё и некий бонус в виде ромбика «ценностью» в целых пять тысяч баллов, – но условий его появления на поле выяснить пока что не удалось.
В общем, «PC Man II» – и близко не самая интересная и не самая симпатичная из последователей «Pac-Man», но зато одна из наиболее сложных и редких. Рекомендуется коллекционерам и матёрым поклонникам поджанра.
Зато уже в начале 1983-го ей на смену было выпущено «продолжение» – «PC Man II», возвестившее о себе в таком же разделе объявлений в самом первом номере журнала «PC World». Однако быть бы и этой игре навсегда канувшей в воды забвения, если бы уже в середине того же десятилетия Main Street Publishing из Миннесоты, специализировавшаяся на дистрибуции бюджетных развлечений по 10 долл. за штуку или даже за три штуки, не выпустила её на дискетах в полноценном коммерческом виде. С розничными продажами в магазинах дело к тому времени основательно наладилось, и подобные вещи можно было запросто встретить в различных крупных универмагах по всей территории США. Впрочем, на сегодня даже и такие издания являются внушительными редкостями, – так что случившееся уже в начале 2023 г. обретение «PC Man II», практически впервые появляющейся в свободном доступе спустя сорок лет после своего выхода, относится скорее к счастливым и приятным неожиданностям.
Пожалуй, о собственно игре сказать можно едва ли не меньше, нежели о её долгом пути к сегодняшним любителям старых компьютерных развлечений. Как нетрудно догадаться, перед нами – очередной, пусть и весьма ранний, «клон» нетленной классики в лице «Pac-Man», отличающийся, подобно другим известным науке творениям Альберта Савойи, неказистым внешним видом – и крайне высоким уровнем сложности. Поддерживаются как чёрно-белый, так и цветной режимы графики, но картинка в любом случае изысками похвастаться не может и прочие вещи в том же самом антураже напоминает слабо. Наш протагонист изображён в виде светло-серого «смайлика», а «буки», то есть враги, – такими же фигурками, но красного цвета; убегая от них, необходимо лавировать между синими стенами лабиринта – и подбирать щедро разбросанные по чёрному фону жёлтые и бирюзовые кружочки. Управление реализовано посредством стрелок клавиатуры, а нажатие «пробела» ставит процесс на паузу; звуковые эффекты присутствуют в достаточном количестве и оставляют по себе скорее приятное впечатление (для поклонников исполнительского искусства PC Speaker).
В начале игры необходимо также выбрать один из пяти уровней сложности, влияющих в первую очередь на скорость передвижения противников, – вообще, всё здесь происходит весьма динамично, так что не забудьте отрегулировать должным образом параметр «cycles». Ещё более непростой делает «PC Man II» то обстоятельство, что, начав своё движение по нажатию нами той или иной стрелки, «смайлик» продолжает перемещаться в указанном направлении вплоть до отдачи игроком новой команды: кнопки «стоп» планом не предусмотрено.
В нижней части экрана красуются таймер (судя по всему, никакой практической значимости не имеющий), показатель оставшихся «жизней» (изначальное их количество равно трём), счётчик набранных на данный момент очков – и текущий рекорд, достигнутый кем-то из наших предшественников на выбранном уровне сложности. За взятие жёлтого кружочка дают пять баллов, за мерцающее бирюзовое колечко – целых сто. В лучших традициях жанра последнее событие ещё и на время меняет местами нашего протагониста и его противников: таковые вместо целенаправленного преследования героя начинают убегать, а «смайлик» из беспомощной жертвы превращается в грозного охотника. Вот только в местных реалиях длится такое приятное положение дел буквально пару секунд, – зато в случае успешной поимки врага за каждого съеденного «буку» нас премируют аж тысячей очков. Наконец, всё та же строка в нижней части экрана рекламирует ещё и некий бонус в виде ромбика «ценностью» в целых пять тысяч баллов, – но условий его появления на поле выяснить пока что не удалось.
В общем, «PC Man II» – и близко не самая интересная и не самая симпатичная из последователей «Pac-Man», но зато одна из наиболее сложных и редких. Рекомендуется коллекционерам и матёрым поклонникам поджанра.
- Особенность геймплея:
Подобие Pac-Man - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
W.I.S.E. - Язык:
English