Johnny Mnemonic

Johnny Mnemonic
Жанр: Adventure
Разработчик: Propaganda Code
Издатель: Sony Imagesoft
Год выхода: 1995
Платформа: Windows/Windows 3.x
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 4
Как становится ясно из полного названия игры Johnny Mnemonic: The Interactive Action Movie, в этой программе пользователю предстоит в качестве непосредственного участника пережить события фильма по знаменитому рассказу писателя-фантаста Уильяма Гибсона. Однако речь не идёт о нашумевшей у нас картине 1995 года режиссёра Роберта Лонго с такими звёздными актёрами, как Киану Ривз, Дольф Лундгрен, Айс-Ти и Такэси Китано. Скорее пользователь будет играть за Мнемоника в фильме-двойнике категории Б формата direct-to-video, миновавшем показ на больших экранах и ушедшем напрямую в продажу на кассетах VHS. Подобного рода фильмы, как ни странно, снискали в нашей стране в эпоху засилья пиратства 1990-х огромный спрос. Множество людей в свободное время с жадностью разыскивало не просмотренные ранее кассеты с фантастическими боевиками в ларьках и переходах метро, бросаясь на яркие названия с горизонтальных наклеек и одобрительные комментарии продавцов. Положа руку на сердце, далеко не вся такая продукция была мусором. Среди гор "второсортной" фантастики находилось немало приличных по качеству съёмки, спецэффектам и актёрской игре "клонов" знаменитых киношных тайтлов. Традиционно особенный спрос был на уже вошедший в моду киберпанк, поскольку он описывал слишком осязаемое будущее, которое вот-вот должно наступить. Конечно, не так много кто ещё тогда мог представить себе подобный фильм с полной интерактивностью зрителя, принимавшего решения за главного героя и определявшего его судьбу. Коротко рассмотрим, насколько удачной оказалась эта затея.

Сперва несколько слов о сюжете. Нет смысла в этом описании подробно пересказывать фильм, а тем более сам рассказ, от которого игра отдалилась ещё больше. Игра в общих чертах следует именно фильму, хотя в изрядно укороченной и упрощённой форме, что, разумеется, простительно для интерактивного кино на PC. По-прежнему протагонист — парень, именуемый Джонни Мнемоником. Мнемоник — не фамилия, а род деятельности, связанный с хранением загружаемой информации в мозг. В XXI веке мнемоники способны быть носителями десятков гигабайт информации и перевозить её от поставщика до заказчика как курьеры. При помощи специального кода выгрузки данные затем благополучно извлекаются из мнемоника - всё равно что с флешки. В погоне за большим гонораром Джонни согласился загрузить в себя критический объём данных, намного превышающий все лимиты. Как назло, единственное лицо, знавшее указанный код, было убито на глазах у Джонни. Если в течение нескольких дней не произойдёт выгрузки, то Мнемоник погибнет. По всей видимости, информация, перевозимая неудачливым курьером, настолько ценная, что за его головой начинается охота со стороны наёмников и профессиональных убийц из могущественной корпорации "Фармаком". В мире, где любой человек может продать душу дьяволу за новый имплантат или лечение от поразившего человечество нервного синдрома, верить нельзя никому. Но у Джонни просто нет другого выбора. Он вверяет свою безопасность молодой девушке Джейн, вызвавшейся стать для него наёмным телохранителем в Ньюарке. Вместе они преодолевают смертельные опасности, засады, подстерегающие на каждом углу, в поисках таинственного получателя "груза" Джонни.

Johnny Mnemonic относится к подклассу FMV-игр, именуемому интерактивным кино. Этот термин наиболее точно и лаконично характеризует игру в общих чертах. С первой секунды и до финала перед вами сплошной фильм без каких-либо остановок. Даже бездействие с обзором определённого экрана локации здесь — это просмотр повторяющегося ролика. Если игрок не предпринимает никаких действий, то Джонни сам повернёт голову с воспроизведением нового видео, а может, даже начнёт двигаться в определённом направлении произвольно. Такое непрерывное кино можно остановить лишь нажатием пробела на клавиатуре. В остальном же времени на передышку почти не будет. В ряде эпизодов нерешительность будет караться смертью, так как примерно половина головоломок и экшен-сцен в игре связана с жёстким таймингом. Поставленные задачи в адвенчуре подразделяются на боевые сцены и решение в целом несложных задач, где-то на логику, а где-то на интуицию. С первым типом проблем вы столкнётесь буквально после вступительной сцены. Внимательно следите за тем, когда с кино можно взаимодействовать, а когда нет. Если видео занимает полный экран, то это означает, что вы пока просто смотрите фильм. Однако как только снизу и сверху видео появляются чёрные полосы — наступило время предпринимать какие-то меры, это так называемый "режим действия".

Боевые сцены занимают порядка 60% игрового действия. Как правило, они не наступают совсем уж внезапно и у вас имеется достаточно времени, чтобы настроиться, успокоиться, положить пальцы на три заветные клавиши, отвечающие за удар рукой, блок и удар ногой. В настройках можно назначить любые удобные кнопки вместо выставленных по умолчанию 1, 2, 3 соответственно на цифровой панели клавиатуры. В зависимости от положения и движения противника удар ногой или рукой может быть выполнен по-разному. Например, в прыжке, с разворота, боковой и т.д. Блок, часто включающий в себя контрудар, также может причинять урон. Основной залог победы — это захват инициативы. Когда оппонент теряет силы, он покачивается и задыхается. Значит, осталось нанести всего один-два удара в цель. Атаковать стоит с умом, нажимая на нужные клавиши, когда враг открывает определённые части тела или замахивается на вас. Своевременность нажатия очень важна. Если опоздать с этим на долю секунды, то пиши пропало. Противник накажет незамедлительно и попробует завладеть инициативой сам. Один и тот же противник может менять свой стиль, что очень здорово. Бывает так, что удары ногой не имеют значительного эффекта, а в следующей встрече с ним (или с ней) нужно на первых порах частенько блокировать удары, а затем идти в атаку, нанося маваси-гэри. Драться придётся очень часто, особенно на первом диске игры. Стоит вам немножко замедлить с осмотром комнаты или поиском предметов, как тут же выскакивают преследователи и завязывается новая схватка. В рукопашной в основном участвует Джейн, но есть сцены, где размять кулаки предстоит и "хлюпику" Джонни. Враги самые разные: от корпоративного якудза, мастерски владеющего восточными единоборствами, до не менее опасного уличного священника, оперирующего холодным оружием. Есть среди врагов даже киберсамурай. Всё это очень хорошо, вот только управление не слишком отзывчивое. Иной раз нажимаешь удар рукой, а персонаж почему-то вытягивает ногу. Ставишь блок, а герой пассивно наблюдает, как его молотят.

Решение головоломок тоже никуда не делось. В основном оно завязано на поиске предметов и применении их на всевозможных технических устройствах, разбросанных повсюду в нескольких доступных локациях Ньюарка. Поиск и применение происходит путём нажатия Enter с цифровой клавиатуры во время "режима действия". От обилия портативной и стационарной техники голова идёт кругом. А как же иначе в киберпанке? Вам повстречаются всевозможные видеофоны, компьютерные терминалы, мониторы, считывающие электронные приборы, деки для подключения к киберпространству, робомеханические приспособления. Всё перечисленное интерактивно. Не менее важная кнопка "скачать/загрузить" (Del). Она отвечает за передачу и обмен данными. Эта функция будет доступна после того, как Джонни соберёт необходимый комплект, состоящий из нескольких гаджетов, вместе работающих как средство для подключения к чуть ли не любой электронной аппаратуре, будь то конструкция таксофона в метро или же модуль для считывания компакт-дисков. Желательно запоминать собираемые Мнемоником предметы. Инвентарь в игре нигде не отображается. Если вещь применима на каком-то объекте экрана, то взаимодействие произойдёт автоматически по нажатии на Enter. Любое считывание данных Джонни внимательно контролируется зловещей корпорацией, так что приведёт к фатальному импульсу в мозг без кое-каких средств защиты. Кроме "инвентарной" части задачек в Johnny Mnemonic присутствует также весьма занимательный лабиринт в киберпространстве. Программа предложит подключившемуся в виртуальную реальность пользователю оказаться в витиеватой пустыне, многие проходы и направления движения в которой ограничены силовыми барьерами. С учётом того, что Джонни может вращать головой по своему усмотрению, заблудиться там проще простого. Есть также интересный пазл с настройкой передатчика-транслятора антивируса в сеть путём выполнения последовательной цепочки правильных команд и настроек через море дисплеев. Замешкаешься и потеряешь время — смерть. Подсоединишь несвоевременно проводок — опять же Game Over. Из этой же серии и остальные опасные для жизни героев эпизоды на реакцию и выбор верного решения.

Для игры с таким количеством возможностей умереть можно было создать более адекватную систему сохранения и загрузки. Теоретически сохранение доступно в любой момент игры после нажатия на клавишу X со входом в опции. Однако сам факт сохранения вовсе не означает, что вам удалось застолбить свой добытый тяжкими мучениями прогресс после, например, удачного исхода поединка с приспешником якудза. Сохранить можно лишь определённые этапы игры. На практике это означает, что после фиксации вашего текущего прохождения загрузиться получится только с эпизода, предшествовавшего решениям головоломок или рукопашных схваток. Это может потрепать немало нервов прежде всего тем игрокам, которые еле-еле преодолевают экшен-сцены в приключенческих играх. И в этом, скорее всего, основная сложность в общем-то непродолжительной по времени FMV-адвенчуры. Да и просматривать каждый раз одни и те же ролики надоест не то слово как. После 20-й неудачной попытки с воспроизведением предшествующего 5-минутного видео можно дойти до белого каления и ругаться самым благим матом. Каждый раз после фиаско вас выбивает в основное меню игры, где в кат-сцене отображено лицо ИИ-помощника в виде симпатичной девушки азиатской наружности. Она может надувать щёчки или хихикать, словно насмехаясь над вашими глупыми действиями. Такой вроде бы незначительный момент, но как дополняет общий футуристический антураж.

А вот декорации и реквизиты в игре полностью передают киношную атмосферу киберпанка. Пусть их не так много, как хотелось бы. Конечно, не сравнить по масштабу с фильмом режиссёра Лонго, но выглядят они очень аутентично. Существует такая информация, что создатели интерактивного "Мнемоника" договорились со студией, на которой снимался полнометражный фильм, и получили в пользование какую-то часть "пропов" для создания своего детища. Что ж, эффект это действительно возымело. Большинство поклонников киберпанка представляет себе город мрачного будущего именно так. Трущобы, полузаброшенные подземки, квартиры с необычным стильным интерьером, вечная ночь, а поверх этого наложена разного рода техника в большом количестве, присутствующая повсеместно в каждой дыре. Даже бомжи и те владеют ею. Очень здорово в этом смысле обставлена лаборатория нейродоктора Спайдера, приятеля Джейн. В отличие от фильма в ней можно осмотреть каждый закуток, почти свободно, "недискретно" прогуливаясь по тесным коридорам, заставленным любопытным оборудованием. Везде приспособления можно пощупать, потрогать, даже поиграться с ними. Для киберпанка такие детали невероятно важны, ведь они создают ощущение присутствия, представление о том, что всё происходит по-настоящему. Не менее реалистична и игра актёров. В начале описания эта адвенчура сравнивалась с фильмом категории Б, выпущенным исключительно на кассетах. Конечно, в этом утверждении с моей стороны не было ничего уничижительного. Даже без Ривзов и Лундгренов отснятый материал получился на удивление добротным. Большинство актёров проявило себя достойно в своих образах, но особенно стоит отметить работу Кристофера Гартина (Мнемоник), Клэр Кери (Джейн), самого звёздного из состава Айзека Хейза (Джей-Боун) и Юдзи Окумото в роли якудза по имени Синдзи. Не поскупились авторы игры и на профессиональных постановщиков боёв. С актёрами поработали самым должным образом, и все их движения во время поединков не кажутся фальшивыми. Даже Джонни демонстрирует несколько эффектных приёмчиков — чего уж говорить о пластичных Джейн и Синдзи.

Большую часть времени вы будете наблюдать обстановку от первого лица, однако результат ваших действий или же бездействия отражён в роликах, в которых вы видите Джонни. Также актёр постоянно виден в неигровом режиме между интерактивными сценами, воспроизводящимися как обычное кино. Качество видео в фулл-скрине, возможно, оставляет желать лучшего, но если сравнивать с аналогами, выходившими на DOS и Windows 3.1x в середине 1990-х, то смотрится интерактивная картина вполне приемлемо, несмотря на некоторую зернистость при ближнем ракурсе. Изображение достаточно чёткое и позволяет разглядеть даже несущественные детали киберпанкового окружения, а это самое главное. Заслуживают похвалы плавные повороты камеры без рывков и, можно сказать, "бесшовная" смена созерцательного режима видео на игровой. Есть несколько сцен с применением компьютерной графики и довольно красивых спецэффектов. И как же здесь не вспомнить про обозначенное выше киберпространство. Там оцифрованный Джонни передвигается по пререндеренным CGI-фонам, выглядящим хоть и однообразно, зато искусно, без ощущения того, что актёр нелепо и криво "помещён" поверх статичных слайдов. По крайней мере, адвенчура ничем не уступает в плане воссозданной виртуальной реальности фильмам и играм тех же лет.

Не берусь утверждать, что Johnny Mnemonic: The Interactive Action Movie — лучшая приключенческая игра из числа полноценного FMV, при котором кино продолжается без остановок, но как минимум, несмотря на недостатки с управлением и сохранением, она далеко не худшая. У игры есть ряд достоинств, и в числе оных, разумеется, великолепно созданное окружение, действительно напоминающее по всем лекалам стереотипный киберпанк, а также убедительная игра неплохих актёров, имеющих весьма солидный послужной список работ и квалификацию. Режиссёрская и постановочная работа для формата мини-фильма, к коему и должен относиться этот интерактивный продукт для PC, также вызывает скорее одобрение и признание, чем насмешку. Осадок адвенчура оставила всё же смешанный. Нельзя назвать слишком удачной очередную попытку смешать кино и игру, но в определённом смысле Johnny Mnemonic не отказать в том, что проходить некоторые интерактивные сцены и правда весело. И это несмотря даже на часто наступающую смерть с необходимостью снова и снова возвращаться к трудной сцене и пробовать. Игра прежде всего для терпеливых геймеров, не боящихся решать поставленные задачи в манере блиц, интуитивно подходить к проблеме, включать молниеносную реакцию, а где нужно — поджидать верный момент в ролике, чтобы нажать вовремя. Да, любителям более статичных FMV-адвенчур эта игра вряд ли подойдёт, но каждый поклонник киберпанка отведать её просто обязан.
Автор обзора: Farooq
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.