Moses

이집트왕자
Moses
Жанр: Arcade
Разработчик: Joypark
Издатель: Joypark
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.33 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Один из последних двумерных южнокорейских платформеров, а равно и один из самых редких в принципе: вплоть до конца февраля 2023 года эта игра отсутствовала в Интернете, а у большинства любящих похвастаться своими раритетами восточноазиатских коллекционеров, по-видимому, отсутствует и по сей день, ибо для неё невозможно найти ни "частных" фотографий содержимого коробки (есть лишь снимок с одной местной выставки 2004 года), ни видеороликов с записью игрового процесса.

Скажем сразу, что игра, как можно легко догадаться исходя из её названия, действительно формально связана с Ветхим Заветом; возможно, глубоко верующим последователям авраамических религий не стоит с нею знакомиться, но вообще ничего оскорбительного в ней нет: по сути, это просто фантазия на тему библейских легенд, в лучшем случае "вдохновлённая" первоисточником, но по факту не имеющая к нему практически никакого отношения. Сюжет имеется, но из-за языкового барьера понять его проблематично, а ни единой рецензии на данную вещь даже на родном для её авторов наречии найти не удалось. Но из вступительного и последующих видеороликов можно сделать вывод, что Бог (не показываемый на экране - возможно, из уважения к верующим игрокам) даёт Моисею и его друзьям (о них ниже) задание освободить еврейский народ из египетского рабства - но путём вовсе не исхода, а возвращения тем человеческого облика, так как египтяне силой своей магии превратили их в зомби. Попутно нужно будет убивать египетских солдат, различную обыденную и фантастическую фауну, а равно и огромных чудовищ-боссов, многие из которых, правда, тоже являются заколдованными евреями, поэтому по факту должны быть не уничтожены, а спасены.

Перед стартом нужно выбрать одного из трёх персонажей: это сам Моисей, Элизур и девушка Акира. Переключение между ними осуществляется при помощи клавиш с "боковыми" курсорными стрелками, а подтверждение своего решения - "P". Все трое имеют вид анимешных молодых людей, а Моисей и вовсе женоподобен и даже озвучен женщиной, пусть и с довольно низким голосом. У каждого персонажа есть определённые значения трёх характеристик - по-видимому, выносливости, радиуса атаки и магической силы, и любой в чём-то сильнее и слабее остальных. На деле эти различия вряд ли оказывают серьёзное влияние на игровой процесс, но предпочесть рекомендуется Моисея: он предлагается в качестве протагониста по умолчанию, наиболее "сбалансирован" по своим параметрам и обладает самой сильной магией из троицы. Здесь же отметим, что можно играть и вдвоём за одним компьютером (за это отвечает второй пункт главного меню) - естественно, не друг против друга, а совместно уничтожая врагов.

Перспектива обзора - вид сбоку. Главный герой умеет прыгать ("O"), пригибаться ("нижняя" курсорная стрелка; передвигаться в таком состоянии он не может), атаковать на расстоянии некой генерируемой им в бесконечном количестве субстанцией ("I") и применять магические атаки ("P"), зарядов для совершения которых при себе может быть не более трёх единовременно. Как легко заметить, управление здесь несколько непривычное и неудобное; к счастью, клавиши разрешается перенастроить через отдельный исполняемый файл. В левом верхнем углу экрана отображаются показатели протагониста: цифра рядом с его портретом - количество оставшихся "жизней", не считая текущей (по умолчанию оно равно девяти, то есть всего "попыток" у нас десять), правее - шкала из оранжевых квадратиков, означающая запас здоровья (увы, она не слишком большая); ниже при наличии магических зарядов отображаются визуализирующие их квадратики с литерой "M" (в количестве максимум трёх штук), а пиктограмма левее них означает тип магии, доступный на текущем уровне. Последних довольно много (воздух, электричество, огонь и так далее), но менять их по желанию, судя по всему, никак нельзя - они выдаются автоматически в зависимости от этапа. Последних, к слову, всего шестнадцать: дворец фараона, руинированный город, пустыня, тропический остров, пещеры и так далее; каждый уровень завершается последовательными поединками с двумя боссами - заколдованным и "настоящим" (хотя среди последней категории заколдованные иногда тоже встречаются). Возрождение после гибели и при наличии "попыток" наступает мгновенно и с сохранением всех достижений (в том числе во время схваток с "главарями"). На каждый последующий уровень герой переходит с тем количеством "жизней" и магических зарядов, которые у него оставались на момент завершения предыдущего, но вот здоровье даже при наличии ран всегда восстанавливается до максимума.

Бонусы можно разделить на три категории. Первая - объекты, извлекаемые из периодически попадающихся на уровнях сундуков, открывать которые нужно применением обычной атаки. Там могут скрываться три типа зелий: голубое в случае наличия у героя ран восстанавливает одно деление на шкале здоровья, розовое в аналогичном случае исцеляет полностью, а вот чёрное, напротив, снижает жизненную силу на единицу, так что брать его не стоит. Кроме того, в сундуках часто попадаются золотые и серебряные монетки с крестами, предназначение которых осталось неизвестным: вероятно, они увеличивают количество набираемых очков (во время игры счёт на экране не отображается, но его можно посмотреть по завершении прохождения или в случае проигрыша). Второй тип полезных предметов - магические заряды, выглядящие как квадратики с литерой "M". Их можно получить только от бывших зомби, расколдованных нами (см. ниже), причём далеко не каждый облагодетельствованный индивид ими делится. Наконец, предметы третьей категории, самые редкие и ценные, - это надписи "+ 1 Up", дающие дополнительную "жизнь"; такой бонус встречается далеко не на каждом уровне и, скорее всего, в лучшем случае два-три раза за всю игру (а то и ни одного).

Механика на удивление проста, что даёт основания предположить действительную (а не мнимую) ориентацию этой вещи на детей: в отличие от большинства южнокорейских платформеров здесь практически не требуется высчитывать стартовую точку для совершения успешного прыжка. Причём формально, разумеется, присутствуют как смертельные пропасти, так и различные "неприятные" типы платформ, но на деле по данной части нет вообще никаких сложностей: если кусочки поверхности движутся, то с небольшой скоростью и только по "нормальным" траекториям, а если исчезают после нашего на них приземления - то где-то через одну-две секунды (!) с момента наступания на них, то есть перепрыгнуть на следующий участок наверняка успеет почти каждый игрок. Некоторую трудность могут представлять разве что ловушки, да и то только те из них, что не вполне очевидны, - но если к ним привыкнуть, то никаких проблем не возникнет и здесь. К подобным неприятным "сюрпризам" относятся периодически вылезающие из земли шипы и языки пламени, поднимающиеся и опускающиеся столбы, кактусы, с большими интервалами выпускающие иголки и затем прячущие их, лежащие на земле скелеты животных, которые нужно перепрыгивать, ибо они ранят при контакте, столбы слизи, требующие разрушения (поскольку преграждают нам путь) и затем точно такого же перепрыгивания (так как остаются опасными), и так далее. Изредка в процессе прохождения встретятся "головоломки" и даже "задания" (именно в кавычках): например, на пятом уровне понадобится выстрелить в рычаг, чтобы открыть проход в стене (расположенный, правда, совсем рядом...), а на четвёртом - ответить на заданный в текстовом виде (на корейском языке) вопрос сфинкса на (видимо) библейскую тему, выбрав при помощи "боковых" стрелок "Да" или "Нет"; порой требуется разрушать преграждающие путь объекты и делать другие более-менее очевидные вещи.

Бестиарий Moses начинает "раскрываться" только приблизительно к четвёртому-пятому этапам, а до этого кажется несколько скучным. Противниками героя выступают египетские солдаты (вооружённые луками, копьями и серпами), кобры, скорпионы, хищные птицы, темнокожие дельтапланеристы (нубийцы?), валуны; впоследствии появятся прыгучие гуманоиды, плюющиеся дротиками из трубок, крупные синие мумии с хвостами вместо ног, огненные пушки, выскакивающие из воды (и не только) зубастые рыбы и другие не менее интересные существа. У всех у них разный запас здоровья: так, камни и летуны всех видов гибнут от одного попадания, лучники - от двух, солдаты с копьями и серпами и прыгающие гуманоиды - от трёх, кобры и скорпионы - от четырёх, мумии - от пяти и так далее. Большая часть супостатов по умолчанию перемещается туда-сюда по небольшим заданным траекториям, однако они склонны хотя бы какое-то время преследовать персонажа после того, как его заметят. Исключением из этого правила являются валуны и все летающие существа, которые изначально движутся в его сторону и норовят атаковать, но если избежать контакта с ними (перепрыгнуть, пригнуться или как-то увернуться), то они проследуют мимо нас. Отдельную категорию противников составляют зомби, коих встречается минимум три типа: это мужчины, женщины и старики с длинными седыми бородами и посохами. Первые две разновидности атакуют лишь врукопашную и расколдовываются двумя выстрелами; старики становятся людьми лишь после четырёх-пяти попаданий, а также атакуют выплёвываемыми ими челюстями (!), запас которых у них, естественно, бесконечный. После снятия чар спасённый соплеменник обычно благодарит героя словами (в том числе произнося имя "Моисей", а иногда - и вовсе английское "thank you"...) и в некоторых случаях оставляет магический заряд - квадратик с буквой "M". Магия, как косвенно уже отмечалось выше, является вторым - и намного более мощным - видом атаки: задействовав при наличии соответствующего бонуса клавишу "P", персонаж на мгновение чуть поднимается над поверхностью и вызывает низвержение с неба нескольких мощных потоков какой-либо субстанции (это могут быть вихри, молнии, пламя и так далее), атакующих всех врагов в определённом радиусе и, естественно, мгновенно уничтожающих всех находящихся поблизости "рядовых" враждебных существ. Но поскольку с абсолютным большинством таковых можно сравнительно (а часто и очень) легко справиться обычной атакой, то магию лучше всего применять лишь в поединках с боссами, да и то только с определёнными.

В конце каждого этапа, как уже говорилось ранее, предстоят последовательные схватки с двумя "главарями". Первый всегда представляет собой статичное каменное безногое изваяние какого-либо животного (козёл, лев, бык, ящерица...), обладающее той или иной дистанционной атакой, чаще всего визуально необычной и довольно мощной. Всё это тоже заколдованные евреи, поэтому мы на деле не убиваем, а спасаем их. Вторая категория - это "настоящие" боссы, среди которых встречаются самые настоящие чудовища. На первом уровне, например, предстоит победить неправдоподобно огромного египтянина с тесаком, на втором - мохнатого и клыкастого монстра, который, правда, в отличие от большинства прочих подобных существ, тоже оказывается заколдованным человеком, на третьем - гигантского неподвижного скорпиона, на четвёртом - ведьму-мумию и так далее. Во время поединка с боссами обоих типов в нижней части экрана по центру отображается шкала жизненных сил нашего противника, убывающая по мере нанесения ему повреждений и позволяющая отслеживать данный процесс; как отмечалось выше, в случае гибели во время этой схватки герой возрождается тут же, при этом весь ранее полученный врагом урон сохраняется. Как ни удивительно, "главари" второй категории, формально намного более сильные и выносливые, на поверку оказываются несказанно слабее статичных каменных фигур - в том числе потому, что многие из них не обладают дистанционной атакой и отличаются феноменально низким искусственным интеллектом. Например, для победы над гигантом-египтянином достаточно просто запрыгнуть на имеющуюся в соответствующей локации каменную глыбу, где он достанет нас своей палицей от силы несколько раз; мохнатого монстра достаточно просто "плотно" атаковать обычными выстрелами - и он банально не сможет к нам приблизиться (то есть герой за весь бой не будет ранен ни разу); скорпион неподвижен и находится на заднем плане, периодически атакуя клешнями и хвостом, - достаточно просто отпрыгивать от этих ударов, стреляя ему в лицо; с ведьмой-мумией чуть посложнее, ибо она периодически атакует на расстоянии, но на деле и её победить несложно; и так далее. Так что даже если потратить на расколдовывание изваяния все три магических заряда и остаться без них к моменту встречи со вторым боссом уровня (она всегда наступает мгновенно, то есть взять новые бонусы для спецатаки никак не удастся), то победить его почти всегда можно будет без особых усилий. Ещё очень важно отметить, что почти все "боеприпасы", испускаемые в нашу сторону обычными врагами (стрелы лучников, дротики прыгунов, челюсти стариков-зомби) и даже порой боссами, вполне реально сбивать собственными выстрелами.

Графика более-менее качественная, хотя дата выхода и наложила на игру свой отпечаток: по всей видимости, при её создании уже использовались элементы "сел-шейдинга". Но в целом всё выглядит достаточно (причём именно в меру) ярко и красочно, антураж уровней разнообразен, какие-никакие спецэффекты есть, а атмосфера объективно присутствует. Отдельно хотелось бы отметить озвучку: она имеется во вступительном ролике и в сценах, предваряющих битвы со вторыми боссами уровней, причём выполнена явно профессиональными актёрами, работавшими с душой (особенно хорошо подобраны голоса злодеев), и снабжена субтитрами (естественно, на корейском языке). Тексты в сценах перед схватками с первыми боссами уровней и после победы над вторыми почему-то не озвучены и представлены только в виде субтитров. Однозначный вердикт вынести трудно, ибо невысокая сложность игры может оцениваться разными людьми диаметрально противоположно, но с учётом без преувеличения колоссальной редкости данной вещи он всё-таки будет положительным: даже если вы предпочитаете только "хардкорные" аркады, то всё равно стоит посмотреть на этот раритет хотя бы из любопытства, - ну а если вдруг не очень сильны в жанре, но хотели бы познакомиться с каким-либо дальневосточным его представителем, то Moses ввиду своего "дружелюбия" станет одним из лучших возможных вариантов.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.