Несколько неоднозначно воспринятый или даже несправедливо оплёванный шутер с заезженной потусторонне-сатанинской тематикой, выпущенный российскими разработчиками в середине «нулевых», получивший изрядные порции разгромнейшей критики, прежде всего от отечественных рецензентов. Общая суть их претензий была одинакова: на фоне отличных для того времени графических спецэффектов наблюдался весьма однообразный геймплей. Так ли это – давайте разбираться…
В 1998 году на движке Build вышла первая часть игры под названием Ликвидатор. Сюжет там был довольно простой и оригинально поданный в начале геймплея, п-нимаешь, с юморным пародийным подтекстом, так сказать, в лучших традициях того времени. Что-то наподобие: «…тёмные сущности из параллельных миров захватили телепортационные установки и угрожают независимости Рассии». В сиквеле историю существенно доработали: у протагониста даже появилось имя – Крис Хоуп…
Хотя «существенно доработали» – это сказано несколько «громко». Читая немного бредоватый сюжет (размером в целую страницу машинописного текста!) в мануале, порою пришлось тщательно осмысливать, что же имеется в виду. Ну а если вкратце изложить, то дело было так…
В далёком будущем люди установили через телепортационные установки связи с тремя параллельными мирами. Всё шло хорошо: поддерживались тёплые, взаимовыгодные отношения. Для работы телепортов нужно было большое количество специальных энергетических контейнеров, которые завозились с Земли. Внезапно с мирами пропала связь: случилось что-то ужасное. Один выживший сумел телепортироваться на Землю и сообщил, что всё поработила враждебная инопланетная раса. Эти существа необратимо меняли миры, которые захватывали. Первый превратился в заброшенный город, второй – в топкое болото, а в третьем разверзся настоящий адЪ. Прежние обитатели миров постепенно мутировали в странных существ, которых мы привычно назвали бы не иначе как «сатанинской нечистью». Все поняли, что Земля в опасности. Необходимо было срочно разрушить телепорты. Для этого в Действительном (?!) Агентстве Телепортации (Д.А.Т.) сформировали отряд Специальных Сил, главной задачей которых было отключение всех трёх телепортационных установок, чтобы предотвратить проникновение нечисти на Землю. Во вступительном интро-ролике показано, что взвод вооружённых и экипированных отважных парней строем отправляется в проём большого телепорта. Увы, погибнут все – связь с группой будет потеряна. Теперь вся надежда на вас, игрок. Вы в одиночку должны выполнить опасную миссию и выяснить: что же произошло с группой спецназа? Ну а стратегическая задача – взорвать все источники питания телепортов в трёх мирах. Да, если в геймплее увидите лежащее мёртвое тело в скафандре – знайте: это ваш павший боевой товарищ, с трупа которого можно забрать немного амуниции…
Ну что, солдат, готовы идти в бой путём телепортации в неведомые миры? Но в начале необходимо пройти курс обучения. Тогда это уже стало своеобразной традицией в уважающих себя шутерах. Нормальная такая «учебка»: под сопровождение женского речевого информатора ходим, осваиваемся, изучаем в потайном помещении все виды вооружений, затем – сразу в бой с разнообразными монстрами (по сценарию произошло внезапное нарушение безопасности периметра Агентства Телепортации). Отлично всё сделано! По этому поводу есть только личное маленькое замечание «разрабам»: в том женском голосовом сообщении необходимо было обязательно добавить, что к потайной «секретке» с перевёрнутой буквой «А» нужно «…подойти вплотную и открыть…», а то с первого раза не было понятно, что дальше делать. Хотя… вот в наше молодое время нам никто букву «Q» (не перевёрнутую) на стенах не рисовал…
Итак, выбираете любую из трёх тематических локаций: «Заброшенный город», «Болото», «Адские пустоши» – и вперёд. Сразу стоит отметить, что «Город» проще всех, а «Ад» проходить будет весьма сложно даже в самом его начале. В «Городе» многое из строений напоминает Средневековье. На болотах примерно такая же «архитектура», но иногда придётся попрыгать по кочкам рядом со смертельно опасной трясиной, а в «Аду» очень легко сорваться по невнимательности в многочисленные расселины с кипящей лавой.
А бестиарий в игре – ведь бесподобный же, состоящий из уникальных персонажей, аналогов которым точно не сыскать в других шутерах! Ну где вы найдёте ртутного человека (точнее, согласно мануалу, – «Белого Меркурианина»), который при попадании рассыпается на шарики, причём самый крупный из них превращается в летающую ртутную бомбочку (!). Где вы увидите цвето-червяка (!!!), который плюётся своим цветком, а будучи подстреленным, моментально становится червём, быстро прячется в землю, там прорастает (!), вырастает-расцветает и снова досаждает игроку (часто уже со спины). А как вам песочный человек, который после уничтожения несколько раз порождает свои копии, уменьшенные в два раза относительно предыдущих? Ещё встретятся летучие мыши, хищные птицы, ходячие скелеты и их вечные спутники – черепа-головогрызы, привидения, колдуны, средневековые палачи и козлодьяволы классические. Многие монстры взяты из первой части. Козлодьяволы – очень сильный и опасный противник. Некоторые их разновидности носят на туловище непробиваемые бронедоспехи, а вблизи они издают характерный стук своих копыт (!). Искусственного интеллекта у врагов, будем честны, очень мало, но некоторые хорошо стрейфятся и даже перепрыгивают через голову игрока, внезапно оказываясь у него за спиной. Программно реализована дефрагментация тел нечисти от попадания мощными боеприпасами, а также смерть многих из них в конвульсиях…
Интересной особенностью Ликвидатора 2 является тот факт, что все 7 видов «стволов» имеются у вас в наличии с самого начала игры в любой из трёх локаций. Более того, по сюжету во многих мирах земляне оставили склады с вооружением в виде потайных Hi-Tech-помещений за средневековыми стенами, снаружи помеченными перевёрнутой буквой «А» – логотипом Агентства Телепортации. Там всегда можно пополнить запасы. Из элементов восстановления здоровья есть носимая аптечка. Из подбираемых предметов – красивые цветные дымящиеся кувшинчики красного, зелёного и синего цветов. Но их взятие – настоящая лотерея: они могут как уменьшить ваши показатели щита или здоровья, так и увеличить что-то из них. Многие виды «пушек» имеют ещё и альтернативный режим стрельбы. Перечислим эти шедевры (без сарказма) оружейного 3D-дизайна: резной топорик (для ближнего боя); пистолет с возможностью включения лазерного указателя (альтернативный режим): двуствольный шотган – в альтернативном режиме (дуплетом) легко сносит башку даже козлодьяволу; автоматическая винтовка с «подствольником» – nuff said; феерический огнемёт – работает с секундной задержкой, необходимой на активацию небольшой боковой горелки для поджога смертельной огнеопасной смеси; ракетница – разрывает нечисть сразу на куски (!) при метком попадании; снайперская винтовка – альтернативный режим стрельбы служит здесь для активации зума в несколько крат.
Некоторые «вольности» с полностью доступным арсеналом в начале игры вызвали резкое недопонимание у ценителей «старой школы». Поэтому в 2006 году появился мод к игре Ликвидатор 2 под названием “Escape from Swamp”. По сути, это тот же уровень на болотах, но с несколько иным «маршрутом» прохождения, когда каждую «пушку» придётся мучительно добывать, экономя патроны на первых порах…
Прохождение тут действительно нехитрое. Ходим, «валим» монстров, ищем цветные руны, чтобы пройти на следующий уровень; нужно будет плавать под водой с аквалангом, ездить на лифтах (или подъёмниках), искать скрытые малозаметные проходы и многое другое. Подобного разнообразия, конечно, тут будет маловато для ценителей «фэнтезийно-нелинейно-возвышенных» прохождений, – однако для того, чтобы, к примеру, долгим вечерком расслабиться после рабочей смены, тупо побродить по развалинам, заготавливая килотонны тупого респаунящегося сатанинского мяса, данная игра – самое то!
Графика бесподобна даже для своего времени. Пиксельные шейдеры рулят forever! Цветовой дым, блики на воде, колышущийся жар от раскалённой лавовой поверхности в «Аду», – всё это реализовано в игре. Кстати, если верить «интернетам», движок в Ликвидатор 2 – собственной, отечественной разработки. На конфигурации примерно периода второй половины «нулевых» всё просто «летает»! Бесподобно реализовано главное меню с пентаграммами в центре и выдвигающимися круглыми подпунктами. Даже в «разносных» ревью отмечают качественные звуковые эффекты. Шикарные музыкальные темы в геймплее как-то плавно перетекают одна в другую: от средневекового оргáна до современного рока (или «метала», как его там…). А какой же классный «музон» в меню «Загрузка»…
После выхода к игре было много претензий со стороны «экспертного сообщества». Якобы быстро надоедают плоские карты и однообразный геймплей. У тех геймеров, кто попробовал первую часть игры в 1998 году, которая на движке Build была именно «плоско-однообразной», сразу же возникла устойчивая ассоциация: «Ну…, и вторая часть – такой же отстой...». Вот и всё… Да что говорить, автор сих строк сам долгое время попросту не решался попробовать сыграть в Ликвидатор 2 именно ИЗ-ЗА ТАКИХ ВОТ РЕЦЕНЗИЙ! Хотя дело, наверное, вот в чём, товарищи. Ведь первые 3D-карты в первых уровнях и «Города», и «Болот» действительно были по большей части плоские, а вот последующие там уже совсем не плоские, а очень даже причудливо-трёхмерные (например, шахта в локации «Город»). Да-да, друзья, вот она – стандартная мера глубины «погружения в геймплей» в те годы у «знатоков» своего рецензентского дела…
«Позорище…», «…фолаут гейминдустрии…», «Плохое снотворное или хорошее слабительное?», – какими только мерзкими эпитетами ехидно не поливали этот продукт именно отечественные критики. Вообще, читая их тогдашнюю «писанину», постепенно понимаешь, что разнообразнейшей продукцией европейско-американского геймдева в те времена очень легко можно было пресыт… да ладно уж – ЗАЖРАТЬСЯ, и до такой степени, что трудно было заметить очевидный факт: наши разработчики наконец-то сумели догнать по техническому уровню и безупречному качеству исполнения игр самые топовые мировые продукты того времени!
Личная оценка игре – 5 с минусом. «Минус» – за действительно некоторое однообразие геймплея на некоторых картах, отсутствие зачатков искусственного интеллекта у врагов (…а у нечисти по теории разум вообще должен быть или нет?), заезженную сюжетно-сатанинскую тематику и небольшой личный «затык» с освоением управления в «учебно-тренировочном центре» (не сразу понял про вход в «секретку» с арсеналом, помеченную перевёрнутой буквой «А»). А вот «пять» – за безупречно обставленные интерьеры и оптические эффекты на поверхностях, идеальную работу приложения без каких-либо «глюко-вылетов», бестиарий из уникально-неповторимых противников, шикарные шейдерные эффекты и многое-многое другое, – всё то, что так и не удосужились заметить отечественные «критиканы». А посему: сохраняем эту игру на нашем сайте для потомков, гордимся прорывными достижениями в славной истории российской гейминдустрии и ждём новых успешных проектов!
В 1998 году на движке Build вышла первая часть игры под названием Ликвидатор. Сюжет там был довольно простой и оригинально поданный в начале геймплея, п-нимаешь, с юморным пародийным подтекстом, так сказать, в лучших традициях того времени. Что-то наподобие: «…тёмные сущности из параллельных миров захватили телепортационные установки и угрожают независимости Рассии». В сиквеле историю существенно доработали: у протагониста даже появилось имя – Крис Хоуп…
Хотя «существенно доработали» – это сказано несколько «громко». Читая немного бредоватый сюжет (размером в целую страницу машинописного текста!) в мануале, порою пришлось тщательно осмысливать, что же имеется в виду. Ну а если вкратце изложить, то дело было так…
В далёком будущем люди установили через телепортационные установки связи с тремя параллельными мирами. Всё шло хорошо: поддерживались тёплые, взаимовыгодные отношения. Для работы телепортов нужно было большое количество специальных энергетических контейнеров, которые завозились с Земли. Внезапно с мирами пропала связь: случилось что-то ужасное. Один выживший сумел телепортироваться на Землю и сообщил, что всё поработила враждебная инопланетная раса. Эти существа необратимо меняли миры, которые захватывали. Первый превратился в заброшенный город, второй – в топкое болото, а в третьем разверзся настоящий адЪ. Прежние обитатели миров постепенно мутировали в странных существ, которых мы привычно назвали бы не иначе как «сатанинской нечистью». Все поняли, что Земля в опасности. Необходимо было срочно разрушить телепорты. Для этого в Действительном (?!) Агентстве Телепортации (Д.А.Т.) сформировали отряд Специальных Сил, главной задачей которых было отключение всех трёх телепортационных установок, чтобы предотвратить проникновение нечисти на Землю. Во вступительном интро-ролике показано, что взвод вооружённых и экипированных отважных парней строем отправляется в проём большого телепорта. Увы, погибнут все – связь с группой будет потеряна. Теперь вся надежда на вас, игрок. Вы в одиночку должны выполнить опасную миссию и выяснить: что же произошло с группой спецназа? Ну а стратегическая задача – взорвать все источники питания телепортов в трёх мирах. Да, если в геймплее увидите лежащее мёртвое тело в скафандре – знайте: это ваш павший боевой товарищ, с трупа которого можно забрать немного амуниции…
Ну что, солдат, готовы идти в бой путём телепортации в неведомые миры? Но в начале необходимо пройти курс обучения. Тогда это уже стало своеобразной традицией в уважающих себя шутерах. Нормальная такая «учебка»: под сопровождение женского речевого информатора ходим, осваиваемся, изучаем в потайном помещении все виды вооружений, затем – сразу в бой с разнообразными монстрами (по сценарию произошло внезапное нарушение безопасности периметра Агентства Телепортации). Отлично всё сделано! По этому поводу есть только личное маленькое замечание «разрабам»: в том женском голосовом сообщении необходимо было обязательно добавить, что к потайной «секретке» с перевёрнутой буквой «А» нужно «…подойти вплотную и открыть…», а то с первого раза не было понятно, что дальше делать. Хотя… вот в наше молодое время нам никто букву «Q» (не перевёрнутую) на стенах не рисовал…
Итак, выбираете любую из трёх тематических локаций: «Заброшенный город», «Болото», «Адские пустоши» – и вперёд. Сразу стоит отметить, что «Город» проще всех, а «Ад» проходить будет весьма сложно даже в самом его начале. В «Городе» многое из строений напоминает Средневековье. На болотах примерно такая же «архитектура», но иногда придётся попрыгать по кочкам рядом со смертельно опасной трясиной, а в «Аду» очень легко сорваться по невнимательности в многочисленные расселины с кипящей лавой.
А бестиарий в игре – ведь бесподобный же, состоящий из уникальных персонажей, аналогов которым точно не сыскать в других шутерах! Ну где вы найдёте ртутного человека (точнее, согласно мануалу, – «Белого Меркурианина»), который при попадании рассыпается на шарики, причём самый крупный из них превращается в летающую ртутную бомбочку (!). Где вы увидите цвето-червяка (!!!), который плюётся своим цветком, а будучи подстреленным, моментально становится червём, быстро прячется в землю, там прорастает (!), вырастает-расцветает и снова досаждает игроку (часто уже со спины). А как вам песочный человек, который после уничтожения несколько раз порождает свои копии, уменьшенные в два раза относительно предыдущих? Ещё встретятся летучие мыши, хищные птицы, ходячие скелеты и их вечные спутники – черепа-головогрызы, привидения, колдуны, средневековые палачи и козлодьяволы классические. Многие монстры взяты из первой части. Козлодьяволы – очень сильный и опасный противник. Некоторые их разновидности носят на туловище непробиваемые бронедоспехи, а вблизи они издают характерный стук своих копыт (!). Искусственного интеллекта у врагов, будем честны, очень мало, но некоторые хорошо стрейфятся и даже перепрыгивают через голову игрока, внезапно оказываясь у него за спиной. Программно реализована дефрагментация тел нечисти от попадания мощными боеприпасами, а также смерть многих из них в конвульсиях…
Интересной особенностью Ликвидатора 2 является тот факт, что все 7 видов «стволов» имеются у вас в наличии с самого начала игры в любой из трёх локаций. Более того, по сюжету во многих мирах земляне оставили склады с вооружением в виде потайных Hi-Tech-помещений за средневековыми стенами, снаружи помеченными перевёрнутой буквой «А» – логотипом Агентства Телепортации. Там всегда можно пополнить запасы. Из элементов восстановления здоровья есть носимая аптечка. Из подбираемых предметов – красивые цветные дымящиеся кувшинчики красного, зелёного и синего цветов. Но их взятие – настоящая лотерея: они могут как уменьшить ваши показатели щита или здоровья, так и увеличить что-то из них. Многие виды «пушек» имеют ещё и альтернативный режим стрельбы. Перечислим эти шедевры (без сарказма) оружейного 3D-дизайна: резной топорик (для ближнего боя); пистолет с возможностью включения лазерного указателя (альтернативный режим): двуствольный шотган – в альтернативном режиме (дуплетом) легко сносит башку даже козлодьяволу; автоматическая винтовка с «подствольником» – nuff said; феерический огнемёт – работает с секундной задержкой, необходимой на активацию небольшой боковой горелки для поджога смертельной огнеопасной смеси; ракетница – разрывает нечисть сразу на куски (!) при метком попадании; снайперская винтовка – альтернативный режим стрельбы служит здесь для активации зума в несколько крат.
Некоторые «вольности» с полностью доступным арсеналом в начале игры вызвали резкое недопонимание у ценителей «старой школы». Поэтому в 2006 году появился мод к игре Ликвидатор 2 под названием “Escape from Swamp”. По сути, это тот же уровень на болотах, но с несколько иным «маршрутом» прохождения, когда каждую «пушку» придётся мучительно добывать, экономя патроны на первых порах…
Прохождение тут действительно нехитрое. Ходим, «валим» монстров, ищем цветные руны, чтобы пройти на следующий уровень; нужно будет плавать под водой с аквалангом, ездить на лифтах (или подъёмниках), искать скрытые малозаметные проходы и многое другое. Подобного разнообразия, конечно, тут будет маловато для ценителей «фэнтезийно-нелинейно-возвышенных» прохождений, – однако для того, чтобы, к примеру, долгим вечерком расслабиться после рабочей смены, тупо побродить по развалинам, заготавливая килотонны тупого респаунящегося сатанинского мяса, данная игра – самое то!
Графика бесподобна даже для своего времени. Пиксельные шейдеры рулят forever! Цветовой дым, блики на воде, колышущийся жар от раскалённой лавовой поверхности в «Аду», – всё это реализовано в игре. Кстати, если верить «интернетам», движок в Ликвидатор 2 – собственной, отечественной разработки. На конфигурации примерно периода второй половины «нулевых» всё просто «летает»! Бесподобно реализовано главное меню с пентаграммами в центре и выдвигающимися круглыми подпунктами. Даже в «разносных» ревью отмечают качественные звуковые эффекты. Шикарные музыкальные темы в геймплее как-то плавно перетекают одна в другую: от средневекового оргáна до современного рока (или «метала», как его там…). А какой же классный «музон» в меню «Загрузка»…
После выхода к игре было много претензий со стороны «экспертного сообщества». Якобы быстро надоедают плоские карты и однообразный геймплей. У тех геймеров, кто попробовал первую часть игры в 1998 году, которая на движке Build была именно «плоско-однообразной», сразу же возникла устойчивая ассоциация: «Ну…, и вторая часть – такой же отстой...». Вот и всё… Да что говорить, автор сих строк сам долгое время попросту не решался попробовать сыграть в Ликвидатор 2 именно ИЗ-ЗА ТАКИХ ВОТ РЕЦЕНЗИЙ! Хотя дело, наверное, вот в чём, товарищи. Ведь первые 3D-карты в первых уровнях и «Города», и «Болот» действительно были по большей части плоские, а вот последующие там уже совсем не плоские, а очень даже причудливо-трёхмерные (например, шахта в локации «Город»). Да-да, друзья, вот она – стандартная мера глубины «погружения в геймплей» в те годы у «знатоков» своего рецензентского дела…
«Позорище…», «…фолаут гейминдустрии…», «Плохое снотворное или хорошее слабительное?», – какими только мерзкими эпитетами ехидно не поливали этот продукт именно отечественные критики. Вообще, читая их тогдашнюю «писанину», постепенно понимаешь, что разнообразнейшей продукцией европейско-американского геймдева в те времена очень легко можно было пресыт… да ладно уж – ЗАЖРАТЬСЯ, и до такой степени, что трудно было заметить очевидный факт: наши разработчики наконец-то сумели догнать по техническому уровню и безупречному качеству исполнения игр самые топовые мировые продукты того времени!
Личная оценка игре – 5 с минусом. «Минус» – за действительно некоторое однообразие геймплея на некоторых картах, отсутствие зачатков искусственного интеллекта у врагов (…а у нечисти по теории разум вообще должен быть или нет?), заезженную сюжетно-сатанинскую тематику и небольшой личный «затык» с освоением управления в «учебно-тренировочном центре» (не сразу понял про вход в «секретку» с арсеналом, помеченную перевёрнутой буквой «А»). А вот «пять» – за безупречно обставленные интерьеры и оптические эффекты на поверхностях, идеальную работу приложения без каких-либо «глюко-вылетов», бестиарий из уникально-неповторимых противников, шикарные шейдерные эффекты и многое-многое другое, – всё то, что так и не удосужились заметить отечественные «критиканы». А посему: сохраняем эту игру на нашем сайте для потомков, гордимся прорывными достижениями в славной истории российской гейминдустрии и ждём новых успешных проектов!
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика
Ад - Язык:
Русский
English