На этой страничке вы можете познакомиться с одной из самых редких игр, когда-либо появлявшихся на нашем сайте. Возможно, подобная формулировка может показаться не такой уж оригинальной, – однако на этот раз всё и правда серьёзно: вопреки всем традициям и правилам приличия, посвятим несколько абзацев истории долгого пути «Duel» к современному пользователю. Пути, по которому – будем надеяться – предстоит пройти ещё не одному проекту от тех же авторов. Ибо всё дело в том, что, в отличие от многих других французских компаний эпохи 1980-х, ставших широко известными и в других странах, – достаточно вспомнить Coktel Vision, Loriciel(s), Infogrames, ERE Informatique и мн. др., – France Image Logiciel, обычно сокращавшая своё название до аббревиатуры FIL, пронеслась по издательскому небосклону яркой кометой, успев заявить о себе лишь на национальном рынке.
Основанная в 1985 году при активном участии компании – производителя местных персональных компьютеров марки Thomson, France Image Logiciel пару лет занималась выпуском не самого примечательного ПО именно для данной платформы – причём в рамках печально известного правительственного плана по информатизации системы образования «Plan informatique pour tous». После провала этого последнего и выхода Thomson из игры FIL развила на удивление бурную деятельность по части разработки, издания, локализации и дистрибуции игр и программ на многих других платформах, включая IBM PC, стараясь уже уделять достаточно внимания и качеству, и оригинальности. Тем неожиданней прозвучала 10 октября 1988 года новость о банкротстве компании, случившемся в силу какого-то странного и неясного стечения обстоятельств.
В результате судьба внушительного числа проектов FIL, анонсированных на 1988 и 1989 годы и даже успевших удостоиться рецензий в профильной прессе, так до сих пор и остаётся покрытой мраком неизвестности. До недавнего времени практически то же самое можно было сказать и о герое данного обзора. Мировая олдгеймерская общественность узнала о достоверном существовании «Duel» в начале 2005 года, когда на одном из франкоязычных форумов появилось сообщение от крупного энтузиаста из Жиронды, являвшегося обладателем едва ли не чудом сохранившегося экземпляра и желавшего узнать подробности о данной никому тогда не известной игре (выпущенной где-то в конце сентября 1988 года – за считанные дни до объявления о банкротстве издателя).
К сожалению, дискета у владельца тогда не читалась, – и без малого двадцать лет, прошедших с того дня, активисты со всего мира, включая представителей Old-Games.ru, провели в безуспешных поисках того, что, казалось бы, стало ещё одной навсегда утраченной человечеством редкой игрой (к тому же ещё и бывшей, возможно, PC-эксклюзивом: вероятность существования версии для AtariST является совсем уже мизерной). Но, как можно догадаться, конец у этой истории всё-таки счастливый: испробовавший несколько приводов НГМД тот самый коллекционер, чьё имя вы найдёте на соседней вкладке, смог в итоге извлечь драгоценные файлы и предоставить таковые во всеобщий доступ, – ну а их обработка, включая ликвидацию защиты от незаконного копирования, оставалась делом техники.
Ни на обложке, ни в руководстве «Duel» об этом нет никаких упоминаний, однако данная вещь является неофициальной игроизацией одноимённого американского телефильма 1971 года, принёсшего первую славу режиссёру Стивену Спилбергу, – ну или как минимум оригинальным симулятором автогонки «по мотивам». События разворачиваются на Юго-Западе США; выехав на своём пикапе (небольшого размера автомобиле с мощными колёсами и открытой грузовой площадкой позади двухместной кабины) из вымышленного городка в штате Невада под подозрительным названием Drink’s Town, мы отправляемся на юг в сторону столь же малореального Black Moon City, где у нас назначена какая-то встреча – не то личная, не то деловая. Однако внезапно в зеркале заднего вида показывается чёрная точка, вырастающая вскоре в огромный грузовик. Водителя совсем не видно, однако гигантская машина по непонятной причине неожиданно начинает нас преследовать – и как будто желает уничтожить! В результате приятная поездка по залитой солнцем пустыне превращается в смертельный поединок – своего рода дуэль, отчасти психологическую, отчасти автомобильную, – в которой соперники оказываются в заведомо неравных весовых категориях.
Внешний вид игры соответствует средним показателям эпохи: из устройств воспроизведения звука поддерживается лишь PC Speaker (впрочем, более-менее приемлемо справляющийся с передачей эффектов рёва моторов, нагнетающих и без того тревожную местную атмосферу), а из графических адаптеров – CGA. Зато здесь дозволяется не только в любой момент свободно переключаться между двумя самыми распространёнными вариантами палитры, желтоватым и бирюзовым, но и при желании вовсе отключать цвет, предпочитая чёрно-белый режим (кстати сказать, выглядящий на удивление пристойно в «композитном» варианте). Да и особое визуальное решение популярной в те годы во Франции платформы Amstrad PC тоже может похвастаться некоторыми изюминками (например, радикально синим цветом в том самом вроде бы чёрно-белом режиме). Между прочим, несмотря на происхождение игры, вся информация подаётся на английском языке, – правда, текста здесь в любом случае здоровый минимум.
Управлять дозволяется как при помощи джойстика, так и посредством клавиатуры; в последнем случае чаще всего предстоит оперировать стрелками: верхняя отвечает за разгон, нижняя – за торможение, а левая и правая ожидаемо помогают поворачивать в соответствующие стороны. На экране мы видим пустынную дорогу, а на ней – свою машинку (камера расположена чуть позади неё); выше расположено внушительного размера зеркало, позволяющее водителю наблюдать за тем, что происходит прямо за автомобилем, не поворачивая головы: именно там и будет с пугающим постоянством периодически появляться тот самый Большой и Страшный Грузовик. В самом же верху красуются три важных показателя: набранных очков (баллы начисляются буквально без остановки в режиме реального времени, покуда мы остаёмся в живых), запаса топлива (изначально у нас имеется 45 литров бензина, но это число уже неуклонно сокращается) и скорости (с максимально допустимым значением в 227 км/ч).
Прочие управляющие клавиши оптимизированы для платформы IBM PC XT, а потому могут показаться не самыми удобными. Так, «F1» позволяет переключаться между двумя основными вариантами CGA-палитры, а «F2» – между джойстиком и клавиатурой; «F3» опционально выключает и включает обратно звук, а «F4» делает то же самое с цветом. «F5» зачем-то убирает изображение с зеркала заднего вида; «F10» ставит игру на паузу; «F9» отвечает за перезапуск всего процесса (с попутным занесением текущего результата в табличку рекордов, если игроку удалось набрать достаточно внушительное количество баллов); ну а «Esc» моментально и без подтверждения возвращает назад в систему.
Хотя самая полезная изо всех этих клавиш – однозначно «F6»: просмотр карты! На экране при этом отображается далеко не весь игровой мир, а лишь небольшой его фрагмент – тот участок местности, на котором мы находимся в настоящий момент. Однако именно таким образом можно попытаться как сориентироваться в паутине местных шоссейных дорог, так и отыскать путь к основным достопримечательностям американской пустыни – автозаправочным станциям, условно обозначенным на схеме буквами «GAZ». Повороты на перекрёстках требуют особого внимания: необходимо в подходящий момент быстро нажать клавишу «F» или «J» для выбора соответственно левой или правой дороги (желательно ещё и притормозив), – иначе запросто можно проскочить нужное место, а то и свернуть совсем не туда (на T-образных развилках при отсутствии команды со стороны игрока программа сама выбирает один из вариантов дальнейшего движения в случайном порядке).
Целью игры является добраться до Black Moon City, расположенного где-то на юге карты, в целости и сохранности – т. е. избегая слишком уж частых встреч с Сумасшедшим Грузовиком. Последний может появляться в самый неожиданный момент – причём не только сзади, в роли догоняющего, но и спереди, на встречной полосе: любое столкновение с ним в этой последней позиции означает для протагониста немедленную гибель! Тогда как недружественных толчков сзади наш пикап может выдержать целых пять – но при этом будет всё же постоянно повреждаться. После того как Грузовику удастся дважды ударить наш автомобильчик, максимальная скорость последнего не сможет превысить 153 км/ч; после четвёртого столкновения нам окажется недоступным вызов карты; ну а после пятого толчка игра заканчивается. Опять-таки с потенциальным занесением текущего количества набранных очков в табличку рекордов (своё имя при этом придётся составлять из представленных на экране букв, активируя таковые нажатием «пробела») – и с перезапуском всего процесса с самого начала.
Чтобы подольше продержаться на дороге, как раз и необходимо посещать автозаправочные станции: здесь нам не только восполнят до максимума запас бензина, но и ликвидируют все повреждения автомобиля. На экране при этом отобразится счёт-фактура с перечнем выполненных ремонтных работ, – не волнуйтесь: эта информация носит чисто декоративный характер, никакой финансово-экономической составляющей в игре нет, – для возврата на шоссе достаточно нажать «пробел». Ну и – продолжить «дуэль-преследование», пытаясь улизнуть от громадного грузовика, петляя в лабиринте местных дорог, следя за «ролевыми показателями» своего транспортного средства и стараясь ещё и отыскать тот самый изначальный пункт назначения.
Вердикт отчасти условен. «Duel» получает высший балл: и за феноменальную редкость, и за оригинальный сеттинг по мотивам «культового» фильма, и за увлекательный и далеко не простой игровой процесс. Однако для того, чтобы в полной мере получить всё удовольствие от долгожданного обретения этого раритета, желательно всё же нежно и трепетно (а как минимум – терпимо) относиться к внешнему виду и особенностям управления и запуска проектов середины-конца 1980-х.
Основанная в 1985 году при активном участии компании – производителя местных персональных компьютеров марки Thomson, France Image Logiciel пару лет занималась выпуском не самого примечательного ПО именно для данной платформы – причём в рамках печально известного правительственного плана по информатизации системы образования «Plan informatique pour tous». После провала этого последнего и выхода Thomson из игры FIL развила на удивление бурную деятельность по части разработки, издания, локализации и дистрибуции игр и программ на многих других платформах, включая IBM PC, стараясь уже уделять достаточно внимания и качеству, и оригинальности. Тем неожиданней прозвучала 10 октября 1988 года новость о банкротстве компании, случившемся в силу какого-то странного и неясного стечения обстоятельств.
В результате судьба внушительного числа проектов FIL, анонсированных на 1988 и 1989 годы и даже успевших удостоиться рецензий в профильной прессе, так до сих пор и остаётся покрытой мраком неизвестности. До недавнего времени практически то же самое можно было сказать и о герое данного обзора. Мировая олдгеймерская общественность узнала о достоверном существовании «Duel» в начале 2005 года, когда на одном из франкоязычных форумов появилось сообщение от крупного энтузиаста из Жиронды, являвшегося обладателем едва ли не чудом сохранившегося экземпляра и желавшего узнать подробности о данной никому тогда не известной игре (выпущенной где-то в конце сентября 1988 года – за считанные дни до объявления о банкротстве издателя).
К сожалению, дискета у владельца тогда не читалась, – и без малого двадцать лет, прошедших с того дня, активисты со всего мира, включая представителей Old-Games.ru, провели в безуспешных поисках того, что, казалось бы, стало ещё одной навсегда утраченной человечеством редкой игрой (к тому же ещё и бывшей, возможно, PC-эксклюзивом: вероятность существования версии для AtariST является совсем уже мизерной). Но, как можно догадаться, конец у этой истории всё-таки счастливый: испробовавший несколько приводов НГМД тот самый коллекционер, чьё имя вы найдёте на соседней вкладке, смог в итоге извлечь драгоценные файлы и предоставить таковые во всеобщий доступ, – ну а их обработка, включая ликвидацию защиты от незаконного копирования, оставалась делом техники.
Ни на обложке, ни в руководстве «Duel» об этом нет никаких упоминаний, однако данная вещь является неофициальной игроизацией одноимённого американского телефильма 1971 года, принёсшего первую славу режиссёру Стивену Спилбергу, – ну или как минимум оригинальным симулятором автогонки «по мотивам». События разворачиваются на Юго-Западе США; выехав на своём пикапе (небольшого размера автомобиле с мощными колёсами и открытой грузовой площадкой позади двухместной кабины) из вымышленного городка в штате Невада под подозрительным названием Drink’s Town, мы отправляемся на юг в сторону столь же малореального Black Moon City, где у нас назначена какая-то встреча – не то личная, не то деловая. Однако внезапно в зеркале заднего вида показывается чёрная точка, вырастающая вскоре в огромный грузовик. Водителя совсем не видно, однако гигантская машина по непонятной причине неожиданно начинает нас преследовать – и как будто желает уничтожить! В результате приятная поездка по залитой солнцем пустыне превращается в смертельный поединок – своего рода дуэль, отчасти психологическую, отчасти автомобильную, – в которой соперники оказываются в заведомо неравных весовых категориях.
Внешний вид игры соответствует средним показателям эпохи: из устройств воспроизведения звука поддерживается лишь PC Speaker (впрочем, более-менее приемлемо справляющийся с передачей эффектов рёва моторов, нагнетающих и без того тревожную местную атмосферу), а из графических адаптеров – CGA. Зато здесь дозволяется не только в любой момент свободно переключаться между двумя самыми распространёнными вариантами палитры, желтоватым и бирюзовым, но и при желании вовсе отключать цвет, предпочитая чёрно-белый режим (кстати сказать, выглядящий на удивление пристойно в «композитном» варианте). Да и особое визуальное решение популярной в те годы во Франции платформы Amstrad PC тоже может похвастаться некоторыми изюминками (например, радикально синим цветом в том самом вроде бы чёрно-белом режиме). Между прочим, несмотря на происхождение игры, вся информация подаётся на английском языке, – правда, текста здесь в любом случае здоровый минимум.
Управлять дозволяется как при помощи джойстика, так и посредством клавиатуры; в последнем случае чаще всего предстоит оперировать стрелками: верхняя отвечает за разгон, нижняя – за торможение, а левая и правая ожидаемо помогают поворачивать в соответствующие стороны. На экране мы видим пустынную дорогу, а на ней – свою машинку (камера расположена чуть позади неё); выше расположено внушительного размера зеркало, позволяющее водителю наблюдать за тем, что происходит прямо за автомобилем, не поворачивая головы: именно там и будет с пугающим постоянством периодически появляться тот самый Большой и Страшный Грузовик. В самом же верху красуются три важных показателя: набранных очков (баллы начисляются буквально без остановки в режиме реального времени, покуда мы остаёмся в живых), запаса топлива (изначально у нас имеется 45 литров бензина, но это число уже неуклонно сокращается) и скорости (с максимально допустимым значением в 227 км/ч).
Прочие управляющие клавиши оптимизированы для платформы IBM PC XT, а потому могут показаться не самыми удобными. Так, «F1» позволяет переключаться между двумя основными вариантами CGA-палитры, а «F2» – между джойстиком и клавиатурой; «F3» опционально выключает и включает обратно звук, а «F4» делает то же самое с цветом. «F5» зачем-то убирает изображение с зеркала заднего вида; «F10» ставит игру на паузу; «F9» отвечает за перезапуск всего процесса (с попутным занесением текущего результата в табличку рекордов, если игроку удалось набрать достаточно внушительное количество баллов); ну а «Esc» моментально и без подтверждения возвращает назад в систему.
Хотя самая полезная изо всех этих клавиш – однозначно «F6»: просмотр карты! На экране при этом отображается далеко не весь игровой мир, а лишь небольшой его фрагмент – тот участок местности, на котором мы находимся в настоящий момент. Однако именно таким образом можно попытаться как сориентироваться в паутине местных шоссейных дорог, так и отыскать путь к основным достопримечательностям американской пустыни – автозаправочным станциям, условно обозначенным на схеме буквами «GAZ». Повороты на перекрёстках требуют особого внимания: необходимо в подходящий момент быстро нажать клавишу «F» или «J» для выбора соответственно левой или правой дороги (желательно ещё и притормозив), – иначе запросто можно проскочить нужное место, а то и свернуть совсем не туда (на T-образных развилках при отсутствии команды со стороны игрока программа сама выбирает один из вариантов дальнейшего движения в случайном порядке).
Целью игры является добраться до Black Moon City, расположенного где-то на юге карты, в целости и сохранности – т. е. избегая слишком уж частых встреч с Сумасшедшим Грузовиком. Последний может появляться в самый неожиданный момент – причём не только сзади, в роли догоняющего, но и спереди, на встречной полосе: любое столкновение с ним в этой последней позиции означает для протагониста немедленную гибель! Тогда как недружественных толчков сзади наш пикап может выдержать целых пять – но при этом будет всё же постоянно повреждаться. После того как Грузовику удастся дважды ударить наш автомобильчик, максимальная скорость последнего не сможет превысить 153 км/ч; после четвёртого столкновения нам окажется недоступным вызов карты; ну а после пятого толчка игра заканчивается. Опять-таки с потенциальным занесением текущего количества набранных очков в табличку рекордов (своё имя при этом придётся составлять из представленных на экране букв, активируя таковые нажатием «пробела») – и с перезапуском всего процесса с самого начала.
Чтобы подольше продержаться на дороге, как раз и необходимо посещать автозаправочные станции: здесь нам не только восполнят до максимума запас бензина, но и ликвидируют все повреждения автомобиля. На экране при этом отобразится счёт-фактура с перечнем выполненных ремонтных работ, – не волнуйтесь: эта информация носит чисто декоративный характер, никакой финансово-экономической составляющей в игре нет, – для возврата на шоссе достаточно нажать «пробел». Ну и – продолжить «дуэль-преследование», пытаясь улизнуть от громадного грузовика, петляя в лабиринте местных дорог, следя за «ролевыми показателями» своего транспортного средства и стараясь ещё и отыскать тот самый изначальный пункт назначения.
Вердикт отчасти условен. «Duel» получает высший балл: и за феноменальную редкость, и за оригинальный сеттинг по мотивам «культового» фильма, и за увлекательный и далеко не простой игровой процесс. Однако для того, чтобы в полной мере получить всё удовольствие от долгожданного обретения этого раритета, желательно всё же нежно и трепетно (а как минимум – терпимо) относиться к внешнему виду и особенностям управления и запуска проектов середины-конца 1980-х.
- Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Франция - Технические детали:
Джойстик
CGA composite
Amstrad PC 1512 - Элемент жанра:
Выживание - Язык:
English
Тогда, возможно, что мы с ABF-шниками ошиблись насчёт его "авторства" - возможно, FIL просто лицензировала у Titus защиту его авторства? Или ещё какие-то программные модули? Змиро просто любил вставлять своё имя в программные коды, - вот и выходит, что никаких имён, кроме его, у "Duel" не видно.
[Интервью] - Интервью с Titus Interactive
Увы, эта Profil уже никакого отношения к играм FIL не имеет. Потом она занималась дистрибуцией некоторых чужих проектов, но ничего сама не создавала и не издавала (кроме неигрового ПО). Я не стал говорить об этом в описании, ибо и так очень большое вступление получилось. Но тут ещё добавлю: автор игры - довольно известный французский программист и дизайнер Эрик Змиро. После закрытия FIL он перешёл, как я погляжу, в Titus, где разработал, кроме прочего, "Prehistoric 2" и "Metal Rage". А уже в 2000-х и 2010-х делал уже мобильные игры в доныне существующей парижской компании Magic Pockets. Вроде бы даже он её возглавляет?
Однако, сотрудники FIL (по меньшей мере, некоторая их часть), несмотря на это, не пали духом и организовали компанию Profil, которая занималась не игровым ПО.