В конце 1980-х и в начале 1990-х годов любое уважающее себя французское издательство, специализирующееся на образовательных программах и играх, обязательно включало в свой набор ПО и серию, посвящённую изучению английского языка (наряду с непременными математикой и французским). У савойской компании Génération 5, несколько запоздавшей с выходом на этот рынок, но зато быстро выбившейся в лидеры, такая серия называлась «Secret England». Насчитывала она всего лишь два выпуска, для старших и для младших классов коллежа, – сценарий, графика и всё прочее оставались неизменными, а вот уровень задачек и объём словарного запаса ожидаемо различались. На данный момент в свободном доступе в исполнении для IBM PC представлена лишь «младшая» версия «6ème/5ème», т. е. предназначенная для школьников возрастом примерно в 11–13 лет, – да и та была найдена и спасена практически чудом и случайно в конце весны 2024 г.
Тот самый сюжет довольно-таки замысловат – и немного проливает свет на причины успеха издателя игры. Оказывается, в Средневековье английским алхимикам во главе с Роджером Бэконом удалось-таки открыть секрет «философского камня»: этот легендарный артефакт не только обладал способностью превращать любой металл в золото, но и наделял своего обладателя даром понимания сразу всех языков (а в нагрузку ещё и бессмертием). Некое тайное общество (куда же без этого) на протяжении семи с лишним веков ревностно хранило волшебную формулу, но – пришло время наконец-то явить её миру! Ну или одному отдельно взятому мальчику или девочке: Великий Магистр принял решение открыть секрет тому иностранному школьнику, который сможет доказать своё успешное владение английским языком. Нетрудно догадаться, что в роли такого претендента на тайное знание и предлагается выступить игроку.
Из графики поддерживаются адаптеры CGA и VGA: в последнем случае всё ожидаемо выглядит очень даже недурно, с оцифрованными фотографическими фонами и портретами персонажей, – а вот в отношении звука и музыки приходится мириться с не самыми впечатляющими возможностями PC Speaker’а. Зато управление реализовано исключительно с помощью мыши: даже вводить текст вручную в упражнениях не придётся – только выбирать из предложенных программой вариантов. Впрочем, использовать клавиатуру в ряде случаев также разрешается – например, там, где такие варианты обозначены буквами или цифрами. Элементы интерфейса занимают место на прозрачной панели в самом верху, хотя все они опциональны: кнопка «Esc» и соответствующая клавиша возвращают либо в систему, либо на предыдущий экран; иконки в виде дискеток позволяют сохранить или загрузить свой прогресс; знаки вопроса выводят подсказку на тему тех действий, которые ожидаются от игрока в текущей ситуации; ну а миниатюры книжек открывают доступ к словарику для получения перевода на французский некоторых наиболее сложных слов из представленных в активном в настоящий момент упражнении.
Основной экран привлекает внимание картой Англии справа и фотоснимком самолёта на заднем фоне, однако всё это лишь декорации: обращаться следует к двум окошкам слева, представляющим наборы доступных команд. В нижнем из них перечислены семь городов Англии и Шотландии: необходимо будет посетить их все, встретившись там с семью же «посвящёнными», всегда готовыми проверить наши знания в области английского языка (одним из них является и сам Великий Магистр). Однако первым делом смотрим на верхнее левое меню. Пункт «ENQUIRIES» напомнит о предыстории нашего приключения и о стоящей перед игроком задаче (на этот раз – на родном французском); «CHECK IN» потребует представиться, затем изложит всё примерно то же уже на английском, а вслед за этим препроводит к небольшому тесту на предмет усвоения только что прочитанного материала.
Для начала такой проверки щёлкаем на надпись «Suite» слева вверху: здесь нужно будет всего лишь вставить в предложения, излагающие сюжет и цель игры, пропущенные слова, выбирая их из нескольких доступных вариантов. В случае успешного выполнения задания мы узнаем имена трёх людей из тех семи, к которым нам необходимо будет отправиться, – обязательно запомните их или запишите! Впрочем, в дальнейшем они всегда будут доступны для повторного просмотра из того же главного меню – в разделе «TICKETS». Оставшиеся два пункта левого верхнего окна чисто опциональны: «ORDERS» напомнит об используемых для управления клавишах, а «G5» выведет список разработчиков и рекламу издателя.
Крайне важная информация приводится в самом низу экрана. В первую очередь это семь ячеек со счётчиками, на старте равными «00»: здесь отмечается наш прогресс в выполнении заданий каждого из «посвящённых». В целом необходимо набрать семь раз по 30 очков, чтобы счётчики сменились гербами соответствующих городов, – именно тогда нашу миссию можно будет считать успешной. Вот только – не мы одни странствуем по Англии в поисках магической формулы: конкуренцию игроку составляет некий тёмный и зловещий персонаж по прозвищу Уродливый Джо... Поэтому выше строки с гербами-счётчиками можно видеть две шкалы прогресса, подписанные именами пользователя и его безобразного соперника. По умолчанию Джо несколько уступает по части знаний и успеваемости, зато вырывается вперёд при каждой допущенной нами ошибке, а также и при втором и последующих обращениях пользователя к словарю!
Разобравшись с интерфейсом и «зарегистрировавшись» на авиарейс, смотрим теперь на нижнее из двух левых окон – и выбираем город для посещения в любом порядке. При первом таком визите потребуется указать имя и/или фамилию того человека, который должен нас там встретить: напомним, что информацию о трёх таких контактах выдают в самом начале, а вот оставшихся четырёх персонажей придётся вычислять самостоятельно, внимательно вчитываясь в реплики своих собеседников! Каждый из которых прежде всего даёт нам задания на тему английского языка; перед выполнением любого из упражнений в большинстве случаев требуется предварительно выбрать один из двух уровней сложности: лёгкие вопросы приносят в копилку по одному очку, а сложные – по два. После же выполнения очередного задания следует либо перейти к новому, либо отправиться в какой-нибудь другой город; игровой процесс в меру нелинейный, и собирать очки и гербы дозволяется в любой последовательности.
В Лондоне нас ждут задачки на выстраивание предложений некоторых текстов в логическом или хронологическом порядке. Это могут быть рассказы из истории Англии или Америки, диалоги двух персонажей и т. д.; отдельные фразы – количеством в пять штук – перемешаны и помечены буквами от «a» до «e» включительно: необходимо расставить их в нужной последовательности при помощи мыши или клавиатуры. Правильный ответ приводит к пополнению счёта, а неправильный идёт на пользу одному только Уродливому Джо (впрочем, в этом случае можно будет хотя бы подсмотреть три первых составляющих идеального решения).
Задачки членов тайного общества из Брайтона и Оксфорда напоминают уже пройденный нами в самом начале тест на расстановку пропущенных слов. Однако в этом случае догадываться о правильном словоупотреблении придётся уже полностью самостоятельно: никакого предварительного знакомства с соответствующими текстами! И если на морском курорте от нас требуется скорее просто понимать смысл сказанного, то в университетском городе акцент сделан на грамматике: расставлять тут чаще всего нужно предлоги, местоимения, модальные глаголы и др.
Если наведаться в Кембридж, то можно будет испытать свои силы в чтении текстов – с последующим выделением в таковых тех или иных слов сообразно условию задачки: например, может понадобиться отыскать и указать то или иное количество глаголов в прошедшем времени, имён собственных, терминов, связанных с работой почты, и т. д. В Эдинбурге нам предложат похожую задачку, однако на этот раз обнаруживать и выделять потребуется исключительно закравшиеся в текст описки, орфографические ошибки и тому подобные нехорошие вещи. Более того, после успешного выполнения каждого такого упражнения можно будет ещё и лишний раз увеличить свой счёт благодаря получению опционального «бонуса» – премии за исправление найденных ошибок!
Представитель города Ньюкасла предложит нам заняться решением того, что он почему-то называет «кроссвордами», хотя на деле здешние задачки оказываются «поиском слов» на заполненном буквами квадрате в 10×10 клеток. Здесь могут скрываться и местоимения, и модальные глаголы, и наименования кондитерских изделий или музыкальных инструментов; к счастью, «спрятанные» слова читаются либо слева направо, либо сверху вниз, но не вверх ногами и не по диагоналям. Однако именно этот этап нашего путешествия по Великобритании способен вызвать некоторые нарекания: временами самые простые сочетания, такие как «IS» или «AM», присутствуют в «сетке букв» по нескольку раз, – однако правильным почему-то признаётся только один из возможных ответов.
Зато в Ливерпуле нас ждёт отдых от филологических экзерсисов – и настоящая «музыкальная пауза»: здесь потребуется прослушать одну из английских мелодий, а затем расположить в правильном порядке четыре перепутанных фразы, на которые она будет разбита. При этом каждый правильный ответ приносит не одно и не два, а целых десять очков: иными словами, для завоевания местного герба достаточно всего лишь трёх побед! Ну а собравших полный комплект британской геральдики ожидает встреча с Великим Магистром – и неожиданный сюрприз!
Вердикт оказывается очень даже благоприятным. «Secret England 6e/5e» оставляет по себе самые хорошие впечатления и вполне может быть рекомендована отнюдь не только коллекционерам редкостей, но и всем поклонникам образовательных игр: французского языка здесь совсем мало, так что испытать свои знания в области основ английского сможет любой представитель самой широкой, а вовсе не только изначальной целевой аудитории.
Тот самый сюжет довольно-таки замысловат – и немного проливает свет на причины успеха издателя игры. Оказывается, в Средневековье английским алхимикам во главе с Роджером Бэконом удалось-таки открыть секрет «философского камня»: этот легендарный артефакт не только обладал способностью превращать любой металл в золото, но и наделял своего обладателя даром понимания сразу всех языков (а в нагрузку ещё и бессмертием). Некое тайное общество (куда же без этого) на протяжении семи с лишним веков ревностно хранило волшебную формулу, но – пришло время наконец-то явить её миру! Ну или одному отдельно взятому мальчику или девочке: Великий Магистр принял решение открыть секрет тому иностранному школьнику, который сможет доказать своё успешное владение английским языком. Нетрудно догадаться, что в роли такого претендента на тайное знание и предлагается выступить игроку.
Из графики поддерживаются адаптеры CGA и VGA: в последнем случае всё ожидаемо выглядит очень даже недурно, с оцифрованными фотографическими фонами и портретами персонажей, – а вот в отношении звука и музыки приходится мириться с не самыми впечатляющими возможностями PC Speaker’а. Зато управление реализовано исключительно с помощью мыши: даже вводить текст вручную в упражнениях не придётся – только выбирать из предложенных программой вариантов. Впрочем, использовать клавиатуру в ряде случаев также разрешается – например, там, где такие варианты обозначены буквами или цифрами. Элементы интерфейса занимают место на прозрачной панели в самом верху, хотя все они опциональны: кнопка «Esc» и соответствующая клавиша возвращают либо в систему, либо на предыдущий экран; иконки в виде дискеток позволяют сохранить или загрузить свой прогресс; знаки вопроса выводят подсказку на тему тех действий, которые ожидаются от игрока в текущей ситуации; ну а миниатюры книжек открывают доступ к словарику для получения перевода на французский некоторых наиболее сложных слов из представленных в активном в настоящий момент упражнении.
Основной экран привлекает внимание картой Англии справа и фотоснимком самолёта на заднем фоне, однако всё это лишь декорации: обращаться следует к двум окошкам слева, представляющим наборы доступных команд. В нижнем из них перечислены семь городов Англии и Шотландии: необходимо будет посетить их все, встретившись там с семью же «посвящёнными», всегда готовыми проверить наши знания в области английского языка (одним из них является и сам Великий Магистр). Однако первым делом смотрим на верхнее левое меню. Пункт «ENQUIRIES» напомнит о предыстории нашего приключения и о стоящей перед игроком задаче (на этот раз – на родном французском); «CHECK IN» потребует представиться, затем изложит всё примерно то же уже на английском, а вслед за этим препроводит к небольшому тесту на предмет усвоения только что прочитанного материала.
Для начала такой проверки щёлкаем на надпись «Suite» слева вверху: здесь нужно будет всего лишь вставить в предложения, излагающие сюжет и цель игры, пропущенные слова, выбирая их из нескольких доступных вариантов. В случае успешного выполнения задания мы узнаем имена трёх людей из тех семи, к которым нам необходимо будет отправиться, – обязательно запомните их или запишите! Впрочем, в дальнейшем они всегда будут доступны для повторного просмотра из того же главного меню – в разделе «TICKETS». Оставшиеся два пункта левого верхнего окна чисто опциональны: «ORDERS» напомнит об используемых для управления клавишах, а «G5» выведет список разработчиков и рекламу издателя.
Крайне важная информация приводится в самом низу экрана. В первую очередь это семь ячеек со счётчиками, на старте равными «00»: здесь отмечается наш прогресс в выполнении заданий каждого из «посвящённых». В целом необходимо набрать семь раз по 30 очков, чтобы счётчики сменились гербами соответствующих городов, – именно тогда нашу миссию можно будет считать успешной. Вот только – не мы одни странствуем по Англии в поисках магической формулы: конкуренцию игроку составляет некий тёмный и зловещий персонаж по прозвищу Уродливый Джо... Поэтому выше строки с гербами-счётчиками можно видеть две шкалы прогресса, подписанные именами пользователя и его безобразного соперника. По умолчанию Джо несколько уступает по части знаний и успеваемости, зато вырывается вперёд при каждой допущенной нами ошибке, а также и при втором и последующих обращениях пользователя к словарю!
Разобравшись с интерфейсом и «зарегистрировавшись» на авиарейс, смотрим теперь на нижнее из двух левых окон – и выбираем город для посещения в любом порядке. При первом таком визите потребуется указать имя и/или фамилию того человека, который должен нас там встретить: напомним, что информацию о трёх таких контактах выдают в самом начале, а вот оставшихся четырёх персонажей придётся вычислять самостоятельно, внимательно вчитываясь в реплики своих собеседников! Каждый из которых прежде всего даёт нам задания на тему английского языка; перед выполнением любого из упражнений в большинстве случаев требуется предварительно выбрать один из двух уровней сложности: лёгкие вопросы приносят в копилку по одному очку, а сложные – по два. После же выполнения очередного задания следует либо перейти к новому, либо отправиться в какой-нибудь другой город; игровой процесс в меру нелинейный, и собирать очки и гербы дозволяется в любой последовательности.
В Лондоне нас ждут задачки на выстраивание предложений некоторых текстов в логическом или хронологическом порядке. Это могут быть рассказы из истории Англии или Америки, диалоги двух персонажей и т. д.; отдельные фразы – количеством в пять штук – перемешаны и помечены буквами от «a» до «e» включительно: необходимо расставить их в нужной последовательности при помощи мыши или клавиатуры. Правильный ответ приводит к пополнению счёта, а неправильный идёт на пользу одному только Уродливому Джо (впрочем, в этом случае можно будет хотя бы подсмотреть три первых составляющих идеального решения).
Задачки членов тайного общества из Брайтона и Оксфорда напоминают уже пройденный нами в самом начале тест на расстановку пропущенных слов. Однако в этом случае догадываться о правильном словоупотреблении придётся уже полностью самостоятельно: никакого предварительного знакомства с соответствующими текстами! И если на морском курорте от нас требуется скорее просто понимать смысл сказанного, то в университетском городе акцент сделан на грамматике: расставлять тут чаще всего нужно предлоги, местоимения, модальные глаголы и др.
Если наведаться в Кембридж, то можно будет испытать свои силы в чтении текстов – с последующим выделением в таковых тех или иных слов сообразно условию задачки: например, может понадобиться отыскать и указать то или иное количество глаголов в прошедшем времени, имён собственных, терминов, связанных с работой почты, и т. д. В Эдинбурге нам предложат похожую задачку, однако на этот раз обнаруживать и выделять потребуется исключительно закравшиеся в текст описки, орфографические ошибки и тому подобные нехорошие вещи. Более того, после успешного выполнения каждого такого упражнения можно будет ещё и лишний раз увеличить свой счёт благодаря получению опционального «бонуса» – премии за исправление найденных ошибок!
Представитель города Ньюкасла предложит нам заняться решением того, что он почему-то называет «кроссвордами», хотя на деле здешние задачки оказываются «поиском слов» на заполненном буквами квадрате в 10×10 клеток. Здесь могут скрываться и местоимения, и модальные глаголы, и наименования кондитерских изделий или музыкальных инструментов; к счастью, «спрятанные» слова читаются либо слева направо, либо сверху вниз, но не вверх ногами и не по диагоналям. Однако именно этот этап нашего путешествия по Великобритании способен вызвать некоторые нарекания: временами самые простые сочетания, такие как «IS» или «AM», присутствуют в «сетке букв» по нескольку раз, – однако правильным почему-то признаётся только один из возможных ответов.
Зато в Ливерпуле нас ждёт отдых от филологических экзерсисов – и настоящая «музыкальная пауза»: здесь потребуется прослушать одну из английских мелодий, а затем расположить в правильном порядке четыре перепутанных фразы, на которые она будет разбита. При этом каждый правильный ответ приносит не одно и не два, а целых десять очков: иными словами, для завоевания местного герба достаточно всего лишь трёх побед! Ну а собравших полный комплект британской геральдики ожидает встреча с Великим Магистром – и неожиданный сюрприз!
Вердикт оказывается очень даже благоприятным. «Secret England 6e/5e» оставляет по себе самые хорошие впечатления и вполне может быть рекомендована отнюдь не только коллекционерам редкостей, но и всем поклонникам образовательных игр: французского языка здесь совсем мало, так что испытать свои знания в области основ английского сможет любой представитель самой широкой, а вовсе не только изначальной целевой аудитории.
- Аудио-/видео-стиль:
Фотографии - Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
Франция - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Язык:
Français
English