Elite

Elite
Жанр: Simulation
Разработчик: Realtime Games Software
Издатель: Firebird Software
Год выхода: 1987
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 0
Все, кто хотя бы слегка увлекался компьютерными играми в 1980-1990-х, не понаслышке знали за «Элиту», даже если никогда в оную не играли. О легендарности игры говорит и то, что уже более 35 лет продолжаются поиски загадочной планеты Raxxla и полемика об её принципиальном существовании с параллельной декомпиляцией кода игры. Даже через десятки лет, запуская Starlancer или Freelancer, а также другие многочисленные «элитоподобные» творения, игроки всё ещё сравнивают их с той самой «Элитой». Она общепризнанно является не только первооткрывателем целого жанра игр, но и эталоном качества.

Игра-легенда разрабатывалась в соавторстве Дэвидом Брэбеном и Яном Беллом в течение примерно двух лет, с 1982 по 1984 годы. Далее речь пойдёт о версии игры для DOS, выпущенной в 1987 году. Переносился дисковый вариант игры с компьютера BBC Micro, поэтому в игре оказались секретные миссии, более широкий выбор космических кораблей и другие улучшения, — экземпляр с ленточного накопителя этим похвастаться не мог. Графика со всеми достоинствами и недостатками была перенесена без существенных изменений, что полностью соответствовало возможностям, вероятно, наиболее распространённого в то время графического адаптера CGA. Таковой имеется на выбор два варианта: шэйдинг для мощных компьютеров того времени, с процессором 286 от 6 МГц, и основанная на алгоритме построения отрезков для остальных ПК. Ввиду этого мы имеем 4 цвета в разрешении 320 × 200, близком к таковому у BBC Micro, — 320 × 256, при тех же 4 цветах. Хотя к 1987 году уже были доступны EGA, TGA, HICC и Plantronics Colorplus с существенно улучшенными графическими возможностями. Используются 2 из 3 возможных 4-цветных палитр CGA. К звуковому сопровождению добавить особо нечего, поскольку стандартом являлись PC Speaker и мало известный Covox, на территории Союза, как правило, самодельный. Но, невзирая на простую, даже схематичную картинку и незамысловатое звуковое и музыкальное сопровождение, игра завлекает процессом до сих пор, подтверждением чему служат фансайты с постоянно увеличивающимся счётчиком скачиваний этой версии.

Об игровом процессе можно написать целый трактат, поэтому постараюсь акцентировать внимание на основном. Как таковой сюжет в игре отсутствует, а нашего протеже зовут коммандер Jameson, прямо как сорт самого знаменитого ирландского виски в мире. В начале игры наш космический корабль пришвартован к орбитальной станции провинциальной (но когда-то одной из центральных) планеты Lave (настоящее обозначение — L-453). В его базовой комплектации имеются лазер, ракеты и запас топлива. Что будем делать (или не делать) дальше — целиком на наше усмотрение. В игре можно путешествовать, сотрудничать, торговать, враждовать, иногда браться за различные миссии, — и при этом выполнять фигуры высшего пилотажа, особенно при стыковке. В открытом космосе встречаются как различные объекты, например бесхозные грузы, так и субъекты вроде купеческих и пиратских кораблей, опознавать которые позволит наша приборная панель. Всего видов космических аппаратов около пары десятков, визуально отличающихся геометрической формой, — опытные игроки умеют распознавать таковые издалека по очертаниям. По мере результативности на этих поприщах наш ранг повышается с начального Harmless, и через ступени Mostly Harmless, Poor, Average, Above Average, Competent, Dangerous, Deadly достигаем заветного Elite, что и является целью игры. Кстати, процесс на этом не заканчивается, позволяя нам летать куда угодно и делать всё, что заблагорассудится, — и даже достигнуть девятого ранга Archangel, выполнив для этого особенную миссию. Разумеется, в случае гибели корабля с коммандером на борту игра заканчивается. Что было в диковинку для того времени, можно сохранять и загружать прогресс. А для погружения в атмосферу читать новеллу «Тёмное колесо» («Dark wheel»), шедшую в комплекте игрового набора.

Возможности Elite на то время поражали воображение: открытый мир, объёмная графика, возможность обзора с разных сторон, приборная панель с температурой кабины, регулировкой скорости, локаторами, компасами, гиперпространственными прыжками, поворотом турелей и стрельбой из лазеров, наведением и запуском ракет, обзором карты звёздных систем по месту расположения и галактических. Всего в игровом мире восемь галактик, в каждой из которых 256 планетарных систем. Возможно осуществлять поиск и получение информации о планетах, вычислять дистанции до целевой планеты, задавать инерцию и прикидывать изменения угла тангажа и крена при стыковках — отстыковки проходят гораздо проще. Присутствует и экономическая составляющая, с покупкой и продажей товаров, а также таблицей цен. С торговлей не всё так просто, ведь кроме разницы цен на товары в различных пунктах необходимо учитывать и легальность. Легальные товары включают в себя продукты питания, алкогольные напитки, текстиль и меха, предметы роскоши, ювелирные изделия, компьютерную и оргтехнику, машины различного назначения, минералы и сплавы, есть ещё инопланетные артефакты, — а к нелегальным относятся разнокалиберное оружие, табачные и наркотические изделия и рабы. Всем нелегальным торговать рискованно, и это также влияет на игровой процесс. Имеется возможность узнавать текущий статус (легальный или не очень) и оснащение — и ещё обозревать содержимое грузового отсека. Вообще, деньги можно зарабатывать с помощью не только торговли, но и разработки астероидов на предмет полезных ископаемых, пиратства, военных миссий, а также занимаясь криминальными заказами на уничтожение. Космический корабль необходимо заправлять, ремонтировать, а заодно дополнительно оборудовать и вооружать. Можно добавить бортовой компьютер для управления двигателем, стыковочный модуль, усилить броневую защиту, добавить заборники топлива, увеличить топливный бак, грузовой отсек, количество ракет, мощность лазерных турелей, запастись энергетической бомбой, дополнительной энергией, галактическим гипердвигателем, устройством маскировки и даже спасательной капсулой.

Управление осуществляется клавишами, которые слишком многочисленны, чтобы перечислять все в описании, — поэтому настоятельно рекомендую прочитать руководство к игре. Кроме курсорных клавиш используются все функциональные, от F1 до F10 (на тот момент пока не стали стандартом клавиатуры с F11 и F12), и ещё многие цифро-букво-знаковые, и даже комбинации таковых, например для гиперпространственных перемещений.

Могу ли я порекомендовать именно DOS'овскую версию «Элиты»? Безусловно, да! Поскольку, на мой взгляд, таковая является результатом кропотливого и качественно проделанного портирования доведённого до финального релиза оригинала. Кроме того, версия для PC отличается наличием дополнительного игрового разнообразия, не уместившегося по техническим причинам в версиях для 8-битных компьютеров, например того же ZX Spectrum. Тем, кто хочет отечественного разнообразия, предлагаю обратить внимание на «Новосибирскую Элиту». Кто желает соревноваться с усиленным искусственным интеллектом — в 1991 году был выполнен порт «Элиты» для компьютера Acorn Archimedes под названием Archimedes Elite. Наиболее удобный интерфейс из консольных версий оказался в Nintendo Entertainment System. Самой красочной считается версия для компьютеров Commodore Amiga. Для современных операционных систем есть приближённая к оригиналу Elite: The New Kind, а для старых ПК уже десятилетие разрабатывается и дополняется модификациями Oolite.

В чём же секрет успеха игры, вышедшей на полутора десятках платформ только официально, а в виде портов, клонов и модификаций — чуть ли не на всех существующих? Пусть на этот вопрос ответят сами игроки!
Автор обзора: AndyFox
Elite Plus
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.