Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse

Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse
Жанр: Action
Разработчик: Wideload Games
Издатель: Aspyr Media
Год выхода: 2005
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.33 из 10
  • 1
  • 3
  • 4
Скажите, дамы и господа, любите ли вы фантастические фильмы с элементами черного юмора? Например, «Марс атакует!». А фильмы про зомби? Причем не мрачные и кровавые драмы, а сатирические и несерьезные произведения. Если на оба вопроса вы ответили утвердительно, то без сомнения должны ознакомиться с проектом Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse. В нём причудливым образом переплелись: ретрофутуризм; безумные ученые; тупые солдафоны; вооруженные до зубов поющие а капелла парикмахеры; черный юмор; сатира; большая и страстная любовь. А также нашествие зомби. И что самое интересное, во всём этом балагане геймеру достанется вовсе не роль героя на белом коне, спасающего человечество от живых мертвецов и получающего в награду руку прекрасной девы. Нет, игроку придется влезть в шкуру гниющего зомби, безжалостно расправляющегося со всеми, кто посмел преградить ему путь к вожделенной цели. Какой? Сейчас расскажу.

Правда, начать придется несколько издалека. Итак, в 1933 году странствующий коммивояжёр Эдвард «Стаббс» Стабблфилд (Edward «Stubbs» Stubblefield) решил попытать удачу на одном богатом ранчо. Вот только хозяина дома не было, а потому дверь ему открыла миловидная девушка Мэгги Мандэй (Maggie Monday). Едва коммивояжёр и юная красавица увидели друг друга, как между ними тотчас проскочила искра. Недолго думая, новоиспеченная парочка уединилась в комнате девушки… где их благополучно застукал ее отец Отис Мандэй (Otis Monday). В результате Эдвард поймал «стальную маслину», а его тело было захоронено в безымянной могиле.

Вот только история на этом не закончилась. В 1959 году богач Эндрю Мандэй (Andrew Monday) построил на месте захоронения Эдварда футуристический город-утопию Панчбоул (Punchbowl). И всё бы было хорошо, кабы не одно «но». Дело в том, что в стенах города не покладая рук трудилась большая группа ученых, возглавляемых эксцентричным доктором Германом Ваем (Dr. Hermann Wye). Благодаря усилиям вышеупомянутых умников-психонавтов классический американский городок мог похвастаться такими прочно вошедшими в обиход футуристическими технологиями, как роботы, парящие в воздухе автомобили, джетпаки и бластеры.

А еще эксперименты яйцеголовых вернули к жизни Эдварда Стабблфилда. Вот только из могилы восстал не былой пройдоха-коммивояжёр, а охочий до человеческих мозгов зомби Стаббс (Stubbs the Zombie). Другое дело, что разум наш подгнивший герой отнюдь не утратил. По крайней мере полностью. А потому стоило ему увидеть на экране телевизора повзрослевшую, но нисколько не утратившую очарования Мэгги Мандэй, как старые чувства нахлынули на нашего зомбака с новой силой. В результате истлевший Казанова тут же рванул на поиски своей любви, попутно сея хаос и разрушения по всему городу.

В общем, история игры достаточно банальна и «вертится» вокруг мести Стаббса своему обидчику, а также его попытки воссоединиться с бывшей возлюбленной. Однако колоритные персонажи, бредовые повороты сюжета, а также огромное количество юмора самого разного качества (есть и «сортирные» шуточки, и достаточно «тонкие» отсылки) заставляют с интересом следить за похождениями нашего протухшего ловеласа.

А уж попутешествовать Стаббсу придется изрядно. В частности, наш полуразложившийся герой устроит кровавую баню на улицах города, зачистит местные полицейский участок и торговый комплекс, разгромит то самое ранчо, а также полакомится мозгами ученых в стенах научного центра. И это далеко не полный перечень мест, в которые судьба занесет нашего мертвяка.

При этом локации игры достаточно велики по масштабам, однако в большинстве своем устроены по принципу «коридора». Впрочем, авторы худо-бедно создают иллюзию вариативности прохождения – ряд уровней содержит достаточно объемные «зацикленные» секции, позволяющие игроку самостоятельно строить маршрут. Например, нашему подопечному нужно попасть на многоярусную парковку. И геймер волен как сразу приступить к «штурму» объекта, так и провести предварительную зачистку прилегающих к нему улиц. Саму же парковку можно обойти как по часовой, так и против часовой стрелки, ворвавшись внутрь через один из нескольких входов. Схожая схема используется и в помещениях, — вот вам целый этаж лаборатории, а вот лифт, в который нужно сесть. А уж как вы, уважаемые геймеры, будете добираться до цели и какие комнаты зачистите (и в каком порядке) — ваше личное дело.

При этом, хотя на некоторых этапах встречаются простенькие загадки, основной упор в игре сделан именно на бои. В которых наш неживой подопечный неожиданно хорош. Хотя чему тут удивляться? В отличие от медлительных киношных мертвяков Стаббс довольно быстро ходит, шустро бегает, а также способен весьма высоко прыгать. А еще умеет действовать «по стелсу», перемещаясь на корточках и укрываясь за различными игровыми объектами.

Подобравшись же к своей жертве на достаточно близкое расстояние, наш иссохшийся герой может атаковать ее врукопашную, нанося мощные удары руками. При этом тут есть одна тонкость. Дело в том, что после трех-четырех пропущенных ударов враг оглушается, ненадолго переставая сопротивляться. В этот момент ему можно отвесить еще пару оплеух и добить. Либо нажать на кнопку «действия» и сожрать мозг бедолаги. Причем поглощение серого вещества не просто убивает оппонента, но и восполняет здоровье протагониста. Хотя у некоторых типов противников Стаббс мозги не ест, вместо этого отрывая у ошеломленных супостатов руку и используя «трофейную» конечность в качестве недолговечной, но весьма мощной дубины.

Впрочем, добраться до содержимого головы оппонента можно и без драки. Так, если напасть на противника со спины (вот зачем в игре элементы стэлса), то серое вещество получится поглотить сразу, без предварительного оглушения. Кроме того, если во время прыжка успеть нажать на кнопку «действия» в тот момент, когда соответствующая надпись появится в нижней части экрана, то Стаббс аки коршун «спикирует» на жертву, повалит на землю и съест ее мозги. Правда, этот прием не так прост в исполнении и может легко «сорваться», если противник начнет двигаться либо игрок неверно рассчитает дистанцию или угол атаки. Наконец, паникующих гражданских можно «подъедать» без предварительной «обработки» оплеухами.

Читая предыдущие абзацы, можно подумать, что жизнь сгнившего героя сплошная «малина» - ходишь себе где вздумается да поедаешь мозги встречающихся на пути людей. Вот только это совсем не так. Большинство попадающихся Стаббсу врагов действует в составе групп и хорошо вооружено. Причем боты предпочитают именно дистанционное оружие, позволяющее «потрепать» нашего зомби еще на подходе. Есть среди них и рукопашники, компенсирующие отсутствие дальнобойных атак высоким уроном. В свою очередь совсем беззащитные либо вооруженные подручными средствами гражданские встречаются не так уж и часто.

Соответственно, возникает вполне логичный вопрос. Как зомби-рукопашник должен противостоять группам хорошо вооруженных преимущественно дистанционным оружием людей? С помощью стэлса? Увы, нередко возникают ситуации, в которых без прямого противостояния обойтись будет крайне сложно (если вообще возможно). Благодаря стратегии «разделяй и властвуй»? К сожалению, и тут не всё так просто. Противостоящие игроку боту не сказать чтобы слишком умны. Однако стрелки всегда стараются держать дистанцию, а также очень плохо поддаются заманиванию. То есть старая добрая тактика «показался из-за угла, «нырнул» обратно и подождал прибежавшего врага» тут особо не работает.

Но выход есть! И не один. Начнем с того, что «здоровье» Стаббса восстанавливается автоматически. Да, процесс не быстрый, но зато работает без каких-либо ограничений. То есть восстановиться можно после любых ранений и неограниченное количество раз. Соответственно, вполне можно пользоваться тактикой «ударил-отступил», а то и «заспидранить» отрезок уровня. Правда, следует помнить о том, что на высоком уровне сложности - всего их в игре четыре - противники наносят весьма высокий урон. А свободных сохранений тут нет, - в случае гибели можно либо перезапустить уровень заново, либо начать с последней контрольной точки. Так что рисковать (особенно на высокой сложности) требуется с умом.

Либо же на помощь придет еще одна особенность Стаббса. Вы же помните, чем опасны зомби? Правильно, тем, что пополняют ряды мертвецов после своей гибели. Вот и жертвы нашего «альтер эго» со временем восстают в качестве живых мертвецов. Равно как и их добыча. Причем мертвец восстанет вне зависимости от целостности тела – зомби сражаются без руки или даже головы, а также упорно ползут вперед без ног. При этом прямого контроля над ними у Стаббса нет. Однако подручных можно подозвать свистом либо толкнуть руками в нужную сторону. Да и сами они весьма охотно следуют за своим лидером. Правда, не все. Уж не знаю, ограничение это или баг, но у меня при большом количестве зомби за героем следовало лишь определенное число подручных, в то время как остальные просто бесцельно бродили по уровню, атакуя лишь тех врагов, что неосмотрительно к ним приближались.

Но вернемся к нашим баранам. Точнее, мертвецам, наличие которых в качестве верных слуг открывает для игрока неплохие тактические возможности. Дождавшись, пока зомбаки сойдутся в бою с противником, можно проскочить мимо либо ввязаться в схватку и перекусать отвлекшихся на соратников вражин. Ведь атака со спины позволяет сожрать мозг и у потревоженного неприятеля. Плюс «съеденные» оппоненты через непродолжительное время пополнят армию нежити, заменив павших (второй раз) бойцов.

Однако по мере продвижения по сюжету игроку придется иметь дело со всё более опасными противниками. Так, на смену обычным полицейским придут их коллеги с шокерами, отбрасывающими зомби в сторону и позволяющими копам всадить в мертвечину несколько лишних пуль. А также спецназовцы со щитами и дубинками, довольно легко справляющиеся с нежитью в ближнем бою.

В дальнейшем на пути Стаббса встанут вооруженные обладающими низкой скорострельностью, но высокой поражающей мощью мушкетами и дробовиками реднеки (обитатели американской глубинки). И активно использующие бластеры и особые отбрасывающие противника назад пушки ученые. Однако одними из самых проблемных оппонентов будут отлично вооруженные (в том числе базуками и снайперскими винтовками) военные, а также те самые поющие парикмахеры, использующие в бою различные высокотехнологичные устройства вроде джетпаков и бьющих по площади переносных орудий.

Надо ли говорить, что с ними может не справиться даже целая орда зомби? И тут на помощь придут специальные способности Стаббса. Всего их четыре штуки, и получать их протагонист будет постепенно, по мере прохождения кампании.

Первой способностью является… пускание газов. Попавшие в ядовитое «облако» противники начинают задыхаться (даже спецназовцы в противогазах) и совершенно перестают сопротивляться. В этот момент можно спокойно съесть их мозги либо позволить разобраться с бедолагами своим подручным. Второй способностью Стаббса является бросок во врагов собственных внутренних органов. При этом потроха у героя взрывоопасные, а кроме того, приклеиваются к врагам, словно гранаты-«липучки». Наконец, третье умение главного героя позволяет ему отделять голову от тела, запуская ее в оппонентов, словно шар от боулинга. Данный снаряд некоторое время катается по локации (геймер может управлять им, задавая направление), снося попадающихся на пути врагов, а потом взрывается.

А вот способность номер четыре стоит несколько особняком. Дело в том, что данное умение позволяет Стаббсу отделять от тела кисть руки. После чего она становится полностью «автономной» (камера и контроль геймера переключаются на нее) и начинает на манер одного небезызвестного персонажа «Семейки Аддамс» свободно перемещаться по уровню. Причем бегать кисть может не только по ровным поверхностям типа пола, но и, например, по стенам. Добравшись же до врага, данная «сущность» запрыгивает ему на голову и берет тело несчастного под полный контроль. После этого игрок продолжает играть уже этой живой «марионеткой», получая доступ к ее оружию и способностям.

Правда, следует учитывать тот факт, что противники реагируют на попавшуюся им на глаза кисть, пытаясь отбежать подальше и расстрелять ее. Кроме того, некоторые типы врагов не могут быть захвачены (например, спецназовцы). Соответственно, игра за кисть геймплейно сильно смахивает на приключения «фэйсхаггера» из серии Aliens versus Predator – наша подопечная аккуратно крадется по уровню, высматривает свою жертву, а затем резко набрасывается на нее со спины. Кстати, примерно четверть одного из этапов проекта посвящена приключениям кисти: наш подопечный попал в плен - и теперь его конечность должна спасти своего «носителя». Пробравшись по вентиляции до одной из жертв, игрок берет ее под контроль, после чего начинает пробиваться на помощь к главному герою. Также нередко на использовании кисти построено прохождение особо сложных эпизодов отдельных уровней. Так, хорошо укрепленный и защищенный минными полями блокпост военных можно достаточно легко зачистить, если взять под контроль засевшего в тылу снайпера… А захватив разум пулеметчика, можно расстрелять его ничего не подозревающих коллег прямо в спину…

Вот только, развлекаясь со способностями, следует учитывать одну важную вещь: если максимальный запас «гранат из потрохов» составляет хотя бы три штуки, то прочие способности имеют только один «заряд». Вновь же активировать «потраченное» умение можно лишь с помощью поедания мозгов жертв. Автоматической перезарядки либо нет, либо она настолько медленная, что я ее просто не заметил. Так что, оставшись в одиночку против толпы врагов и не имея активных умений для их уничтожения, игрок, вполне вероятно, будет вынужден запускать загрузку последней контрольной точки. А то и переигрывать заново целый уровень (при неудачном сохранении).

Впрочем, иногда можно справиться и без умений. Дело в том, что несколько раз за игру Стаббсу представится возможность покататься на различной технике, включая танки и машины на воздушной подушке. Правда, не исключено, что прежде, чем взять контроль над транспортным средством на себя, мертвяку придется зачистить его экипаж… И тут способности могут всё же понадобиться.

Плюс не стоит забывать о боссах. В поединках с ними специальные умения, равно как и подручные, будут играть лишь вспомогательную роль, а исход сражения решат навыки игрока. Так, в бою с орудующим бензопилой детиной необходимо просчитать паттерн его атак и наловчиться вовремя контратаковать. А в поединке с доктором Ваем потребуется решить головоломку, связанную с отключением его силового поля. Но самым необычным «боем» является танцевальный «баттл» с шефом полиции, выполненный в виде ритм-игры.

В общем, хотя Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse и неидеальна, в целом игра удалась. Единственным серьезным недостатком проекта я бы назвал лишь серьезную «просадку» динамики на высоких уровнях сложности. Очень уж много приходится тратить времени на прохождения некоторых отрезков этапов, подолгу отсиживаясь в укрытиях и расправляясь с врагами поодиночке. Либо, наоборот, «спидранить» отдельные «куски» уровней. Однако кому-то такая «возня» (такие забеги) вполне может прийтись по вкусу, а ценители более традиционного прохождения могут выставить уровень сложности попроще (хотя «спидранить» можно даже на максимальной сложности). Плюс некоторые моменты в игре несколько затянуты. Например, эпизод с отравлением воды.

Впрочем, вопросы есть не только к геймплею, но и к технической реализации игры. Например, к ее графической составляющей. Тут, правда, нужно сразу оговориться, что проект выходил не только на персональных компьютерах, но и на приставках. Соответственно, какие-то моменты могут быть обусловлены именно мультиплатформенностью игры. Но чем бы они ни были вызваны - недостатки есть недостатки. И начнем с того, что авторы предлагают игрокам взглянуть на мир глазами зомби. А зрение мертвецов отличается от человеческого. В результате геймеру предстоит всё прохождение «любоваться» на блеклый, зеленоватый окружающий мир. Что может начать со временем утомлять. Также нельзя не отметить тот факт, что разработчикам удались отнюдь не все объекты окружающего мира - некоторые из них выглядят так, словно им не хватает полигонов. Плюс имеется целый «ворох» мелких недостатков: некрасивые небо и вода; выполненные в виде многоугольников колеса автомобилей; зеленая «размазня», символизирующая траву. А еще размытые, мутноватые текстуры земли и горных пород. И это далеко не полный перечень подобных недоработок. Также не слишком впечатляюще выглядят спецэффекты.

Зато авторам неплохо удались модели виртуальных персонажей. Которые, кстати, довольно ощутимо меняются после процесса «зомбификации» - землистая кожа, горящие глаза, заляпанная кровью одежда… При этом пострадавшие при жизни мертвецы преспокойно сражаются без руки или, скажем, головы. Не подкачала и анимация. Например, зомби передвигаются забавной ковыляющей походкой. А паникующие персонажи, удирая от мертвецов, смешно размахивают руками над головой. Стаббс очень эффектно, но при этом кроваво вырывает у противников руки, а лишившиеся конечностей бедолаги еще некоторое время после «ампутации» мечутся по округе, обильно орошая землю кровью… Чуть хуже обстоят дела с моделями техники. Точнее, большая ее часть выглядит очень недурно, особенно автомобили. Причем как парящие в воздухе футуристические машины, так и старые добрые кабриолеты. Но некоторые экземпляры вроде танков получились какими-то совсем уж невзрачными.

Тем не менее общие впечатления от картинки всё же хорошие. Главное - привыкнуть к специфическому зеленоватому облику окружающего мира.

Со звуком дела обстоят вроде как получше. Так, все мало-мальски важные персонажи могут похвастаться отлично подобранными голосами. Если что, я сейчас веду речь об английской версии озвучки. Например, реднек Отис Мандэй выделяется колоритным говорком, а доктор Вай - «тяжелым» немецким акцентом «злого ученого». А как вдохновляет речь Стаббса, произнесенная на фоне американского флага и состоящая из одного слова «мозги»! Впрочем, несильно отстает от главных действующих лиц и массовка. Ведь у рядовых ботов полно смешных фраз на все случаи жизни. Так, умеющие противостоять попыткам подчинения кистью военные отбрасывают ее в сторону со словами вроде «Ты не заразишь меня своей мерзкой идеологией!». В свою очередь лишившийся конечности бедолага может возопить: «Это была моя любимая рука!» или «Мне ее подарила мама!». Причем забавляют как сами фразы, так и интонации, с которыми они произносятся (или выкрикиваются). Также нельзя не упомянуть зловещие, замогильные голоса зомби.

Хорош и саундтрек, состоящий из перепевок (весьма удачных) различных хитовых композиций вроде «Mr. Sandman» или «There Goes My Baby». Есть также и чисто инструментальные треки вроде мощной партии на банджо, звучащей во время одного из боссфайтов. Так что если саундтрек вам и не понравится, то, скорее всего, именно из-за жанра песен в целом, а не вследствие «качества» композиций.

Кроме того, не могу не упомянуть и о существовании смешного перевода игры, выполненного небезызвестным оперуполномоченным Гоблином. Проект называется «Stubbs the Zombie: Месть короля» и посвящен злоключениям «короля поп-музыки» Майкла Джексона (Michael Jackson), пострадавшего от неудачной пластики и решившего отомстить тем, кто его изуродовал. Судя по отзывам в интернете, данный вариант игры вышел явно на любителя. Зато, судя всё по тем же рецензиям в сети, довольно удачной вышла локализация от «Буки». Сам я играл только в оригинал, так что ни подтвердить, ни опровергнуть вышеуказанные заявления не могу.

Что можно сказать в итоге? Только одно - у разработчиков получился маленький шедевр. Никогда еще сражаться на стороне зла не было так весело и увлекательно. Шучу, было. Но достоинств проекта это нисколько не умаляет. Интересная концепция и увлекательный геймплей соседствуют с «тоннами» черного юмора и сатиры. А также уникальным стилем, в котором смешалось всё: знаковые явления американской культуры середины XX века; ретрофутуризм; цитаты из культовых фантастических фильмов и зомби-хорроров. Так что советую не пропускать эту вещицу и лично возглавить крестовый поход нежити на городок Панчбоул. Несмотря на то что проект неидеален, уверен, он вас не разочарует.
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.