Celtic Tales: Balor of the Evil Eye

Celtic Tales: Balor of the Evil Eye
Жанр: Strategy
Разработчик: KOEI
Издатель: KOEI
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.69 из 10
  • 11
  • 4
  • 69
Малоизвестная пошаговая стратегия, являющаяся своеобразной "предтечей" King of Dragon Pass.

Сюжет игры основан на ирландских мифах: разрозненные и враждующие кельтские племена страдают от набегов расы Фоморов, которой управляет злобный Балор. Победить им мешает именно разобщённость. И тогда богиня Дана посылает в Эйре (древнее название Ирландии) "мессию", который должен воплотиться в облике одного из 9 великих героев, возглавить одно из племён, объединить все остальные и повести их на бой против орд Балора, чтобы избавить страну от их присутствия.

Геймплей игры крайне необычен: масштабен, но вместе с тем может показаться более чем непривычным. Да, вы можете увидеть своё поселение в изометрии, но 99% игры - это сменяющие друг друга рисованные картинки. Уникальный пример почти полностью текстовой стратегии, готовьтесь - читать придётся много.

Начать рассказ следует с экономической части игры. Первоначально у вас есть только одна своя небольшая область (провинция), и логично, что перед тем, как создавать мощную армию для завоеваний (кстати, объединения страны можно добиться и по-другому), нужно обеспечить себе крепкий тыл. На экономическом экране можно вызвать два более маленьких экрана - "Крепость" (ваш дом) и "Поселение" (большая деревня, где живут ваши подданные). Далее с помощью ещё более мелких экранов вы можете определить приоритеты в экономическом развитии (то есть чем заниматься в большей степени, например): доступны "Ферма" (земледелие), "Стадо" (скотоводство), "Прииск" (добыча полезных ископаемых), "Лес" (рубка леса). Логично, что металл и лес нужны для дальнейшего строительства зданий и изготовления оружия, зерно - основной продукт питания (при этом нельзя забывать о том, что урожай надо запасать), скот - не только пища, но и ценнейший продукт для продажи. Причём вся эта статистика (что у вас есть, сколько и так далее) отражена на экранах множеством цифр, это всё придётся изучать.

РПГ-элемент в игре очень силён, ведь ваш протеже (герой) - Личность с большой буквы. После выбора непосредственно самого героя ещё перед началом игры вам предложат выбрать один из его классов - Воин, Бард или Друид. Первым играть наиболее трудно, потому как только Бард и Друид имеют доступ к магии (с помощью специальных рун). Правда, потом можно будет нанимать других героев, а также повышать различные собственные навыки (не только магические). Игра вообще во многом напоминает и старые "почти текстовые" РПГ: у персонажа уйма характеристик, есть даже инвентарь и прочее.

Как уже отмечалось, победить в игре можно не только военным путём: возможностей для мирного объединения тоже много, и торговля и дипломатия играют в игре далеко не последнюю роль. На экране "Крепости" вы можете заниматься дипломатией и принимать стратегические решения - например, установление мира, выплата дани, налаживание торговых связей (само собой, это только варианты мирных действий), а на экране "Поселения" - тактические: непосредственная отправка торгового каравана в такую-то провинцию, например, или же отправка туда какого-либо нанятого героя для каких-либо действий.

Но, конечно, без войны дело вряд ли обойдётся, поэтому военным действиям тоже отведена немалая роль. Для нападения нужно сначала разорвать дипломатические отношения с каким-либо из племён, затем обозначить количество нападающих отрядов. Само собой, на вас тоже могут напасть первыми. У обороняющейся армии есть два выбора при нападении - защищать территорию или отступить (если есть куда), при втором выборе можно взять с собой часть ресурсов. Имеется также ограничение на присутствие уникальных юнитов (героев) - с каждой стороны в одной битве их не может быть более семи. Битву проигрывает та сторона, чьи войска отступили, чей лидер захвачен в плен или убит или если он очень долго стоит на месте. Если удалось захватить в плен героя, его можно убить, а можно и "переманить" на свою сторону.

Графическое исполнение игры, как уже было сказано, уникально: ведь 99% экранов - рисованные картинки, качество которых сравнимо с профессиональной живописью. Каждый экран, будь то мирно ужинающее за столом крестьянское семейство, работа пастуха в поле или поединок двух героев во время битвы, есть настоящее произведение искусства. И, любуясь этими красотами, даже забываешь на время о статичности игры в целом.

Вердикт - крайне занимательная, но слишком "особая" вещь, которая понравится далеко не всем. Однако, на мой взгляд, лучший выбор для тех, кому требуется "разминка для ума в красивой обёртке".
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
kreol описал все в точности до наоборот или просто не помнит игру. Какие сцены ужинающего семейства? Где? Их здесь нет в помине. Художники поработали над очень симпатичными портретами персонажей (причем симпатичными буквально - у всех лица с правильными чертами, светятся умом и добротой, не исключая даже большей части злодеев, с девушками хочется немедленно куда-то отправиться, возможно, в ЗАГС), есть открытки-изображения разных типов ландшафта в режиме справки, который включается нажатием кнопки с глазом или правым щелчком мыши. Тут и лес, и каменное поле с огненным закатом над ним, всего типов пять, также отрисован, гораздо менее интересно, город, есть еще несколько фонов. Забавляют эффекты некоторых заклинаний, вроде пролетающей феи, но вообще ничего шедеврального здесь нет. Музыка, возможно, была бы приятной, когда бы не была написана для какой-то очень примитивной звуковой карты. По-моему, здесь даже возможности Sound Blaster не используются, а ведь это 1995 год. Через три года появится Baldur's Gate. Так что исполнение, в целом, не поражает, хотя крошечные комиксовые фигурки друидов, коров, воинов за работой и т.д. имеют положительный кьют-фактор, в котором задним числом усматривается японское происхождение.

Есть и задатки ролевой игры в том смысле, что возможности персонажей отражают их показатели, но выбирать образ действий не приходится почти никогда. Нет ситуаций. Пленных героев всегда надо пробовать брать на службу, не идут - изгонять из Ирландии к чертовой матери, отпускать их в надежде что-то выиграть в глазах соседа - глупость, не сработает. (К тому же руководство к игре вводит в заблуждение, говорит, будто "отпущенные" герои уходят в свободное плавание и их может нанять кто угодно, то есть вроде бы и вы. На самом деле они возвращаются прямиком в стан племени, с которым вы только что воевали.) В отличие от King of Dragon Pass (сходство с которой вообще крайне поверхностное - ну, действие происходит в условном железном веке), нельзя говорить и о выборе стратегии для государства в целом. Нельзя, например, включать к состав страны соседей мирным путем, потому что дипломатия практически не работает. Мне ни разу не удалось "рекомендовать" маленькому соседу даже заключить мирный союз, сколько раз я ни предлагал это устами моего правителя, хорошего переговорщика, хотя отношения формально были лучше некуда. Не хотят, и все тут. Посольства занимают очень долгое время, как и простая торговля, нельзя отправить второе, пока не вернется первое (и нельзя послать второй караван вслед за первым, вторую армию...), а еще соседа, которого вы щедро одаривали, могут захватить и уничтожить в любой момент. Вот и все ваши добрые намерения.

Вообще главная проблема этой игры - неудобство. Здесь настолько плохо продуманы процессы дипломатии, торговли, простого перемещения из одной территории в другую, что этими отправками-отсылками приходится заниматься большую часть времени. Есть проблемы и другие, но эта, неэффективность всего, их заслоняет и отравляет удовольствие от игры. Ну какая радость в том, чтобы расширять государство, когда в каждой провинции необходимо держать как минимум по одному чемпиону, которых вообще-то совсем не так много? Если его оттуда вывести для более полезных дел, провинция теряется, и ее тут же могут прибрать к рукам соседние племена, и придется ее отбивать, что не столько трудно, сколько раздражает. В итоге игровой процесс склоняет к образованию пары сильных армий из четырех-пяти мощных героев, чтобы они ломили соседние провинции и отодвигали линию фронта. Тогда и тыловые провинции можно бросить - по крайней мере, их не завоюют. Но линии фронта и захват соседей одного за другим - это уже какая-то Вторая мировая, а не история объединения ранеесредневекового королевства.

Я правда очень хотел больше узнать об Ирландии тех веков, исторической и Ирландии преданий, и то самое руководство отражает интерес создателей также. Там приводятся рассказы о многих персонажах, имена которых носят здесь разные чемпионы, и есть даже объяснения произношения имен (то ли на современном ирландском, то ли на древнем). Но все эти намерения проявляются едва-едва и заслоняются плохо продуманным управлением и заметно неудобным интерфейсом. Простота самой игры меня бы так не смущала, если бы она работала. Это ничего, что тут, в основном, рубишь дрова и насылаешь молнии на головы врагов. Когда то и другое оказывается слегка низачем, однако, с кучей неприятных сюрпризов, то и весь смысл этой простой жизни вянет, как трава в октябре.
Двадцать с лишним мегабайт... Как-то жырновато для графики и музыки эпохи сеги-мегадрайва.
Неужто в игре так много полноэканных катсцен?
Vissavald
Даже если и так, то всё равно, причислять фоморов к кобалоидам - это непростительное легкомыслие.
Дело в том, что я, употребив данный термин, хотел показать кажущееся мне некоторое подобие противников в данной игре гоблинам и тому подобным существам.

Vissavald
Хотя, как мне представляется, лёгкая правка способна придать вышеозначенному описанию необходимый блеск с меньшими затратами человеко-часов, нежели написание его с нуля.
Необходимого блеска она не придаст точно, ибо по-настоящему лучше от неё описание не станет: в нём упущено множество моментов, что неудивительно, ибо оно было написано в период "горячки", когда приходилось писать по несколько десятков текст в день, не имея возможности полноценно знакомиться с играми, перепроверять информацию и так далее. Именно поэтому в текстах того периода встречаются не только спорные моменты, как этот, а и откровенные ошибки.

Впрочем, хорошо: я уберу два упоминания о кобалоидах.
kreol
"Акватические" родственники гоблинов/орков/кобольдов/нок(к)еров/тому подобных существовать, как мне кажется, всё-таки могут.
Даже если и так, то всё равно, причислять фоморов к кобалоидам - это непростительное легкомыслие.

kreol
Строго говоря, это описание гораздо лучше заменить на новое, чем править.
Приблизительно к этому выводу я и старался привести наш учёный диспут. Хотя, как мне представляется, лёгкая правка способна придать вышеозначенному описанию необходимый блеск с меньшими затратами человеко-часов, нежели написание его с нуля.
Vissavald
Ибо таинственные "кобалоиды", как показали новейшие исследования, возникли как результат ложной этимологии английского goblin от греческого κόβαλος - плут, обманщик; разновидность домашнего духа, домовой. Утверждать, что существуют акватические домовые было бы как минимум безответственно, коллега.
Это вопрос терминологии. "Акватические" родственники гоблинов/орков/кобольдов/нок(к)еров/тому подобных существовать, как мне кажется, всё-таки могут.

Vissavald
Тогда как акватическая природа фоморов не подлежит сомнению, имея своими доказательствами весь спектр доступных науке источников, от общепризнанных этимологических (др.-ирл. fo + mor = рус. под + море) до фольклорно-мифологических.
Не подлежит сомнению этимология термина. Фольклорно-мифологические источники как раз доказывают, что фоморы вовсе не обязательно являются "акватическими" существами, тем более что словосочетание "под + море" может означать не только "проживание" в данном водоёме.

Vissavald
В связи со всем вышесказанным считаю необходимым коррекцию описания сообразно современному состоянию научного знания.
Строго говоря, это описание гораздо лучше заменить на новое, чем править.)
Этими словами я ни на что не намекаю, - возможно, как-нибудь на досуге сделаю это сам.