Трудно предположить, когда люди начали бояться птиц. Может быть, ещё во времена раннего Средневековья (все мы с детства помним огромную птицу Рух, питающуюся слонами), может быть – после одноимённого фильма Альфреда Хичкока. А может быть, вы вообще не боитесь птиц?.. Ну что ж, можно с уверенностью сказать: познакомившись с данной игрой, не удивляйтесь, если обыкновенные городские пернатые, вроде воробья или голубя, вызовут у вас не слишком приятные ассоциации.
Не менее трудно догадаться, что могло подвигнуть людей на создание подобной игры. Конечно, они наверняка смотрели упомянутый фильм, а может быть, даже использовали какое-нибудь «стандартное» средство для поднятия воображения (читай: «сколько дури нужно было выкурить, чтобы такое придумать»). Однако вряд ли всё так просто. Создать подобную игру могли только невероятно талантливые люди, пусть и наделённые таким талантом, который очень тесно граничит с безумием. Впечатлительных людей и маленьких детей вообще просим не беспокоиться и даже близко не подходить к Buzzard Bait – нервы будут крепче, причём во всех смыслах.
Предыстории у игры нет. Точнее, она неизвестна. У нас нет никаких достоверных сведений о том, что именно могло случиться в нашем многострадальном мире, что привело к таким страшным последствиям. А может, это вообще не наш мир… Но факт остаётся фактом – птицы нападают на людей, люди для птиц теперь – пища. Причём птицы эти не вороны, не орлы и даже не кондоры, это огромные, страшные крылатые мутанты с некоторыми признаками антропоморфности. Впрочем, сами птицы едят людей редко – в основном скармливают свежее и ещё трепыхающееся в острых когтях мясо своим новорождённым птенцам… Казалось бы, что человечество обречено. Но нет – ещё есть надежда: мощная мобильная пушка-робот, задача которой – защищать оставшихся в живых людей от пернатых монстров. И управлять этой пушкой придётся вам.
На время (только на время!) вспомним, что перед нами всего лишь компьютерная игра, и перейдём к описанию того, как всё это выглядит на практике.
В верхней части экрана расположены три платформы. Это – гнёзда птиц-людоедов. В каждом из гнёзд живёт семейная пара – будущие «мама» и «папа». В самом начале уровня «мама» откладывает яйцо, птенец из которого вылупится лишь через несколько секунд. Это важно.
В нижней части экрана по горизонтальной поверхности хаотично мечутся несчастные люди. На этой же плоскости в первые секунды уровня появляется наша с вами суперпушка. У пушки всего четыре варианта действия: влево, вправо, прыгнуть и выстрелить. Наша задача – спасти как можно больше людей и уничтожить всех птиц. Но это – лишь верхушка айсберга.
Сначала птицы некоторые время лишь порхают над землёй. Потом, улучив момент, набрасываются на людей. Схватившая человека птица не сразу понесёт его в гнездо – до этого какое-то время ещё будет летать с ним недалеко от поверхности. Если попасть в неё в этот момент, то человек ещё может быть спасён (он упадёт на землю и продолжит в панике бегать туда-сюда со своими сородичами). Но если его не спасти, птица отнесёт добычу в гнездо, где уже вылупившийся птенец (изображённый в виде гигантской головы много больше матери или отца) его съест (это вам покажут во всех подробностях). Самое страшное же заключается в том, что по прошествии определённого времени, а точнее – после съедения определённого количества людей, птенец вырастет и сможет покинуть гнездо, присоединившись к охоте вместе с родителями. Одна из главных ваших задач – ни в коем случае этого не допустить. Уровень считается пройденным, если все шесть птиц убиты, ни один из птенцов ещё не разъелся до способности летать, а хотя бы один человек жив.
Не следует думать, что птицы не будут вам сопротивляться. Во-первых, они швыряют в вас какие-то фиолетовые шары. При попадании они не убивают сразу, но всё же попадать под такую бомбардировку не следует. А вот если вы (обычно это происходит в прыжке) случайно соприкоснётесь с птицей, то вас ждёт мгновенная гибель. В этом, пожалуй, главная сложность игры. На первое время у вас есть только три попытки на прохождение уровня.
Но хищные птицы – это не единственные ваши враги. Здесь есть ещё низколетающие «толстые» птицы, которые бывают зелёного и белого цвета (появляются со второго уровня). Эти птицы не охотятся на людей, но приносят один лишь вред. И если белого «толстяка» ещё можно убить как выстрелом, так и «напрыгиванием» на него, то зелёный убивает при прикосновении точно так же, как и хищная птица. Летают «толстяки», как и было сказано, очень низко над землёй и строго по прямой, их присутствие – дополнительная сложность для прохождения (впоследствии их количество на уровнях будет возрастать).
Возможность прыгать в игре важна. Во-первых, прыжок иногда позволяет обмануть хищника, который уже нацелился на конкретного человека, - создаётся впечатление, что они всё же немного боятся вас, потому что обычно в таком случае чуть меняют траекторию полёта. Во-вторых, чем выше мы прыгаем (а прыгать можно довольно высоко), тем больше шансов для скорейшего прохождения: мы можем убить птицу, когда она ещё находится около гнезда и не вылетела на охоту, можем попытаться спасти человека, под ногами которого уже маячит смерть в виде гигантского клюва, наконец (но это удаётся крайне редко), можем даже разрушить гнездо или убить птенца/уничтожить яйцо. Но прыгать надо аккуратно: птицы обожают «падать» вниз по траектории «зигзага», поэтому вероятность столкновения с ними во время прыжка возрастает. А это, как уже говорилось, - мгновенная гибель.
Очень часто после успешного завершения уровня вас ждёт бонусный уровень в невесомости. Это – фактически отдельная игра. Ваша задача – «заработать» себе право на дополнительную жизнь, то есть чтобы в случае гибели даже третьей пушки из земли могла бы вырасти ещё одна, уже точно последняя надежда для обезумевших от ужаса несчастных людей. А для этого такую пушку надо… собрать! На практике это выглядит так. Ваша пушка парит в невесомости и сохраняет возможность прыгать (причём прыжки в невесомости просто феноменальные). Вокруг летает толпа синих «толстых» птиц. Они абсолютно безопасны, но при соприкосновении отбрасывают вас куда бы то ни было. Между этими птицами по горизонтальной траектории туда-сюда плавают три детали, из которых состоит ваша пушка. Ваша задача – собрать хотя бы две из них (почему-то иногда и этого бывает достаточно, иногда – надо собрать все три). Таким образом, формально толстые птицы вам мешают, но в теории могут и помочь – вполне возможно, что в результате очередного толчка вы окажетесь точно «на» нужной детали. Однако и здесь есть опасность: между стаями птиц плавают также мины-ловушки, и вот столкновение с ними – уже верная смерть.
Игра вышла в 1983 году. Но по графике этого никак не скажешь. Это графика минимум 1986 года! Поразительная детализация анимации в буквальном смысле притягивает взгляд. Вот птица отложила яйцо. Вот оно покрывается трещинами. Вот из него появляется гигантская алчущая птичья морда, в которую заботливая мамаша (или папаша) швыряет извивающееся маленькое человеческое тело, которое птенец почти мгновенно проглатывает. А иногда (крайне редко, но один раз было) птицы начинают «разделывать» человека в гнезде живьём! Не самое приятно зрелище, конечно. Но всё-таки графику нельзя не похвалить – для 1983 года это по-настоящему выдающееся достижение.
Но не графика здесь главнее всего. И не звук (да, игра ещё и озвучена!). А атмосфера. Уникальная, непередаваемая, не сравнимая в буквальном смысле слова ни с чем атмосфера, которую, конечно же, во многом формируют упомянутые графика и звук, но не только. В эту игру почти страшно играть, и никакие шейдерные монстры с ней не сравнятся. После пережитого здесь все современные «ужастики» покажутся просто детской забавой.
Страх нарастает. Он формируется где-то в нижних глубинах подсознания, клубится, сворачивается кольцами, а затем расползается по телу, словно скользкая и липкая змея, проникая в самые отдалённые уголки разума… Разумеется, это преувеличение – это всё-таки всего лишь игра, но ощущения от неё даже у меня были весьма сильные. Уже после нескольких минут игры я поставил себе чёткую и твёрдую задачу – НЕ допускать гибели ни одного человека на уровне. Не дадим проклятым пернатым людоедам отведать мяса разумных существ! Человек, только человек будет править сушей, а не вот это вот лохматое недоразумение с мозгом размером с горошину и ненасытным брюхом! Давай, тварь, выходи на бой: твоя раса – против моей. Но у тебя нет шансов. Твоё время на земле истекло, и всё, что ждёт тебя впереди, - это смерть от моих ракет. Примерно такие мысли возникали в моей голове при прохождении тех уровней, на которых стало действительно трудно…
Нахождение Buzzard Bait (посмотрите-ка Всемирную Паутину – и удивитесь отсутствию ЛЮБОЙ информации об игре!) сейчас – это событие по-настоящему исторического масштаба, это величайшая, неописуемая радость для всех олдгеймеров. Это очередной редкий пример случая, когда настоящий бриллиантовый шедевр удалось отыскать и извлечь из самого глубокого омута безжалостной Леты. С момента создания игры прошло 26 лет. Она никогда не была не то что популярна, но даже хоть сколько-нибудь известна. Но даже сейчас она захватывает с головой, целиком, без остатка. В эту игру действительно хочется играть, она не отпускает, манит к себе, несмотря на страшные и пугающие сцены съедений. Это действительно шедевр, шедевр на все времена, актуальный в любую эпоху чего бы то ни было. Здесь невозможно дать конкретных рекомендаций: игра рекомендована просто ВСЕМ. И десять баллов из десяти – это лишь жалкий и бледный призрак той оценки, которой эта игра заслуживает по-настоящему.
…Птицы уже отложили яйца. Зоркий глаз хищника уже выбирает себе жертву среди бегающих маленьких человечков. Но рука уже на пульте, а возмездие – наготове. Этот день станет последним для одного из нас, птичка, и что-то мне подсказывает, что это будешь ты…
Не менее трудно догадаться, что могло подвигнуть людей на создание подобной игры. Конечно, они наверняка смотрели упомянутый фильм, а может быть, даже использовали какое-нибудь «стандартное» средство для поднятия воображения (читай: «сколько дури нужно было выкурить, чтобы такое придумать»). Однако вряд ли всё так просто. Создать подобную игру могли только невероятно талантливые люди, пусть и наделённые таким талантом, который очень тесно граничит с безумием. Впечатлительных людей и маленьких детей вообще просим не беспокоиться и даже близко не подходить к Buzzard Bait – нервы будут крепче, причём во всех смыслах.
Предыстории у игры нет. Точнее, она неизвестна. У нас нет никаких достоверных сведений о том, что именно могло случиться в нашем многострадальном мире, что привело к таким страшным последствиям. А может, это вообще не наш мир… Но факт остаётся фактом – птицы нападают на людей, люди для птиц теперь – пища. Причём птицы эти не вороны, не орлы и даже не кондоры, это огромные, страшные крылатые мутанты с некоторыми признаками антропоморфности. Впрочем, сами птицы едят людей редко – в основном скармливают свежее и ещё трепыхающееся в острых когтях мясо своим новорождённым птенцам… Казалось бы, что человечество обречено. Но нет – ещё есть надежда: мощная мобильная пушка-робот, задача которой – защищать оставшихся в живых людей от пернатых монстров. И управлять этой пушкой придётся вам.
На время (только на время!) вспомним, что перед нами всего лишь компьютерная игра, и перейдём к описанию того, как всё это выглядит на практике.
В верхней части экрана расположены три платформы. Это – гнёзда птиц-людоедов. В каждом из гнёзд живёт семейная пара – будущие «мама» и «папа». В самом начале уровня «мама» откладывает яйцо, птенец из которого вылупится лишь через несколько секунд. Это важно.
В нижней части экрана по горизонтальной поверхности хаотично мечутся несчастные люди. На этой же плоскости в первые секунды уровня появляется наша с вами суперпушка. У пушки всего четыре варианта действия: влево, вправо, прыгнуть и выстрелить. Наша задача – спасти как можно больше людей и уничтожить всех птиц. Но это – лишь верхушка айсберга.
Сначала птицы некоторые время лишь порхают над землёй. Потом, улучив момент, набрасываются на людей. Схватившая человека птица не сразу понесёт его в гнездо – до этого какое-то время ещё будет летать с ним недалеко от поверхности. Если попасть в неё в этот момент, то человек ещё может быть спасён (он упадёт на землю и продолжит в панике бегать туда-сюда со своими сородичами). Но если его не спасти, птица отнесёт добычу в гнездо, где уже вылупившийся птенец (изображённый в виде гигантской головы много больше матери или отца) его съест (это вам покажут во всех подробностях). Самое страшное же заключается в том, что по прошествии определённого времени, а точнее – после съедения определённого количества людей, птенец вырастет и сможет покинуть гнездо, присоединившись к охоте вместе с родителями. Одна из главных ваших задач – ни в коем случае этого не допустить. Уровень считается пройденным, если все шесть птиц убиты, ни один из птенцов ещё не разъелся до способности летать, а хотя бы один человек жив.
Не следует думать, что птицы не будут вам сопротивляться. Во-первых, они швыряют в вас какие-то фиолетовые шары. При попадании они не убивают сразу, но всё же попадать под такую бомбардировку не следует. А вот если вы (обычно это происходит в прыжке) случайно соприкоснётесь с птицей, то вас ждёт мгновенная гибель. В этом, пожалуй, главная сложность игры. На первое время у вас есть только три попытки на прохождение уровня.
Но хищные птицы – это не единственные ваши враги. Здесь есть ещё низколетающие «толстые» птицы, которые бывают зелёного и белого цвета (появляются со второго уровня). Эти птицы не охотятся на людей, но приносят один лишь вред. И если белого «толстяка» ещё можно убить как выстрелом, так и «напрыгиванием» на него, то зелёный убивает при прикосновении точно так же, как и хищная птица. Летают «толстяки», как и было сказано, очень низко над землёй и строго по прямой, их присутствие – дополнительная сложность для прохождения (впоследствии их количество на уровнях будет возрастать).
Возможность прыгать в игре важна. Во-первых, прыжок иногда позволяет обмануть хищника, который уже нацелился на конкретного человека, - создаётся впечатление, что они всё же немного боятся вас, потому что обычно в таком случае чуть меняют траекторию полёта. Во-вторых, чем выше мы прыгаем (а прыгать можно довольно высоко), тем больше шансов для скорейшего прохождения: мы можем убить птицу, когда она ещё находится около гнезда и не вылетела на охоту, можем попытаться спасти человека, под ногами которого уже маячит смерть в виде гигантского клюва, наконец (но это удаётся крайне редко), можем даже разрушить гнездо или убить птенца/уничтожить яйцо. Но прыгать надо аккуратно: птицы обожают «падать» вниз по траектории «зигзага», поэтому вероятность столкновения с ними во время прыжка возрастает. А это, как уже говорилось, - мгновенная гибель.
Очень часто после успешного завершения уровня вас ждёт бонусный уровень в невесомости. Это – фактически отдельная игра. Ваша задача – «заработать» себе право на дополнительную жизнь, то есть чтобы в случае гибели даже третьей пушки из земли могла бы вырасти ещё одна, уже точно последняя надежда для обезумевших от ужаса несчастных людей. А для этого такую пушку надо… собрать! На практике это выглядит так. Ваша пушка парит в невесомости и сохраняет возможность прыгать (причём прыжки в невесомости просто феноменальные). Вокруг летает толпа синих «толстых» птиц. Они абсолютно безопасны, но при соприкосновении отбрасывают вас куда бы то ни было. Между этими птицами по горизонтальной траектории туда-сюда плавают три детали, из которых состоит ваша пушка. Ваша задача – собрать хотя бы две из них (почему-то иногда и этого бывает достаточно, иногда – надо собрать все три). Таким образом, формально толстые птицы вам мешают, но в теории могут и помочь – вполне возможно, что в результате очередного толчка вы окажетесь точно «на» нужной детали. Однако и здесь есть опасность: между стаями птиц плавают также мины-ловушки, и вот столкновение с ними – уже верная смерть.
Игра вышла в 1983 году. Но по графике этого никак не скажешь. Это графика минимум 1986 года! Поразительная детализация анимации в буквальном смысле притягивает взгляд. Вот птица отложила яйцо. Вот оно покрывается трещинами. Вот из него появляется гигантская алчущая птичья морда, в которую заботливая мамаша (или папаша) швыряет извивающееся маленькое человеческое тело, которое птенец почти мгновенно проглатывает. А иногда (крайне редко, но один раз было) птицы начинают «разделывать» человека в гнезде живьём! Не самое приятно зрелище, конечно. Но всё-таки графику нельзя не похвалить – для 1983 года это по-настоящему выдающееся достижение.
Но не графика здесь главнее всего. И не звук (да, игра ещё и озвучена!). А атмосфера. Уникальная, непередаваемая, не сравнимая в буквальном смысле слова ни с чем атмосфера, которую, конечно же, во многом формируют упомянутые графика и звук, но не только. В эту игру почти страшно играть, и никакие шейдерные монстры с ней не сравнятся. После пережитого здесь все современные «ужастики» покажутся просто детской забавой.
Страх нарастает. Он формируется где-то в нижних глубинах подсознания, клубится, сворачивается кольцами, а затем расползается по телу, словно скользкая и липкая змея, проникая в самые отдалённые уголки разума… Разумеется, это преувеличение – это всё-таки всего лишь игра, но ощущения от неё даже у меня были весьма сильные. Уже после нескольких минут игры я поставил себе чёткую и твёрдую задачу – НЕ допускать гибели ни одного человека на уровне. Не дадим проклятым пернатым людоедам отведать мяса разумных существ! Человек, только человек будет править сушей, а не вот это вот лохматое недоразумение с мозгом размером с горошину и ненасытным брюхом! Давай, тварь, выходи на бой: твоя раса – против моей. Но у тебя нет шансов. Твоё время на земле истекло, и всё, что ждёт тебя впереди, - это смерть от моих ракет. Примерно такие мысли возникали в моей голове при прохождении тех уровней, на которых стало действительно трудно…
Нахождение Buzzard Bait (посмотрите-ка Всемирную Паутину – и удивитесь отсутствию ЛЮБОЙ информации об игре!) сейчас – это событие по-настоящему исторического масштаба, это величайшая, неописуемая радость для всех олдгеймеров. Это очередной редкий пример случая, когда настоящий бриллиантовый шедевр удалось отыскать и извлечь из самого глубокого омута безжалостной Леты. С момента создания игры прошло 26 лет. Она никогда не была не то что популярна, но даже хоть сколько-нибудь известна. Но даже сейчас она захватывает с головой, целиком, без остатка. В эту игру действительно хочется играть, она не отпускает, манит к себе, несмотря на страшные и пугающие сцены съедений. Это действительно шедевр, шедевр на все времена, актуальный в любую эпоху чего бы то ни было. Здесь невозможно дать конкретных рекомендаций: игра рекомендована просто ВСЕМ. И десять баллов из десяти – это лишь жалкий и бледный призрак той оценки, которой эта игра заслуживает по-настоящему.
…Птицы уже отложили яйца. Зоркий глаз хищника уже выбирает себе жертву среди бегающих маленьких человечков. Но рука уже на пульте, а возмездие – наготове. Этот день станет последним для одного из нас, птичка, и что-то мне подсказывает, что это будешь ты…
Пара технических замечаний - фиолетовые шары также убивают сразу при прикосновении. А птенцу для того, чтобы вырасти до маленькой летающей пакости, достаточно одного человечка. По крайней мере, на первых шести уровнях так - дальше пока не осилил.
Оригинальная концепция "недобонус"-уровня, на котором можно потерять жизнь, а не только приобрести.
Очень чувствительна к cycleам ДосБокса. Но и на уровне 250, когда она вроде даже лагает, играть тяжело. Мне. Интересно, такой матерый олгеймер, как вы, kreol, прошли ее? Или, быть может, она (предположительно) бесконечная?
В любом случае, присоединяюсь к дифирамбам. Если вам вдруг кажется, что 83ий для вас все-таки чересчур седая древность - поверьте, это не так.