Симулятор подводной лодки, созданный под формальным руководством американского писателя-русофоба Тома Клэнси. Правда, в этой игре речь о противостоянии «доблестных» американцев со «злыми» русскими не пойдёт – на этот раз роль «плохой» стороны исполнит другая нация. Если охарактеризовать данную игру одним предложением, то здесь нас ожидают бредовый и вымышленный сюжет, но при этом всё-таки гораздо более масштабный, нежели в других аналогичных играх (хорошо ли это – другой вопрос), целый ряд интересных особенностей игрового процесса и несколько упрощённое для «настоящего» симулятора, но всё-таки весьма «масштабное» управление нашей субмариной. Поскольку игра всё-таки довольно сложная, у неё будет более-менее развёрнутое описание.
Сначала нужно всё-таки сказать несколько слов о сюжете, раз уж бедный Том потратил столько (наверное) времени и сил на его придумывание. Итак, действие игры происходит в относительно недалёком будущем относительно времени её выхода – в 1999 году. В результате смерти прошлого председателя к власти в Китае приходят «воинственные и настоящие» коммунисты, которые сначала жесточайшим образом подавляют недовольство и сепаратизм у себя на Родине, а затем начинают присматриваться к никому не принадлежащим островам в Южно-Китайском море, богатым запасами нефти, и оккупируют их, захватив заодно проходившее мимо американское судно. Естественно, правительство США моментально реагирует на подобный акт неслыханной дерзости и отправляет к островам весь свой Тихоокеанский флот, вместе с которым к островам идёт и мощная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» - SSN «Шайенн». Именно она – главная надежда на то, что и в этой войне «демократия» (кавычки важны) победит. И управлять данным чудом американского военпрома предстоит, естественно, вам. Одним словом – просто очень достойный и проработанный сюжет, наверняка нужно не меньше целых десяти минут на то, чтобы его придумать…
Но сюжет сюжетом, шутки шутками, а сама игра получилась всё-таки интересной. Главное, что отличает SSN от абсолютного большинства других симуляторов субмарин, - это перспектива обзора. Вид, выражаясь упрощённо, «от первого лица», будь то место капитана или какой-нибудь машинный отсек, был до выхода этой игры фактически постулатом, а перед глазами у игрока были только приборные панели и – в редких случаях – маленький «кусочек» океанской глубины или морской глади, на которые можно было посмотреть в перископ или с мостика рубки. Но здесь – всё не так, потому что единственная перспектива обзора в SSN – вид сзади самой лодки, снаружи неё, при этом целиком и полностью она не видна. Для управления предназначена небольшая «условная» приборная панель, расположенная внизу. А так – только одинокий винт лодки и таинственные океанские глубины (или поверхность воды, если лодка всплыла), можно любоваться видами, как в каком-нибудь подводном action’е. Но игра – ни в коей мере не аркада.
Начать собственно игру можно сразу, но перед этим есть возможность посмотреть «энциклопедию вооружений», то есть, фактически, информацию о той технике, с которой нам предстоит сражаться, и её вооружении. Экран при выборе этого пункта меню разделяется на три части: слева – список техники в той или иной подгруппе (подгруппу для просмотра можно выбрать), справа внизу – описание и технические характеристики выбранного корабля или оружия, а справа вверху – его изображение. Почитать это всё весьма интересно, однако есть ли в этом реальный толк для игры – сказать сложно (вероятнее всего, всё-таки есть).
Перед непосредственно началом игры нужно формально создать свой «профиль» (просто ввести имя игрока). После этого можно начать проходить состоящую из миссий кампанию, а можно потренироваться и выбрать своего рода tutorial – Practice Game. В ней вы можете самостоятельно выбрать восемь кораблей или подводных лодок любых имеющихся в игре типов и сразиться с ними на случайным образом сгенерированном секторе океана. Типы можно выбрать именно любые – то есть можно выбрать восемь таких же подлодок, как наша, а можно – вообще восемь сухогрузов без вооружения, которые потопит кто угодно (но какой смысл было вводить такую возможность – непонятно).
Несмотря на то, что генерируется сектор случайным образом, это верно именно в отношении его карты и только её, а так – есть возможность выбора типа дна (глубоководье, средняя глубина, малая глубина и переменчивая глубина). В принципе, польза от тренировочной миссии (естественно, никаких заданий тут нет, она ни на что не влияет, - это просто практика для отработки управления лодкой) очевидна, поэтому хотя бы раз перед началом кампании сыграть в неё точно стоит.
Сама же первая миссия кампании начинается после нажатия вполне привычной Mission Briefing. Сначала должны показывать короткий телерепортаж о ситуации в регионе, затем (к счастью, в текстовом виде) дают конкретное боевое задание: слева – описание предыстории событий и конкретные цели, которые надо выполнить, справа – карта с маршрутными точками и отображением размещения американских и китайских кораблей. Для начала миссии нужно нажать Accept Mission – и игра начинается, мы видим лодку сзади, вокруг – океанские глубины.
В верхней части экрана выдаётся основная информация по навигации. Скорость (в узлах): слева отображается та, на которой вами указано идти, справа от неё через дробь – текущая, приближающаяся по значению к первой; наклон в вертикальной плоскости – дифферент (чем он выше – тем быстрее лодка может всплыть; если значение его отрицательное – то лодка погружается); наклон в горизонтальной плоскости – курсовой угол (положительный – разворот направо, отрицательный – разворот налево); компас (текущее направление обозначено белой чертой, к следующей точке маршрута – красной); глубина погружения – указатель текущего погружения в футах (число через дробь от него – уровень дна).
В нижней части экрана находится три прибора: сонар, опознаватель цели и многофункциональный дисплей, если его можно так назвать. На сонаре отображаются абсолютно все способные к передвижению объекты. В левом его углу находится указатель дистанции, на которой в данный момент работает устройство, левее вверху – аналоговый датчик глубины, под ним – шкала уровня подъёма. И здесь же необходимо отметить ещё один примечательный момент в SSN. Под водой вам, конечно, в основном будут встречаться вражеские подлодки и выпущенные ими торпеды, но в игре также встречаются тюлени (!). Тюлени любопытны и любят подплывать к лодке; если тюлень попадёт под винты – то миссия будет проиграна. Поэтому если вы заметили, что звери подплыли слишком близко, в них придётся выпустить торпеду, каким бы диким это ни казалось.
На опознавателе цели отображается различная информация по выбранному объекту: тип корабля, направление на цель, курс её движения, дистанция до неё, скорость цели и глубина её погружения (если это субмарина). Важнейшая из этих характеристик – это дистанция до цели, потому что торпеды и тем более самонаводящиеся ракеты вполне могут «грамотно» поразить её и без особо точной настройки выстрела, но вот если радиус поражения у них меньше, чем расстояние до вражеского объекта, то ничего не выйдет. И очень важно отметить следующий момент: ни в коем случае НЕ выпускайте свои «умные» торпеды, если рядом нет вообще никакой цели, потому что в таком случае они «посчитают» целью вас!!!
Последний прибор – упомянутый многофункциональный дисплей; он – самый важный, ибо его можно использовать в целых шести режимах, которые переключатся клавишами «<» и «>». «Прелесть» состоит в том, что одни и те же клавиши на клавиатуре будут отвечать за разные действия в зависимости от того, какой из режимов выбран на дисплее. Каждый из режимов заслуживает отдельного небольшого рассмотрения.
Первый режим – Torp – отображение состояния торпедных аппаратов. Слева на нём показан весь имеющийся у вас боекомплект – торпеды, ракето-торпеды и защитные ловушки, справа – состояние каждой из четырёх торпедных труб (пустая, заряжается в данный момент торпедой или ракетой, затоплена, готова к стрельбе). Клавиши «[» и «]» в этом режиме отвечают за выбор аппарата, из которой будет производиться выстрел.
DAM – индикатор повреждений, на котором отображается наша подлодка в виде силуэта, на котором схематично показаны все её важнейшие узлы и агрегаты (рули глубины, двигатель лодки, корпус, сонар, балластный отсек, торпедный отсек, вертикальный руль). Рядом с каждой из частей лодки показан текущий запас прочности в процентах; если он снижается до нуля, то данная часть перестаёт функционировать (в случае разрушения корпуса это мгновенная гибель, однако и в большинстве других случаев при разрушении чего-либо миссия закончится). Клавиши «[» и «]» в этом режиме отвечают за перевод команды подлодки для ремонта того или иного отсека между этими отсеками в зависимости от того, что надо чинить в первую очередь.
Оставшиеся четыре дисплея менее сложны и важны. VLS – дисплей ракетного отсека, где показывается состояние и готовность шахт ракет класса «Томагавк»; Comm – коммуникационный экран для получения сообщений от командования флота (клавиши «[» и «]» здесь служат для переключения к следующему или предыдущему сообщениям); Waypt – перечень точек маршрута с описанием того, что именно надо сделать в каждой из них; Map – карта в двух вариантах: «глобальная» (весь регион боевых действий) и «тактическая» (небольшой район океана вокруг текущего местоположения лодки). Рядом с картой указаны последняя пройденная точка маршрута, время, широта и долгота. Есть и другие дисплеи – например, управление балластом, где можно отдать приказ продуть танки для всплытия или установить нейтральный балласт, или панель управления сонаром, где его можно включать и отключать или менять радиус действия.
Если окинуть управление предельно беглым взглядом, то оно, конечно, действительно попроще, нежели в большинстве других подводных симуляторов, но всё-таки требует привыкания и освоения. Отметить следует ещё и то, что комбинаций клавиш тут всего две, все остальные действия «закреплены» за конкретными кнопками (пусть некоторые из них и означают разные действия в разных режимах).
Графически игра смотрится очень красиво – и в первую очередь именно из-за необычной для поджанра перспективы обзора. Лодка прорисована очень хорошо, равно как и всевозможные объекты окружающей обстановки, пусть их здесь и крайне мало. Но кое-какая игра света и тени здесь есть, равно как и пузырьки (а как ещё сказать?..), поэтому эффект пребывания на большой глубине создаётся отличный.
К сожалению, саму игру отличной назвать нельзя. И дело даже не только в сюжете, но и в управлении, которое любому «хардкорщику» наверняка покажется, с одной стороны, слишком упрощённым, с другой – неинтуитивным и даже убогим в некоторых вещах (например, лодку здесь не так просто выровнять на нужном курсе). Однако всё вышесказанное не означает, что играть неинтересно, даже наоборот, потому как сами по себе миссии здесь получились весьма сложные и разнообразные – не только продвижение с боями куда-то, но и, например, эскортирование, поэтому если не отличной, то хорошей игра считаться вполне может. Так что как минимум просто посмотреть игру любому любителю такого рода симуляторов (не говоря уже о поклонниках писателя, создавшего её сюжет, если таковые имеются) стоит обязательно.
P.S.: «Русский след» в игре всё равно будет…
Сначала нужно всё-таки сказать несколько слов о сюжете, раз уж бедный Том потратил столько (наверное) времени и сил на его придумывание. Итак, действие игры происходит в относительно недалёком будущем относительно времени её выхода – в 1999 году. В результате смерти прошлого председателя к власти в Китае приходят «воинственные и настоящие» коммунисты, которые сначала жесточайшим образом подавляют недовольство и сепаратизм у себя на Родине, а затем начинают присматриваться к никому не принадлежащим островам в Южно-Китайском море, богатым запасами нефти, и оккупируют их, захватив заодно проходившее мимо американское судно. Естественно, правительство США моментально реагирует на подобный акт неслыханной дерзости и отправляет к островам весь свой Тихоокеанский флот, вместе с которым к островам идёт и мощная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» - SSN «Шайенн». Именно она – главная надежда на то, что и в этой войне «демократия» (кавычки важны) победит. И управлять данным чудом американского военпрома предстоит, естественно, вам. Одним словом – просто очень достойный и проработанный сюжет, наверняка нужно не меньше целых десяти минут на то, чтобы его придумать…
Но сюжет сюжетом, шутки шутками, а сама игра получилась всё-таки интересной. Главное, что отличает SSN от абсолютного большинства других симуляторов субмарин, - это перспектива обзора. Вид, выражаясь упрощённо, «от первого лица», будь то место капитана или какой-нибудь машинный отсек, был до выхода этой игры фактически постулатом, а перед глазами у игрока были только приборные панели и – в редких случаях – маленький «кусочек» океанской глубины или морской глади, на которые можно было посмотреть в перископ или с мостика рубки. Но здесь – всё не так, потому что единственная перспектива обзора в SSN – вид сзади самой лодки, снаружи неё, при этом целиком и полностью она не видна. Для управления предназначена небольшая «условная» приборная панель, расположенная внизу. А так – только одинокий винт лодки и таинственные океанские глубины (или поверхность воды, если лодка всплыла), можно любоваться видами, как в каком-нибудь подводном action’е. Но игра – ни в коей мере не аркада.
Начать собственно игру можно сразу, но перед этим есть возможность посмотреть «энциклопедию вооружений», то есть, фактически, информацию о той технике, с которой нам предстоит сражаться, и её вооружении. Экран при выборе этого пункта меню разделяется на три части: слева – список техники в той или иной подгруппе (подгруппу для просмотра можно выбрать), справа внизу – описание и технические характеристики выбранного корабля или оружия, а справа вверху – его изображение. Почитать это всё весьма интересно, однако есть ли в этом реальный толк для игры – сказать сложно (вероятнее всего, всё-таки есть).
Перед непосредственно началом игры нужно формально создать свой «профиль» (просто ввести имя игрока). После этого можно начать проходить состоящую из миссий кампанию, а можно потренироваться и выбрать своего рода tutorial – Practice Game. В ней вы можете самостоятельно выбрать восемь кораблей или подводных лодок любых имеющихся в игре типов и сразиться с ними на случайным образом сгенерированном секторе океана. Типы можно выбрать именно любые – то есть можно выбрать восемь таких же подлодок, как наша, а можно – вообще восемь сухогрузов без вооружения, которые потопит кто угодно (но какой смысл было вводить такую возможность – непонятно).
Несмотря на то, что генерируется сектор случайным образом, это верно именно в отношении его карты и только её, а так – есть возможность выбора типа дна (глубоководье, средняя глубина, малая глубина и переменчивая глубина). В принципе, польза от тренировочной миссии (естественно, никаких заданий тут нет, она ни на что не влияет, - это просто практика для отработки управления лодкой) очевидна, поэтому хотя бы раз перед началом кампании сыграть в неё точно стоит.
Сама же первая миссия кампании начинается после нажатия вполне привычной Mission Briefing. Сначала должны показывать короткий телерепортаж о ситуации в регионе, затем (к счастью, в текстовом виде) дают конкретное боевое задание: слева – описание предыстории событий и конкретные цели, которые надо выполнить, справа – карта с маршрутными точками и отображением размещения американских и китайских кораблей. Для начала миссии нужно нажать Accept Mission – и игра начинается, мы видим лодку сзади, вокруг – океанские глубины.
В верхней части экрана выдаётся основная информация по навигации. Скорость (в узлах): слева отображается та, на которой вами указано идти, справа от неё через дробь – текущая, приближающаяся по значению к первой; наклон в вертикальной плоскости – дифферент (чем он выше – тем быстрее лодка может всплыть; если значение его отрицательное – то лодка погружается); наклон в горизонтальной плоскости – курсовой угол (положительный – разворот направо, отрицательный – разворот налево); компас (текущее направление обозначено белой чертой, к следующей точке маршрута – красной); глубина погружения – указатель текущего погружения в футах (число через дробь от него – уровень дна).
В нижней части экрана находится три прибора: сонар, опознаватель цели и многофункциональный дисплей, если его можно так назвать. На сонаре отображаются абсолютно все способные к передвижению объекты. В левом его углу находится указатель дистанции, на которой в данный момент работает устройство, левее вверху – аналоговый датчик глубины, под ним – шкала уровня подъёма. И здесь же необходимо отметить ещё один примечательный момент в SSN. Под водой вам, конечно, в основном будут встречаться вражеские подлодки и выпущенные ими торпеды, но в игре также встречаются тюлени (!). Тюлени любопытны и любят подплывать к лодке; если тюлень попадёт под винты – то миссия будет проиграна. Поэтому если вы заметили, что звери подплыли слишком близко, в них придётся выпустить торпеду, каким бы диким это ни казалось.
На опознавателе цели отображается различная информация по выбранному объекту: тип корабля, направление на цель, курс её движения, дистанция до неё, скорость цели и глубина её погружения (если это субмарина). Важнейшая из этих характеристик – это дистанция до цели, потому что торпеды и тем более самонаводящиеся ракеты вполне могут «грамотно» поразить её и без особо точной настройки выстрела, но вот если радиус поражения у них меньше, чем расстояние до вражеского объекта, то ничего не выйдет. И очень важно отметить следующий момент: ни в коем случае НЕ выпускайте свои «умные» торпеды, если рядом нет вообще никакой цели, потому что в таком случае они «посчитают» целью вас!!!
Последний прибор – упомянутый многофункциональный дисплей; он – самый важный, ибо его можно использовать в целых шести режимах, которые переключатся клавишами «<» и «>». «Прелесть» состоит в том, что одни и те же клавиши на клавиатуре будут отвечать за разные действия в зависимости от того, какой из режимов выбран на дисплее. Каждый из режимов заслуживает отдельного небольшого рассмотрения.
Первый режим – Torp – отображение состояния торпедных аппаратов. Слева на нём показан весь имеющийся у вас боекомплект – торпеды, ракето-торпеды и защитные ловушки, справа – состояние каждой из четырёх торпедных труб (пустая, заряжается в данный момент торпедой или ракетой, затоплена, готова к стрельбе). Клавиши «[» и «]» в этом режиме отвечают за выбор аппарата, из которой будет производиться выстрел.
DAM – индикатор повреждений, на котором отображается наша подлодка в виде силуэта, на котором схематично показаны все её важнейшие узлы и агрегаты (рули глубины, двигатель лодки, корпус, сонар, балластный отсек, торпедный отсек, вертикальный руль). Рядом с каждой из частей лодки показан текущий запас прочности в процентах; если он снижается до нуля, то данная часть перестаёт функционировать (в случае разрушения корпуса это мгновенная гибель, однако и в большинстве других случаев при разрушении чего-либо миссия закончится). Клавиши «[» и «]» в этом режиме отвечают за перевод команды подлодки для ремонта того или иного отсека между этими отсеками в зависимости от того, что надо чинить в первую очередь.
Оставшиеся четыре дисплея менее сложны и важны. VLS – дисплей ракетного отсека, где показывается состояние и готовность шахт ракет класса «Томагавк»; Comm – коммуникационный экран для получения сообщений от командования флота (клавиши «[» и «]» здесь служат для переключения к следующему или предыдущему сообщениям); Waypt – перечень точек маршрута с описанием того, что именно надо сделать в каждой из них; Map – карта в двух вариантах: «глобальная» (весь регион боевых действий) и «тактическая» (небольшой район океана вокруг текущего местоположения лодки). Рядом с картой указаны последняя пройденная точка маршрута, время, широта и долгота. Есть и другие дисплеи – например, управление балластом, где можно отдать приказ продуть танки для всплытия или установить нейтральный балласт, или панель управления сонаром, где его можно включать и отключать или менять радиус действия.
Если окинуть управление предельно беглым взглядом, то оно, конечно, действительно попроще, нежели в большинстве других подводных симуляторов, но всё-таки требует привыкания и освоения. Отметить следует ещё и то, что комбинаций клавиш тут всего две, все остальные действия «закреплены» за конкретными кнопками (пусть некоторые из них и означают разные действия в разных режимах).
Графически игра смотрится очень красиво – и в первую очередь именно из-за необычной для поджанра перспективы обзора. Лодка прорисована очень хорошо, равно как и всевозможные объекты окружающей обстановки, пусть их здесь и крайне мало. Но кое-какая игра света и тени здесь есть, равно как и пузырьки (а как ещё сказать?..), поэтому эффект пребывания на большой глубине создаётся отличный.
К сожалению, саму игру отличной назвать нельзя. И дело даже не только в сюжете, но и в управлении, которое любому «хардкорщику» наверняка покажется, с одной стороны, слишком упрощённым, с другой – неинтуитивным и даже убогим в некоторых вещах (например, лодку здесь не так просто выровнять на нужном курсе). Однако всё вышесказанное не означает, что играть неинтересно, даже наоборот, потому как сами по себе миссии здесь получились весьма сложные и разнообразные – не только продвижение с боями куда-то, но и, например, эскортирование, поэтому если не отличной, то хорошей игра считаться вполне может. Так что как минимум просто посмотреть игру любому любителю такого рода симуляторов (не говоря уже о поклонниках писателя, создавшего её сюжет, если таковые имеются) стоит обязательно.
P.S.: «Русский след» в игре всё равно будет…
- Атмосфера:
Клюква - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Альтернативная история
Подводный мир - Техника:
Подводные лодки - Язык:
English