Родоначальник поджанра «экономических стратегий» и первая игра с маркетинговой приставкой «Sid Meier’s» (которая за три года до этого у «Pirates!» была всё же не до конца официальной), «Railroad Tycoon» на самом деле является творением сразу троих сотрудников MPS Labs – внутреннего дизайнерского подразделения компании MicroProse, выпускавшей в то время почти что одни симуляторы различной боевой техники. Сид Мейер, действительно выступивший основным автором замысла, собирался немного отдохнуть от самолётов и подводных лодок и просто поиграть «в паровозики», воплотив при помощи новейших компьютерных технологий любимое развлечение многих детей всего мира; однако его соратник Брюс Шелли, верный своему стремлению к реализму и исторической достоверности, увидел в такой идее возможность открыть перед игроком перспективу возглавить настоящую железнодорожную компанию времён «золотой эпохи» этого вида транспорта и посостязаться в деле масштабного строительства рельсовых артерий нации с другими магнатами – прямо как в настольных играх серий «1829» и «1830», над одной из которых успел в своё время поработать и сам Шелли. Всё это многообразие замыслов и реализовалось в итоге в «Sid Meier’s Railroad Tycoon», благодаря также и третьему соавтору – художнику Максу Ремингтону.
Графика получилась пусть и максимум 16-цветной, но очень даже приятной: вагончик каждого типа щеголяет собственным оттенком и фасоном, детали пиксельных паровозиков выполнены очень даже аккуратно и точно, но более всего впечатляют различные опциональные вставки и анимации вроде сооружения мостов, а также крупные планы станций, демонстрируемые при их постройке или при прибытии на них первых составов. Впрочем, большую часть времени мы будем лицезреть не особо претендующую на живописность глобальную карту. Таковых в игре четыре - сообразно имеющимся кампаниям: приступить к созданию железнодорожной империи можно в восточной части США в 1830 г.; на всей остальной территории этой же страны в 1866 г. (границей при этом служит район Великих Озёр, частично присутствующий на обеих картах); на родине паровозов в Англии 1828 г.; а также в Европе 1900 г. и далее (с большей частью той же Англии, кусочком северной Испании, с Кишинёвом, Киевом, Винницей, Минском и даже Львовом и Каунасом, но без Москвы или Санкт-Петербурга).
Основав железнодорожную компанию – по умолчанию традиционно называемую по имени первых двух связанных между собой городов, – нужно будет продержаться в должности её руководителя в течение ровно ста лет. Помимо исторической эпохи при начале выбирается и желаемый уровень сложности, от «инвестора» до «магната», а также три важнейших сопутствующих параметра, которые определяют степень реализма и возможных препятствий нашей мирной деятельности (и которые можно в любой момент игры выключить или включить, прибавив последним действием определённый процент к своему итоговому рейтингу). Во-первых, это возможность столкновения поездов: при её активации управлять практически всеми семафорами придётся вручную и лично, не доверяя это важное дело автоматическому диспетчеру; во-вторых, «простая» или «сложная» экономика: в первом случае каждый город на карте будет рад приобрести любые доставляемые нами грузы, а во втором – только сообразно текущему небогатому списку предпочтений; в-третьих, здешняя конкуренция может быть как «дружественной», так и «ожесточённой». Дело в том, что помимо нашей компании на этой же карте свои железнодорожные империи будут пытаться построить ещё трое предпринимателей – причём представленные вполне историческими личностями: в США или Англии это знаменитые магнаты, финансисты или изобретатели вроде Джона Пирпонта Моргана, Корнелиуса Вандербильта, Джея Гулда и Роберта Стефенсона, а в Европе почему-то сплошь политические деятели различных эпох – такие как Наполеон III, Бенито Муссолини, Отто Бисмарк, Николай II и Владимир Ильич Ленин. Трудно сказать, чем обусловлен такой выбор персонажей; к примеру, о деятельности С. Ю. Витте Брюсу Шелли, составившему превосходное и полное технических подробностей, исторических справок и списка использованной литературы руководство пользователя, вполне себе известно. Как бы то ни было, при выборе «дружественного» отношения со стороны конкурентов они не станут устраивать ценовые войны и стараться взять нашу компанию под свой контроль путём биржевых спекуляций, – хотя ничто не помешает нам попытаться проделать то же самое с ними самими.
Но сначала мы прокладываем свои первые пути (весьма хитрым способом, при помощи малой цифровой клавиатуры, – обязательно познакомьтесь не только с упомянутым руководством пользователя, но и с техническим к нему дополнением!), строим станции (небольшое «депо» стоит 50 тыс. долл., среднего уровня «станция» и огромный «терминал» – соответственно в два и четыре раза дороже; в дальнейшем возможны и различные улучшения вроде гостиницы, ресторана или вагоноремонтной мастерской) – и, конечно же, закупаем подвижной состав. Выбор паровозов поначалу невелик и в 1820–30-х годах сводится к одной-единственной американской или европейской модели, совсем не впечатляющей своими техническими характеристиками, – но постепенно посредством появляющихся на экране заголовков газет мы будем узнавать о свежих изобретениях в области железнодорожных двигателей и как при желании, так и по мере необходимости, в силу износа старых моделей, заменять свои заслуженные паровозы новинками. Выбор вагонов и маршрутов более замысловат: каждое дополнение к составу поезда мало того что снижает скорость и манёвренность состава, так и предназначено для перевозки лишь одного вида груза: от почты и пассажиров – до зерна, вина или нефти (США, Англия и Европа несколько отличаются ассортиментом доступных ресурсов).
«Railroad Tycoon» всячески пытается облегчить начинающему магнату дело планирования логистики: к нашим услугам целых четыре уровня масштабирования карты, от глобально-географической, вызываемой при помощи клавиши F1, до более-менее детализированной (F4), на которой только и можно совершать все свои созидательные действия; два промежуточных масштаба отличаются схематическими изображениями предложения и спроса (особенно полезными в «сложном» экономическом режиме) от городов и разбросанных тут и там предприятий: лесопилок, шахт, скотных дворов и т.д. – как находящихся на карте изначально, так и возникающих впоследствии в более-менее случайном порядке; при этом такие хозяйства можно открывать и самостоятельно, в дополнение к основному железнодорожному бизнесу (к примеру, если вагоны с грузом от лесопилки систематически отказываются приносить доход, есть смысл выстроить где-нибудь неподалёку бумажную фабрику). Клавиша F6 выводит список всех наших поездов с указанием как их состава, так и приносимого дохода; F7 позволяет создать новый поезд, а F8 – выстроить станцию (но только на готовых путях, соединённых с уже действующими участками нашей железной дороги; как составов, так и терминалов с депо разрешается иметь не более 32-х штук). При устройстве путей на новой территории рекомендуется при помощи F10 вызывать отряд инженеров-геодезистов: в этом случае двухмерная карта покроется обозначением высот ландшафта: подъёмов и крутых поворотов следует всячески избегать; впрочем, игра в любом случае не допустит прокладывания рельсов под неправильным углом и потребует подтверждения при перепаде высот хотя бы в 1,5%, а при подведении путей к холмам, горам, рекам или озёрам заботливо предложит выстроить мост или туннель (если, конечно, в кассе компании хватит на это наличных средств).
Финансовые вопросы, как и следовало ожидать, являются весьма важным аспектом «Sid Meier’s Railroad Tycoon». Изначально наша капитализация составляет 1 миллион долларов – одна половина этой суммы получена от продаж 4%-х облигаций (которые придётся погашать, а при желании можно будет и выкупить, и выпустить новый тираж), а вторую составляют взносы акционеров компании. Именно эти невидимые граждане выступают своего рода нашим негласным начальством, регулярно следя за стоимостью акций и прибылью от перевозок; раз в два года – именно столько времени длится здесь фискальный период – нам выдаётся общий бухгалтерский отчёт об активах и пассивах, доходах и расходах (доступный и в любой другой момент по нажатию F5), а также о настроениях акционеров, наших позициях сравнительно с конкурентами и – приятное наследие «Pirates!» с его «залом славы» – о перспективах трудоустройства в случае увольнения с занимаемой ныне должности, от «бродяги» до «проводника поезда», «армейского капитана», «губернатора штата» и (венец эволюции) «президента США». Закончить игру можно и по плану – выйдя на пенсию по истечении заявленного столетия плодотворной работы, – и по желанию (выбрав команду «Retire» в меню «Actions»), и по решению совета акционеров (в случае длительного периода убытков и падения цен на акции, что приравнивается к неудачному и преждевременному завершению игры).
Избежать этого последнего сценария развития событий можно путём игры на бирже (за связь с брокером отвечает клавиша F9). Если регулярно выкупать акции собственной компании (по цене, чуть превышающей рыночную), есть возможность накопить большую их часть, после чего никто не сможет уволить нас с поста руководителя всего дела. Допускается и приобретение аналогичных ценных бумаг конкурентов, в различных объёмах в зависимости от уровня сложности, – владельцам контрольного пакета иных компаний откроются некоторые новые возможности по частичному ими управлению. В случае же, когда таковой цели достичь не получается, а отхватить кусочек чужого пирога очень хочется, можно объявить так называемую «ценовую войну», подведя свои пути к станции соседней железнодорожной корпорации. После этого все цены на перевозку снижаются в два раза, а муниципальный совет соответствующего поселения начинает внимательно следить за количеством доставленных обеими сторонами грузов и пассажиров – и через пару лет выносит свой вердикт путём голосования: проигравший лишается доступа в город, а победитель довольствуется монополией и нормализировавшимися тарифами.
Стоит заметить, что всё действие происходит в реальном времени, – каждый месяц «игрового года» условно приравнен к одному «часу» в движении поездов; из меню «Game» доступны пять режимов скорости, включая паузу («Frozen»): к сожалению, «горячих клавиш» для такого переключения не предусмотрено, а новости о событиях, часто требующих незамедлительных действий, могут мелькать достаточно быстро. Тем не менее, несмотря на некоторые мелкие недостатки – не самые удобные тонкости интерфейса, малое разнообразие звуковых эффектов, редкость звучания мелодий за авторством Джеффа Бриггса или скудость палитры и разрешения экрана, благодаря которым доступные ресурсы нагляднее всего обозначаются на схемах буквами, а не пиктограммами, – «Sid Meier’s Railroad Tycoon» определённо оказывается вехой в истории не только жанра стратегий или симуляторов, но и всей индустрии компьютерных развлечений. Хотя эта знаменитая игра и не замедлила обзавестись продолжениями, она по-прежнему остаётся по-своему уникальной и практически обязательной для ознакомления каждому любителю олдгейминга, – в конце концов, сам Сид Мейер не участвовал в разработке ни «Sid Meier’s Railroad Tycoon Deluxe» 1993 г., практически ничем не отличающейся от оригинала, помимо чуть модифицированной визуальной и звуковой части, ни «Railroad Tycoon II» и «Railroad Tycoon III» соответственно 1998 и 2003 гг., которые выпускались совсем другой компанией и другими людьми, ну а созданная самим мастером «Sid Meier’s Railroads!» 2006 г. выпуска оказалась, в отсутствие Брюса Шелли, куда менее примечательной «песочницей», лишённой режима кампании и серьёзной стратегической основы. Зато нельзя не добавить, что оригинальный пионерский проект 1990 г. во многом выступил предтечей и вдохновителем последовавшей уже через год ещё более легендарной «Sid Meier’s Civilization».
Графика получилась пусть и максимум 16-цветной, но очень даже приятной: вагончик каждого типа щеголяет собственным оттенком и фасоном, детали пиксельных паровозиков выполнены очень даже аккуратно и точно, но более всего впечатляют различные опциональные вставки и анимации вроде сооружения мостов, а также крупные планы станций, демонстрируемые при их постройке или при прибытии на них первых составов. Впрочем, большую часть времени мы будем лицезреть не особо претендующую на живописность глобальную карту. Таковых в игре четыре - сообразно имеющимся кампаниям: приступить к созданию железнодорожной империи можно в восточной части США в 1830 г.; на всей остальной территории этой же страны в 1866 г. (границей при этом служит район Великих Озёр, частично присутствующий на обеих картах); на родине паровозов в Англии 1828 г.; а также в Европе 1900 г. и далее (с большей частью той же Англии, кусочком северной Испании, с Кишинёвом, Киевом, Винницей, Минском и даже Львовом и Каунасом, но без Москвы или Санкт-Петербурга).
Основав железнодорожную компанию – по умолчанию традиционно называемую по имени первых двух связанных между собой городов, – нужно будет продержаться в должности её руководителя в течение ровно ста лет. Помимо исторической эпохи при начале выбирается и желаемый уровень сложности, от «инвестора» до «магната», а также три важнейших сопутствующих параметра, которые определяют степень реализма и возможных препятствий нашей мирной деятельности (и которые можно в любой момент игры выключить или включить, прибавив последним действием определённый процент к своему итоговому рейтингу). Во-первых, это возможность столкновения поездов: при её активации управлять практически всеми семафорами придётся вручную и лично, не доверяя это важное дело автоматическому диспетчеру; во-вторых, «простая» или «сложная» экономика: в первом случае каждый город на карте будет рад приобрести любые доставляемые нами грузы, а во втором – только сообразно текущему небогатому списку предпочтений; в-третьих, здешняя конкуренция может быть как «дружественной», так и «ожесточённой». Дело в том, что помимо нашей компании на этой же карте свои железнодорожные империи будут пытаться построить ещё трое предпринимателей – причём представленные вполне историческими личностями: в США или Англии это знаменитые магнаты, финансисты или изобретатели вроде Джона Пирпонта Моргана, Корнелиуса Вандербильта, Джея Гулда и Роберта Стефенсона, а в Европе почему-то сплошь политические деятели различных эпох – такие как Наполеон III, Бенито Муссолини, Отто Бисмарк, Николай II и Владимир Ильич Ленин. Трудно сказать, чем обусловлен такой выбор персонажей; к примеру, о деятельности С. Ю. Витте Брюсу Шелли, составившему превосходное и полное технических подробностей, исторических справок и списка использованной литературы руководство пользователя, вполне себе известно. Как бы то ни было, при выборе «дружественного» отношения со стороны конкурентов они не станут устраивать ценовые войны и стараться взять нашу компанию под свой контроль путём биржевых спекуляций, – хотя ничто не помешает нам попытаться проделать то же самое с ними самими.
Но сначала мы прокладываем свои первые пути (весьма хитрым способом, при помощи малой цифровой клавиатуры, – обязательно познакомьтесь не только с упомянутым руководством пользователя, но и с техническим к нему дополнением!), строим станции (небольшое «депо» стоит 50 тыс. долл., среднего уровня «станция» и огромный «терминал» – соответственно в два и четыре раза дороже; в дальнейшем возможны и различные улучшения вроде гостиницы, ресторана или вагоноремонтной мастерской) – и, конечно же, закупаем подвижной состав. Выбор паровозов поначалу невелик и в 1820–30-х годах сводится к одной-единственной американской или европейской модели, совсем не впечатляющей своими техническими характеристиками, – но постепенно посредством появляющихся на экране заголовков газет мы будем узнавать о свежих изобретениях в области железнодорожных двигателей и как при желании, так и по мере необходимости, в силу износа старых моделей, заменять свои заслуженные паровозы новинками. Выбор вагонов и маршрутов более замысловат: каждое дополнение к составу поезда мало того что снижает скорость и манёвренность состава, так и предназначено для перевозки лишь одного вида груза: от почты и пассажиров – до зерна, вина или нефти (США, Англия и Европа несколько отличаются ассортиментом доступных ресурсов).
«Railroad Tycoon» всячески пытается облегчить начинающему магнату дело планирования логистики: к нашим услугам целых четыре уровня масштабирования карты, от глобально-географической, вызываемой при помощи клавиши F1, до более-менее детализированной (F4), на которой только и можно совершать все свои созидательные действия; два промежуточных масштаба отличаются схематическими изображениями предложения и спроса (особенно полезными в «сложном» экономическом режиме) от городов и разбросанных тут и там предприятий: лесопилок, шахт, скотных дворов и т.д. – как находящихся на карте изначально, так и возникающих впоследствии в более-менее случайном порядке; при этом такие хозяйства можно открывать и самостоятельно, в дополнение к основному железнодорожному бизнесу (к примеру, если вагоны с грузом от лесопилки систематически отказываются приносить доход, есть смысл выстроить где-нибудь неподалёку бумажную фабрику). Клавиша F6 выводит список всех наших поездов с указанием как их состава, так и приносимого дохода; F7 позволяет создать новый поезд, а F8 – выстроить станцию (но только на готовых путях, соединённых с уже действующими участками нашей железной дороги; как составов, так и терминалов с депо разрешается иметь не более 32-х штук). При устройстве путей на новой территории рекомендуется при помощи F10 вызывать отряд инженеров-геодезистов: в этом случае двухмерная карта покроется обозначением высот ландшафта: подъёмов и крутых поворотов следует всячески избегать; впрочем, игра в любом случае не допустит прокладывания рельсов под неправильным углом и потребует подтверждения при перепаде высот хотя бы в 1,5%, а при подведении путей к холмам, горам, рекам или озёрам заботливо предложит выстроить мост или туннель (если, конечно, в кассе компании хватит на это наличных средств).
Финансовые вопросы, как и следовало ожидать, являются весьма важным аспектом «Sid Meier’s Railroad Tycoon». Изначально наша капитализация составляет 1 миллион долларов – одна половина этой суммы получена от продаж 4%-х облигаций (которые придётся погашать, а при желании можно будет и выкупить, и выпустить новый тираж), а вторую составляют взносы акционеров компании. Именно эти невидимые граждане выступают своего рода нашим негласным начальством, регулярно следя за стоимостью акций и прибылью от перевозок; раз в два года – именно столько времени длится здесь фискальный период – нам выдаётся общий бухгалтерский отчёт об активах и пассивах, доходах и расходах (доступный и в любой другой момент по нажатию F5), а также о настроениях акционеров, наших позициях сравнительно с конкурентами и – приятное наследие «Pirates!» с его «залом славы» – о перспективах трудоустройства в случае увольнения с занимаемой ныне должности, от «бродяги» до «проводника поезда», «армейского капитана», «губернатора штата» и (венец эволюции) «президента США». Закончить игру можно и по плану – выйдя на пенсию по истечении заявленного столетия плодотворной работы, – и по желанию (выбрав команду «Retire» в меню «Actions»), и по решению совета акционеров (в случае длительного периода убытков и падения цен на акции, что приравнивается к неудачному и преждевременному завершению игры).
Избежать этого последнего сценария развития событий можно путём игры на бирже (за связь с брокером отвечает клавиша F9). Если регулярно выкупать акции собственной компании (по цене, чуть превышающей рыночную), есть возможность накопить большую их часть, после чего никто не сможет уволить нас с поста руководителя всего дела. Допускается и приобретение аналогичных ценных бумаг конкурентов, в различных объёмах в зависимости от уровня сложности, – владельцам контрольного пакета иных компаний откроются некоторые новые возможности по частичному ими управлению. В случае же, когда таковой цели достичь не получается, а отхватить кусочек чужого пирога очень хочется, можно объявить так называемую «ценовую войну», подведя свои пути к станции соседней железнодорожной корпорации. После этого все цены на перевозку снижаются в два раза, а муниципальный совет соответствующего поселения начинает внимательно следить за количеством доставленных обеими сторонами грузов и пассажиров – и через пару лет выносит свой вердикт путём голосования: проигравший лишается доступа в город, а победитель довольствуется монополией и нормализировавшимися тарифами.
Стоит заметить, что всё действие происходит в реальном времени, – каждый месяц «игрового года» условно приравнен к одному «часу» в движении поездов; из меню «Game» доступны пять режимов скорости, включая паузу («Frozen»): к сожалению, «горячих клавиш» для такого переключения не предусмотрено, а новости о событиях, часто требующих незамедлительных действий, могут мелькать достаточно быстро. Тем не менее, несмотря на некоторые мелкие недостатки – не самые удобные тонкости интерфейса, малое разнообразие звуковых эффектов, редкость звучания мелодий за авторством Джеффа Бриггса или скудость палитры и разрешения экрана, благодаря которым доступные ресурсы нагляднее всего обозначаются на схемах буквами, а не пиктограммами, – «Sid Meier’s Railroad Tycoon» определённо оказывается вехой в истории не только жанра стратегий или симуляторов, но и всей индустрии компьютерных развлечений. Хотя эта знаменитая игра и не замедлила обзавестись продолжениями, она по-прежнему остаётся по-своему уникальной и практически обязательной для ознакомления каждому любителю олдгейминга, – в конце концов, сам Сид Мейер не участвовал в разработке ни «Sid Meier’s Railroad Tycoon Deluxe» 1993 г., практически ничем не отличающейся от оригинала, помимо чуть модифицированной визуальной и звуковой части, ни «Railroad Tycoon II» и «Railroad Tycoon III» соответственно 1998 и 2003 гг., которые выпускались совсем другой компанией и другими людьми, ну а созданная самим мастером «Sid Meier’s Railroads!» 2006 г. выпуска оказалась, в отсутствие Брюса Шелли, куда менее примечательной «песочницей», лишённой режима кампании и серьёзной стратегической основы. Зато нельзя не добавить, что оригинальный пионерский проект 1990 г. во многом выступил предтечей и вдохновителем последовавшей уже через год ещё более легендарной «Sid Meier’s Civilization».
- Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Железные дороги - Технические детали:
Roland MT-32 - Элемент жанра:
В реальном времени
Торговля
Менеджер - Язык:
English
Обалденно интересный симулятор железнодорожного магната, самая первая классическая версия.
Масса локомотивов, куча вагончиков (каждый для своей цели), предприятия остро нуждающиеся в подвозе материалов и отправке готовой продукции. А что уж говорить о городах!
Оснабрюк Зефир прибывает на первый путь! Динь-динь! 20 мешков почты, 60 пассажиров доехали таки до места назначения!
От маленькой дороги, соединяющей два города, до сложнейшей паутины, охватывающей весь континент! Борьба с конкурентами за первенство, обход "криво, как обычно!" положенных ими путей, игра акциями и наконец скупка их всех с потрохами и безграничная радость!
Кроме того, стройте разные мосты (подешевле, но помедленнее или подороже, но побыстрее), учитывайте холмистость местности, стройте дорогостоящие туннели и рассчитывайте, когда они себя окупят!
Ломающиеся и сталкивающиеся составы (опять стрелочник что-то напутал - то есть вы). Аааа, опять песок кончается! Воды нет, перегрев! Блямс - и встал самый доходный поезд, а денег-то нету!
Прорыв через время, от смешных паровых тележек с 2-3 детскими вагончиками до скоростных экспрессов 21 века.
А в конце...
В конце вас измерят, взвесят и... вынесут вердикт, опираясь на ваши достижения.
А вы знаете что такое 2-4-0? Поиграйте