Как всем известно ещё со школьной скамьи, концом Древнего Мира и началом Средневековья в Западной Европе считается 476 год нашей эры – год, в котором был свергнут последний римский император, Ромул Августул, и Западная Римская империя практически полностью прекратила своё существование. Впрочем, упадок империи, как тоже всем известно, начался за много десятков лет до этих событий, фактически – после убийства в 235 году н.э. императора Александра Севера, ибо потом последовала пятидесятилетняя эпоха «солдатских императоров», когда Империя впервые распалась на множество частей. Далее – двадцатилетнее правление Диоклетиана, «последний золотой век», когда алый римский флаг снова развевался «от Гибернии до Евфрата, от жарких африканских пустынь до дремучих лесов Германии», когда варварские вожди на севере и персидские (точнее, парфянские) цари на востоке униженно просили мира у «сошедшего на Землю Юпитера».
Но это было не решение колоссального количества проблем римского государства – а только откладывание этого решения. Видимость благополучия была достигнута слишком страшной ценой. Потом было более чем противоречивое царствование Константина Великого и постепенное угасание могущества Империи на протяжении всего IV века. Ну а дальше – 395 год, смерть Феодосия Великого и раздел страны между двумя слабоумными подростками, Великое Переселение Народов, 410 год – взятие Рима готами под руководством Алариха, массовое создание на территории бывших римских провинций так называемых «варварских королевств», короткое правление Майориана, пытавшегося спасти страну, 455 год – разграбление Рима вандалами, наконец – свержение в 476 году Ромула Августула. И хотя совсем история Западной империи на этом не заканчивается – были ещё «последние истинные римляне» (Сиагрий, Цетег, Аврелий Амброзий), а при дворах варварских владык вплоть до середины VI века жили и творили последние римские учёные и поэты, кроме того, Восточная Римская Империя (Византия), как тоже всем известно, просуществовала ещё многие сотни лет, а в VI веке, при Юстиниане, даже сумела восстановить контроль над частью западных земель, включая Италию, - но ни о каком восстановлении величайшей державы в мировой истории речи уже и быть не могло.
Вне всяких сомнений, римляне во многом сами виноваты в таком печальном исходе. Рабовладельческий способ производства, непомерные налоги для провинций, ужасающее падение нравов в патрицианской среде – причины падения Империи всем тоже хорошо известны. Но всё-таки, как это ни странно, Древний Рим, при всех его «недостатках», и поныне вызывает необъяснимую симпатию. И если при изучении его более ранней истории симпатии всегда на стороне восставших рабов или народов, сражающихся против тирании (Спартак, Евн, Аристоник, Децебал), то в период истории поздней всё становится совсем наоборот: потому что даже в тогдашнем своём состоянии Рим всё равно был светочем культуры в безбрежном море варварства и дикости, поэтому когда читаешь о подвигах последних героев Империи, то становится грустно. Возможно, разработчики игры испытывали такие же чувства, и именно это подвигло их на создание такого чуда, как Elysium. Рим пал, но разве не могло быть иначе? Ответ предстоит дать вам.
Наша история начинается в тот момент, когда лучшие годы Империи остались уже в далёком прошлом, но положение римлян было ещё не столь безнадёжно, - в 390 году н.э. Тогда страна была ещё единой, никаких «варварских королевств» ещё не существовало (хотя они появились буквально через несколько лет). Это ошибка – и таких ошибок здесь будет ещё масса, но, на мой взгляд, их всё-таки можно простить разработчикам, хотя бы за то, что они вообще коснулись такой интересной темы.
По сюжету игры процесс распада страны уже почти достиг своего пика. С севера вторгаются готы, теснимые гуннами (которые на самом деле пришли в Европу куда позже), и сами гунны, в самой Империи постоянно вспыхивают восстания, многие провинции стали фактически независимыми. Но всё-таки страну ещё можно спасти. И сделать это может лишь ваш герой – не развращённый, безвольный и ничтожный император, не обладающий реальной властью, а мятежный полководец, захвативший власть в одной из провинций.
Цели у нас в игре три. Во-первых, нам нужно удержать в своих руках власть и хотя бы какую-то территорию до 476 года – падения Империи. Во-вторых – любой ценой обезопасить свои земли от восстаний внутри них и постараться обеспечить для населения как можно более достойное и радостное существование. Наконец, в-третьих – это не является обязательным для прохождения игры как такового, но без этого теряется её смысл, - нам нужно возродить Империю заново, пусть в обновлённом виде, но возродить, завоевав Рим и все провинции.
У нас много врагов. На нас постоянно нападают разнообразные варварские племена (как европейские, так и гунны), а пусть и уже не столь сильные и многочисленные, но ещё опасные войска императора тоже могут попытаться вторгнуться на наши земли для «восстановления целостности» Империи. Кроме того – если население не будет довольно нашим правлением, может случиться восстание. Чтобы этого не допустить, нам нужна армия, создаваемая тем путём, какой мы выберем сами: можно нанимать солдат среди варваров, можно обучать из населения. Первые лучше сражаются, но требуют больше денег и не особенно верны вам, вторые – наоборот, поэтому лучше комбинировать оба вида. Обратите внимание, что поддержанием порядка в городах занимается не армия, а милиция.
Несмотря на «военную» ориентацию, экономике в игре уделено очень много внимания – ведь для содержания большой армии нужны большие деньги. Нам придётся строить здания и дороги, производить различные промышленные и сельскохозяйственные ресурсы, создавать морские и сухопутные торговые пути, назначать правителей отдельных областей нашей небольшой пока страны, принимать самостоятельно новые законы, устанавливать налоги, наказывать преступников, организовывать массовые зрелища-игрища и раздавать народу хлеб по праздникам – в общем, заниматься всем тем, чем и должен заниматься мудрый правитель. Если вы таковым будете – люди пойдут за вами.
Не следует думать, что в столь детализированной игре графика должна быть обязательно минимальной. В Elysium, как это ни удивительно, не столь уж много текста (хотя различная статистика есть, конечно), зато графики – просто море, причём такой, от которой захватывает дух. Здесь, например, есть анимация битв – с видом «почти сбоку», причём пехотинец и всадник и изображены как пехотинец и всадник. Конечно, число солдат на экране не столь велико, а чёткость их прорисовки на чей-нибудь взгляд наверняка оставляет желать лучшего, но во многих других стратегиях того времени не было и этого.
Однако главное графическое достоинство игры – это рисованные картинки, посвящённые различным игровым эпизодам. Очень редко в какой другой игре можно встретить подобные полотна – на мой взгляд, они ничем не уступают профессиональной живописи. За время игры мы увидим узников в тюрьме, сбор налогов, запись добровольцев на фронт, понаблюдаем за работой пастуха и маршрутами торговых кораблей и караванов, а также за ночными совещаниями губернатора с ближайшим окружением. Каждую картинку можно рассматривать очень долго, как настоящее произведение искусства, ибо люди, на ней изображённые, кажутся живыми, а их мысли и чувства переданы художником очень точно.
Чем можно закончить обзор? В данном случае, пожалуй, - ничем. Судьба огромной державы, оказавшейся на распутье, - в ваших руках, и конец этой истории зависит только от вас. Развращённый Рим почти умер под бременем пороков, но Римский Дух и Римская Доблесть пока ещё живы в его сынах. «За вечный Рим!» - кричал Сиагрий в битве под Суассоном против франкских орд. «За вечный Рим!» - кричали солдаты последней преторианской когорты Цетега, сражаясь с остготскими варварами. «За вечный Рим!» - кричали солдаты Десятого Легиона, будущие «Романо-бритты», которых Аврелий Амброзий повёл на решающий бой с саксами под Бадонским холмом. Это всё будет потом – но вы можете прокричать эти слова уже сейчас.
Но это было не решение колоссального количества проблем римского государства – а только откладывание этого решения. Видимость благополучия была достигнута слишком страшной ценой. Потом было более чем противоречивое царствование Константина Великого и постепенное угасание могущества Империи на протяжении всего IV века. Ну а дальше – 395 год, смерть Феодосия Великого и раздел страны между двумя слабоумными подростками, Великое Переселение Народов, 410 год – взятие Рима готами под руководством Алариха, массовое создание на территории бывших римских провинций так называемых «варварских королевств», короткое правление Майориана, пытавшегося спасти страну, 455 год – разграбление Рима вандалами, наконец – свержение в 476 году Ромула Августула. И хотя совсем история Западной империи на этом не заканчивается – были ещё «последние истинные римляне» (Сиагрий, Цетег, Аврелий Амброзий), а при дворах варварских владык вплоть до середины VI века жили и творили последние римские учёные и поэты, кроме того, Восточная Римская Империя (Византия), как тоже всем известно, просуществовала ещё многие сотни лет, а в VI веке, при Юстиниане, даже сумела восстановить контроль над частью западных земель, включая Италию, - но ни о каком восстановлении величайшей державы в мировой истории речи уже и быть не могло.
Вне всяких сомнений, римляне во многом сами виноваты в таком печальном исходе. Рабовладельческий способ производства, непомерные налоги для провинций, ужасающее падение нравов в патрицианской среде – причины падения Империи всем тоже хорошо известны. Но всё-таки, как это ни странно, Древний Рим, при всех его «недостатках», и поныне вызывает необъяснимую симпатию. И если при изучении его более ранней истории симпатии всегда на стороне восставших рабов или народов, сражающихся против тирании (Спартак, Евн, Аристоник, Децебал), то в период истории поздней всё становится совсем наоборот: потому что даже в тогдашнем своём состоянии Рим всё равно был светочем культуры в безбрежном море варварства и дикости, поэтому когда читаешь о подвигах последних героев Империи, то становится грустно. Возможно, разработчики игры испытывали такие же чувства, и именно это подвигло их на создание такого чуда, как Elysium. Рим пал, но разве не могло быть иначе? Ответ предстоит дать вам.
Наша история начинается в тот момент, когда лучшие годы Империи остались уже в далёком прошлом, но положение римлян было ещё не столь безнадёжно, - в 390 году н.э. Тогда страна была ещё единой, никаких «варварских королевств» ещё не существовало (хотя они появились буквально через несколько лет). Это ошибка – и таких ошибок здесь будет ещё масса, но, на мой взгляд, их всё-таки можно простить разработчикам, хотя бы за то, что они вообще коснулись такой интересной темы.
По сюжету игры процесс распада страны уже почти достиг своего пика. С севера вторгаются готы, теснимые гуннами (которые на самом деле пришли в Европу куда позже), и сами гунны, в самой Империи постоянно вспыхивают восстания, многие провинции стали фактически независимыми. Но всё-таки страну ещё можно спасти. И сделать это может лишь ваш герой – не развращённый, безвольный и ничтожный император, не обладающий реальной властью, а мятежный полководец, захвативший власть в одной из провинций.
Цели у нас в игре три. Во-первых, нам нужно удержать в своих руках власть и хотя бы какую-то территорию до 476 года – падения Империи. Во-вторых – любой ценой обезопасить свои земли от восстаний внутри них и постараться обеспечить для населения как можно более достойное и радостное существование. Наконец, в-третьих – это не является обязательным для прохождения игры как такового, но без этого теряется её смысл, - нам нужно возродить Империю заново, пусть в обновлённом виде, но возродить, завоевав Рим и все провинции.
У нас много врагов. На нас постоянно нападают разнообразные варварские племена (как европейские, так и гунны), а пусть и уже не столь сильные и многочисленные, но ещё опасные войска императора тоже могут попытаться вторгнуться на наши земли для «восстановления целостности» Империи. Кроме того – если население не будет довольно нашим правлением, может случиться восстание. Чтобы этого не допустить, нам нужна армия, создаваемая тем путём, какой мы выберем сами: можно нанимать солдат среди варваров, можно обучать из населения. Первые лучше сражаются, но требуют больше денег и не особенно верны вам, вторые – наоборот, поэтому лучше комбинировать оба вида. Обратите внимание, что поддержанием порядка в городах занимается не армия, а милиция.
Несмотря на «военную» ориентацию, экономике в игре уделено очень много внимания – ведь для содержания большой армии нужны большие деньги. Нам придётся строить здания и дороги, производить различные промышленные и сельскохозяйственные ресурсы, создавать морские и сухопутные торговые пути, назначать правителей отдельных областей нашей небольшой пока страны, принимать самостоятельно новые законы, устанавливать налоги, наказывать преступников, организовывать массовые зрелища-игрища и раздавать народу хлеб по праздникам – в общем, заниматься всем тем, чем и должен заниматься мудрый правитель. Если вы таковым будете – люди пойдут за вами.
Не следует думать, что в столь детализированной игре графика должна быть обязательно минимальной. В Elysium, как это ни удивительно, не столь уж много текста (хотя различная статистика есть, конечно), зато графики – просто море, причём такой, от которой захватывает дух. Здесь, например, есть анимация битв – с видом «почти сбоку», причём пехотинец и всадник и изображены как пехотинец и всадник. Конечно, число солдат на экране не столь велико, а чёткость их прорисовки на чей-нибудь взгляд наверняка оставляет желать лучшего, но во многих других стратегиях того времени не было и этого.
Однако главное графическое достоинство игры – это рисованные картинки, посвящённые различным игровым эпизодам. Очень редко в какой другой игре можно встретить подобные полотна – на мой взгляд, они ничем не уступают профессиональной живописи. За время игры мы увидим узников в тюрьме, сбор налогов, запись добровольцев на фронт, понаблюдаем за работой пастуха и маршрутами торговых кораблей и караванов, а также за ночными совещаниями губернатора с ближайшим окружением. Каждую картинку можно рассматривать очень долго, как настоящее произведение искусства, ибо люди, на ней изображённые, кажутся живыми, а их мысли и чувства переданы художником очень точно.
Чем можно закончить обзор? В данном случае, пожалуй, - ничем. Судьба огромной державы, оказавшейся на распутье, - в ваших руках, и конец этой истории зависит только от вас. Развращённый Рим почти умер под бременем пороков, но Римский Дух и Римская Доблесть пока ещё живы в его сынах. «За вечный Рим!» - кричал Сиагрий в битве под Суассоном против франкских орд. «За вечный Рим!» - кричали солдаты последней преторианской когорты Цетега, сражаясь с остготскими варварами. «За вечный Рим!» - кричали солдаты Десятого Легиона, будущие «Романо-бритты», которых Аврелий Амброзий повёл на решающий бой с саксами под Бадонским холмом. Это всё будет потом – но вы можете прокричать эти слова уже сейчас.
- Время и место:
Античность - Страна или регион происхождения:
Германия - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
Deutsch