История появления игры Gloom, как ни парадоксально, несколько туманна: едва ли не официально признано, что это – переделанный для Амиги оригинальный Doom (игра выходила только на Amiga и приставке Amiga CD32, Deluxe-версия – вообще только на Амиге). Так это или нет – вопрос, нас не особо касающийся, так как мы рассматриваем именно игру. Точнее, вышедшую через год после выхода оригинала обновлённую версию, где была кардинально улучшена графика, а также добавлена возможность старта игры не с самого начала, а с одного из эпизодов (надо отметить – не самого простого).
В отличие от PC-игр, где какой-то сюжет в любом action’е присутствует всегда, в Gloom’е его, судя по всему, просто нет. Во всяком случае, его описания (именно в полноценном виде) не удалось найти ни в рецензиях в Интернете, ни в старых амижных журналах, ни даже в очень коротких сообщениях в самой игре. Остаётся только сделать вывод, что в будущем случилось что-то плохое, а мы в качестве элитного солдата убиваем других солдат (плохих), а затем – роботов, монстров, призраков и прочих существ. По разнообразию и колоритности противников игра, конечно, уступает Doom, но нельзя сказать, чтобы уж очень сильно: любители отстрела всяческой живности наверняка найдут здесь для себя массу интересных экземпляров.
О графике мы обычно говорим в конце, но здесь сказать о ней стоит уже сейчас. В оригинальный Gloom 1995 года играть было довольно тяжело в том числе потому, что спрайты врагов, да и вообще сама окружающая обстановка, выглядели, мягко говоря, размыто – во всяком случае, вышедший за два года до этого Doom выглядел красивее на тысячи порядков. В Deluxe-издании скачок графики – просто кардинальный: игра выглядит, пожалуй, даже красивее, чем Doom 2, приближаясь по своим красотам к Heretic – но не сравниваясь с ним, а ведь это 1996 год, когда на PC уже был Quake… Но, в конце концов, не графикой ценна какая бы то ни было старая игра.
Надо сказать, что Gloom – игра с очень ярко выраженной жестокостью. За жестокость когда-то критиковали Doom, но и он, и едва ли не большинство старых PC-action’ов выглядят совершенно безобидными стрелялками по сравнению с этим амижным «монстром», где общепризнанный талант создателей игр к поразительным спецэффектам нашёл своё воплощение в демонстрации всевозможного садизма. Когда вы стреляете во врага, если это солдат-человек, - то вы не просто видите его кровь, но и наблюдаете (если приглядитесь), как его лицо искажается от боли; после же смерти он (возможно, это вызвано характеристиками применяемого вами оружия) не падает на землю – его словно разрывает изнутри на мелкие кусочки, и в течение секунды вы можете наблюдать вертящиеся в воздухе внутренние органы, кишки, сгустки крови и обязательно голову с искажённой физиономией. Ваша смерть, кстати говоря, тоже, хоть и формально похожа на то, что вы видели в Doom («опускание в пол»), преподнесёт кое-какие сюрпризы.
Оружие в Gloom, судя по всему, не имеет даже косвенного отношения к какому-то реально существующему: достаточно сказать, что боеприпасы здесь представлены вовсе не в виде «коробочек» или «бочонков», как в PC-играх, а в, извините, максимально естественном виде: то есть если оружие стреляет огненными сгустками – то боеприпасы к нему представляют прыгающие огненные сгустки, если жёлтыми шариками – то такие же жёлтые шарики, которые надо ещё умудриться поймать…
Что касается врагов, то самыми первыми вашими врагами станут вполне человекоподобные (даже больше, чем в Doom) солдаты, но очень скоро появятся здоровые лысые мужики, голые по пояс, которые не вооружены, но выносливы и очень здорово ранят, сражаясь вблизи. Буквально на первых уровнях вам впервые встретится и робот – большой и страшно урчащий индивидуум, который не только куда прочнее, но и умнее своих более слабых собратьев: он, стреляя долгими очередями синих шариков, не бегает, как сумасшедший, туда-сюда, что свойственно солдатам, а какое-то время прямо-таки целенаправленно преследует вас и смотрит своими глазами в ваши глаза. Зрелище ещё то… Но всё это очень скоро покажется вам просто детской забавой, так как впереди вас ждут поединки с людьми-ящерами, странными скелетами в плащах с капюшонами, которые швыряются огненными шарами, готического вида летающими призраками (вообще, на по-настоящему впечатляющем уровне «Gothic Tomb» - игру можно начать прямо с него - очень явственно чувствуется влияние не столько Doom, сколько Heretic) и прочими интересными тварями.
Оригинальный Gloom поддерживал мультиплеер – можно было играть вдвоём за одним компьютером при разделении экрана напополам горизонтальной чертой. Одним из важнейших нововведений Deluxe-версии является возможность проходить вдвоём и одиночную кампанию, чего, кстати, никакие PC-action’ы того времени в таком виде не позволяли (в Gloom, судя по всему, можно было разделиться при начале уровня и, играя на разделённом экране, исследовать и зачищать разные его территории, а потом встретиться, - божественные, должно быть, ощущения!). И, конечно, напоследок нельзя не отметить рисованные вставки между уровнями, изображающие седовласого капитана десантников (может быть, ваш герой?) и его взвод в разных ситуациях, на которых в нижней части экрана как раз и пишутся те самые очень короткие сообщения, из которых можно попробовать понять хоть что-то из сюжета игры.
Что можно сказать в заключение? Gloom, а особенно в своём Deluxe-варианте, - это, конечно, культовая игра для платформы Amiga, отчасти – первый «настоящий» action на данном компьютере, наглядный пример не только того, что действительно интересная и качественная стрелялка может быть не только на PC, но и того, что разработчики на этой платформе даже «не свою» идею могут творчески переосмыслить и в итоге создать что-то такое, что многократно выше, чем простой «плагиат», а становится истинно необычной, оригинальной, самобытной вещью, по некоторым показателям даже превосходя первоисточник.
Конечно, если сравнивать Gloom Deluxe чисто внешне (а если совсем честно – то и по динамичности) с PC-action’ами 1996 года с позиции игрока того времени – то вряд ли какое-то серьёзное сравнение здесь вообще возможно. И понятно, что Quake и Duke Nukem 3D – это игры принципиально другого уровня. Но лишь с технической, а не с эстетической точки зрения. Потому что сейчас, когда для нас, олдгеймеров, год выхода игры и какие-то графические или движковые «плюшки» уже не имеют никакого значения, Gloom может вполне заслуженно рассматриваться как истинный шедевр своего времени не только в рамках своей платформы, но и в рамках всего жанра в целом независимо от компьютера, на котором он вышел. Да, этой игры никогда не было на PC. Но это всё-таки самый что ни на есть старый шутер, где запросто могут убить, где нужно долго блуждать по запутанным коридорам, ощущая за спиной (а может – и впереди) глухое ворчание враждебного, но всё равно такого родного сердцу монстра. Поэтому, а особенно ввиду того, что для PC-игроков эта вещь осталась и остаётся практически неизвестной, всем ценителям старых стрелялок настоятельнейшим образом рекомендуется потратить немножко времени и запустить Gloom. Если вы помните, что такое Old-School, и цените это – то точно не пожалеете.
В отличие от PC-игр, где какой-то сюжет в любом action’е присутствует всегда, в Gloom’е его, судя по всему, просто нет. Во всяком случае, его описания (именно в полноценном виде) не удалось найти ни в рецензиях в Интернете, ни в старых амижных журналах, ни даже в очень коротких сообщениях в самой игре. Остаётся только сделать вывод, что в будущем случилось что-то плохое, а мы в качестве элитного солдата убиваем других солдат (плохих), а затем – роботов, монстров, призраков и прочих существ. По разнообразию и колоритности противников игра, конечно, уступает Doom, но нельзя сказать, чтобы уж очень сильно: любители отстрела всяческой живности наверняка найдут здесь для себя массу интересных экземпляров.
О графике мы обычно говорим в конце, но здесь сказать о ней стоит уже сейчас. В оригинальный Gloom 1995 года играть было довольно тяжело в том числе потому, что спрайты врагов, да и вообще сама окружающая обстановка, выглядели, мягко говоря, размыто – во всяком случае, вышедший за два года до этого Doom выглядел красивее на тысячи порядков. В Deluxe-издании скачок графики – просто кардинальный: игра выглядит, пожалуй, даже красивее, чем Doom 2, приближаясь по своим красотам к Heretic – но не сравниваясь с ним, а ведь это 1996 год, когда на PC уже был Quake… Но, в конце концов, не графикой ценна какая бы то ни было старая игра.
Надо сказать, что Gloom – игра с очень ярко выраженной жестокостью. За жестокость когда-то критиковали Doom, но и он, и едва ли не большинство старых PC-action’ов выглядят совершенно безобидными стрелялками по сравнению с этим амижным «монстром», где общепризнанный талант создателей игр к поразительным спецэффектам нашёл своё воплощение в демонстрации всевозможного садизма. Когда вы стреляете во врага, если это солдат-человек, - то вы не просто видите его кровь, но и наблюдаете (если приглядитесь), как его лицо искажается от боли; после же смерти он (возможно, это вызвано характеристиками применяемого вами оружия) не падает на землю – его словно разрывает изнутри на мелкие кусочки, и в течение секунды вы можете наблюдать вертящиеся в воздухе внутренние органы, кишки, сгустки крови и обязательно голову с искажённой физиономией. Ваша смерть, кстати говоря, тоже, хоть и формально похожа на то, что вы видели в Doom («опускание в пол»), преподнесёт кое-какие сюрпризы.
Оружие в Gloom, судя по всему, не имеет даже косвенного отношения к какому-то реально существующему: достаточно сказать, что боеприпасы здесь представлены вовсе не в виде «коробочек» или «бочонков», как в PC-играх, а в, извините, максимально естественном виде: то есть если оружие стреляет огненными сгустками – то боеприпасы к нему представляют прыгающие огненные сгустки, если жёлтыми шариками – то такие же жёлтые шарики, которые надо ещё умудриться поймать…
Что касается врагов, то самыми первыми вашими врагами станут вполне человекоподобные (даже больше, чем в Doom) солдаты, но очень скоро появятся здоровые лысые мужики, голые по пояс, которые не вооружены, но выносливы и очень здорово ранят, сражаясь вблизи. Буквально на первых уровнях вам впервые встретится и робот – большой и страшно урчащий индивидуум, который не только куда прочнее, но и умнее своих более слабых собратьев: он, стреляя долгими очередями синих шариков, не бегает, как сумасшедший, туда-сюда, что свойственно солдатам, а какое-то время прямо-таки целенаправленно преследует вас и смотрит своими глазами в ваши глаза. Зрелище ещё то… Но всё это очень скоро покажется вам просто детской забавой, так как впереди вас ждут поединки с людьми-ящерами, странными скелетами в плащах с капюшонами, которые швыряются огненными шарами, готического вида летающими призраками (вообще, на по-настоящему впечатляющем уровне «Gothic Tomb» - игру можно начать прямо с него - очень явственно чувствуется влияние не столько Doom, сколько Heretic) и прочими интересными тварями.
Оригинальный Gloom поддерживал мультиплеер – можно было играть вдвоём за одним компьютером при разделении экрана напополам горизонтальной чертой. Одним из важнейших нововведений Deluxe-версии является возможность проходить вдвоём и одиночную кампанию, чего, кстати, никакие PC-action’ы того времени в таком виде не позволяли (в Gloom, судя по всему, можно было разделиться при начале уровня и, играя на разделённом экране, исследовать и зачищать разные его территории, а потом встретиться, - божественные, должно быть, ощущения!). И, конечно, напоследок нельзя не отметить рисованные вставки между уровнями, изображающие седовласого капитана десантников (может быть, ваш герой?) и его взвод в разных ситуациях, на которых в нижней части экрана как раз и пишутся те самые очень короткие сообщения, из которых можно попробовать понять хоть что-то из сюжета игры.
Что можно сказать в заключение? Gloom, а особенно в своём Deluxe-варианте, - это, конечно, культовая игра для платформы Amiga, отчасти – первый «настоящий» action на данном компьютере, наглядный пример не только того, что действительно интересная и качественная стрелялка может быть не только на PC, но и того, что разработчики на этой платформе даже «не свою» идею могут творчески переосмыслить и в итоге создать что-то такое, что многократно выше, чем простой «плагиат», а становится истинно необычной, оригинальной, самобытной вещью, по некоторым показателям даже превосходя первоисточник.
Конечно, если сравнивать Gloom Deluxe чисто внешне (а если совсем честно – то и по динамичности) с PC-action’ами 1996 года с позиции игрока того времени – то вряд ли какое-то серьёзное сравнение здесь вообще возможно. И понятно, что Quake и Duke Nukem 3D – это игры принципиально другого уровня. Но лишь с технической, а не с эстетической точки зрения. Потому что сейчас, когда для нас, олдгеймеров, год выхода игры и какие-то графические или движковые «плюшки» уже не имеют никакого значения, Gloom может вполне заслуженно рассматриваться как истинный шедевр своего времени не только в рамках своей платформы, но и в рамках всего жанра в целом независимо от компьютера, на котором он вышел. Да, этой игры никогда не было на PC. Но это всё-таки самый что ни на есть старый шутер, где запросто могут убить, где нужно долго блуждать по запутанным коридорам, ощущая за спиной (а может – и впереди) глухое ворчание враждебного, но всё равно такого родного сердцу монстра. Поэтому, а особенно ввиду того, что для PC-игроков эта вещь осталась и остаётся практически неизвестной, всем ценителям старых стрелялок настоятельнейшим образом рекомендуется потратить немножко времени и запустить Gloom. Если вы помните, что такое Old-School, и цените это – то точно не пожалеете.
- Аудитория:
Жестокость - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Новая Зеландия - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
English
Отдельно хочу всё же отметить:
- Такого МЯСА реально нет в Думе! Первые десятки минут просто получаешь экстаз от разноса толп вражин в фарш! Вот за это игру прям точно нужно попробовать.
- Техническое исполнение - "Wolf3D на стероидах" . От атмосферы прям кайфанул , те самые тёплые-ламповые ощущения от олд-скул игры.
- ...Но Амижникам всё таки было тяжко, это очевидно. Во первых высокая сложность. В source порте zGloom бесконечные жизни и удобный "AD" стрейф , и то дают прикуривать (особенно под конец). Как потели люди на оригинальных компьютерах легко представить. Во вторых - мало кто мог насладится всеми достоинствами игры в полной мере, игра реально сильно тормозила на оригинальном железе даже с максимальным уменьшением игрового окошка. Слова MAN-biker'a подтверждаются роликом с You tube'а , где человек играл с A1200. И вот этот факт реально не оставил шансов игре в 96-ом.
Сейчас прошел игру под Win с zGloom портом, с нормальной скоростью, картинкой и управлением. И в таком виде я смело рекомендую Amiga-Doom олдгеймерам.
От оценки воздержусь. Даже со всеми её нюансами не правильно как то это.
Сейчас же насладиться игрой можно вполне, причем на скорости, наверное, недосягаемой даже реальными Амигами через эмулятор WinUAE. Вот только уверен, что далеко не все смогут получить удовольствие от данной игры.