Extase

Extase
Жанр: Puzzle
Разработчик: Cryo Interactive Entertainment
Издатель: Virgin Mastertronic
Год выхода: 1990
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.50 из 10
  • 1
  • 0
  • 16
Самая первая игра, вышедшая под вывеской знаменитой впоследствии Cryo, – хотя «Extase» никак не напоминает более привычную для поздних лет продукцию французской компании, во всём походя скорее на её предшественника, ERE Informatique. Все знакомые имена на месте: автор игровой концепции Реми Эрбюло, художник Мишель Ро, программист Патрик Дюбланше, дизайнер Филипп Ульриш – а вместе с ними, разумеется, и до сумасбродства неповторимый и хитроумный игровой процесс.

Идею Реми Эрбюло взял как раз из своей вышедшей всего годом ранее «Purple Saturn Day»: один из уровней той многообразной аркады представлял собой оригинальную «электрическую» головоломку, которая и была теперь воплощена в качестве отдельной ипостаси в «Extase». Сюжет традиционно абстрактен и занимает в руководстве пользователя от силы две строчки: во сне ли, наяву ли, но нам необходимо оживить андроида – точнее сказать, «гиноида»: в меру симпатичную голову механической женщины, на целое последующее десятилетие ставшей логотипом всей материнской компании, – подав ток в её мозговой центр на каждой из восьми электрических плат, отвечающих за ту или иную умственную способность, от мечты и зрения до страха и, разумеется, «роботического экстаза».

Соответственно, нам предстоит пройти один за другим восемь уровней игры – не так уж и много, однако не самый обильный количественный показатель сполна компенсируется качеством. Описать игровой процесс «Extase» довольно трудно в силу всё той же оригинальности, хотя идея головоломки весьма проста: нужно «всего лишь» выстроить электрическую схему из проводов, предохранителей и переключателей таким образом, чтобы периодически появляющиеся снизу экрана два импульса благополучно и беспрепятственно добрались до верха – и, разными путями, но более-менее одновременно, попали в мозг «головы». Экран этот симметрично разделён по вертикали на две одинаковые части: легко догадаться, что оптимальным способом игры оказывается состязание с другом за одним ПК. При выборе же в самом начале однопользовательского режима нашим соперником оказывается компьютер одного из трёх уровней мастерства и агрессивности.

Наличие последнего качества обуславливается теми многочисленными трудностями, с которыми связано построение пути электронов из точки А в точку Б. Прежде всего, провода, по которым перемещаются импульсы, нужно предварительно «зачистить», дабы они могли проводить ток: для этого по ним нужно провести особые шарики, периодически появляющиеся в двух точках выхода посреди схемы. При этом рядом время от времени образуются самостоятельно передвигающиеся по даже неочищенным трассам пара злобных вирусов: при встрече они уничтожают как управляемые нами чистящие средства, так и расположенные на пути «предохранители», соединяющие отдельные участки цепи. Картину дополняют переключатели, позволяющие изменять направление движения, имеющиеся на некоторых уровнях «умножители сигнала» (необходимые, в частности, тогда, когда два электрона нужно провести сразу в три конечные точки), а также «фабрика предохранителей» – в отличие от всего остального одна на обе половинки экрана: сюда можно направить один из импульсов, чтобы он превратился в новый предохранитель и мог таким образом заменить собой сгоревший (точнее, убитый вирусом) экземпляр.

Управляем мы собственно «электрической ракеткой», имеющей вид крупного каплеобразного курсора; манипулировать ею можно всеми доступными на то время способами: клавиатурой, джойстиком или мышью. Последний вариант оказывается, пожалуй, наиболее удобным, но подходит лишь для однопользовательского режима, в котором человеку всегда отведена левая половина экрана. В случае же, когда за одним компьютером состязаются двое одушевлённых игроков, на долю «левого» из них достаётся мышь, а также клавиши Q, W, E, A, S (или D) и Z, X, C (перемещать курсор можно также и в направлениях по диагонали), а на долю «правого» – клавиши со стрелками, включая малую цифровую клавиатуру; кроме того, F1 ставит игру на паузу, а F2 возвращает в главное меню (при желании все команды можно там же и переназначить). За действие – например, активацию переключателя, захват предохранителя или «убийство» злобного вируса (да, такое также можно и нужно делать, – другое дело, что для этого курсор должен быть свободен от очищающего провода шарика или предохранителя) – отвечают соответственно «пробел» и «Ins».

Визуально всё реализовано пусть и аскетично – максимально поддерживаемый графический режим соответствует VGA с 16-цветной палитрой и стандартным разрешением 320х200, – но вполне мило: все детали электрической схемы ясно различимы, а занимающая большую часть экрана голова гиноида периодически радует нас попыткой изобразить некоторые эмоции – как правило, в полном соответствии с наименованием текущего уровня. Звуковое же оформление и подавно выполнено на отлично, и пусть инкарнация «Extase» на IBM PC несколько не дотягивает в этом отношении до уровня издания для Amiga, которое отличалось наличием в заставке феерического вокала от женского хора «Болгарские голоса», а потому совсем даже заслуженно получило от критиков звание лучшей игры платформы по части восприятия на слух, – музыка Стефана Пика и его коллег звучит всё так же великолепно и атмосферно, а эффекты столь же многообразны и впечатляющи.

Хотя наиболее примечательной чертой проекта Реми Эрбюло оказывается скорее необычная сложность, связанная не столько с замысловатостью игровой идеи, сколько с хитрыми особенностями её реализации. Мало того, что большинство действий вроде первоначальной зачистки проводов предполагают одновременно быстроту реакции (ибо вирусы не дремлют) и обычно несозвучную таковой чёткую продуманность траектории движения «ракетки», так ещё и число доступных нам зарядов конечно! Поначалу оно равняется 58, но изредка нам дарят дополнительные попытки, о чём голова гиноида извещает красным свечением своих обычно закрытых глаз (текущий показатель оставшихся зарядов для каждого из игроков приводится в отдельной строке в нижней части экрана наряду с количеством очков, набранных правильными действиями).

Разумеется, не отстаёт от нас и соперник, в том числе компьютерный: у соседа можно мало того что банально воровать предохранители, так ещё и «убивать» заряды, активировать вирусы или же просто «толкаться» ракеткой – логично ожидая при этом таких же враждебных действий от него самого. Электронный антагонист, как правило, сообразует свою линию поведения с нашей и особо не вторгается на половину мирного и вежливого человека, но – в зависимости от избранного уровня сложности – делает всё своё дело быстро, ловко и правильно, часто не оставляя новичку никакого шанса успеть активировать «мозговые центры» робота первым. А потому, как ни странно, для того чтобы разобраться во всём происходящем, рекомендуется запустить для начала режим для двух игроков – и при этом управлять лишь одним из них (а ещё ранее стоит обратить внимание на действия искусственного интеллекта в режиме демоверсии, которая запускается, если некоторое время ничего не нажимать в главном меню игры).

Вердикт в данном случае вынести столь же сложно, сколь и пройти «Extase» до самого экстаза: перед нами действительно ни на что не похожая головоломка с особо высокими требованиями к сообразительности и рефлексии игрока. Но тех, кто найдёт в себе силы разобраться в её сути, ожидает мало с чем сравнимый вызов и такой же уровень удовольствия. Наши самые лучшие рекомендации любителям всего неординарного!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.