Пошаговая стратегия, посвящённая не самой популярной в компьютерных играх теме – Первой мировой войне. На выбор – обе стороны конфликта, но представлены они здесь в достаточно необычном виде. Со стороны Центральных Держав можно выбрать Германию, Австро-Венгрию и Османскую империю (Турцию), а вот со стороны Антанты – Россию, Великобританию и Францию (именно «и» - они почему-то выступают здесь как одна фракция) и – как ни странно – Египет, который не был самостоятельным участником войны и которому тут почему-то принадлежит вообще вся Северная Африка (краткий экскурс в историю: Египет был до 1882 года автономной частью Турции, затем оккупирован англичанами и превращён в протекторат, но официально турецкая власть в стране была полностью прекращена лишь в ноябре 1914 года, после вступления Турции в войну [это была чистая формальность – в стране уже десятки лет не было турецких войск и даже чиновников]). На северо-востоке Египет тогда граничил с ближневосточными турецкими владениями, поэтому там разворачивались активные боевые действия, однако остальные территории Северной Африки принадлежали Франции (большая часть Марокко, Алжир и Тунис [малая часть Марокко принадлежала Испании], Ливия – Италии, в войне они задействованы не были, несмотря на участие в ней своих метрополий). Можно выбрать как игру за какую-то одну страну, так и за две или даже три сразу, но, разумеется, это должны быть союзные друг другу страны.
В игре девять больших сценариев, каждый из которых посвящён какому-то периоду войны. Сценарии начинаются в разное время (какой-то – в самом начале войны, в 1914 году, какой-то – уже ближе к концу) и вовсе не являются последовательными по отношению друг к другу. Все они доступны для игры с самого её начала. Наиболее «продвинутым» во всех отношениях и реалистичным, бесспорно, является сценарий немецкого наступления в России зимой 1914-1915 годов: он не только наиболее масштабный и сложный, но и обладает множеством занятных деталей (например, только там по-настоящему сильно учитываются факторы вроде погоды и рельефа местности).
Интерфейс игры представляет собой большую карту Европы, Западной Азии и Северной Африки с рядом всплывающих окон. Каждое окно соответствует определённой области на карте (чаще всего область соответствует какой-то исторической территории – при этом области часто бывают очень разными по размеру), чтобы его открыть, по нему достаточно просто щёлкнуть. Если это область ваша – то вы сможете получить по ней всю статистику (тип рельефа, инфраструктура, промышленность и так далее), если вражеская – то те же самые сведения или только часть их, но лишь при условии наличия там вашего шпиона. В нижней части экрана находятся две колонки. Правая означает расположенные в области воинские отряды, которые можно формально переместить в любую другую область карты. Правда, играет роль, разумеется, расстояние. Понятно также, что корабли не могут передвигаться по земле, а пехота – по воде. Зато дирижабли могут летать всюду.
Если вы перемещаете свои войска на свою или союзную территорию, то они появляются на данном месте незамедлительно после завершения хода и передачи его противнику, в текущий же ход ими воспользоваться будет нельзя. Однако если перемещение происходит на вражескую территорию, то после передачи хода будут показаны результаты битвы ваших войск с вражескими (если последние были на этой территории). Все наземные войска и подлодки за один ход могут переместиться только в соседние области, самолёты и корабли – на одну или две, дирижабли – на одну, две или три. Наземные подразделения можно сажать на транспортные корабли и потом высаживать в зонах, куда иначе не добраться. Каждый такой корабль можете перевезти за раз максимум два отряда.
Все сражения в игре происходят автоматически – считается общая сила всех нападающих, потом защищающихся. Если ни одна из сторон при этом полностью не уничтожена, то сражение происходит повторно – уже между оставшимися силами, и так до тех пор, пока какая-то сторона не добьётся тотальной победы. Каждое воинское подразделение имеет несколько характеристик, отражающих его собственную силу атаки и ту силу атаки, которой должен обладать враг, чтобы его уничтожить. Помимо перечисленных типов войск, есть и особые юниты и возможности: шпионы, которых необходимо засылать во вражеский тыл с целью получения информации о вражеских городах и армиях; диверсанты, задача которых, логично, - разные диверсии в тылу врага (уничтожают фабрики, инфраструктуру, железные дороги, почти всегда – за несколько раз, каждый раз – с 50% успеха совершения своего чёрного дела); газовые атаки – своего рода «супер-оружие», которое можно применить лишь один раз за ход, но которое может покрыть несколько областей за раз, иногда может быть захвачено на вражеской территории; крепости – сверхмощные стационарные подразделения, которые также один раз за ход способны обстрелять несколько соседних областей и нанести противнику серьёзный урон; аэростаты – не дают вражеским самолётам атаковать наземные войска, могут перемещаться на три области за ход.
Также в игре есть четыре вида строений, об одном из них уже было сказано выше (о крепости). Назначение крепости – только участие в бою, её постройка занимает один ход. Другие виды построек – это инфраструктура, железные дороги и фабрики. Инфраструктура повышает доход, который приносит вам каждая ваша область и который позволяет создавать новые войска. Инфраструктуру можно улучшать три раза, каждое улучшение стоит денег (точнее, производственных единиц общим числом пять штук), но зато увеличивает приносимый областью доход на один условный балл. Строится инфраструктура целый месяц игрового времени и даже после постройки начинает приносить доход только через шесть месяцев (один ход в игре равен одному месяцу).
Железная дорога увеличивает подвижность всех наземных войск (пехоты, пушек, танков) и скорость их перемещения по карте. Если три области связаны между собой железной дорогой, то отряды, расположенные в одной из них, могут попасть в любую другую из этих трёх, даже если одна из них не граничит с той, в которой они сейчас находятся, то есть могут преодолеть за ход сразу две области (если соединено четыре или больше областей или более – то данное правило на них не распространяется, на три и больше областей передвигаться за раз всё равно нельзя). Наконец, фабрики – это самый важный объект в игре, так как именно там производятся абсолютно все ваши войска (даже пехота) и все другие постройки (жуткая условность, конечно, но что поделать).
Создание любого отряда или строения стоит определённого числа «производственных баллов», которые вы получаете в начале каждого хода. Каждая область с фабрикой (они есть не везде) имеет свою собственную производственную мощь, выражаемую в тех же самых баллах (то есть если у фабрики, например, десять баллов, то за один ход она может произвести только такое количество войск и строений, которые укладываются в это число по своей стоимости). Каждая успешная вражеская диверсия уменьшает мощность фабрики на пять баллов. Строить самому фабрики можно, но это дорого и долго. Если построить фабрику в области, где уже есть фабрика, то имеющаяся фабрика станет мощнее на десять баллов. Но даже если у вас есть куча фабрик и баллов, за один ход всё равно нельзя создать более определённого числа войск того или иного типа.
Построенные отряды появляются на месте сразу после окончания хода – то есть если в следующем ходу враги нападут на область, где должны быть новые войска, то эти войска уже смогут вступить с ними в бой, однако же в текущем ходу (ходу создания) воспользоваться этими войсками нельзя. Точно так же в тот ход, когда построена фабрика, нельзя пользоваться её добавочной мощностью.
Графически игра представляет собой фактически «симулятор глобальной карты», как уже и было сказано, прорисована эта карта просто безупречно. Окна и вообще весь интерфейс оформлены очень красиво, всё смотрится цельно и органично, освоить управление в игре, в отличие от множества аналогичных стратегий, особенного труда не составляет. Поддерживается мультиплеер за одним компьютером вплоть до шести человек, также доступна игра по переписке (!). Вердикт – прекрасный и, к сожалению, один из последних представителей пошаговых стратегий действительно «старой» школы. Вероятно, некоторые хардкорные варгеймеры сочтут игру слишком простой, но это ведь и не варгейм – это именно пошаговая стратегия, в меру сложная, увлекательная и предназначенная в том числе и для приятного времяпровождения, что, разумеется, не отменяет необходимости подчас долго над чем-то в ней думать. Сейчас это – уже почти классика поджанра, поэтому всем его поклонникам, безусловно, обязательно стоит в неё сыграть.
В игре девять больших сценариев, каждый из которых посвящён какому-то периоду войны. Сценарии начинаются в разное время (какой-то – в самом начале войны, в 1914 году, какой-то – уже ближе к концу) и вовсе не являются последовательными по отношению друг к другу. Все они доступны для игры с самого её начала. Наиболее «продвинутым» во всех отношениях и реалистичным, бесспорно, является сценарий немецкого наступления в России зимой 1914-1915 годов: он не только наиболее масштабный и сложный, но и обладает множеством занятных деталей (например, только там по-настоящему сильно учитываются факторы вроде погоды и рельефа местности).
Интерфейс игры представляет собой большую карту Европы, Западной Азии и Северной Африки с рядом всплывающих окон. Каждое окно соответствует определённой области на карте (чаще всего область соответствует какой-то исторической территории – при этом области часто бывают очень разными по размеру), чтобы его открыть, по нему достаточно просто щёлкнуть. Если это область ваша – то вы сможете получить по ней всю статистику (тип рельефа, инфраструктура, промышленность и так далее), если вражеская – то те же самые сведения или только часть их, но лишь при условии наличия там вашего шпиона. В нижней части экрана находятся две колонки. Правая означает расположенные в области воинские отряды, которые можно формально переместить в любую другую область карты. Правда, играет роль, разумеется, расстояние. Понятно также, что корабли не могут передвигаться по земле, а пехота – по воде. Зато дирижабли могут летать всюду.
Если вы перемещаете свои войска на свою или союзную территорию, то они появляются на данном месте незамедлительно после завершения хода и передачи его противнику, в текущий же ход ими воспользоваться будет нельзя. Однако если перемещение происходит на вражескую территорию, то после передачи хода будут показаны результаты битвы ваших войск с вражескими (если последние были на этой территории). Все наземные войска и подлодки за один ход могут переместиться только в соседние области, самолёты и корабли – на одну или две, дирижабли – на одну, две или три. Наземные подразделения можно сажать на транспортные корабли и потом высаживать в зонах, куда иначе не добраться. Каждый такой корабль можете перевезти за раз максимум два отряда.
Все сражения в игре происходят автоматически – считается общая сила всех нападающих, потом защищающихся. Если ни одна из сторон при этом полностью не уничтожена, то сражение происходит повторно – уже между оставшимися силами, и так до тех пор, пока какая-то сторона не добьётся тотальной победы. Каждое воинское подразделение имеет несколько характеристик, отражающих его собственную силу атаки и ту силу атаки, которой должен обладать враг, чтобы его уничтожить. Помимо перечисленных типов войск, есть и особые юниты и возможности: шпионы, которых необходимо засылать во вражеский тыл с целью получения информации о вражеских городах и армиях; диверсанты, задача которых, логично, - разные диверсии в тылу врага (уничтожают фабрики, инфраструктуру, железные дороги, почти всегда – за несколько раз, каждый раз – с 50% успеха совершения своего чёрного дела); газовые атаки – своего рода «супер-оружие», которое можно применить лишь один раз за ход, но которое может покрыть несколько областей за раз, иногда может быть захвачено на вражеской территории; крепости – сверхмощные стационарные подразделения, которые также один раз за ход способны обстрелять несколько соседних областей и нанести противнику серьёзный урон; аэростаты – не дают вражеским самолётам атаковать наземные войска, могут перемещаться на три области за ход.
Также в игре есть четыре вида строений, об одном из них уже было сказано выше (о крепости). Назначение крепости – только участие в бою, её постройка занимает один ход. Другие виды построек – это инфраструктура, железные дороги и фабрики. Инфраструктура повышает доход, который приносит вам каждая ваша область и который позволяет создавать новые войска. Инфраструктуру можно улучшать три раза, каждое улучшение стоит денег (точнее, производственных единиц общим числом пять штук), но зато увеличивает приносимый областью доход на один условный балл. Строится инфраструктура целый месяц игрового времени и даже после постройки начинает приносить доход только через шесть месяцев (один ход в игре равен одному месяцу).
Железная дорога увеличивает подвижность всех наземных войск (пехоты, пушек, танков) и скорость их перемещения по карте. Если три области связаны между собой железной дорогой, то отряды, расположенные в одной из них, могут попасть в любую другую из этих трёх, даже если одна из них не граничит с той, в которой они сейчас находятся, то есть могут преодолеть за ход сразу две области (если соединено четыре или больше областей или более – то данное правило на них не распространяется, на три и больше областей передвигаться за раз всё равно нельзя). Наконец, фабрики – это самый важный объект в игре, так как именно там производятся абсолютно все ваши войска (даже пехота) и все другие постройки (жуткая условность, конечно, но что поделать).
Создание любого отряда или строения стоит определённого числа «производственных баллов», которые вы получаете в начале каждого хода. Каждая область с фабрикой (они есть не везде) имеет свою собственную производственную мощь, выражаемую в тех же самых баллах (то есть если у фабрики, например, десять баллов, то за один ход она может произвести только такое количество войск и строений, которые укладываются в это число по своей стоимости). Каждая успешная вражеская диверсия уменьшает мощность фабрики на пять баллов. Строить самому фабрики можно, но это дорого и долго. Если построить фабрику в области, где уже есть фабрика, то имеющаяся фабрика станет мощнее на десять баллов. Но даже если у вас есть куча фабрик и баллов, за один ход всё равно нельзя создать более определённого числа войск того или иного типа.
Построенные отряды появляются на месте сразу после окончания хода – то есть если в следующем ходу враги нападут на область, где должны быть новые войска, то эти войска уже смогут вступить с ними в бой, однако же в текущем ходу (ходу создания) воспользоваться этими войсками нельзя. Точно так же в тот ход, когда построена фабрика, нельзя пользоваться её добавочной мощностью.
Графически игра представляет собой фактически «симулятор глобальной карты», как уже и было сказано, прорисована эта карта просто безупречно. Окна и вообще весь интерфейс оформлены очень красиво, всё смотрится цельно и органично, освоить управление в игре, в отличие от множества аналогичных стратегий, особенного труда не составляет. Поддерживается мультиплеер за одним компьютером вплоть до шести человек, также доступна игра по переписке (!). Вердикт – прекрасный и, к сожалению, один из последних представителей пошаговых стратегий действительно «старой» школы. Вероятно, некоторые хардкорные варгеймеры сочтут игру слишком простой, но это ведь и не варгейм – это именно пошаговая стратегия, в меру сложная, увлекательная и предназначенная в том числе и для приятного времяпровождения, что, разумеется, не отменяет необходимости подчас долго над чем-то в ней думать. Сейчас это – уже почти классика поджанра, поэтому всем его поклонникам, безусловно, обязательно стоит в неё сыграть.
- Время и место:
Первая мировая война - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Дания - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English