Если бы лимит на описание игры равнялся одному предложению, то данную вещь можно было бы окрестить как «шедевр тайваньского и польского игростроения, криптоистория от мира старых игр». Но такого лимита, к счастью, нет, поэтому рассказать об игре мы можем чуть подробнее.
Начать, наверное, стоит с того, что её нахождение, а тем более в виде полной (!) версии, - это что-то совершенно невероятное. Нет, все эти годы она не была абсолютно неизвестной – кое-какие упоминания находить в сети удавалось, - но до совсем определённого времени были сильные сомнения относительно того, что она выходила вообще. С её историей мы обязательно ещё будем разбираться, пока же можно утверждать следующее: Sideline, по жанру shoot’em up, по-русски – «аркада-леталка», была разработана тайваньской компанией, после чего полная версия игры попала на другой конец земли, в руки польского издателя (по всей видимости, издававшего некий журнал о компьютерных играх), которые полностью перевели игру с китайского на польский (благо что переводить там нужно было очень мало), а ряд наиболее важных текстовых блоков – не на польский, а на английский (видимо, планируя потом международный релиз). Но этого не произошло – игра так и осталась вышедшей только в Польше, причём, по всей видимости, вышла она совсем небольшим тиражом и только как приложение к журналу.
Переходя к самой игре, можно сказать, что она замечательна. Это превосходный, неожиданный и даже, наверное, немыслимый подарок для тех, кто ценит старые леталки с PC и других компьютеров, но уже отчаялся найти что-то такое же, но никому не известное и ни разу не опробованное. Это – такое же, будьте уверены. И вы практически наверняка в это никогда не играли. И в это трудно играть. Очень трудно, потому что здесь убивают.
Действие этой игры происходит в далёком будущем на враждебной планете, куда посланы два маленьких кораблика (канонически, поскольку игра позволяет играть вдвоём, - если вы играете один, то и кораблик будет один). О сюжете можно было бы сказать больше – в конце концов, перевести с польского коротенькие информационные сообщения не так уж сложно. Но ввиду уникальности ситуации предлагаю отойти от этой традиции и не заниматься подобными вещами. В конце концов, кому и когда требовался сюжет в «шмапе»? Мы просто уничтожаем плохих существ на другой планете. Этого более чем достаточно.
Игровой процесс реализован в точности так, как говорил Г.М. Вицин в одном подзабытом уже фильме про 1920-е годы, - «по-старому». Вид сбоку. Не очень большой кораблик, который летит из левой части экрана в правую. Имеет место «прокрутка» экрана; повернуть назад нельзя, но в рамках экрана можно «податься» немного назад. И настоящая сюрреалистическая феерия, разворачивающаяся вокруг, которая передаётся в мозг игрока двумя путями: через глаза, которые её воспринимают, и через пальцы, которые уже через несколько десятков минут начинают нестерпимо болеть, а затем, «в порыве ярости и безотчётной злобы» (цитата из датского философа Кьеркегора), ударяют по клавишам по причине того, что глаза засмотрелись на здешние красоты на сотую долю секунды дольше, чем было можно. Сколько было можно, спросите вы? Нисколько. Отвлекаться нельзя ни на миг, потому что здесь, как мы уже сказали, убивают.
Темп игры даже на лёгком уровне (а ведь тут их целых три!) динамичен настолько, что очень сложно даже понять, за что же отвечают местные бонусы. Безусловно только то, что некоторые из них не приносят никакой пользы, лишь увеличивая счёт по очкам, а некоторые – наоборот, очень даже полезны, поскольку прибавляют количество «жизней», дают дополнительную защиту или даже неуязвимость, дополнительное оружие… Но выживать в этом царстве смерти всё это не особенно помогает.
По всей видимости, уровень сложности определяется в первую очередь тем, сколько «жизней» вам даётся перед началом уровня; на нормальном, например, их три. Единственное послабление для игрока (на любом уровне сложности) – это то, что после убийства его возрождение (если у него есть дополнительная «жизнь») происходит почти мгновенно и в той же самой точке, где произошла гибель, причём если враг, послуживший причиной смерти, ещё не убит – то его уровень здоровья не увеличится. Сохраняться на протяжении уровня, естественно, нельзя. Базовое оружие – нечто вроде лазера – имеет бесконечный боезапас, но для чего-то более серьёзного (тех же ракет, например) нужно собирать дополнительные бонусы, и всё равно этого будет мало. И самое главное – если у вас нет дополнительной защиты, то смерть в этой игре будет происходить от почти любого нанесённого вам ущерба. Попал в вас вражеский луч или что угодно другое – смерть. Врезались в ландшафт, который внезапно нарисовался на экране, - смерть. И так далее.
Перечислить всех врагов и всё то, что вы увидите в этой игре, не представляется возможным никаким образом. Но выше уже было сказано о том, что вас тут ожидает, - настоящая симфония ужаса. Врагов, чаще всего подвижных, но также и стационарных, а порой не врагов, а в большей степени ловушек на экране могут быть десятки. Причём в этом жутком мире, скорее всего, нет вообще ни одного живого существа – только кошмарные порождения технократии. И если сначала это будут небольшие самолётики, подобные вашему, то потом вам предстоит воевать с гигантскими металлическими дирижаблями, механическими осьминогами и прочими чудовищами, образы которых навеяны неизлечимо больным воображением неизвестного тайваньского дизайнера. Это вовсе не преувеличение – сложно вспомнить ещё какую-то подобную игру, где было бы такое разнообразие и истинная необычность вражеских сил, но при этом все они были бы исполнены в одной творческой манере.
Помимо разнообразия хотелось бы отметить также поведение врагов. Не судите по первым корабликам – от тех довольно легко даже просто уйти, благо что они пролетели мимо, постреляли и забыли. Дальше всё изменится. Вам встретятся враги, которые будут преследовать вас на протяжении двух или даже более экранов. Вам встретятся механические существа, которые, как можно предположить, пытаются действовать против вас в команде. Вам встретятся даже хитрецы (!), которые намеренно постараются уклониться от прямого боя с вами и улетят за края экрана (иногда – вверх, куда у вас нет доступа), а потом (и не обязательно мгновенно!) вдруг появятся у вас за спиной или ниже вас, с самой неожиданной стороны, и сделают роковой выстрел… С другой стороны, иногда искусственный интеллект начинает проявлять необъяснимую глупость, стреляя по одной точке и не реагируя на ваши перемещения по экрану.
Поскольку это классический «шмап», то, естественно, в конце каждого уровня вас ожидает босс, а в некоторых случаях – чудовища, которых вполне можно назвать «полубоссами». Надо сказать, что даже обычные враги здесь зачастую убиваются (в отличие от вас) вовсе не от одного выстрела, о полубоссах и боссах же этого и подавно не скажешь: на их уничтожение могут понадобиться десятки минут и несколько «жизней», которые к моменту встречи с таким существом не так просто сохранить. Но самое главное достоинство боссов – это уже упомянутый применительно к обычным врагам интеллект, только десятикратно увеличенный. Иногда они вытворяют здесь такое, что просто диву даёшься. И если соединить колоссальную мощь боссов с их хитростью и порой совершенно неожиданным внешним видом (как вам, например, гигантское демонического вида колесо в роли «царя» уровня?), то становится почти жутко.
Миры (или локации), которые вам предстоит посетить, в отличие от врагов, достаточно разнообразны: от узких коридоров какой-то базы до лавовых озёр под ярко-красными облаками небес чужой земли и загадочных подводных пещер. И всё это изобилует, помимо врагов, разными совершенно неожиданными опасностями. Например, на уровне с лавовыми озёрами из этой самой лавы (которую, если летишь ближе к небу, поначалу можно и не заметить!) могут внезапно подниматься смертоносные «столбы» её (лавы), контакт с которыми приведёт игрока к известным малоприятным последствиям. И самое ужасное – что всё это происходит чудовищно быстро, требуя от игрока великолепной реакции, практически бесконечной и непрерывной, но при этом точной стрельбы и одновременного постоянного перемещения по экрану по всем четырём направлениям, а также, как ни парадоксально, огромной сообразительности и даже интуиции, потому что опасность уж слишком часто приходит оттуда, откуда её и не ждёшь.
Всё это действо исполнено в великолепной, яркой и чёткой графике позднейшего DOS’а, где вас ожидает уйма спецэффектов – от взрывов до пузырьков в воде и зловещих всполохов на лаве. Всё это, равно как и отличная музыка и короткие, но тоже превосходно исполненные трёхмерные ролики между уровнями, только прибавляет этой великолепной игре атмосферности.
Продолжать говорить о Sideline можно ещё долго, но мы вновь откажемся от традиции. Если вам интересно посмотреть на то, во что заинтересованные олдгеймеры всего мира, по сути, получили возможность сыграть только сейчас, - вы сами сможете найти ответы на все вопросы, которые остались «за кадром» этого небольшого описания. Её нахождение – это действительно историческое событие, которое вселяет в душу одновременно радость и болезненную тревогу. Тревогу по той причине, что не даёт покоя вопрос: сколько же ещё на самом деле игр вышло в славные 1980-е и 1990-е, которые мы не то что не могли найти, а о которых до совсем недавнего времени даже не знали?..
Считаем своим долгом лишь ещё раз предупредить, что мир Sideline очень жесток, поэтому садиться за данную игру стоит лишь тем, кто обладает приличным опытом в прохождении сложнейших классических леталок, крепость пальцев кого не уступает крепости нервов. Ну, или тем, кто готов потратить большое количество времени и отточить свои навыки именно на этой игре. Шанс мал, но если выйдет, то потом практически любая леталка будет покоряться вам слёту. Дерзайте!
Начать, наверное, стоит с того, что её нахождение, а тем более в виде полной (!) версии, - это что-то совершенно невероятное. Нет, все эти годы она не была абсолютно неизвестной – кое-какие упоминания находить в сети удавалось, - но до совсем определённого времени были сильные сомнения относительно того, что она выходила вообще. С её историей мы обязательно ещё будем разбираться, пока же можно утверждать следующее: Sideline, по жанру shoot’em up, по-русски – «аркада-леталка», была разработана тайваньской компанией, после чего полная версия игры попала на другой конец земли, в руки польского издателя (по всей видимости, издававшего некий журнал о компьютерных играх), которые полностью перевели игру с китайского на польский (благо что переводить там нужно было очень мало), а ряд наиболее важных текстовых блоков – не на польский, а на английский (видимо, планируя потом международный релиз). Но этого не произошло – игра так и осталась вышедшей только в Польше, причём, по всей видимости, вышла она совсем небольшим тиражом и только как приложение к журналу.
Переходя к самой игре, можно сказать, что она замечательна. Это превосходный, неожиданный и даже, наверное, немыслимый подарок для тех, кто ценит старые леталки с PC и других компьютеров, но уже отчаялся найти что-то такое же, но никому не известное и ни разу не опробованное. Это – такое же, будьте уверены. И вы практически наверняка в это никогда не играли. И в это трудно играть. Очень трудно, потому что здесь убивают.
Действие этой игры происходит в далёком будущем на враждебной планете, куда посланы два маленьких кораблика (канонически, поскольку игра позволяет играть вдвоём, - если вы играете один, то и кораблик будет один). О сюжете можно было бы сказать больше – в конце концов, перевести с польского коротенькие информационные сообщения не так уж сложно. Но ввиду уникальности ситуации предлагаю отойти от этой традиции и не заниматься подобными вещами. В конце концов, кому и когда требовался сюжет в «шмапе»? Мы просто уничтожаем плохих существ на другой планете. Этого более чем достаточно.
Игровой процесс реализован в точности так, как говорил Г.М. Вицин в одном подзабытом уже фильме про 1920-е годы, - «по-старому». Вид сбоку. Не очень большой кораблик, который летит из левой части экрана в правую. Имеет место «прокрутка» экрана; повернуть назад нельзя, но в рамках экрана можно «податься» немного назад. И настоящая сюрреалистическая феерия, разворачивающаяся вокруг, которая передаётся в мозг игрока двумя путями: через глаза, которые её воспринимают, и через пальцы, которые уже через несколько десятков минут начинают нестерпимо болеть, а затем, «в порыве ярости и безотчётной злобы» (цитата из датского философа Кьеркегора), ударяют по клавишам по причине того, что глаза засмотрелись на здешние красоты на сотую долю секунды дольше, чем было можно. Сколько было можно, спросите вы? Нисколько. Отвлекаться нельзя ни на миг, потому что здесь, как мы уже сказали, убивают.
Темп игры даже на лёгком уровне (а ведь тут их целых три!) динамичен настолько, что очень сложно даже понять, за что же отвечают местные бонусы. Безусловно только то, что некоторые из них не приносят никакой пользы, лишь увеличивая счёт по очкам, а некоторые – наоборот, очень даже полезны, поскольку прибавляют количество «жизней», дают дополнительную защиту или даже неуязвимость, дополнительное оружие… Но выживать в этом царстве смерти всё это не особенно помогает.
По всей видимости, уровень сложности определяется в первую очередь тем, сколько «жизней» вам даётся перед началом уровня; на нормальном, например, их три. Единственное послабление для игрока (на любом уровне сложности) – это то, что после убийства его возрождение (если у него есть дополнительная «жизнь») происходит почти мгновенно и в той же самой точке, где произошла гибель, причём если враг, послуживший причиной смерти, ещё не убит – то его уровень здоровья не увеличится. Сохраняться на протяжении уровня, естественно, нельзя. Базовое оружие – нечто вроде лазера – имеет бесконечный боезапас, но для чего-то более серьёзного (тех же ракет, например) нужно собирать дополнительные бонусы, и всё равно этого будет мало. И самое главное – если у вас нет дополнительной защиты, то смерть в этой игре будет происходить от почти любого нанесённого вам ущерба. Попал в вас вражеский луч или что угодно другое – смерть. Врезались в ландшафт, который внезапно нарисовался на экране, - смерть. И так далее.
Перечислить всех врагов и всё то, что вы увидите в этой игре, не представляется возможным никаким образом. Но выше уже было сказано о том, что вас тут ожидает, - настоящая симфония ужаса. Врагов, чаще всего подвижных, но также и стационарных, а порой не врагов, а в большей степени ловушек на экране могут быть десятки. Причём в этом жутком мире, скорее всего, нет вообще ни одного живого существа – только кошмарные порождения технократии. И если сначала это будут небольшие самолётики, подобные вашему, то потом вам предстоит воевать с гигантскими металлическими дирижаблями, механическими осьминогами и прочими чудовищами, образы которых навеяны неизлечимо больным воображением неизвестного тайваньского дизайнера. Это вовсе не преувеличение – сложно вспомнить ещё какую-то подобную игру, где было бы такое разнообразие и истинная необычность вражеских сил, но при этом все они были бы исполнены в одной творческой манере.
Помимо разнообразия хотелось бы отметить также поведение врагов. Не судите по первым корабликам – от тех довольно легко даже просто уйти, благо что они пролетели мимо, постреляли и забыли. Дальше всё изменится. Вам встретятся враги, которые будут преследовать вас на протяжении двух или даже более экранов. Вам встретятся механические существа, которые, как можно предположить, пытаются действовать против вас в команде. Вам встретятся даже хитрецы (!), которые намеренно постараются уклониться от прямого боя с вами и улетят за края экрана (иногда – вверх, куда у вас нет доступа), а потом (и не обязательно мгновенно!) вдруг появятся у вас за спиной или ниже вас, с самой неожиданной стороны, и сделают роковой выстрел… С другой стороны, иногда искусственный интеллект начинает проявлять необъяснимую глупость, стреляя по одной точке и не реагируя на ваши перемещения по экрану.
Поскольку это классический «шмап», то, естественно, в конце каждого уровня вас ожидает босс, а в некоторых случаях – чудовища, которых вполне можно назвать «полубоссами». Надо сказать, что даже обычные враги здесь зачастую убиваются (в отличие от вас) вовсе не от одного выстрела, о полубоссах и боссах же этого и подавно не скажешь: на их уничтожение могут понадобиться десятки минут и несколько «жизней», которые к моменту встречи с таким существом не так просто сохранить. Но самое главное достоинство боссов – это уже упомянутый применительно к обычным врагам интеллект, только десятикратно увеличенный. Иногда они вытворяют здесь такое, что просто диву даёшься. И если соединить колоссальную мощь боссов с их хитростью и порой совершенно неожиданным внешним видом (как вам, например, гигантское демонического вида колесо в роли «царя» уровня?), то становится почти жутко.
Миры (или локации), которые вам предстоит посетить, в отличие от врагов, достаточно разнообразны: от узких коридоров какой-то базы до лавовых озёр под ярко-красными облаками небес чужой земли и загадочных подводных пещер. И всё это изобилует, помимо врагов, разными совершенно неожиданными опасностями. Например, на уровне с лавовыми озёрами из этой самой лавы (которую, если летишь ближе к небу, поначалу можно и не заметить!) могут внезапно подниматься смертоносные «столбы» её (лавы), контакт с которыми приведёт игрока к известным малоприятным последствиям. И самое ужасное – что всё это происходит чудовищно быстро, требуя от игрока великолепной реакции, практически бесконечной и непрерывной, но при этом точной стрельбы и одновременного постоянного перемещения по экрану по всем четырём направлениям, а также, как ни парадоксально, огромной сообразительности и даже интуиции, потому что опасность уж слишком часто приходит оттуда, откуда её и не ждёшь.
Всё это действо исполнено в великолепной, яркой и чёткой графике позднейшего DOS’а, где вас ожидает уйма спецэффектов – от взрывов до пузырьков в воде и зловещих всполохов на лаве. Всё это, равно как и отличная музыка и короткие, но тоже превосходно исполненные трёхмерные ролики между уровнями, только прибавляет этой великолепной игре атмосферности.
Продолжать говорить о Sideline можно ещё долго, но мы вновь откажемся от традиции. Если вам интересно посмотреть на то, во что заинтересованные олдгеймеры всего мира, по сути, получили возможность сыграть только сейчас, - вы сами сможете найти ответы на все вопросы, которые остались «за кадром» этого небольшого описания. Её нахождение – это действительно историческое событие, которое вселяет в душу одновременно радость и болезненную тревогу. Тревогу по той причине, что не даёт покоя вопрос: сколько же ещё на самом деле игр вышло в славные 1980-е и 1990-е, которые мы не то что не могли найти, а о которых до совсем недавнего времени даже не знали?..
Считаем своим долгом лишь ещё раз предупредить, что мир Sideline очень жесток, поэтому садиться за данную игру стоит лишь тем, кто обладает приличным опытом в прохождении сложнейших классических леталок, крепость пальцев кого не уступает крепости нервов. Ну, или тем, кто готов потратить большое количество времени и отточить свои навыки именно на этой игре. Шанс мал, но если выйдет, то потом практически любая леталка будет покоряться вам слёту. Дерзайте!
- Время и место:
Открытый космос
Другие планеты - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Командная игра - Перспектива:
Вид сбоку - Способ распространения:
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
Тайвань - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Shoot 'em up - Язык:
Polski
在 2023/11/18 閒魚購買到裸光碟 大陸發行版本 人民幣 100+12 忘記放在哪裡了 G1154-邊緣戰區.陸版
終於在 2024/07/16 露天市集 購買到裸光碟 邊緣戰區 台灣版本 NT $500
台灣版本為純 DOS 版 檔案很少
API4GW.INI 1,018 1996/06/25 08:17 -a--
DIGPAK.ADV 400 1996/06/25 08:17 -a--
DOS4GVM.CFG 402 1996/06/25 08:17 -a--
INSTALL.EXE 378,686 1996/06/25 08:17 -a--
IPXNET.EXE 39,158 1996/06/25 08:17 -a--
MAIN.EXE 967,515 1996/06/25 08:17 -a--
MUSIC.MPF 149,640 1996/06/25 08:17 -a--
SETUP.EXE 494,189 1996/06/25 08:17 -a--
SETVM.BAT 37 1996/06/25 08:17 -a--
SIDELINE.PKS 257,698,266 1996/06/25 08:17 -a--
SNDSETUP.DRV 285,843 1996/06/25 08:17 -a--
SNDSETUP.EXE 378,720 1996/06/25 08:17 -a--
SOUND.DPF 296,872 1996/06/25 08:17 -a--
圖文版請觀看
網站很久了沒有針對手機瀏覽改版,需要使用電腦才能看到大圖。謝謝大家~