Словосочетания «Project Overdrive» и «Вне закона» применительно к названию компьютерной игры ныне (и уже много лет как) основательно забыты, но вообще чем-то совершенно неизвестным всё-таки не являются. Те, кто в конце 1990-х серьёзно увлекался играми и игровой прессой, а сейчас ещё сохранил хорошую память, наверняка припомнит, что ходили слухи о разработке необычной и весьма технологически продвинутой отечественной (!) игры под таким названием, которая должна была стать гибридом action’а от первого лица и «криминально-кровавой» гонки. Разработкой игры занимался не абы кто, а известная компания «Бука»; в конце 2000 года даже появились первые «предобзоры» в журналах, но в начале 2001 года, формально – дабы иметь возможность «сосредоточиться на других проектах», разработка игры была почему-то приостановлена. Казалось бы, что Project Overdrive, как и, к сожалению, многим другим интересным и амбициозным играм, было суждено навсегда остаться в истории в виде названия и нескольких скриншотов неясного происхождения, а всем, кто игру ждал, оставалось лишь смириться с этим, - и ведь действительно смирились, потому как, увы, далеко не в первый и не в последний раз… Но на самом деле, как выяснилось совсем-совсем недавно, конкретно с этой игрой ситуация была несколько иной.
Оказывается, к моменту отмены игра Project Overdrive была практически полностью закончена. Демоверсии или какой-либо альфа- или бета-версии для неё не существовало – было нечто иное под названием «release candidate». То есть, по сути, полная версия игры, причём играбельная и даже проходимая до конца, но ещё очень «сырая», с возможным присутствием разных багов и недоработок. Эта версия каким-то непостижимым образом сохранилась у кого-то не то из бывших разработчиков, не то у тех, кто собирался издавать или переводить игру на Западе (сохранившаяся версия, кстати, на английском языке), не то ещё у кого-то. И в январе 2013 года этот человек по доброте душевной выложил её в Интернет для широкой общественности.
О самой по себе игре известно не так много, так как её сюжет, честно говоря, детально нигде не расписан. Можно понять, что мы играем за молодого парня, вышедшего из тюрьмы, не имеющего денег, работы и желания жить честно, а потому решившего окунуться в криминальный мир большого богатого города и не просто выжить в нём, а чего-то добиться. Наверное, будет справедливым сказать, что игра использует очень многие идеи GTA, - да, с этим никто и не спорит, вот только первая трёхмерная часть GTA, третья, была ещё в стадии едва ли не начальной разработки, когда для Project Overdrive был уже готов тот самый «release candidate»… Поэтому вопрос о том, кто же на самом деле что у кого заимствовал, внезапно становится весьма актуальным.
Вид в игре от первого лица – в то время, когда мы ходим на «своих двоих»; когда же ездим на машине – то от третьего. Игровые пространства довольно большие, но, естественно, в каждый дом мы зайти не сможем. У героя есть возможность вести диалоги с сюжетными персонажами, есть понятие инвентаря, в котором он хранит различные находимые им полезные предметы и различное оружие (в игре есть оружие как огнестрельное (пистолет, автомат и так далее), так и холодное). И, естественно, в игре можно «добыть» себе автомобиль – например, атаковать проезжающий, что заставит его остановиться, затем убить водителя и самому сесть за руль. Понятно, что в игре значителен ролевой элемент: можно выбрать группировку, к которой хотим присоединиться, и начать работать на неё, выполняя задания и зарабатывая деньги. Миссий в режиме кампании довольно много – больше двадцати. Помимо режима кампании есть ещё и режим, так сказать, «массового убийства» - для «гурманов».
Обратите внимание, что в Project Overdrive довольно много крови и насилия, хотя детально оно показывается только тогда, когда вы атакуете кого-то оружием. То есть вы легко можете очередью буквально разорвать врага на куски, отстрелить ему голову или конечности и так далее. Находясь за рулём автомобиля, вы тоже можете сбить человека, более того – «подкинуть» его в воздух, вследствие чего он улетит на большое расстояние, но от удара машины его тело не разорвётся и из него не выльется ни капли крови (возможно, для этого действия данный эффект просто не успели добавить). Project Overdrive – не Red Faction, поэтому окружение здесь отнюдь не полностью разрушаемое, но целый ряд объектов, те же автомобили, например, при желании можно «растерзать» почти полностью.
Графика в игре полностью трёхмерная и, надо сказать, очень красивая как для 2000 года, так и вообще. Несколько размытыми и однотипными получились разве что лица персонажей, но это вполне можно простить, тем более помня о том, что это не финальная версия.
Дать какую-то оценку данной игре довольно сложно – по указывавшимся выше причинам. С одной стороны, это, конечно, весьма безнравственная и ни в коем случае не подходящая для детей до где-то 11 лет вещь, где есть возможность расстреливать и давить безоружных людей, но с другой – крайне интересный образец и в каком-то смысле – почти «грааль» отечественного игростроения, его заслуженная, но не реализованная гордость и слава, игра, обладающая целым рядом интереснейших свойств и достойная серьёзного изучения. Мы могли стать первыми в создании «трёхмерного криминального action’а на колёсах» - но не стали. Впрочем, рассуждать обо всём этом сейчас уже бессмысленно. Гораздо лучше просто поблагодарить судьбу за такой подарок и, раз уж есть такая возможность, сыграть в Project Overdrive. Пусть через столько лет, пусть не в финальную версию, - но сыграть. Ведь это именно игра и ничего более.
Оказывается, к моменту отмены игра Project Overdrive была практически полностью закончена. Демоверсии или какой-либо альфа- или бета-версии для неё не существовало – было нечто иное под названием «release candidate». То есть, по сути, полная версия игры, причём играбельная и даже проходимая до конца, но ещё очень «сырая», с возможным присутствием разных багов и недоработок. Эта версия каким-то непостижимым образом сохранилась у кого-то не то из бывших разработчиков, не то у тех, кто собирался издавать или переводить игру на Западе (сохранившаяся версия, кстати, на английском языке), не то ещё у кого-то. И в январе 2013 года этот человек по доброте душевной выложил её в Интернет для широкой общественности.
О самой по себе игре известно не так много, так как её сюжет, честно говоря, детально нигде не расписан. Можно понять, что мы играем за молодого парня, вышедшего из тюрьмы, не имеющего денег, работы и желания жить честно, а потому решившего окунуться в криминальный мир большого богатого города и не просто выжить в нём, а чего-то добиться. Наверное, будет справедливым сказать, что игра использует очень многие идеи GTA, - да, с этим никто и не спорит, вот только первая трёхмерная часть GTA, третья, была ещё в стадии едва ли не начальной разработки, когда для Project Overdrive был уже готов тот самый «release candidate»… Поэтому вопрос о том, кто же на самом деле что у кого заимствовал, внезапно становится весьма актуальным.
Вид в игре от первого лица – в то время, когда мы ходим на «своих двоих»; когда же ездим на машине – то от третьего. Игровые пространства довольно большие, но, естественно, в каждый дом мы зайти не сможем. У героя есть возможность вести диалоги с сюжетными персонажами, есть понятие инвентаря, в котором он хранит различные находимые им полезные предметы и различное оружие (в игре есть оружие как огнестрельное (пистолет, автомат и так далее), так и холодное). И, естественно, в игре можно «добыть» себе автомобиль – например, атаковать проезжающий, что заставит его остановиться, затем убить водителя и самому сесть за руль. Понятно, что в игре значителен ролевой элемент: можно выбрать группировку, к которой хотим присоединиться, и начать работать на неё, выполняя задания и зарабатывая деньги. Миссий в режиме кампании довольно много – больше двадцати. Помимо режима кампании есть ещё и режим, так сказать, «массового убийства» - для «гурманов».
Обратите внимание, что в Project Overdrive довольно много крови и насилия, хотя детально оно показывается только тогда, когда вы атакуете кого-то оружием. То есть вы легко можете очередью буквально разорвать врага на куски, отстрелить ему голову или конечности и так далее. Находясь за рулём автомобиля, вы тоже можете сбить человека, более того – «подкинуть» его в воздух, вследствие чего он улетит на большое расстояние, но от удара машины его тело не разорвётся и из него не выльется ни капли крови (возможно, для этого действия данный эффект просто не успели добавить). Project Overdrive – не Red Faction, поэтому окружение здесь отнюдь не полностью разрушаемое, но целый ряд объектов, те же автомобили, например, при желании можно «растерзать» почти полностью.
Графика в игре полностью трёхмерная и, надо сказать, очень красивая как для 2000 года, так и вообще. Несколько размытыми и однотипными получились разве что лица персонажей, но это вполне можно простить, тем более помня о том, что это не финальная версия.
Дать какую-то оценку данной игре довольно сложно – по указывавшимся выше причинам. С одной стороны, это, конечно, весьма безнравственная и ни в коем случае не подходящая для детей до где-то 11 лет вещь, где есть возможность расстреливать и давить безоружных людей, но с другой – крайне интересный образец и в каком-то смысле – почти «грааль» отечественного игростроения, его заслуженная, но не реализованная гордость и слава, игра, обладающая целым рядом интереснейших свойств и достойная серьёзного изучения. Мы могли стать первыми в создании «трёхмерного криминального action’а на колёсах» - но не стали. Впрочем, рассуждать обо всём этом сейчас уже бессмысленно. Гораздо лучше просто поблагодарить судьбу за такой подарок и, раз уж есть такая возможность, сыграть в Project Overdrive. Пусть через столько лет, пусть не в финальную версию, - но сыграть. Ведь это именно игра и ничего более.
- Аудитория:
Жестокость - Время и место:
Современность - Особенность геймплея:
Freeplay - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Способ распространения:
Vaporware - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Язык:
English
Кстати, я смог вернуть освещение в игру