Эта игра практически никому не известна – ни сейчас, ни даже тогда. Она является представителем уникального «третьего мира» компьютерных игр, если за «первый» признать Северную Америку и Европу (а также примыкающую к ним Россию), а за «второй» - страны Восточной Азии. Имя этому «третьему миру» - Бразилия, огромная жаркая страна в Латинской Америке. Там тоже делают игры – да не пару и даже не пару десятков, как в почти каждой стране, а сотни и тысячи, вот только эти игры обладают в мире гораздо меньшей известностью, чем даже восточноазиатские, - даже не потому, что обычно выпускаются на португальском языке (но, согласитесь, большинство людей в мире скорее поймёт португальский текст, нежели, скажем, корейский), а потому, что они чрезвычайно редко покидают внутренний рынок и реализуются тиражом где-то за пределами родины. Наш сегодняшний «гость» - это своего рода вершина бразильского игростроения рубежа тысячелетий (а возможно – и вершина вообще): Hades 2.
Об этой игре, на самом деле, известно весьма немного. Нет сведений даже о том, что означает порядковый номер в её названии; во всяком случае, никакой информации об игре «Hades 1» даже в португалоязычном Интернете найти пока не удалось. Нет точной уверенности и в дате выхода игры: она колеблется между 1999 и 2000 годами. Наконец, как это ни парадоксально, нет даже доказательств того, продавалась ли эта игра когда-либо разработчиками хотя бы в родной Бразилии или нет (скорее всего – всё-таки да, однако не удалось найти ни одного изображения её обложек или диска). Всё, что о ней известно совершенно точно, - это то, что в 2009 году, якобы в честь десятилетия выпуска Hades 2, её разработчики – бразильская компания Espaço Informática – официально объявили её бесплатной и выложили в Интернете на своём сайте полную версию игры в виде инсталлятора для свободного скачивания. Что примечательно – игра включает в себя не только португальскую, но и английскую версию (где переведены не только текст, но и немногословная речь), а также руководство пользователя, но – уже только на португальском. Редкий пример благородства, за который хочется поклониться соседям диких обезьян низко-низко – можно даже до самой земли.
Жанр игры, в отличие от её истории, распознаётся однозначно и с первых же секунд – это старый добрый 3D-action от первого лица в самой что ни на есть футуристической обстановке и – внимание – с сюжетом, который, впрочем, умещается в одном предложении; то есть всё именно так, как и должно быть в настоящей стрелялке старой школы, от чего сердце радуется ещё до нажатия в игре первой клавиши. Забегая вперёд – так как о графике мы по традиции поговорим в конце, - стоит отметить, что игра самим фактом своего существования разрушает миф о том, будто Rebel Moon Rising была последним action’ом, использующим спрайтовые модели врагов. В «первом» мире – да, наверное. Но в Бразилии – отнюдь. Игра вышла минимум на два (а то и на три) года позже RMR, однако все её персонажи, будь то враги или NPC, - самые что ни на есть спрайтовые. Другое дело, что… Впрочем, к графике мы ещё вернёмся.
Пока же перейдём к сюжету, который, как и обещалось, уместится в одно, пусть и довольно развёрнутое, предложение. Итак, действие игры происходит в относительно недалёком будущем (а именно – в 2356 году) в космическом городе Антаурос, являющемся главной базой сил человеческой Вселенской Федерации на планете Плутон (для нас, олдгеймеров, он был и останется планетой, что бы там ни говорили на международных астрономических конгрессах), на которую внезапно вторгается армия инопланетян-грогров; задача игрока, по-видимому, сотрудника станции, состоит в том, чтобы противостоять вторжению, выполняя задания условного Командования. Всё, описание сюжета окончено. Напоследок можно лишь отметить, что выглядят грогры как человекообразные существа весьма высокого роста (намного выше двух метров), мощного телосложения и с зелёной чешуйчатой кожей (то есть, грубо говоря, рептоиды).
На выбор здесь имеется несколько уровней сложности, но необходимо сразу же сказать, что даже на лёгком будет очень тяжело, особенно «современному» игроку. Сохраняться можно в любой момент игры, но общее число сохранений не превышает десяти. Уровней достаточно, причём архитектура их порой довольно запутанная; карта местности есть, но по умолчанию игроку недоступна. Начинаем мы с одним видом оружия – самым слабым, - но затем сможем найти ещё довольно много других. Каждый вид оружия требует боеприпасов для работы, которые тоже нужно искать отдельно. Другими типами подбираемых предметов являются ключи, необходимые для открытия некоторых дверей, и аптечки. Удивительным плюсом игры является то, что даже в том случае, если у вас сейчас полный уровень здоровья, найденная аптечка всё равно может быть поднята и впоследствии, если вас ранят, автоматически восполнит вам здоровье. Но особенно радоваться не стоит: аптечки встречаются очень редко и здоровья восстанавливают мало. Отдельного внимания заслуживают окна: несмотря на их непрозрачность и кажущуюся прочность, все они могут быть разбиты (вами и не только вами), причём в некоторые критически важные для прохождения игры помещения можно попасть только путём их уничтожения.
Ваши враги не отличаются разнообразием – по большей части это высадившиеся грогры-десантники, а также их боевые роботы различных модификаций (в том числе очень мощные и опасные). Необходимо сразу же смириться с мыслью, что шансов на победу у вас не так много, другими словами – что беготня по почти захваченному небольшому городу, наводнённому оккупационной армией, ни в коей мере не будет какой-то «прогулкой по шоссе». Противостоящие вам грогры – прекрасно подготовленные, отлично владеющие различными видами оружия, вооружённые до зубов и при этом отличающиеся крайней жестокостью: они с удовольствием расстреливают немногочисленных мирных жителей и всегда ведут огонь только на поражение, а главное – отличаются довольно сильным ИИ, то есть умеют уклоняться от ваших выстрелов, быстро перемещаться и даже стрелять из укрытий. Их в городе – тысячи, целый экспедиционный корпус. Вы же – один против этой армии, в которой, напомним, отнюдь не только солдаты, каждый из которых превосходит вас как физически, так и в вооружении (как минимум на момент начала игры), но ещё и уйма враждебной техники, перед которой пехота будет казаться самой что ни на есть «мелочью» (правда, уже «потом»).
Сражения с грограми сложны не только из-за их ума и численного превосходства (они не так часто ходят в одиночестве, надо сказать), но и из-за множества аспектов самого боя. И дело не только в том, что из некоторых видов оружия (и уже в самом начале игры) героя могут убить с нескольких или даже одного выстрела, но и в том, что при попадании в него вражеской пули (или иного боеприпаса) игрока всегда «отводит» несколько в сторону, из-за чего текущая цель, в которую вы прицелились, «сбивается». Если прибавить к этому, что вам часто противостоит четыре-пять постоянно движущихся противников, нередко занимающих гораздо более выгодные, чем у вас, позиции, а зачастую ещё и появляющиеся внезапно из самых неожиданных мест (например, они могут в самый неподходящий момент буквально свалиться с потолка, пробив его), то становится понятно, какой ад (в прямом смысле слова) вас здесь ожидает. Это действительно игра только для истинных профессионалов жанра. В том числе, кстати, и потому, что она не разрешает менять клавиши управления: все они заранее установлены так, как было решено разработчиками, раз и навсегда.
Есть в игре и NPC – люди обоего пола, одетые нередко в подобие военно-морской формы. Несмотря на то, что они часто вооружены, никакой помощи вам от них не будет. Роль этих статистов сводится к тому, чтобы удирать от бегущих за ними и стреляющих в них грогров, а ваша задача – постараться спасти как можно больше таких людей на уровне. Впрочем, ключевых для прохождения игры персонажей среди них нет, спасать их вообще не обязательно (за это просто дают дополнительные очки), а некоторых выручить, кажется, невозможно в принципе. Если вам удаётся убить преследователей какого-либо человека – то он просто забегает за ближайший безопасный угол и остаётся там, а вам при попытке приблизиться говорит пару разных фраз, смысл которых сводится к тому, чтобы вы оставили его в покое.
Было обещано упомянуть о графике – значит, упомянем. Да, здесь спрайты и 2,5D, что означает наличие как минимум плоских и «давящих» потолков, но… это ведь прекрасно! Да, все эффекты, включая взрывы, выстрелы, пожары и прочее, тут тоже плоские, но – и это прекрасно! Такое впечатление, что мы вернулись в мир Дюка или Калеба, только доведённый до предела графического совершенства, но совершенства именно настоящей СТАРОЙ игры. Спрайты всех персонажей выполнены в высочайшем разрешении и с огромным уровнем детализации, на коже грогров можно рассмотреть каждую чешуйку, на вашем оружии – каждую зазубринку, а в «ролях» NPC и вовсе снимались сотрудники студии-разработчика, чьи изображения и движения потом оцифровали.
Но разве графика вообще может быть каким-либо критерием оценки именно настоящей старой игры, какой, безусловно, Hades 2 является? Ни в коей мере. И – да, вы абсолютно правы: настало время поговорить о том, что и делает игру Игрой с большой буквы, - об атмосфере. Сказать, что она здесь бесподобна, - значит просто не сказать ничего. Причём главной составляющей этой атмосферы является даже не напряжённейший игровой процесс, а звуки вкупе с ним.
Звуки Hades 2 – это то, что невозможно описать словами, но всё же необходимо. Это звуки ТОГО мира и ТОГО времени, слыша которые невольно кажется, что вернулся на много-много лет назад. Чавканье и хрюканье где-то за углом. Треск оголившейся и искрящей в результате взрыва электропроводки на стене. Дальний не то вой, не то стон – жалобный, протяжный, жуткий и притягивающий одновременно. Это может быть порыв ветра, последний всхлип погибающего человека или сигнал о том, что некое существо вышло на очередную охоту… И в центре всего этого – ваш герой, а точнее – вы. В гордом одиночестве, стоя спрятавшись за углом стены и плотно уткнувшись в неё, медленно надавливая на клавишу шага в сторону, чтобы выгадать момент, когда, увидев дверной проём, вы произведете контрольный выстрел и успеете сделать это раньше, чем безжалостный инопланетный убийца, который притаился за противоположным углом и, возможно, выполняет сейчас те же самые действия. Вы не видите и даже не слышите его, но вы его чувствуете. Вы знаете, что он там. И он – действительно там. Он – ждёт. Либо он, либо вы. Третьего не дано.
На современных операционных системах эта игра работает – в большинстве своём – вполне нормально. Где-то могут быть неполадки с изображением, где-то – как ни парадоксально – она может даже подтормаживать, но в целом, повторим, никаких проблем нет. Если прибавить к этому то, что скачать её из Сети можно не только довольно легко по сегодняшним меркам (размер архива – меньше 250 Мб), но и совершенно законно, то мы получаем самое настоящее счастье, ознакомиться с которым нам ничто не может помешать. Доступность Hades 2, которая стала явью больше двух лет назад, прошла совершенно незамеченной для большинства ценителей старых игр, будучи между тем одним из важнейших событий олдгеймерской жизни последних лет. Да, игра действительно очень сложная, жестокая, мрачная внешне, не прощающая игроку ошибок и созданная, кажется, фанатами «олдскула» для таких же фанатов: не для «вечернего расслабления», а именно для целенаправленного прохождения и освоения, для доведения своих навыков в ней до уровня настоящего мастера, чтобы было потом чем хвастаться. Это – действительно последний спрайтовый action. Последний – и самый красивый и самый сложный из них одновременно. Если только вы помните те святые бессонные ночи, когда уничтожали толпами культистов и свинокопов, помните то волнение, когда стояли перед дверью, за которой вас формально ждёт неминуемая смерть, но куда вы всё равно решились войти, если вы помните, как сквозь брызги крови инопланетной мрази пробивались через железные страшные коридоры, доказывая делом, а не словом, что пришли сюда убивать, а не умирать, - то не пропускайте эту игру. Ни в коем случае. Другого такого шанса больше не будет. Никогда.
Плюсы:
- Едва ли не физически ощущаемая атмосфера action'ов 90-х годов;
- По-настоящему сложный игровой процесс (для корифеев жанра);
- Роскошная графика - для ценителей спрайтовых action'ов;
- Ряд интересных находок авторов.
Минусы:
- Отсутствие реальной помощи от NPC, которые только мешают;
- Невозможность поменять управление;
- "Устаревшая" для года выхода графика (недостаток только для "эстетов");
- Очень высокая сложность игры (недостаток только для новичков и слабых игроков).
Об этой игре, на самом деле, известно весьма немного. Нет сведений даже о том, что означает порядковый номер в её названии; во всяком случае, никакой информации об игре «Hades 1» даже в португалоязычном Интернете найти пока не удалось. Нет точной уверенности и в дате выхода игры: она колеблется между 1999 и 2000 годами. Наконец, как это ни парадоксально, нет даже доказательств того, продавалась ли эта игра когда-либо разработчиками хотя бы в родной Бразилии или нет (скорее всего – всё-таки да, однако не удалось найти ни одного изображения её обложек или диска). Всё, что о ней известно совершенно точно, - это то, что в 2009 году, якобы в честь десятилетия выпуска Hades 2, её разработчики – бразильская компания Espaço Informática – официально объявили её бесплатной и выложили в Интернете на своём сайте полную версию игры в виде инсталлятора для свободного скачивания. Что примечательно – игра включает в себя не только португальскую, но и английскую версию (где переведены не только текст, но и немногословная речь), а также руководство пользователя, но – уже только на португальском. Редкий пример благородства, за который хочется поклониться соседям диких обезьян низко-низко – можно даже до самой земли.
Жанр игры, в отличие от её истории, распознаётся однозначно и с первых же секунд – это старый добрый 3D-action от первого лица в самой что ни на есть футуристической обстановке и – внимание – с сюжетом, который, впрочем, умещается в одном предложении; то есть всё именно так, как и должно быть в настоящей стрелялке старой школы, от чего сердце радуется ещё до нажатия в игре первой клавиши. Забегая вперёд – так как о графике мы по традиции поговорим в конце, - стоит отметить, что игра самим фактом своего существования разрушает миф о том, будто Rebel Moon Rising была последним action’ом, использующим спрайтовые модели врагов. В «первом» мире – да, наверное. Но в Бразилии – отнюдь. Игра вышла минимум на два (а то и на три) года позже RMR, однако все её персонажи, будь то враги или NPC, - самые что ни на есть спрайтовые. Другое дело, что… Впрочем, к графике мы ещё вернёмся.
Пока же перейдём к сюжету, который, как и обещалось, уместится в одно, пусть и довольно развёрнутое, предложение. Итак, действие игры происходит в относительно недалёком будущем (а именно – в 2356 году) в космическом городе Антаурос, являющемся главной базой сил человеческой Вселенской Федерации на планете Плутон (для нас, олдгеймеров, он был и останется планетой, что бы там ни говорили на международных астрономических конгрессах), на которую внезапно вторгается армия инопланетян-грогров; задача игрока, по-видимому, сотрудника станции, состоит в том, чтобы противостоять вторжению, выполняя задания условного Командования. Всё, описание сюжета окончено. Напоследок можно лишь отметить, что выглядят грогры как человекообразные существа весьма высокого роста (намного выше двух метров), мощного телосложения и с зелёной чешуйчатой кожей (то есть, грубо говоря, рептоиды).
На выбор здесь имеется несколько уровней сложности, но необходимо сразу же сказать, что даже на лёгком будет очень тяжело, особенно «современному» игроку. Сохраняться можно в любой момент игры, но общее число сохранений не превышает десяти. Уровней достаточно, причём архитектура их порой довольно запутанная; карта местности есть, но по умолчанию игроку недоступна. Начинаем мы с одним видом оружия – самым слабым, - но затем сможем найти ещё довольно много других. Каждый вид оружия требует боеприпасов для работы, которые тоже нужно искать отдельно. Другими типами подбираемых предметов являются ключи, необходимые для открытия некоторых дверей, и аптечки. Удивительным плюсом игры является то, что даже в том случае, если у вас сейчас полный уровень здоровья, найденная аптечка всё равно может быть поднята и впоследствии, если вас ранят, автоматически восполнит вам здоровье. Но особенно радоваться не стоит: аптечки встречаются очень редко и здоровья восстанавливают мало. Отдельного внимания заслуживают окна: несмотря на их непрозрачность и кажущуюся прочность, все они могут быть разбиты (вами и не только вами), причём в некоторые критически важные для прохождения игры помещения можно попасть только путём их уничтожения.
Ваши враги не отличаются разнообразием – по большей части это высадившиеся грогры-десантники, а также их боевые роботы различных модификаций (в том числе очень мощные и опасные). Необходимо сразу же смириться с мыслью, что шансов на победу у вас не так много, другими словами – что беготня по почти захваченному небольшому городу, наводнённому оккупационной армией, ни в коей мере не будет какой-то «прогулкой по шоссе». Противостоящие вам грогры – прекрасно подготовленные, отлично владеющие различными видами оружия, вооружённые до зубов и при этом отличающиеся крайней жестокостью: они с удовольствием расстреливают немногочисленных мирных жителей и всегда ведут огонь только на поражение, а главное – отличаются довольно сильным ИИ, то есть умеют уклоняться от ваших выстрелов, быстро перемещаться и даже стрелять из укрытий. Их в городе – тысячи, целый экспедиционный корпус. Вы же – один против этой армии, в которой, напомним, отнюдь не только солдаты, каждый из которых превосходит вас как физически, так и в вооружении (как минимум на момент начала игры), но ещё и уйма враждебной техники, перед которой пехота будет казаться самой что ни на есть «мелочью» (правда, уже «потом»).
Сражения с грограми сложны не только из-за их ума и численного превосходства (они не так часто ходят в одиночестве, надо сказать), но и из-за множества аспектов самого боя. И дело не только в том, что из некоторых видов оружия (и уже в самом начале игры) героя могут убить с нескольких или даже одного выстрела, но и в том, что при попадании в него вражеской пули (или иного боеприпаса) игрока всегда «отводит» несколько в сторону, из-за чего текущая цель, в которую вы прицелились, «сбивается». Если прибавить к этому, что вам часто противостоит четыре-пять постоянно движущихся противников, нередко занимающих гораздо более выгодные, чем у вас, позиции, а зачастую ещё и появляющиеся внезапно из самых неожиданных мест (например, они могут в самый неподходящий момент буквально свалиться с потолка, пробив его), то становится понятно, какой ад (в прямом смысле слова) вас здесь ожидает. Это действительно игра только для истинных профессионалов жанра. В том числе, кстати, и потому, что она не разрешает менять клавиши управления: все они заранее установлены так, как было решено разработчиками, раз и навсегда.
Есть в игре и NPC – люди обоего пола, одетые нередко в подобие военно-морской формы. Несмотря на то, что они часто вооружены, никакой помощи вам от них не будет. Роль этих статистов сводится к тому, чтобы удирать от бегущих за ними и стреляющих в них грогров, а ваша задача – постараться спасти как можно больше таких людей на уровне. Впрочем, ключевых для прохождения игры персонажей среди них нет, спасать их вообще не обязательно (за это просто дают дополнительные очки), а некоторых выручить, кажется, невозможно в принципе. Если вам удаётся убить преследователей какого-либо человека – то он просто забегает за ближайший безопасный угол и остаётся там, а вам при попытке приблизиться говорит пару разных фраз, смысл которых сводится к тому, чтобы вы оставили его в покое.
Было обещано упомянуть о графике – значит, упомянем. Да, здесь спрайты и 2,5D, что означает наличие как минимум плоских и «давящих» потолков, но… это ведь прекрасно! Да, все эффекты, включая взрывы, выстрелы, пожары и прочее, тут тоже плоские, но – и это прекрасно! Такое впечатление, что мы вернулись в мир Дюка или Калеба, только доведённый до предела графического совершенства, но совершенства именно настоящей СТАРОЙ игры. Спрайты всех персонажей выполнены в высочайшем разрешении и с огромным уровнем детализации, на коже грогров можно рассмотреть каждую чешуйку, на вашем оружии – каждую зазубринку, а в «ролях» NPC и вовсе снимались сотрудники студии-разработчика, чьи изображения и движения потом оцифровали.
Но разве графика вообще может быть каким-либо критерием оценки именно настоящей старой игры, какой, безусловно, Hades 2 является? Ни в коей мере. И – да, вы абсолютно правы: настало время поговорить о том, что и делает игру Игрой с большой буквы, - об атмосфере. Сказать, что она здесь бесподобна, - значит просто не сказать ничего. Причём главной составляющей этой атмосферы является даже не напряжённейший игровой процесс, а звуки вкупе с ним.
Звуки Hades 2 – это то, что невозможно описать словами, но всё же необходимо. Это звуки ТОГО мира и ТОГО времени, слыша которые невольно кажется, что вернулся на много-много лет назад. Чавканье и хрюканье где-то за углом. Треск оголившейся и искрящей в результате взрыва электропроводки на стене. Дальний не то вой, не то стон – жалобный, протяжный, жуткий и притягивающий одновременно. Это может быть порыв ветра, последний всхлип погибающего человека или сигнал о том, что некое существо вышло на очередную охоту… И в центре всего этого – ваш герой, а точнее – вы. В гордом одиночестве, стоя спрятавшись за углом стены и плотно уткнувшись в неё, медленно надавливая на клавишу шага в сторону, чтобы выгадать момент, когда, увидев дверной проём, вы произведете контрольный выстрел и успеете сделать это раньше, чем безжалостный инопланетный убийца, который притаился за противоположным углом и, возможно, выполняет сейчас те же самые действия. Вы не видите и даже не слышите его, но вы его чувствуете. Вы знаете, что он там. И он – действительно там. Он – ждёт. Либо он, либо вы. Третьего не дано.
На современных операционных системах эта игра работает – в большинстве своём – вполне нормально. Где-то могут быть неполадки с изображением, где-то – как ни парадоксально – она может даже подтормаживать, но в целом, повторим, никаких проблем нет. Если прибавить к этому то, что скачать её из Сети можно не только довольно легко по сегодняшним меркам (размер архива – меньше 250 Мб), но и совершенно законно, то мы получаем самое настоящее счастье, ознакомиться с которым нам ничто не может помешать. Доступность Hades 2, которая стала явью больше двух лет назад, прошла совершенно незамеченной для большинства ценителей старых игр, будучи между тем одним из важнейших событий олдгеймерской жизни последних лет. Да, игра действительно очень сложная, жестокая, мрачная внешне, не прощающая игроку ошибок и созданная, кажется, фанатами «олдскула» для таких же фанатов: не для «вечернего расслабления», а именно для целенаправленного прохождения и освоения, для доведения своих навыков в ней до уровня настоящего мастера, чтобы было потом чем хвастаться. Это – действительно последний спрайтовый action. Последний – и самый красивый и самый сложный из них одновременно. Если только вы помните те святые бессонные ночи, когда уничтожали толпами культистов и свинокопов, помните то волнение, когда стояли перед дверью, за которой вас формально ждёт неминуемая смерть, но куда вы всё равно решились войти, если вы помните, как сквозь брызги крови инопланетной мрази пробивались через железные страшные коридоры, доказывая делом, а не словом, что пришли сюда убивать, а не умирать, - то не пропускайте эту игру. Ни в коем случае. Другого такого шанса больше не будет. Никогда.
Плюсы:
- Едва ли не физически ощущаемая атмосфера action'ов 90-х годов;
- По-настоящему сложный игровой процесс (для корифеев жанра);
- Роскошная графика - для ценителей спрайтовых action'ов;
- Ряд интересных находок авторов.
Минусы:
- Отсутствие реальной помощи от NPC, которые только мешают;
- Невозможность поменять управление;
- "Устаревшая" для года выхода графика (недостаток только для "эстетов");
- Очень высокая сложность игры (недостаток только для новичков и слабых игроков).
- Игровой движок:
3D Game Studio - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Бразилия - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Язык:
Português