Tir Na Nog

Arabesque
Tir Na Nog
Жанр: Adventure
Разработчик: Gargoyle Games
Издатель: Gargoyle Games
Год выхода: 1984
Платформа: ZX Spectrum
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.83 из 10
  • 2
  • 2
  • 9
Продолжение игры Dun Darach и первая часть запланированной, но так и не реализованной трилогии от Gargoyle Software, Tir Na Nog - едва ли не единственная старая игра, основанная на кельтской мифологии (не "сделанная в кельтском антураже", а именно основанная на реальных кельтских легендах).

Её сюжет построен на одной из частей саги о легендарном герое Кухулине (за которого, кстати, вам и предстоит играть!): он должен восстановить из четырёх кусков разрушенную (предположительно - фоморами, главными врагами людей) печать Салума, дабы вернуть процветание мистической расе сидов (если кто-то знаком с мифами - то помнит, что к этой расе принадлежала его возлюбленная). Правда, в отличие от мифов, в данной игре Кухулин показан вовсе не героем с необычной внешностью, а едва ли не похожим на неандертальца...

У игры есть две важнейших особенности. Первая - это перемещение. Вид сбоку, но для того, чтобы двигаться в том или ином направлении из какой-то точки, вам сначала нужно вращать виртуальную камеру для достижения нужного угла обзора и только потом отдавать приказ герою идти куда-то, так как ходить по экрану он может лишь налево и направо.

То есть если вы увидели дорогу "сбоку" от героя - то надо сначала развернуть его так, чтобы он стал лицом к ней (находясь при этом лицом или спиной к вам - в зависимости от того, с какого боку встретилась развилка), затем снова развернуть камеру, чтобы увидеть его сбоку, и уже потом вести его по ней. Реализовано управление обзором с помощью всего лишь двух кнопок, то есть привыкнуть к нему через какое-то время можно, но вот прохождение лабиринтов (а они в игре будут) такой подход затрудняет порядочно.

Вторая - это загадки. Игра по большей части adventure, поэтому для её успешного прохождения необходимо читать текстовые сообщения, в которых содержатся "подсказки" по прохождению, искать квестовые предметы и ключи к запертым дверям. Трудность заключается в том, что, во-первых, все загадки в игре написаны трудночитаемым, пусть и очень красивым "псевдокельтским" шрифтом, а во-вторых - что все они сформулированы очень образным языком, едва ли не настоящим языком кельтской поэзии, поэтому понять, о чём же идёт речь, будет порой весьма трудно.

Но Tir Na Nog - это не только adventure, но и самый настоящий старинный аркадный action, бои в котором ничуть не менее важны, трудны и интересны, чем загадки. Герой способен драться и голыми руками, но будет лучше, если вы найдёте и возьмёте какое-либо оружие: топор (благо что найти его совсем просто), меч, булаву и так далее, причём враги в игре довольно сильно отличаются друг от друга, так что любимая некоторыми забава "какое оружие для какого монстра лучше" здесь тоже есть.

В случае смерти героя его переносят в начальную локацию, но вот все найденные предметы и оружие отбирают. Поскольку вооружение в игре - всё-таки дефицит, то рекомендуется сохраняться как можно чаще, поскольку найти второй раз то, что было сравнительно легко найдено или добыто в первый, будет очень сложно или даже невозможно.

С точки зрения графики игра может показаться довольно "малоцветной" и даже условной, но на самом деле здесь есть и чёткость прорисовки, и очень красивые фоны (замки, горы, леса...), и неплохая анимация движений героя и внешнего вида враждебных существ, хотя общая цветовая гамма действительно однотипна, - нужно лишь хорошо присмотреться. Кроме того, графика для подобной игры - ни в коем случае не главное. Главное - это удивительная, поистине "густая" атмосфера кельтского волшебства, такого желаемого и так (до недавнего времени) недостающего даже в старых играх, которая здесь присутствует в полной мере. Всем ценителям настоящей, пусть и забытой классики - играть обязательно.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
На эту игру потратил кучу времени, но без гайда как водится так и не понял в чём соль, помню есть еще одна игра очень похожая на эту, ......вспомнил пока писал "Dandarch" или "Dundarch", движок у них аналогичный и она была как то поживее и населеннее Тир На Нога
Scorpion ZS 256
@kreol, а как Calum стал Салумом? Калум же всегда был.
А кто же его знает? Вполне возможно, что просто случайная опечатка.
Я в своё время прошел игру целиком. Загадки там вообще периодически написаны прям на ogham, все эти палочки и всё такое имеет смысл, читал со словарем. К сожалению, в игре имеется косяк (неверный свиток на огаме), поэтому без walkthrough нормальным образом догадаться, где копать, по-моему невозможно (правда торк вроде откапывать необязательно, потому что всё равно котел через Nathair'а не пронесешь, но я уже не помню конкретики). Есть дисковая версия, где баги исправлены и расширена концовка на основе amstrad-версии (вроде бы, в общем на vtrdos.ru лежит). Для своего времени игра - что-то невероятное, мультипликационные заставки, облака плывут по небу, 3D-карта (своеобразное тут 3D, конечно). Почему Кухулин так выглядит - это проблемы Кухулина (в игре мы играем за тенью души Кухулина, так что я лично предполагаю, что у него душа такая, да и сына убил - с чего бы его душе быть красивой), а вот сиды точно такие страшные, потому что такие последствия разбитой печати.

PS: @kreol, а как Calum стал Салумом? Калум же всегда был.
В детстве играл, но в том возрасте разобраться было невозможно. Папа тоже много часов на неё потратил, но так же толком не разобрался. Без solution, или как минимум manual пройти её невозможно, я считаю. Но зато она берёт своей атмосферой! И как во многие другие игры, в эту я любил играть ради пейзажей, и ожидания увидеть что-то новое, чего не встречал раньше.
Игра определенно шедевр, по своей сложности, по прорисовке деталей, по масштабности. Может быть даже когда-нибудь наберусь терпения и пройду.
Играл в эту игру в детстве. Даже не знаю чем она меня цепляла, возможно своей необычностью. Толком не мог понять что нужно делать. Пытался даже рисовать карту, что было дело совсем не банальное. Карту мерял шагами ГГ. Вобщем далеко это дело у меня не зашло, и я бросил эту затею. И вот буквально этой зимой чёт вдруг вспомнилась эта игра, и я посмотрел на ютубе лонгплей... Одно могу сказать точно, я бы в жизнь её без спойлера и готовой карты не прошел бы ни в коем случае. Даже боюсь представить, сколько надо было потратить времени на изучение этого совсем не маленького лабиринта, и разобраться с применением всех предметов. Игра реальный олдскульный хардкор. Только для самых харкорных любителей адвенчур и квестов.