Call of Cthulhu: Shadow of the Comet

Call of Cthulhu: Shadow of the Comet
Жанр: Quest
Разработчик: Infogrames
Издатель: Infogrames
Год выхода: 1993
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.11 из 10
  • 19
  • 18
  • 85
Мистики много не бывает. Даже в золотые годы приключенческих игр, конце 80-х — начале 90-х, гениальные девелоперы вроде LucasArts и Sierra не особо баловали нас поделками ужасного жанра. Хотя почему так? Ведь квэст (или адвенча) плотно переплетён с жанром детектива и наукой криминалистикой. Тот же пиксельхантинг есть не что иное, как поиск тщательно припрятанных улик, а цель большинства игр – это распутывание коварного преступления варьирующихся масштабов. Horror же перекликается с детективом и добавляет соответствующую названию атмосферу. Shadow of the Comet педантично следует классическому определению жанра.

Работа журналиста бывает и опасна и трудна, особенно если цель его репортажа находится в горячей точке. Однако в нашем случае протагонист не лезет в пекло, на рожон или в пасть к крокодилу. Джон Паркер всего лишь следует за кометой Галлея, которая в 1910-ом году должна вновь пройти рядом с Землёй. Пара дней пути на пароходе - и британский репортёр уже ступает на берега североамериканского континента. Цель его поездки находится в маленьком рыбацком городке Иллсмут.

Shadow of the Comet относится к тем немногим квестам, где нашу свободу не ограничивают, пока мы не найдём ключ вон от той двери, – весь Иллсмут доступен с самого начала для нашего исследования, чем игра напоминает первую пробу пера от Revolution Software - Lure of the Temptress. Сказать, что игра имеет под собой некую литературную основу, недостаточно. Хотя корни SotC действительно уходят к нескольким рассказам Лавкрафта, на самом деле она самобытна и не берёт сюжет уже опубликованных рассказов.

Город встречает небольшим причалом MCGA-расцветки, кружащими по воздуху чайками и конным экипажем, готовым отправиться к дому доктора Коббла, любезно согласившегося предоставить комнату на время визита. Где-то здесь лорд Болескин проводил свои изыскания 76 лет назад, во время предыдущего посещения кометой нашей планеты. Наш репортёр прочёсывает городские архивы, закупается фотопластинами в сельпо и смазывает свою камеру-обскуру, явно не представляя, с каким космическим ужасом ему предстоит столкнуться. В первую же ночь (события игры происходят в дневное и ночное время) герою предстоит побегать по болотистым зарослям и получить предынфарктное состояние в ещё вполне молодом возрасте.

В SotC horror c gore'м (с ним самым) следуют по пятам всё время. Смерть, говорите, с косой? Тут таких нет. Зато есть десятки других способов оборвать жизнь лондонского фотографа. По уровню смертности игра близка к классическим текстовым адвенчурам от Infocom, циничный Dreamweb занимает в моём личном рейтинге гуманности более высокую позицию, нежели Shadow. Можно преставиться, не заметив дыру в полу, можно пасть от укуса ядовитого паука или кого пострашнее, а можно и просто не успеть за тикающим таймером головоломки.

Паззлов в традиционном понимании немного, но не потому, что кто-то был обделён фантазией, а потому, что все загадки имеют непосредственное отношению к развитию сюжета, а не выскакивают, как двое из ларца... Найти нужное место на карте, руководствуясь записками в дневнике, собрать фотоаппарат, даже дикая на первый взгляд задачка с выбором необходимых реагентов для проявления своих снимков оказывается вполне логичной, стоит лишь узнать, что именно использовали люди в начале века. Усвоенная информация заносится в дневник, к которому можно обратиться в любой момент игрового времени, зачастую помощь в решении той или иной проблемы можно отыскать именно в нём. Большинство головоломок сводится к работе с инвентарём, что может быть весьма загадочно само по себе. Несмотря на год релиза (1993) и факт того, что мастодонты квестостроя вроде Sierra используют манипулятор с шариком внутри с момента релиза King's Quest IV, оригинальная версия SotC воспринимала только клавиатуры. Но в переиздании на круглом носителе это было исправлено.

В то время релизы одной игры на дискетах и компакт-диске могли разительно отличаться содержимым. CD-версия SotC полностью озвучена, добавлены поддержка мыши (слегка резвая) и новый intro-ролик. Ещё в комплект включен «Музей Лавкрафта», сделанный на движке игры. А в дискетной ничего этого нет.

«Тень Кометы» выделяется из кучки первых адвенчур качеством своей озвучки и хорошо подобранными актёрами. Шипению и шумам, присущим многим talkie-играм начала девяностых, на дорожках компакт-диска места не нашлось. Паркер говорит с выраженным британским акцентом, голос архивариуса преисполнен таинственности, а как они говорят на языке Древних! Нарекания вызывают лишь невыразительная дочь городского врача и Алистер Болескин revisited.

Герои игры в своей массе не играют эпизодические роли, а живут на протяжении всей истории, раскрываясь Паркеру с каждым днём: миссис Пикотт, старая карга, поборница морали, на самом деле готовая отдать Библию за блестящую безделушку, учит свою племянницу нормам пуританства, или сержант Бэггс, высокомерный полицейский, думающий, будто он действительно имеет контроль над Иллсмутом. Герою нужно тщательно выбирать, кому следует доверять и насколько, ведь внезапное появление человека извне не входит в чьи-то планы.

Главное в Shadow of the Comet - это лавкрафтовская атмосфера, искусно воссозданная киберзодчими из Interplay. Место, в котором что-то не так, откровения, заставляющие сердце замирать от страха, но также докапываться до истины. На протяжении игры темп повествования поменяется не раз, то давая Паркеру отдохнуть от погонь и кошмарных видений, то, наоборот, заставляя думать и действовать быстро, аккуратно следя за своими шагами.

P.S.: По доброй традиции разработчики не оставили игру без багов. Будьте осторожны и не стесняйтесь нажимать кнопку «саве».
Автор обзора: Virgil
Alone in the Dark, Killing Time
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Забыл вчера добавить: с точки зрения астрономии тут всё совершенно неверно изображается. Комета при встрече с Землёй якобы проносится по небу за считанные секунды, аки метеор :facepalm: И если "новые созвездия" и необходимость проводить наблюдения за кометой Галлея именно в определённой точке земного шара ещё как-то оправданы "мистическим" сюжетом, то такое её поведение - никак.
Ровно двадцать лет назад проходил дискетную версию - сегодня решил пройти CD-шную. Увы, она практически лишена преимуществ, если не считать нового (и действительно очень живописного) вступительного ролика, - старый, если что, тоже на месте. Добавлена долгожданная поддержка мыши, хотя пользоваться ею не намного удобнее, чем клавиатурой. Ну и, конечно, озвучка - хотя, как по мне, без неё было даже лучше! С ней нужно очень тонко настраивать скорость циклов в эмуляторе, иначе субтитры сильно отстают, а нажатие клавиши для перехода к следующей реплике пропускает сразу целые части беседы, что очень раздражает. В дискетной версии такого нет. Никаких новых персонажей или загадок в CD не добавлено - разве что парочка фоновых анимаций.

Сама игра скорее радует, хотя недостатков у неё тоже хватает. В "плюсах" - симпатичная картинка и не менее добротные музыкальное и звуковое сопровождение, в меру захватывающий сюжет (хотя я совсем не любитель Лавкрафта и "ужастиков") и весьма приличная продолжительность. В "минусах" - на редкость неудобное управление, местами топорная анимация (главный герой перемещается исключительно под прямыми углами - это надо видеть) и чрезмерная сложность (связанная с нелогичностью многих действий и практически полностью открытым с самого начала миром, где запросто можно и заблудиться, несмотря на скорое появление карты).

@Virgil, описание у тебя отличное, но я всё же попридираюсь :)

Virgil
Джон Паркер всего лишь следует за кометой Галлея, которая в 1910-ом году должна вновь пройти рядом с Землёй.
Ну, строго говоря, он следует за исследованиями лорда Болескина - хочет доказать читателям научного журнала и его редактору, что за 76 лет до этого лорд и правда что-то такое видел, а не просто с ума сошёл. Мы же не астроном, а репортёр.

Virgil
Пара дней пути на пароходе - и британский репортёр уже ступает на берега североамериканского континента.
Никак не "пара дней"! Ещё спустя 28 лет, в "Murder on the Atlantic", переход через Атлантику будет занимать полных четыре дня.
В 1910-м, причём из Лондона в Иллсмут - явно больше.

Virgil
смазывает свою камеру-обскуру
Не обскуру, обычную фотокамеру.

Virgil
По уровню смертности игра близка к классическим текстовым адвенчурам от Infocom, циничный Dreamweb занимает в моём личном рейтинге гуманности более высокую позицию, нежели Shadow. Можно преставиться, не заметив дыру в полу, можно пасть от укуса ядовитого паука или кого пострашнее, а можно и просто не успеть за тикающим таймером головоломки.
Всё верно, так и есть! И это весьма удручает...

Virgil
Паззлов в традиционном понимании немного, но не потому, что кто-то был обделён фантазией, а потому, что все загадки имеют непосредственное отношению к развитию сюжета, а не выскакивают, как двое из ларца... Найти нужное место на карте, руководствуясь записками в дневнике, собрать фотоаппарат, даже дикая на первый взгляд задачка с выбором необходимых реагентов для проявления своих снимков оказывается вполне логичной, стоит лишь узнать, что именно использовали люди в начале века.
Справделивости ради следует заметить, что несколько "искусственных" головоломок тоже будет - от сбора картинки из перепутанных кусочков в стиле "пятнашек" до лабиринта с нажимающимися плитами.

Virgil
Ещё в комплект включен «Музей Лавкрафта», сделанный на движке игры.
Да, это ещё одно дополнение CD-версии - но оно заинтересует скорее исключительно поклонников Лавкрафта.

Virgil
а как они говорят на языке Древних
Не слишком понятно :(

Virgil
Нарекания вызывают лишь невыразительная дочь городского врача
Зато она очень симпатичная!!!

Virgil
атмосфера, искусно воссозданная киберзодчими из Interplay
Это, видимо, описка, - Interplay тут совсем не причём.

co6a4enok
здесь у героев даже нет лиц
Отчего же - у многих персонажей есть увеличенные и весьма симпатичные изображения, появляющиеся при их репликах.
С трудом заставил себя начать играть. Графика совсем не впечатлила. Спрайты персонажей и фоны локаций прорисованы, мягко говоря, совсем не впечатляюще. Это 1993 год, уже вышли Indiana Jones and the Fate of Atlantis, Sherlock Holmes: The Case of the Serrated Scalpel, а здесь у героев даже нет лиц, а помещения прорисованы в виде примитивной перспективы а-ля рисованные квесты из 80-х. Да что уж там, графика в Mean Streets 1989 года выглядит куда посимпатичнее. Ну ладно, к графике привык, к музыке так и не смог. На протяжении всей игры фоном идет практически одна и та же мелодия, которая очень скоро начинает разрушать твой мозг, если её не отключить в настройках. Головоломки стандартны для такого вида квестов и сводятся в основном к довольно нудному поиску и применению предметов, перемежаясь с редкими паззлами различной степени примитивности, вишенка на торте - замок в виде пятнашек к двери пещеры, где живет монстр. Ну и по сюжету, который, по идее, и должен был тянуть всю игру своей лавкрафтовской мистической атмосферой. По мне - не потянул. Все тайны уже открываются где-то к середине игры. Ну а полеты на крыльях, превращения в птицу, вызовы призраков с помощью волшебного кольца, которые в самый ответственный момент спасают тебя под лирическое глиссандо на арфе... в моем понимании к мистике Лавкрафта вообще не имеют никакого отношения.
На скриншотах замечены Винсент Прайс и Николсон. Погуглил, пишут, что персонажи игры действительно нарисованы по фотографиям киноактёров.
Хороший квест. Единственные реальные минусы, кроме устаревшей и нечёткой графики, очень неудобное и не всегда чётко срабатывающее управление, и не всегда логичные загадки - иногда их приходится решать перебором. Например, пень и перо.