Образовательные игры обычно либо скучные, либо слишком примитивные. Дети от них воротят нос в сторону больших игр, как только сообразят что к чему, и не полагаются на выбор взрослых. Исключения, вроде Oregon Trail (кстати, древнейшее ископаемое), составляют малую толику, остальную же часть - то, что, по мнению команды маркетологов, должно заинтересовать дѣтей: считаем до десяти с Марио, русский язык со смешариками, псалтырь с Машей и медведями. И если тем же кинолицензиям выделяются какие-то средства, то цветы жизни поливают тем, на что наскребли по сусекам...
Но Where in the World is Carmen Sandiego? ставку делает не на доступность для детей, хотя она не запредельно сложна, и не на обучающий фактор, хотя он присутствует, а на удачную механику, комбинирующую эти и другие вещи, которую в мало изменённом виде пронесли почти через 30 лет. Много ли можно назвать игр с оригинальным идеями, переживших столько реинкарнаций?
Можно описать WitWiCS? (я ограничусь просто CS, окей?) как частично настольную игру с детективными элементами. Мир криминала во главе с Кармен Сандиего сильно охоч до ценных артефактов, которые лежат-пылятся на полках музеев по всему миру. Каждую неделю что-нибудь да и пропадёт: то меч императора свистнут в Японии, то памятный кокос утянут где-то в Океании. Разнарядка на поимку злоумышленника поступает прямиком в Интерпол, а оттуда - прямиком к вам в руки.
Но к тому моменту его и след простыл, и для начала нужно понять, куда он направился, и здесь в распоряжении оказывается весь глобус. Ну, почти — в игре всего 30 городов. Прибыв на место преступления с блокнотом на изготовку, по протоколу следует допросить очевидцев о подозрительных личностях. Посетив банк, можно выведать, какую валюту они обменивали, в библиотеке — какие книги изучали, в гавани — на судне под каким флагом уплыли, на бирже — покупкой чего интересовались. Но всех этих фактов - а выбираются они случайно, как и порядок их предоставления, так и набор каждый раз, - может и не хватить, если у следователя имеются белые пятна в географических познаниях. Конечно, википедия, гугл или, на худой конец, атлас мира являются подспорьем и читом одновременно в такой проверке знаний, но постоянное применение справочных материалов вряд ли принесёт удовольствие от игры.
Второй элемент — это получение сведений о самих преступниках, собирая по крупицам приметы из свидетельств очевидцев и вводя их в поисковой терминал Интерпола. Набросав достаточно детальный «портрет» и сократив список подозреваемых до одного, шеф выдаёт ордер на его или её арест. Лишней нервотрёпки добавляет то, что каждый «квест» в CS ограничен по времени, и нужно сделать несколько перелётов по горячим следам, чтобы настигнуть беглых расхитителей музеев и других учреждений культуры. Часики тикают и при остальных занятиях: опросах очевидцев, визитах в вычислительный центр Интерпола, а ещё персонажу нужно крепко спать, и 8 часов в день отведено под это.
Конечно, не всё обязательно трудно — из каждого города рейсы отправляются только в 3-4 пункта назначения, которые показаны на карте, и догадаться, что, скажем, в Южной Америке и Японии не пользуются франками, можно методом исключения. Здесь сложность падает в руки генератора случайных чисел, который может спросить, и где живут китайцы, и какая страна известна своим козоводством. Но эта случайность и обеспечивает игру практически легендарной реиграбельностью.
Отправляя на нары вороватых товарищей, Интерпол будет повышать игрока в звании и понемногу усложнять ваши задания, пока, наконец, ему не доведётся поохотиться на главаря всей этой преступной организации, Кармен Сандиего — роковую даму в красном плаще.
Сказать, что всё вышеперечисленное обеспечило популярность и безбедное существование, — не сказать ничего. Помимо нескольких переизданий были и вариации на тему путешествий во времени, космоса и даже Северной Дакоты (как утверждается, одного из американских штатов). В будущем они обрастали новыми элементами и дополнялись большим числом городов, подозреваемых и подсказок, но базовая идея оставалось всё той же. Более того, одна из последних реинкарнаций доступна в фейсбуке и на мобильных телефонах. Не говоря о баснословных прибылях, которые игра принесла издателям географических атласов и энциклопедий. Уфф... Но и это не всё — по мотивам компьютерной игры было и своё популярное подростковое игровое шоу, которое прожило на телевидении несколько лет.
И если всё это не убедит вас хотя бы одним глазком взглянуть на CS, значит, географ из вас никудышный.
Но Where in the World is Carmen Sandiego? ставку делает не на доступность для детей, хотя она не запредельно сложна, и не на обучающий фактор, хотя он присутствует, а на удачную механику, комбинирующую эти и другие вещи, которую в мало изменённом виде пронесли почти через 30 лет. Много ли можно назвать игр с оригинальным идеями, переживших столько реинкарнаций?
Можно описать WitWiCS? (я ограничусь просто CS, окей?) как частично настольную игру с детективными элементами. Мир криминала во главе с Кармен Сандиего сильно охоч до ценных артефактов, которые лежат-пылятся на полках музеев по всему миру. Каждую неделю что-нибудь да и пропадёт: то меч императора свистнут в Японии, то памятный кокос утянут где-то в Океании. Разнарядка на поимку злоумышленника поступает прямиком в Интерпол, а оттуда - прямиком к вам в руки.
Но к тому моменту его и след простыл, и для начала нужно понять, куда он направился, и здесь в распоряжении оказывается весь глобус. Ну, почти — в игре всего 30 городов. Прибыв на место преступления с блокнотом на изготовку, по протоколу следует допросить очевидцев о подозрительных личностях. Посетив банк, можно выведать, какую валюту они обменивали, в библиотеке — какие книги изучали, в гавани — на судне под каким флагом уплыли, на бирже — покупкой чего интересовались. Но всех этих фактов - а выбираются они случайно, как и порядок их предоставления, так и набор каждый раз, - может и не хватить, если у следователя имеются белые пятна в географических познаниях. Конечно, википедия, гугл или, на худой конец, атлас мира являются подспорьем и читом одновременно в такой проверке знаний, но постоянное применение справочных материалов вряд ли принесёт удовольствие от игры.
Второй элемент — это получение сведений о самих преступниках, собирая по крупицам приметы из свидетельств очевидцев и вводя их в поисковой терминал Интерпола. Набросав достаточно детальный «портрет» и сократив список подозреваемых до одного, шеф выдаёт ордер на его или её арест. Лишней нервотрёпки добавляет то, что каждый «квест» в CS ограничен по времени, и нужно сделать несколько перелётов по горячим следам, чтобы настигнуть беглых расхитителей музеев и других учреждений культуры. Часики тикают и при остальных занятиях: опросах очевидцев, визитах в вычислительный центр Интерпола, а ещё персонажу нужно крепко спать, и 8 часов в день отведено под это.
Конечно, не всё обязательно трудно — из каждого города рейсы отправляются только в 3-4 пункта назначения, которые показаны на карте, и догадаться, что, скажем, в Южной Америке и Японии не пользуются франками, можно методом исключения. Здесь сложность падает в руки генератора случайных чисел, который может спросить, и где живут китайцы, и какая страна известна своим козоводством. Но эта случайность и обеспечивает игру практически легендарной реиграбельностью.
Отправляя на нары вороватых товарищей, Интерпол будет повышать игрока в звании и понемногу усложнять ваши задания, пока, наконец, ему не доведётся поохотиться на главаря всей этой преступной организации, Кармен Сандиего — роковую даму в красном плаще.
Сказать, что всё вышеперечисленное обеспечило популярность и безбедное существование, — не сказать ничего. Помимо нескольких переизданий были и вариации на тему путешествий во времени, космоса и даже Северной Дакоты (как утверждается, одного из американских штатов). В будущем они обрастали новыми элементами и дополнялись большим числом городов, подозреваемых и подсказок, но базовая идея оставалось всё той же. Более того, одна из последних реинкарнаций доступна в фейсбуке и на мобильных телефонах. Не говоря о баснословных прибылях, которые игра принесла издателям географических атласов и энциклопедий. Уфф... Но и это не всё — по мотивам компьютерной игры было и своё популярное подростковое игровое шоу, которое прожило на телевидении несколько лет.
И если всё это не убедит вас хотя бы одним глазком взглянуть на CS, значит, географ из вас никудышный.
- Время и место:
Современность - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Детектив - Язык:
English