Имя американского разработчика Клиффа Джонсона (род. 1953) давно уже стало легендарным для любителей компьютерных головоломок – всего три игры, созданные им в самом конце 1980-х, оказались способными занять умы поклонников такого рода логико-филологических упражнений на целые месяцы, а то и на годы. Его первенец, «The Fool’s Errand», получил сразу несколько призов, включая звание «Лучшей ретро-игры» (по версии британского журнала GamesTM): в повествование о путешествии Шута по сказочной средневековой стране были вплетены десятки воистину головоломных задачек – и общий гигантский «мета-паззл». Да и следующая игра, «At the Carnival», хоть и была попроще, но также заставила почесать в затылках многих и многих интеллектуалов. Единственно что – по самой природе своей порождённые талантом Клиффа Джонсона головоломки требовали и требуют от игрока досконального знания аглицкого наречия, а это, разумеется, значительно ограничивает аудиторию (и славу) одного из лучших мастеров логических загадок всех времён и народов.
«3 in Three» – третья и заключительная (если не считать выпущенного уже в 2012 году продолжения самой первой игры, «The Fool and His Money») головоломка в серии и, пожалуй, самая логичная изо всех. Хотя бы уже потому, что действие перенесено из мира людей в антураж любимых персонажей Клиффа Джонсона – букв и цифр. Да, именно что персонажей – при этом многочисленных и весьма забавных, поскольку полноценный сюжет имеется и здесь. Одним прекрасным вечером где-то в Америке случился скачок напряжения в электросети, испортивший данные электронной таблицы с квартальным отчётом, над которым работали в тот момент сотрудники какой-то корпорации, – а именно, простая и скромная цифра «три», соскользнув, упала из одной ячейки глубоко в недра искусственного интеллекта...
Теперь ей – а точнее, нам – предстоит вернуться обратно, починив свихнувшуюся систему и преодолев множество препятствий. В мире численного превосходства букв к цифрам относятся чуть ли не с открытым презрением: к примеру, многие встречные будут воспринимать нашу «тройку» как изуродованную букву «В»: стоит ожидать ещё немало примеров характерного для работ этого автора саркастического юмора. Что и говорить о других персонажах – раздражительном и заумном числе «пи», заносчивом знаке $, которого нужно будет победить в мини-игре на очки, или целой армии гласных с диакритическими знаками, совсем уже тронувшихся рассудком по причине своей хронической невостребованности...
Внешне игра выглядит вполне стандартно для Macintosh-игр того времени. Цветная графика выполнена пусть и аскетично, но зато отличается такой красочностью и проработкой деталей, что стала одной из основных причин эксклюзивности «3 in Three» для платформы от Apple. Управление осуществляется при помощи мыши, но вводить буквы или другие символы при решении задачек нужно, как правило, ручным набором с клавиатуры. После просмотра «Пролога», повествующего о начале злоключений нашей цифровой героини, мы попадаем на сцену с одной из загадок – можно сразу заняться её решением, а можно и перейти к другой головоломке; последних здесь насчитывается всего около восьми десятков, а сцен или этапов их прохождения – ровно 60. Посещать локации можно в сравнительно произвольном порядке: некоторые уровни доступны нам сразу, а остальные открываются по мере «продвижения» по недрам компьютера (и по сюжету). Перечисляются они в пяти пронумерованных пунктах меню вверху экрана – недоступные пока что сцены окрашены серым цветом, а доступные, но ещё не решённые обозначены значком треугольника. При этом игрой дозволяется и даже рекомендуется при желании оставлять на время частично решённую загадку, чтобы попытать счастья с другой местной головоломкой.
Благо все предлагаемые нам задачки отличаются завидным разнообразием – и не менее впечатляющим уровнем сложности, ещё и возрастающим по мере прохождения игры. Отдельным, крайним справа пунктом меню идут описание текущей сцены с её головоломками и даже некоторые более-менее туманные подсказки – без которых разобраться в происходящем было бы попросту невозможно. Встретятся нашей «тройке» и «лифты» – платформы, по которым нужно будет пройти из одной части экрана в другую, перемещая их вверх или вниз в определённом порядке; во множестве разновидностей представлены здесь всяческие анаграммы, криптограммы и кроссвордоподобные головоломки; ждёт нас и добавление в слова пропущенных гласных, и поиск омонимов, и более традиционные логические загадки с открывающимися и закрывающимися дверями, – и многое другое, что только может быть порождено процессором неисправного компьютера (и коварным воображением Клиффа Джонсона).
При этом - в лучших традициях головоломных игр - прежде чем решать задачку, приходится сначала определять, в чём именно она заключается. Скажем, в самом описании той мини-игры «в буквы», в которую нам предстоит играть в одной из сцен со знаком доллара, вместо приведения правил игры говорится, что наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы догадаться, каким именно образом происходит распределение итоговых очков, – а затем уже в том, чтобы набрать их побольше и, соответственно, выиграть. Ничуть не уступают по части головоломности и другие паззлы: к примеру, для ответа в первой же встреченной нами «филологической» загадке на вопрос «What letter turns a flying insect into a vegetable?» следует сначала догадаться, что перед нами намёк на два английских слова – «bee» и «beet», а затем уже набирать правильный ответ: «t», – и такого рода вопросов только в этой одной-единственной сцене нам предложат целых две дюжины.
Наконец, как и в «The Fool’s Errand», все встреченные нами персонажи, осмотренные экраны и решённые с таким трудом головоломки оказываются, при всём их разнообразии, кусочками, из которых складывается в итоге масштабный «мета-паззл», подсказки к которому следует искать в намёках, содержащихся в других местах. Сразу несколько финальных загадок предусматривают внимательное изучение всех предыдущих: одна из них складывается из 52-х строчных и прописных букв, появляющихся в составе «Буквенного парламента» по мере их нахождения в ходе путешествия «тройки» по внутренностям компьютера; другая требует обнаружения 36-ти слов, иногда открыто, но чаще всего в зашифрованном виде присутствующих где-то в самых укромных уголках игрового мира... Короче говоря, перед нами безусловный шедевр в жанре паззлов, пройти мимо которого любителям логических (и не только) головоломок просто невозможно. Даже если вы не уверены в своих силах или в своём знании английского – хотя бы посмотреть и оценить приключения «тройки» в загадочном мире символов стоит обязательно.
В отличие от всех остальных головоломных игр Клиффа Джонсона, «3 in Three» так и не была портирована на ПК, оставшись Mac-эксклюзивом с высоким разрешением графики: автор всегда был и остаётся поклонником именно этой платформы, и даже свои более ранние работы – которые было куда легче перенести на отличающиеся (на то время) менее совершенной аппаратно-визуальной составляющей машины IBM – предлагает проходить исключительно в исполнении для Macintosh. Хотя уже всю первую половину 1990-х сам Клифф провёл в компании Philips, предоставившей ему бюджет в 4 миллиона долларов на разработку пусть и головоломных, но куда более простых «семейных» адвенчур для «новаторской» консоли CD-I (переворота в жанре компьютерных развлечений так и не совершившей, но это уже другой вопрос). На Mac тем временем «история тройки», первоначально вышедшая в обанкротившемся издательстве Cinemaware, была перевыпущена компанией Inline Design, но, несмотря на все награды от критиков, массовым бестселлером, судя по всему, так и не стала. Зато начиная с 2002 года и доныне Клифф Джонсон безвозмездно, то есть даром, раздаёт на своём сайте все разработанные им игры, кроме самой последней, – включая и адаптированные под Windows CD-I-эксклюзивы, и «3 in Three», которая, таким образом, доступна ныне всем желающим, благодаря в том числе и наличию полноценных эмуляторов.
«3 in Three» – третья и заключительная (если не считать выпущенного уже в 2012 году продолжения самой первой игры, «The Fool and His Money») головоломка в серии и, пожалуй, самая логичная изо всех. Хотя бы уже потому, что действие перенесено из мира людей в антураж любимых персонажей Клиффа Джонсона – букв и цифр. Да, именно что персонажей – при этом многочисленных и весьма забавных, поскольку полноценный сюжет имеется и здесь. Одним прекрасным вечером где-то в Америке случился скачок напряжения в электросети, испортивший данные электронной таблицы с квартальным отчётом, над которым работали в тот момент сотрудники какой-то корпорации, – а именно, простая и скромная цифра «три», соскользнув, упала из одной ячейки глубоко в недра искусственного интеллекта...
Теперь ей – а точнее, нам – предстоит вернуться обратно, починив свихнувшуюся систему и преодолев множество препятствий. В мире численного превосходства букв к цифрам относятся чуть ли не с открытым презрением: к примеру, многие встречные будут воспринимать нашу «тройку» как изуродованную букву «В»: стоит ожидать ещё немало примеров характерного для работ этого автора саркастического юмора. Что и говорить о других персонажах – раздражительном и заумном числе «пи», заносчивом знаке $, которого нужно будет победить в мини-игре на очки, или целой армии гласных с диакритическими знаками, совсем уже тронувшихся рассудком по причине своей хронической невостребованности...
Внешне игра выглядит вполне стандартно для Macintosh-игр того времени. Цветная графика выполнена пусть и аскетично, но зато отличается такой красочностью и проработкой деталей, что стала одной из основных причин эксклюзивности «3 in Three» для платформы от Apple. Управление осуществляется при помощи мыши, но вводить буквы или другие символы при решении задачек нужно, как правило, ручным набором с клавиатуры. После просмотра «Пролога», повествующего о начале злоключений нашей цифровой героини, мы попадаем на сцену с одной из загадок – можно сразу заняться её решением, а можно и перейти к другой головоломке; последних здесь насчитывается всего около восьми десятков, а сцен или этапов их прохождения – ровно 60. Посещать локации можно в сравнительно произвольном порядке: некоторые уровни доступны нам сразу, а остальные открываются по мере «продвижения» по недрам компьютера (и по сюжету). Перечисляются они в пяти пронумерованных пунктах меню вверху экрана – недоступные пока что сцены окрашены серым цветом, а доступные, но ещё не решённые обозначены значком треугольника. При этом игрой дозволяется и даже рекомендуется при желании оставлять на время частично решённую загадку, чтобы попытать счастья с другой местной головоломкой.
Благо все предлагаемые нам задачки отличаются завидным разнообразием – и не менее впечатляющим уровнем сложности, ещё и возрастающим по мере прохождения игры. Отдельным, крайним справа пунктом меню идут описание текущей сцены с её головоломками и даже некоторые более-менее туманные подсказки – без которых разобраться в происходящем было бы попросту невозможно. Встретятся нашей «тройке» и «лифты» – платформы, по которым нужно будет пройти из одной части экрана в другую, перемещая их вверх или вниз в определённом порядке; во множестве разновидностей представлены здесь всяческие анаграммы, криптограммы и кроссвордоподобные головоломки; ждёт нас и добавление в слова пропущенных гласных, и поиск омонимов, и более традиционные логические загадки с открывающимися и закрывающимися дверями, – и многое другое, что только может быть порождено процессором неисправного компьютера (и коварным воображением Клиффа Джонсона).
При этом - в лучших традициях головоломных игр - прежде чем решать задачку, приходится сначала определять, в чём именно она заключается. Скажем, в самом описании той мини-игры «в буквы», в которую нам предстоит играть в одной из сцен со знаком доллара, вместо приведения правил игры говорится, что наша задача заключается, прежде всего, в том, чтобы догадаться, каким именно образом происходит распределение итоговых очков, – а затем уже в том, чтобы набрать их побольше и, соответственно, выиграть. Ничуть не уступают по части головоломности и другие паззлы: к примеру, для ответа в первой же встреченной нами «филологической» загадке на вопрос «What letter turns a flying insect into a vegetable?» следует сначала догадаться, что перед нами намёк на два английских слова – «bee» и «beet», а затем уже набирать правильный ответ: «t», – и такого рода вопросов только в этой одной-единственной сцене нам предложат целых две дюжины.
Наконец, как и в «The Fool’s Errand», все встреченные нами персонажи, осмотренные экраны и решённые с таким трудом головоломки оказываются, при всём их разнообразии, кусочками, из которых складывается в итоге масштабный «мета-паззл», подсказки к которому следует искать в намёках, содержащихся в других местах. Сразу несколько финальных загадок предусматривают внимательное изучение всех предыдущих: одна из них складывается из 52-х строчных и прописных букв, появляющихся в составе «Буквенного парламента» по мере их нахождения в ходе путешествия «тройки» по внутренностям компьютера; другая требует обнаружения 36-ти слов, иногда открыто, но чаще всего в зашифрованном виде присутствующих где-то в самых укромных уголках игрового мира... Короче говоря, перед нами безусловный шедевр в жанре паззлов, пройти мимо которого любителям логических (и не только) головоломок просто невозможно. Даже если вы не уверены в своих силах или в своём знании английского – хотя бы посмотреть и оценить приключения «тройки» в загадочном мире символов стоит обязательно.
В отличие от всех остальных головоломных игр Клиффа Джонсона, «3 in Three» так и не была портирована на ПК, оставшись Mac-эксклюзивом с высоким разрешением графики: автор всегда был и остаётся поклонником именно этой платформы, и даже свои более ранние работы – которые было куда легче перенести на отличающиеся (на то время) менее совершенной аппаратно-визуальной составляющей машины IBM – предлагает проходить исключительно в исполнении для Macintosh. Хотя уже всю первую половину 1990-х сам Клифф провёл в компании Philips, предоставившей ему бюджет в 4 миллиона долларов на разработку пусть и головоломных, но куда более простых «семейных» адвенчур для «новаторской» консоли CD-I (переворота в жанре компьютерных развлечений так и не совершившей, но это уже другой вопрос). На Mac тем временем «история тройки», первоначально вышедшая в обанкротившемся издательстве Cinemaware, была перевыпущена компанией Inline Design, но, несмотря на все награды от критиков, массовым бестселлером, судя по всему, так и не стала. Зато начиная с 2002 года и доныне Клифф Джонсон безвозмездно, то есть даром, раздаёт на своём сайте все разработанные им игры, кроме самой последней, – включая и адаптированные под Windows CD-I-эксклюзивы, и «3 in Three», которая, таким образом, доступна ныне всем желающим, благодаря в том числе и наличию полноценных эмуляторов.
- Особенность геймплея:
Мини-игры - Способ распространения:
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Пазл
Парные карты - Язык:
English