Wasted Dreams

Wasted Dreams
Жанр: Adventure
Разработчик: Digital Dreams Entertainment
Издатель: Digital Dreams Entertainment
Год выхода: 1999
Платформа: Amiga
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 7
  • 2
  • 63
Wasted Dreams, амбициозный проект хорватской команды Digital Dreams Entertainment, вышедший на рубеже тысячелетий, был их дебютной работой (всего у них вышло лишь две игры - Wasted Dreams и Code name Hell Squad, которая также представлена у нас на сайте). И для начинающих разработчиков из страны, объективно не входящей в мейнстрим игровой индустрии, результат превзошел все ожидания: игра стала культовой для Амиги, уже пережившей "исход" практически всех своих пользователей, кроме самых фанатично преданных. Именно для них и была создана эта игра (стоит ли говорить, что никуда больше она не портировалась).

Технически Wasted Dreams вполне может сравниться с крупным PC-проектом того времени: под завязку забитый роликами и полной озвучкой компакт-диск, графика высокого разрешения (не то чтобы совсем высокого, но хотя бы не 320 на 240), анимация движения персонажей с применением технологии ротоскопирования, плавный скроллинг, кооперативный режим для игры вдвоем (!) и, главное, - действительно большой мир, состоящий из сотен экранов. А уж для Амиги сочетание всего этого великолепия стало чуть ли не уникальным случаем.

Итак, середина 21-го века, Земля погрязла в нищете, экология в катастрофическом состоянии, разгул преступности и насилия превышает все мыслимые размеры. В этих условиях последние очаги цивилизации объединяются ради общей миссии: найти новый дом для человечества. Пять сотен человек, ученые, специалисты и, из-за недостатка оных, еще и большое число военных составляют команду нового межзвездного корабля - "Эксплорера". В состав команды входят и два героя игры, Йохансон и Харпер, ничем не выделяющиеся члены экипажа. Через 9 месяцев исследователи, уже отчаявшиеся и деморализованные, окрестившие свою экспедицию "разбитыми мечтами", неожиданно обнаруживают подходящую для обитания планету, которую называют Агильера. Несмотря на райские условия на планете, разумной жизни первые разведывательные экспедиции не обнаруживают, и команда принимает решение строить базу. Но пятой части экипажа еще предстоит путь обратно (почему-то сообщить на Землю об открытии можно, лишь непосредственно прилетев туда). В состав команды, возвращающейся обратно, входят и наши герои. Но внезапный взрыв сотрясает борт только что отлетевшего корабля: мощное лучевое оружие, направленное на него с Агильеры, буквально разносит его в клочья. Тем не менее аварийно-спасательная капсула помогла уцелеть нашим героям (все остальные погибли).

Возле разбитой капсулы и начинается сама игра. Ни у кого нет ощущения дежавю? Конечно, всё это крайне напоминает шедевральный Albion, а после того, как наши персонажи почти сразу наталкиваются на разумных существ, которые, правда, весьма агрессивно себя ведут, - так и подавно. Но всё же, несмотря на явные общие пересечения в сюжете и сеттинге, сама игра сильно проще. Никаких ролевых элементов: наши герои - это просто люди, практически без личности, характера, привычек или хотя бы портрета... Текстами разработчики нас тоже не балуют - краткие сообщения или разговоры, всё по делу. Зато любителям экшена здесь будет просто раздолье! Лихо закрученный сюжет в лучших традициях фантастических игр a la Flashback, который пересказывать было бы просто кощунственно, - это всё надо испытать лично: постоянные перестрелки, ведущиеся в стиле, очень похожем на Crusader No Remorse, - что и говорить, Wasted Dreams вобрала в себя всё лучшее, что мы так любим в классических играх DOS-эры и чего нам так не хватает сегодня.

К сожалению или к счастью, но игра вышла всё-таки не на PC, а на Амиге, поэтому ко всему прочему здесь вмешались еще и особенности игровых традиций этой платформы и игрового сообщества на ней. Очень скупая подача информации и сюжета, полное отсутствие подсказок и прочие "радости" - об этом уже вскользь упоминалось. Периодически шокирует (на контрасте с красивейшей пиксельной графикой всей остальной игры) жутковатое пререндеренное 3D в заставках, которое на ПК уже вышло из моды лет за 5 до этого. "Однокнопочное" управление - когда стрельба и взаимодействие с персонажами и объектами повешено на одну кнопку джойстика - раздражает лишь поначалу и в тех, к сожалению, не таких уж редких случаях, когда случайно открываешь огонь по персонажу вместо того, чтобы поговорить с ним или что-то ему дать. И, пожалуй, главное, что незримо отделяет амижные проекты, так и оставшиеся по духу в 1980-х, от более адаптирующейся к пользователям, старающейся им угодить индустрии игр для консолей и IBM-PC-совместимых ПК, - это своеобразный ответ на извечный вопрос: что же должен представлять собой геймплей, чем развлекать пользователя? Почему-то очень многие замечательные амижные приключенческие игры берут за основу, что пользователю нужен хардкор и боль, и он будет просто счастлив, если его измучить задачкой, специально подобранной так, чтобы невозможно было догадаться, или же сделать лабиринт, по которому нужно ходить буквально из одного края в другой, переключая там рычаги (разумеется, есть еще огромное количество рычагов, но переключить нужно вполне определенный). Это не говоря о достаточно обыкновенных проблемах адвенчур, таких как пиксель-хантинг и нелогичность действий. Что касается пиксель-хантинга, здесь он еще отягощается однотонной палитрой, где объекты порой можно определить лишь по иконке, которая возникает при приближении к ним (всё бы хорошо, но возникает она часто лишь при подходе под определенным углом...). Критиковавшиеся еще в 1980-х тупиковые ситуации, когда игрок, не взявший какой-то предмет в начале, может просто-напросто оказаться в безвыходной ситуации, в амижных приключенческих играх, и в Wasted Dreams в том числе, - вполне в порядке вещей. Как противник использования прохождений или подсказок из Интернета, я потратил огромное количество времени на перезагрузки сражений, пройдя почти всю игру с полоской жизней на нуле, - из-за того, что единственное место, где можно подзарядить броню (то есть - да, вы не ошиблись, туда нужно бегать через всю карту!), открывается довольно неочевидным способом - с помощью персонажа, опция разговора с которым появляется только тогда, когда он уже полностью повернулся... А застрял я в игре после того, как оказалось, что в лабиринте с реактором, на который я потратил все слоты сохранений, нужно разбить одну стенку, но только с помощью кирки (лазерный резец не подходит!), оставшейся после телепортации инопланетного существа на одном из первых экранов! В общем, все те дизайнерские ошибки, о которых, к примеру, писал Рон Гилберт в своей статье "Почему приключенческие игры - отстой", здесь можно наглядно проиллюстрировать.

И всё же, если вы не прочь немного помучиться, от игры вы получите огромное удовольствие! Да, совсем без пользования солюшенами, наверное, играть не стоит, но на все недостатки закрываешь глаза под воздействием той изумительной атмосферы странной и чужой планеты, когда затягиваешься в переплетенные узлы сюжета, полного загадочных экспериментов, таинственных и непонятных игроку событий и намеков. Здесь вы практически кожей почувствуете, что значит быть "своим среди чужих и чужим среди своих".

Кооперативный режим - это, пожалуй, одна из настоящих изюминок Wasted Dreams. В какую еще адвенчуру вы сможете поиграть одновременно с другом, причем каждый будет в реальном времени управлять своим персонажем? Конечно, это не отменяет возможности играть и одному (тогда при старте второй персонаж будет лежать мертвым возле вашего разбившегося корабля), но тот факт, что авторы сделали по умолчанию старт сразу с двумя героями, говорит о многом.

Несколько слов о боевой системе, перед тем как перейти к выводам. Как уже упоминалось, она чем-то напоминает Crusader No Remorse/Regret: выхватив бластер, можно направить его в одну из 8 сторон с автоприцеливанием, если в этом направлении находится противник (не закрытый препятствиями). Но, в отличие от прославленного Silencer'а, наши герои не могут садиться или применять какие-то еще тактические приемы. Нет, здесь всё просто: обычно кто первый выхватил пушку - тот и выиграл. С учетом крайне быстрой перезагрузки это довольно просто - проблемы могут возникать, только если жизни вообще на нуле, а противников много, да еще в конце с учеными, кидающимися бомбами.

Что же мы имеем в итоге? Wasted Dreams, несмотря на название, стала скорее воплощением мечты амижников о настоящей крупной приключенческой игре в условиях существования компакт-дисков, чипсета AGA, возможности проигрывания цифровых звуков в больших объемах и прочих технических прелестей, которые стали доступными к началу 2000-х на Амиге, но которыми мало кто смог по-настоящему воспользоваться. Несмотря на ряд недостатков, о которых я подробно писал выше, Wasted Dreams лишь совсем малость не дотягивает до высшего балла, то есть шедевра и классики жанра, при этом, без сомнения, я ее поставлю в один ряд с лучшими представителями амижной школы, такими как Darkmere, Ambermoon и прочими.

Технические детали:
Хотя, как утверждается разработчиками, игра переведена на русский язык (наряду с еще более чем десятком других), на самом деле оказалось, что, по-видимому, из-за недостаточного взаимодействия между переводчиками (команда энтузиастов со всего мира под названием Amiga Translators' Organization) и разработчиками, русский текст в игре практически нечитаем (около половины символов отображаются неверно).
Автор обзора: Dimouse
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
@Вендиго, ты ведь можешь сам скачать, запустить, проверить и убедиться?
В самом ли деле хорватская игра, поддерживающая столько языков, не поддерживает хорватский?