Solitile

Solitile
Жанр: Tabletop
Разработчик: Everett Kaser Software
Издатель: Everett Kaser Software
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 5
Имя инди-разработчика из Орегона Эверетта Кейзера должно быть известно всем любителям компьютерных головоломок: по качеству, а тем более по количеству работ в этом жанре его вполне можно поставить в один ряд с таким прославленным мастером, как его соотечественник Клифф Джонсон. Но если создатель «The Fool’s Errand» относится, если можно так выразиться, к «хардкорному» крылу игростроения, заставляя игроков неделями и месяцами ломать голову над его немногочисленными творениями, то Эверетт Кейзер занимает в истории паззлоидов более скромное место далеко не столь известного автора сравнительно простых и казуальных проектов. Однако удовольствие от их прохождения, пусть таковое и занимает не так много времени за раз, получить можно ничуть не меньшее – тем более что никакого знания языка от вас при этом не потребуется.

В семидесятые–девяностые годы ХХ века, в течение двадцати с лишним лет, Эверетт Кейзер служил программистом в компании Hewlett-Packard, прежде чем полностью отдаться разработке собственных игр. Хотя самый первый опыт такого рода, PacMan-подобная аркада TigerFox, неожиданно родилась у него ещё в 1984 году. А в 1989-м увидела свет первая игра, которую он стал распространять не бесплатно, а в качестве Shareware-продукта: «Solitile». Идея её проста до неприличия: взять обыкновенный пасьянс маджонг – и заменить, мягко говоря, не всегда понятные западному пользователю рисунки на костяшках на нечто более привычное и узнаваемое. Так что 144 плитки классического набора – а точнее, 36 уникальных костей, поскольку каждая из них встречается в четырёх экземплярах, – получили здесь обозначения цифрами от 0 до 9 и буквами от А до Z, а также и соответствующие иллюстрации: например, К – ключ, V – ваза и так далее. Задача по-прежнему заключается в том, чтобы, выбирая одинаковые пары из выложенных в виде сложной фигуры плиток, постепенно убирать их все со стола.

Смотрится это всё в EGA-палитре без особых изысков, но вполне себе симпатично, а простота геймплея подчёркивается простотой и удобством интерфейса. Выбор плитки – если только она не заблокирована своей соседкой – осуществляется нажатием левой кнопки мыши, так же как и подбор для неё пары. После этого требуется нажать кнопку ещё и в третий раз для удаления обеих выбранных костяшек с поля, а отменить, в случае чего, ход можно нажатием клавиши F8. Правая кнопка мыши отвечает при этом за подсказку – как в отношении поочерёдной демонстрации всех доступных ходов, так и в плане подсветки подобия для уже выбранной нами первой плитки. Кроме того, задействованы кнопки мыши и для подтверждения прочих действий – таких как выход из игры. Последнюю также можно всегда сохранить или загрузить, нажав соответственно F5 или F6.

Но что особенно выгодно отличает «Solitile» от прочих многочисленных компьютерных воплощений пасьянсов-маджонгов «шанхайского» типа, так это ставшее фирменным для Эверетта Кейзера настраивание всего и вся. К примеру, F4 позволит поменять цвет фона на любой другой из 64-х вариантов. Выбрать раскладку – фигуру, в форме которой изначально разложены на поле 144 плитки, – из нескольких доступных, таких как «Пирамида» или «Космический корабль», можно при помощи клавиши F3. Ну а каждая из таких раскладок насчитывает аж 65536 вариантов расположения плиток: если случайно выбранный из них при запуске игры вас почему-то не устраивает, его можно сменить на любой другой, включая столь же случайный, нажав F2. Наконец, клавиша F9 открывает особый режим редактирования, позволяющий создавать собственные раскладки – и сохранять плоды своего творчества для будущих поколений. Назначения всех управляющих клавиш отображаются в левой части экрана – вместе с наименованием раскладки, номером её варианта и числом оставшихся ещё на поле костяшек.

Способ Shareware-распространения «Solitile» типичен для проектов того времени. Никаких ограничений здесь нет и не было, помимо апелляции к совести игрока: в том случае, если игра вам понравилась и вы пользуетесь ею более недели, нужно перечислить автору 10 долларов. За 15$ Эверетт Кейзер обещал прислать на дискете свежую версию игры, ну а за 35 – весь её исходный ход (пусть и без права дальнейшего распространения). В настоящее же время на официальном сайте разработчика предлагается уже версия 2014 года выпуска за номером 6.0а – разумеется, для Windows (и Mac OS X), а также и с ограничениями на число доступных вариантов раскладок для бесплатной версии (полная же обойдётся уже в 20–25 долларов).

Однако и самое первое DOS-издание игры остаётся по-своему интересным и увлекательным даже для искушённого современного игрока – как простотой реализации «понятного всем» маджонг-пасьянса, так и удобством его разнообразной кастомизации.

Предлагаем вашему вниманию две версии «Solitile» – помимо первого издания 1.0, датированного 1 марта 1989 года, ещё и одно из последних воплощений этой игры под DOS – за номером 3.58, вышедшее 10 марта 1994 года. В версии 3.х игра была практически полностью переделана в отношении интерфейса и программной части. Так, были добавлены, кроме прочего, фоновые картинки, звуковые эффекты и две музыкальных темы (за авторством Л. Бетховена и Г. Ф. Генделя), а также более удобные редакторы иконок и раскладок, причём каждая из этих последних может теперь насчитывать не только 144 плитки, но любое их количество от 4 до 168. При этом все доступные фоны, мелодии, наборы рисунков и раскладки хранятся теперь в отдельных файлах – некоторые из таких дополнений, ранее предлагавшиеся к приобретению на отдельных дискетах (как своего рода DLC эпохи Shareware), приложены в архиве с игрой. Правда, в качестве нагрузки в версии 3.х добавлено ещё и лишнее окно, напоминающее о необходимости зарегистрировать свою версию программы.
Автор обзора: Uka
Solitile for Windows
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.