После успеха логической головоломки «Sherlock» 1991 года выпуска, в которой от великого сыщика помимо имени (и трубки со шляпой охотника за оленями на заставке) присутствует разве что только основное правило дедукции, – согласно которому необходимо отбросить всё невозможное, – Эверетт Кейзер постепенно продолжил развивать в своих дальнейших играх «шерлокианскую» тему, дрейфуя при этом от банальных столбцов и строк к более замысловатым геометрическим формам. Так на свет появились логические игры, посвящённые многим персонажам и даже локациям «канона»: «Обед у Мориарти» (1997 г.), «Карта Ватсона» (2004 г.), «Бейкер-Стрит» (2006 г.), «Скотленд-Ярд» (2008 г.), «Инспектор Лестрейд» (2009 г.), «Миссис Хадсон» (2010 г.), «Рейхенбахский водопад» (2012 г.) – и последняя на данный момент головоломка «Королевский гамбит» (2016 г.). Впрочем, более ранние работы (особенно первые три, включая «Шерлока») оказываются и самыми увлекательными. Недаром уже инсталлятор «Sherlock II: Dinner with Moriarty» откровенно и на полном серьёзе предупреждает: данный программный продукт вызывает привыкание, и продолжительное его использование может привести к нехватке жизни; если вы начнёте испытывать трудности с узнаванием окружающих вас близких людей, то выключите компьютер, выйдите на улицу, снимите носки и обувь – и потрогайте большими пальцами ног одуванчики…
Имеется у «Dinner with Moriarty» и какой-никакой сюжет: скандально знаменитый профессор пригласил пятерых гостей к себе на обед, причём достоверно известно, что одного из них хозяин собирается отравить! Наша задача: установить, в какой именно тарелке находится отрава и за каким именно столом сидит сам Мориарти, – основываясь на приводимых уликах-подсказках, указывающих на намеченные правила сервировки стола и размещения за ним посетителей, каждый из которых не только сидит на своём отдельном месте, но и пьёт свой собственный напиток и ест особое блюдо на тарелке неповторяющегося цвета. Ну и – по совету автора – смотреть, что ешь, и не разговаривать с незнакомыми людьми.
Собственно стол занимает левую часть игрового экрана: вокруг него расположены квадраты – «стулья», разделённые на ячейки с картинками-обитателями. Как и в «Sherlock», маленькие изображения символизируют потенциальную возможность для гостя (блюда, напитка и т. д.) занимать данное место, а большая картинка означает достоверно правильный вариант размещения. Соответственно, мы и должны подобрать для каждого места верного его обитателя: нажатие правой кнопки мыши на одном из вариантов убирает его из числа доступных, а нажатие левой – утверждает как правильный выбор; соответствующее изображение увеличивается, а все прочие её конкуренты, если они там есть, – пропадают. Неверного выбора игра сделать не позволит – хотя ошибка (как и запрос помощи посредством отображаемой в верхнем меню кнопки Hint) отразится на счётчике нашего игрового времени (и на нашем месте в таблице итоговых рекордов).
При определении того, кто где сидит и кто что ест-пьёт, следует обращаться к многочисленным уликам-подсказкам, которые занимают едва ли не большую часть экрана, располагаясь справа и наглядно демонстрируя связи между обитателями некоторых ячеек. Улики эти могут быть самого различного рода – от указания на более-менее конкретное место («Синяя тарелка расположена в торце стола» – то есть или сверху, или снизу, но никак не справа или слева) до отношения соседства («Мориарти сидит рядом с яичницей»; «Вода находится между доктором Ватсоном и белой тарелкой») и вертикальных или горизонтальных связей («Чай расположен выше, чем куриная ножка»). Впрочем, употребляемые здесь имена условны: улики приводятся в виде пиктограмм, но при наведении на них курсора смысл всего там изображённого поясняется в особой строке над столом, а наличие подробной инструкции (в меню Help) и обучающего режима (по умолчанию появляющегося на экране при выборе типа головоломок 1 или 4) позволяет предположить, что разобраться в игровом процессе «Dinner with Moriarty» можно будет без особых проблем.
Что касается упомянутых типов головоломок, то здесь их всего шесть, и выбираются они кнопками с соответствующими цифрами в верхней строке – где помимо счётчика времени, номера головоломки и имени игрока расположены также кнопки отмены хода, вызова помощи-подсказки, просмотра удалённых с поля улик, перезапуска текущей задачи, перехода к следующей задачке того же типа и паузы (естественно, в последнем случае все изображения с экрана пропадают: пораскинуть мозгами, остановив счётчик времени, не получится). Предназначены прочие типы головоломок для увеличения сложности и разнообразия: если в «первом классе» у нас всего четыре гостя и четыре ячейки (собственно портрет персонажа, блюдо, напиток и тарелка), то нажатие на цифру 2 увеличивает число посадочных мест в столовой профессора Мориарти до шести. Третий тип головоломок добавляет каждому из шести присутствующих ещё по две характерных особенности: помимо блюда, напитка и тарелки – головной убор и некое число. Цифра четыре возвращает нас в узкий круг четырёх обедающих – только помимо их четырёх же ячеек наш стол обзаводится и четырьмя углами с различными видами скатертей на каждом из них – которые тоже нужно будет точно определить исходя из соответствующих улик. Пятый режим напоминает второй (шесть посадочных мест по четыре ячейки на каждое), но с уже знакомыми нам дополнительными четырьмя ячейками по углам стола (помимо скатертей здесь теперь лежат и различные типы салфеток). Наконец, наиболее сложный, шестой и последний тип головоломок выдаёт всё по максимуму: шесть мест по шесть ячеек и четыре угла уже по четыре ячейки (где ныне расположены ещё и столовые приборы – вилка, ложка, нож или половник – и одна из четырёх специй).
Надо заметить, что чем больше элементов задачи отображается на игровом экране, тем мельче они становятся; возможно, для комфортной игры потребуется увеличить разрешение рабочего стола системы – или же выбрать иной набор иллюстраций. Потому как традиционная для работ Эверетта Кейзера кастомизация по-прежнему в строю: в меню Options можно настроить как показатель Handicap (указывающий на то, какое количество обитателей ячеек будет уже заранее определено при начале новой игры), так и музыкальное сопровождение (в комплект входят три мелодии – можно добавлять любые свои в формате MID) и, что главное, изображения всех предметов. По умолчанию их всего четыре – одинаковых, но выполненных для различных разрешений экрана; при желании эти картинки можно извлечь из архива images.zip и отредактировать по своему вкусу, положив результат собственного творчества в формате BMP прямо в папку с игрой. Если же художественной жилки вы в себе не ощущаете, то во вкладке «файлы» на этой страничке можно скачать и готовые любительские наборы иллюстраций, выкладываемые автором у себя на сайте.
Распространялась «Dinner with Moriarty» в качестве Shareware; помимо воззвания к совести игрока, которое указывает на необходимость приобрести полную версию игры за 19,95 долл. в случае использования её в течение более семи дней, простое издание содержит и существенное ограничение: вместо 65536 вариантов каждого из шести типов головоломок в ней представлено всего 25. Впрочем, в целом это даёт 150 бесплатных игр – вполне достаточно не только для того, чтобы занять нас на некоторое время, но и для возникновения повторного интереса к прохождению всех их по второму кругу.
При этом старое 16-битное издание автором уже не распространяется и к приобретению не рекомендуется: в 2004 году была выпущена версия 2.0 (а в 2015-м уже и 2.1) – со значительно усовершенствованным интерфейсом и улучшенным внешним видом, с двумя новыми типами головоломок (число которых, таким образом, достигло восьми), со множеством новых мелодий для музыкального оформления – но и с убранной поддержкой Windows 3.1 (и первой части заголовка, «Sherlock II»), а также и со всего 5×8=40 разновидностями задачек в Shareware-версии. При желании её можно скачать с сайта автора – или приобрести по тому же адресу полный вариант игры. К сожалению, цена с 1997 года ничуть не уменьшилась, – зато здесь нас ждёт практически бесконечный геймплей из более чем полумиллиона вариантов головоломок – если тратить на каждую по пять минут, то хватит на пять лет безостановочной игры, а если решать по одной в день, то запас их исчерпается где-то через 1436 лет.
А потому никому из любителей головоломок – и тем более тем, кто помнит и любит «Sherlock», – никак нельзя проходить мимо «Sherlock II: Dinner with Moriarty»!
Имеется у «Dinner with Moriarty» и какой-никакой сюжет: скандально знаменитый профессор пригласил пятерых гостей к себе на обед, причём достоверно известно, что одного из них хозяин собирается отравить! Наша задача: установить, в какой именно тарелке находится отрава и за каким именно столом сидит сам Мориарти, – основываясь на приводимых уликах-подсказках, указывающих на намеченные правила сервировки стола и размещения за ним посетителей, каждый из которых не только сидит на своём отдельном месте, но и пьёт свой собственный напиток и ест особое блюдо на тарелке неповторяющегося цвета. Ну и – по совету автора – смотреть, что ешь, и не разговаривать с незнакомыми людьми.
Собственно стол занимает левую часть игрового экрана: вокруг него расположены квадраты – «стулья», разделённые на ячейки с картинками-обитателями. Как и в «Sherlock», маленькие изображения символизируют потенциальную возможность для гостя (блюда, напитка и т. д.) занимать данное место, а большая картинка означает достоверно правильный вариант размещения. Соответственно, мы и должны подобрать для каждого места верного его обитателя: нажатие правой кнопки мыши на одном из вариантов убирает его из числа доступных, а нажатие левой – утверждает как правильный выбор; соответствующее изображение увеличивается, а все прочие её конкуренты, если они там есть, – пропадают. Неверного выбора игра сделать не позволит – хотя ошибка (как и запрос помощи посредством отображаемой в верхнем меню кнопки Hint) отразится на счётчике нашего игрового времени (и на нашем месте в таблице итоговых рекордов).
При определении того, кто где сидит и кто что ест-пьёт, следует обращаться к многочисленным уликам-подсказкам, которые занимают едва ли не большую часть экрана, располагаясь справа и наглядно демонстрируя связи между обитателями некоторых ячеек. Улики эти могут быть самого различного рода – от указания на более-менее конкретное место («Синяя тарелка расположена в торце стола» – то есть или сверху, или снизу, но никак не справа или слева) до отношения соседства («Мориарти сидит рядом с яичницей»; «Вода находится между доктором Ватсоном и белой тарелкой») и вертикальных или горизонтальных связей («Чай расположен выше, чем куриная ножка»). Впрочем, употребляемые здесь имена условны: улики приводятся в виде пиктограмм, но при наведении на них курсора смысл всего там изображённого поясняется в особой строке над столом, а наличие подробной инструкции (в меню Help) и обучающего режима (по умолчанию появляющегося на экране при выборе типа головоломок 1 или 4) позволяет предположить, что разобраться в игровом процессе «Dinner with Moriarty» можно будет без особых проблем.
Что касается упомянутых типов головоломок, то здесь их всего шесть, и выбираются они кнопками с соответствующими цифрами в верхней строке – где помимо счётчика времени, номера головоломки и имени игрока расположены также кнопки отмены хода, вызова помощи-подсказки, просмотра удалённых с поля улик, перезапуска текущей задачи, перехода к следующей задачке того же типа и паузы (естественно, в последнем случае все изображения с экрана пропадают: пораскинуть мозгами, остановив счётчик времени, не получится). Предназначены прочие типы головоломок для увеличения сложности и разнообразия: если в «первом классе» у нас всего четыре гостя и четыре ячейки (собственно портрет персонажа, блюдо, напиток и тарелка), то нажатие на цифру 2 увеличивает число посадочных мест в столовой профессора Мориарти до шести. Третий тип головоломок добавляет каждому из шести присутствующих ещё по две характерных особенности: помимо блюда, напитка и тарелки – головной убор и некое число. Цифра четыре возвращает нас в узкий круг четырёх обедающих – только помимо их четырёх же ячеек наш стол обзаводится и четырьмя углами с различными видами скатертей на каждом из них – которые тоже нужно будет точно определить исходя из соответствующих улик. Пятый режим напоминает второй (шесть посадочных мест по четыре ячейки на каждое), но с уже знакомыми нам дополнительными четырьмя ячейками по углам стола (помимо скатертей здесь теперь лежат и различные типы салфеток). Наконец, наиболее сложный, шестой и последний тип головоломок выдаёт всё по максимуму: шесть мест по шесть ячеек и четыре угла уже по четыре ячейки (где ныне расположены ещё и столовые приборы – вилка, ложка, нож или половник – и одна из четырёх специй).
Надо заметить, что чем больше элементов задачи отображается на игровом экране, тем мельче они становятся; возможно, для комфортной игры потребуется увеличить разрешение рабочего стола системы – или же выбрать иной набор иллюстраций. Потому как традиционная для работ Эверетта Кейзера кастомизация по-прежнему в строю: в меню Options можно настроить как показатель Handicap (указывающий на то, какое количество обитателей ячеек будет уже заранее определено при начале новой игры), так и музыкальное сопровождение (в комплект входят три мелодии – можно добавлять любые свои в формате MID) и, что главное, изображения всех предметов. По умолчанию их всего четыре – одинаковых, но выполненных для различных разрешений экрана; при желании эти картинки можно извлечь из архива images.zip и отредактировать по своему вкусу, положив результат собственного творчества в формате BMP прямо в папку с игрой. Если же художественной жилки вы в себе не ощущаете, то во вкладке «файлы» на этой страничке можно скачать и готовые любительские наборы иллюстраций, выкладываемые автором у себя на сайте.
Распространялась «Dinner with Moriarty» в качестве Shareware; помимо воззвания к совести игрока, которое указывает на необходимость приобрести полную версию игры за 19,95 долл. в случае использования её в течение более семи дней, простое издание содержит и существенное ограничение: вместо 65536 вариантов каждого из шести типов головоломок в ней представлено всего 25. Впрочем, в целом это даёт 150 бесплатных игр – вполне достаточно не только для того, чтобы занять нас на некоторое время, но и для возникновения повторного интереса к прохождению всех их по второму кругу.
При этом старое 16-битное издание автором уже не распространяется и к приобретению не рекомендуется: в 2004 году была выпущена версия 2.0 (а в 2015-м уже и 2.1) – со значительно усовершенствованным интерфейсом и улучшенным внешним видом, с двумя новыми типами головоломок (число которых, таким образом, достигло восьми), со множеством новых мелодий для музыкального оформления – но и с убранной поддержкой Windows 3.1 (и первой части заголовка, «Sherlock II»), а также и со всего 5×8=40 разновидностями задачек в Shareware-версии. При желании её можно скачать с сайта автора – или приобрести по тому же адресу полный вариант игры. К сожалению, цена с 1997 года ничуть не уменьшилась, – зато здесь нас ждёт практически бесконечный геймплей из более чем полумиллиона вариантов головоломок – если тратить на каждую по пять минут, то хватит на пять лет безостановочной игры, а если решать по одной в день, то запас их исчерпается где-то через 1436 лет.
А потому никому из любителей головоломок – и тем более тем, кто помнит и любит «Sherlock», – никак нельзя проходить мимо «Sherlock II: Dinner with Moriarty»!
- Происхождение:
Книги - Серия игр:
Шерлокиана - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English