Крайне необычный программный продукт, примечательный не своей игровой составляющей (которая, стоит сразу признать, отсутствует практически полностью), а как почти что забытый эпизод истории знаменитой компании Cyan Worlds и как попытка компьютерного ПО достичь новых высот в деле утверждения себя в качестве не просто развлечения, но особого вида искусства.
По сути дела, перед нами – трёхмерная и отчасти интерактивная иллюстрация к одному столь же малоизвестному художественному произведению, выполненная на многострадальном движке Plasma. История этого движка столь же примечательна, сколь преисполнена слёз и печали: дебют Plasma в «realMyst» в 2000 г. был по-своему внушителен, но поклонников легендарной адвенчуры от первого лица скорее разочаровал отсутствием существенных инноваций, а запускаться мог только на небывало мощных для того времени компьютерах. В течение нескольких лет после этого Рэнд Миллер и его коллеги, оставив дальнейшую судьбу «Myst» и всех её героев на произвол сторонних разработчиков, в поте лица корпели над крайне амбициозным проектом первой в мире ММО-адвенчуры «Uru Live» (она же «Myst Online») – в итоге не только не взлетевшей, но и чуть было не похоронившей под тяжестью своего неуклюжего мертвеющего тела всю материнскую компанию. Некоторые более-менее цельные останки несостоявшегося онлайн-хита были утилизированы для производства двух дополнений к однопользовательской версии игры, а из материала предназначавшихся для неё задумок в 2005 г. был наскоро и неожиданно склеен «Myst V», радикально отличающийся от своих знаменитых предшественников отсутствием FMV и наличием того самого трёхмерного движка. Этот последний Cyan Worlds и вовсе планировала использовать в самых откровенных коммерческих целях – скажем, для создания каких-нибудь презентаций по заказу крупных компаний.
Однако единственной, кто решил воспользоваться этим необычным предложением, была австралийская писательница Сесилия Дарт-Торнтон, автор нескольких – не особо, надо заметить, известных и не очень-то избалованных отзывами критиков – романов в стиле сказочной фантастики (судя по всему, предназначенных скорее для читателей прекрасного пола). Ко второму выпуску её тетралогии «The Crowthistle Chronicles», эпической истории о любви и семейном проклятии, который назывался «The Well of Tears», в комплекте прилагался CD-ROM, позволяющий совершить виртуальную прогулку по описанному в книге миру (носящему имя «Тир»). Собственно, в трёхмерном пространстве компьютерного приложения были воплощены два небольших кусочка этого мира – которые вполне могли бы сойти и за отдельные «эпохи» «Uru» или «Myst V». За тем, разумеется, исключением, что не только загадок, но и сюжета, и каких-нибудь доступных для собеседования одушевлённых обитателей здесь нет и в помине: интерактивность сводится к свободному перемещению по ограниченному пространству – и к возможности любоваться редкими анимациями вроде полёта воздушного шара или юрких рыбок в пруду.
Тем не менее обе части истории, выбрать между которыми можно в заглавном меню «Crowthistle», смотрятся очень даже неплохо. Несмотря на небольшие размеры, и «Болотный город» (весьма напоминающий «эпоху» Channelwood из оригинального «Myst»), и особенно гористо-закатный «Роуэн Грин» выглядят в трёхмерном режиме с видом от первого лица и с разрешением 1280х1024 просто великолепно: деревья, лужайки, мостики, домики (в некоторые из них даже можно заглянуть сквозь приотворённые окна), пара величественных водопадов – всё с соответствующими звуковыми эффектами и местами даже медитативной музыкой. Традиционно для Plasma присутствуют сразу три способа управления: при помощи стрелок, клавишами W, A, S, D и посредством мыши. Движение манипулятора позволяет вращать камеру с фиксированным по центру курсором, нажатие левой кнопки означает движение вперёд, а правая кнопка освобождает курсор для перемещения по экрану, – впрочем, единственным доступным активным объектом оказывается логотип в правом нижнем углу, позволяющий вернуться в заглавное меню (к тому же результату приводит и нажатие ESC). Можно ещё нажать клавишу T – после чего включится совсем уже не интерактивный режим экскурсии с демонстрацией наиболее интересных достопримечательностей в наиболее выгодных ракурсах.
Рекомендовать «A Glimpse of Tir» к обязательному знакомству несколько сложно даже в отношении поклонников «Myst»: красивыми трёхмерными видами сегодня, наверное, уже мало кого можно удивить. Тем не менее как страница из жизни Cyan Worlds (объявившей о своём закрытии спустя всего несколько недель после выхода из печати романа Сесилии Дарт-Торнтон с его приложением, – к счастью, вскоре история всё-таки повернула вспять) и как большая редкость (поскольку диском комплектовались только самые первые издания книги и только варианты с твёрдой обложкой) данный проект определённо заслуживает странички в каталоге нашего сайта – и места в вашей игровой коллекции.
По сути дела, перед нами – трёхмерная и отчасти интерактивная иллюстрация к одному столь же малоизвестному художественному произведению, выполненная на многострадальном движке Plasma. История этого движка столь же примечательна, сколь преисполнена слёз и печали: дебют Plasma в «realMyst» в 2000 г. был по-своему внушителен, но поклонников легендарной адвенчуры от первого лица скорее разочаровал отсутствием существенных инноваций, а запускаться мог только на небывало мощных для того времени компьютерах. В течение нескольких лет после этого Рэнд Миллер и его коллеги, оставив дальнейшую судьбу «Myst» и всех её героев на произвол сторонних разработчиков, в поте лица корпели над крайне амбициозным проектом первой в мире ММО-адвенчуры «Uru Live» (она же «Myst Online») – в итоге не только не взлетевшей, но и чуть было не похоронившей под тяжестью своего неуклюжего мертвеющего тела всю материнскую компанию. Некоторые более-менее цельные останки несостоявшегося онлайн-хита были утилизированы для производства двух дополнений к однопользовательской версии игры, а из материала предназначавшихся для неё задумок в 2005 г. был наскоро и неожиданно склеен «Myst V», радикально отличающийся от своих знаменитых предшественников отсутствием FMV и наличием того самого трёхмерного движка. Этот последний Cyan Worlds и вовсе планировала использовать в самых откровенных коммерческих целях – скажем, для создания каких-нибудь презентаций по заказу крупных компаний.
Однако единственной, кто решил воспользоваться этим необычным предложением, была австралийская писательница Сесилия Дарт-Торнтон, автор нескольких – не особо, надо заметить, известных и не очень-то избалованных отзывами критиков – романов в стиле сказочной фантастики (судя по всему, предназначенных скорее для читателей прекрасного пола). Ко второму выпуску её тетралогии «The Crowthistle Chronicles», эпической истории о любви и семейном проклятии, который назывался «The Well of Tears», в комплекте прилагался CD-ROM, позволяющий совершить виртуальную прогулку по описанному в книге миру (носящему имя «Тир»). Собственно, в трёхмерном пространстве компьютерного приложения были воплощены два небольших кусочка этого мира – которые вполне могли бы сойти и за отдельные «эпохи» «Uru» или «Myst V». За тем, разумеется, исключением, что не только загадок, но и сюжета, и каких-нибудь доступных для собеседования одушевлённых обитателей здесь нет и в помине: интерактивность сводится к свободному перемещению по ограниченному пространству – и к возможности любоваться редкими анимациями вроде полёта воздушного шара или юрких рыбок в пруду.
Тем не менее обе части истории, выбрать между которыми можно в заглавном меню «Crowthistle», смотрятся очень даже неплохо. Несмотря на небольшие размеры, и «Болотный город» (весьма напоминающий «эпоху» Channelwood из оригинального «Myst»), и особенно гористо-закатный «Роуэн Грин» выглядят в трёхмерном режиме с видом от первого лица и с разрешением 1280х1024 просто великолепно: деревья, лужайки, мостики, домики (в некоторые из них даже можно заглянуть сквозь приотворённые окна), пара величественных водопадов – всё с соответствующими звуковыми эффектами и местами даже медитативной музыкой. Традиционно для Plasma присутствуют сразу три способа управления: при помощи стрелок, клавишами W, A, S, D и посредством мыши. Движение манипулятора позволяет вращать камеру с фиксированным по центру курсором, нажатие левой кнопки означает движение вперёд, а правая кнопка освобождает курсор для перемещения по экрану, – впрочем, единственным доступным активным объектом оказывается логотип в правом нижнем углу, позволяющий вернуться в заглавное меню (к тому же результату приводит и нажатие ESC). Можно ещё нажать клавишу T – после чего включится совсем уже не интерактивный режим экскурсии с демонстрацией наиболее интересных достопримечательностей в наиболее выгодных ракурсах.
Рекомендовать «A Glimpse of Tir» к обязательному знакомству несколько сложно даже в отношении поклонников «Myst»: красивыми трёхмерными видами сегодня, наверное, уже мало кого можно удивить. Тем не менее как страница из жизни Cyan Worlds (объявившей о своём закрытии спустя всего несколько недель после выхода из печати романа Сесилии Дарт-Торнтон с его приложением, – к счастью, вскоре история всё-таки повернула вспять) и как большая редкость (поскольку диском комплектовались только самые первые издания книги и только варианты с твёрдой обложкой) данный проект определённо заслуживает странички в каталоге нашего сайта – и места в вашей игровой коллекции.