Адвенчура-головоломка историко-образовательной направленности, примечательная не столько своими игровыми достоинствами, сколько редкостью и происхождением, – много ли вы знаете компьютерных проектов родом с Кипра?
Именно на этом острове базируется компания [hyper]media, в производстве игр ранее не замеченная (да и позднее, по правде сказать, тоже – зато в 2007 г. она выиграла тендер греческого министерства культуры на создание интерактивных виртуальных реконструкций византийских древностей). Разработка «Opsys» также была выполнением заказа – на этот раз со стороны Культурного фонда небезызвестного Банка Кипра, решившего убить сразу нескольких зайцев, представив миру компьютерную игру на редчайшую для этого вида искусства нумизматическую тематику, но не только с культурно-просветительским, а и с, так сказать, киприотско-патриотическим уклоном. И даже с чисто финансовым: первому прошедшему до конца полагалась премия в 10 тысяч долларов! При этом, в отличие от, скажем, «Treasure Quest» с его миллионными замашками и, соответственно, намеренной малопроходимостью, загадки в «Opsys» вполне себе вменяемые: положение edutainment обязывает.
Сюжетная завязка незамысловата: в результате ограбления со взломом из местного Музея истории чеканки монет была похищена вся коллекция в сотню экспонатов; чтобы вернуть пропажу, наш безликий и безымянный герой отправляется... в прошлое на машине времени. К нашим услугам – реконструкции сразу девяти различных исторических эпох, которые можно проходить в любой последовательности, – вместе с десятым «уровнем», действие которого разворачивается в современности. Именно здесь мы и оказываемся в начале игры – в некой квартире, оснащённой потайным ходом к тому самому хроно-навигационному устройству, выходом в коридор для решения собственных загадок и телевизором. Последний играет едва ли не ключевую роль: все незамысловатые повороты сценария доносятся до нас из выпусков теленовостей, а диктор Ольга Пападакис и куратор музея Гарри Вилкенс, по мере «зачищения» нами каждой очередной локации сообщающие о счастливом возвращении на витрины монет соответствующего исторического периода, являются пусть и неинтерактивными, но единственными одушевлёнными персонажами игры.
Как можно догадаться по этому последнему обстоятельству, и по игровому процессу, и по внешнему виду «Opsys» напоминает скорее мистоиды. Выполненные в технологии Quicktime VR дискретные локации с перспективой от первого лица представляют собой настоящие объёмные панорамы, которые можно вращать на все 360 градусов путём нажатия и удержания левой кнопки мыши, – вот только в полноэкранном виде представлена лишь одна из них, исходная, – «Квартира» (или «сегодняшний день»). Местная машина времени менее совершенна и позволяет лицезреть прошлое лишь в окошке размером 400х300 и без того не самых чётких пикселей. Интерфейс весьма прост: под упомянутым основным окном располагаются пустые (или же заполненные - благодаря нашим умелым действиям) ячейки для тех монет, которые соответствуют данному историческому периоду; выпадающая сверху строка меню разрешает сохранить или загрузить игру, выставить уровень громкости музыки, а также любезно напомнит, сколько звонких денежных знаков нам ещё предстоит обнаружить; последняя информация дублируется и внизу экрана, вместе с названием локации (в случае нашего пребывания в «виртуальной реконструкции»).
Для управления перемещением во времени предназначена отдельная панель интерфейса, по умолчанию почему-то свёрнутая, – чтобы она отобразилась, нужно нажать на миниатюрную зелёную ромашку слева вверху. После чего в левой части экрана появится меню с опцией выхода в «реальность» сегодняшнего дня, кнопками для быстрого перемещения в иную эпоху, а также планом музея, который нужно открывать отдельно и в котором нам будет предложено познакомиться с двумя десятками витрин, оснащённых текстовой информацией на тему истории Кипра вообще и местной нумизматики в частности. Подобно режиму встроенной энциклопедии, отличающему многих других представителей приключенческо-образовательного жанра, информация эта отнюдь не опциональна, а обязательна к изучению для решения некоторых местных головоломок.
Правда, особо увлекательными загадки «Opsys» назвать сложно, хотя авторы явно старались сделать их как можно более разнообразными, – как и те локации, в которых нам предстоит заниматься их решением. Конечно, не самые передовые технологии графики не позволят в полной мере насладиться красотами Кипра, но кое-что из достопримечательностей острова мы всё-таки увидим. Так, самый ранний период истории, 500–400 гг. до н.э., представлен древней гробницей, где нужно будет составить имя местного правителя кипрским письмом, справившись не только с пиксель-хантингом, но и с витриной №2 подручного нумизматического музея; эпохи расцвета полисов отметились храмом в Саламине и театром в Китионе, где нужно будет скорее найти и активировать несколько предметов и рычагов (инвентаря в игре не предусмотрено вообще); римская вилла, византийская церковь и оттоманский особняк одного из знаменитых кипрских драгоманов предполагают выполнение заданий примерно в том же духе - вроде нахождения и нажатия скрытых кнопок. Немного выдаётся в этом плане эпоха эллинизма, в виртуальную реконструкцию которой нас не пустят из-за возможной угрозы для жизни, а предложат вместо этого реконструировать осаду и взятие города в почти что стратегическом режиме игры; средневековый период представлен своеобразным городом-лабиринтом с одной из самых необычных загадок чуть ли не во всей истории жанра (заметим только, что «Opsys» умеет отображать смену дня и ночи сообразно системному времени); можно упомянуть и эпоху «1878 – 1960», реализованную в качестве одного из эпизодов вооружённой борьбы с британской оккупацией (не волнуйтесь, стрелять не придётся – только вскрывать сейф и отправлять радиограмму азбукой Морзе). Последние же девять монет эпохи современности ожидают нас в соседней квартире в исходной локации – за довольно сложным и малоприятным кодовым замком.
История умалчивает, какой именно счастливчик был удостоен заветного приза в 10 тысяч долларов, – во всяком случае, ни чрезмерной сложностью, ни продолжительностью, ни – стоит признать – особой привлекательностью «Opsys» похвастаться не может. Да, на материале истории Кипра можно было бы создать куда более живописное и захватывающее приключение. Но и к однозначно неудачным проектам игру отнести сложно, – а если вы увлекаетесь не только историко-культурными адвенчурами, но ещё и нумизматикой, или даже просто желаете поиграть в старую игру на новогреческом, который присутствует здесь наряду с английским, – то проходить мимо работы [hyper]media никак нельзя уже хотя бы в силу её уникальности в этом отношении.
Именно на этом острове базируется компания [hyper]media, в производстве игр ранее не замеченная (да и позднее, по правде сказать, тоже – зато в 2007 г. она выиграла тендер греческого министерства культуры на создание интерактивных виртуальных реконструкций византийских древностей). Разработка «Opsys» также была выполнением заказа – на этот раз со стороны Культурного фонда небезызвестного Банка Кипра, решившего убить сразу нескольких зайцев, представив миру компьютерную игру на редчайшую для этого вида искусства нумизматическую тематику, но не только с культурно-просветительским, а и с, так сказать, киприотско-патриотическим уклоном. И даже с чисто финансовым: первому прошедшему до конца полагалась премия в 10 тысяч долларов! При этом, в отличие от, скажем, «Treasure Quest» с его миллионными замашками и, соответственно, намеренной малопроходимостью, загадки в «Opsys» вполне себе вменяемые: положение edutainment обязывает.
Сюжетная завязка незамысловата: в результате ограбления со взломом из местного Музея истории чеканки монет была похищена вся коллекция в сотню экспонатов; чтобы вернуть пропажу, наш безликий и безымянный герой отправляется... в прошлое на машине времени. К нашим услугам – реконструкции сразу девяти различных исторических эпох, которые можно проходить в любой последовательности, – вместе с десятым «уровнем», действие которого разворачивается в современности. Именно здесь мы и оказываемся в начале игры – в некой квартире, оснащённой потайным ходом к тому самому хроно-навигационному устройству, выходом в коридор для решения собственных загадок и телевизором. Последний играет едва ли не ключевую роль: все незамысловатые повороты сценария доносятся до нас из выпусков теленовостей, а диктор Ольга Пападакис и куратор музея Гарри Вилкенс, по мере «зачищения» нами каждой очередной локации сообщающие о счастливом возвращении на витрины монет соответствующего исторического периода, являются пусть и неинтерактивными, но единственными одушевлёнными персонажами игры.
Как можно догадаться по этому последнему обстоятельству, и по игровому процессу, и по внешнему виду «Opsys» напоминает скорее мистоиды. Выполненные в технологии Quicktime VR дискретные локации с перспективой от первого лица представляют собой настоящие объёмные панорамы, которые можно вращать на все 360 градусов путём нажатия и удержания левой кнопки мыши, – вот только в полноэкранном виде представлена лишь одна из них, исходная, – «Квартира» (или «сегодняшний день»). Местная машина времени менее совершенна и позволяет лицезреть прошлое лишь в окошке размером 400х300 и без того не самых чётких пикселей. Интерфейс весьма прост: под упомянутым основным окном располагаются пустые (или же заполненные - благодаря нашим умелым действиям) ячейки для тех монет, которые соответствуют данному историческому периоду; выпадающая сверху строка меню разрешает сохранить или загрузить игру, выставить уровень громкости музыки, а также любезно напомнит, сколько звонких денежных знаков нам ещё предстоит обнаружить; последняя информация дублируется и внизу экрана, вместе с названием локации (в случае нашего пребывания в «виртуальной реконструкции»).
Для управления перемещением во времени предназначена отдельная панель интерфейса, по умолчанию почему-то свёрнутая, – чтобы она отобразилась, нужно нажать на миниатюрную зелёную ромашку слева вверху. После чего в левой части экрана появится меню с опцией выхода в «реальность» сегодняшнего дня, кнопками для быстрого перемещения в иную эпоху, а также планом музея, который нужно открывать отдельно и в котором нам будет предложено познакомиться с двумя десятками витрин, оснащённых текстовой информацией на тему истории Кипра вообще и местной нумизматики в частности. Подобно режиму встроенной энциклопедии, отличающему многих других представителей приключенческо-образовательного жанра, информация эта отнюдь не опциональна, а обязательна к изучению для решения некоторых местных головоломок.
Правда, особо увлекательными загадки «Opsys» назвать сложно, хотя авторы явно старались сделать их как можно более разнообразными, – как и те локации, в которых нам предстоит заниматься их решением. Конечно, не самые передовые технологии графики не позволят в полной мере насладиться красотами Кипра, но кое-что из достопримечательностей острова мы всё-таки увидим. Так, самый ранний период истории, 500–400 гг. до н.э., представлен древней гробницей, где нужно будет составить имя местного правителя кипрским письмом, справившись не только с пиксель-хантингом, но и с витриной №2 подручного нумизматического музея; эпохи расцвета полисов отметились храмом в Саламине и театром в Китионе, где нужно будет скорее найти и активировать несколько предметов и рычагов (инвентаря в игре не предусмотрено вообще); римская вилла, византийская церковь и оттоманский особняк одного из знаменитых кипрских драгоманов предполагают выполнение заданий примерно в том же духе - вроде нахождения и нажатия скрытых кнопок. Немного выдаётся в этом плане эпоха эллинизма, в виртуальную реконструкцию которой нас не пустят из-за возможной угрозы для жизни, а предложат вместо этого реконструировать осаду и взятие города в почти что стратегическом режиме игры; средневековый период представлен своеобразным городом-лабиринтом с одной из самых необычных загадок чуть ли не во всей истории жанра (заметим только, что «Opsys» умеет отображать смену дня и ночи сообразно системному времени); можно упомянуть и эпоху «1878 – 1960», реализованную в качестве одного из эпизодов вооружённой борьбы с британской оккупацией (не волнуйтесь, стрелять не придётся – только вскрывать сейф и отправлять радиограмму азбукой Морзе). Последние же девять монет эпохи современности ожидают нас в соседней квартире в исходной локации – за довольно сложным и малоприятным кодовым замком.
История умалчивает, какой именно счастливчик был удостоен заветного приза в 10 тысяч долларов, – во всяком случае, ни чрезмерной сложностью, ни продолжительностью, ни – стоит признать – особой привлекательностью «Opsys» похвастаться не может. Да, на материале истории Кипра можно было бы создать куда более живописное и захватывающее приключение. Но и к однозначно неудачным проектам игру отнести сложно, – а если вы увлекаетесь не только историко-культурными адвенчурами, но ещё и нумизматикой, или даже просто желаете поиграть в старую игру на новогреческом, который присутствует здесь наряду с английским, – то проходить мимо работы [hyper]media никак нельзя уже хотя бы в силу её уникальности в этом отношении.
- Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Кипр - Сюжет:
Путешествие во времени - Технические детали:
PC-Mac - Язык:
English
Ελληνικά