Cyborg

Cyborg
Жанр: Interactive Fiction
Разработчик: Sentient Software
Издатель: Softsmith
Год выхода: 1982
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 3
Цифровое бытие - крайне сложное явление с точки зрения некоторых философских концепций. Что бы сталось с Дерридой, увидь он мир, полностью состоящий из строк кода? Как тут найти предтекст? А ведь помимо этого на заре становления компьютерноигровой индустрии многие игры использовали текст как единственное средство коммуникации с игроком. Речь, как вы уже догадались, идёт о текстовых играх, самым распространённым жанром которых являлись адвенчуры, или же, говоря “по-русски”, квесты. Ну а Cyborg - один из самых ранних представителей этого семейства.

Изначально игра была выпущена в 1981 году для компьютеров Apple II, а в виде загрузочной дискеты для IBM-PC-совместимых компьютеров появилась год спустя и с некоторыми странностями, на которых остановимся чуть подробнее попозже. Компания Sentient Software состояла из практически неизвестного в русскоязычном мире писателя-фантаста (а по совместительству ещё и разработчика) Майкла Берлина и его супруги. Просуществовав четыре года и подарив миру четыре игры для всё того же Apple II (хотя Oo-Topos побывала ещё на ряде платформ, в том числе и на DOS), она приказала долго жить, а Майкл отправился творить дальше, уже под крылом корпорации Infocom. Но это уже совсем другая история, а мы возвращаемся к Cyborg.

Игра приветствует нас клише под кодовым названием “амнезия”. Наш протагонист является двусущным киборгом, однако предполагается, что игрок должен ассоциировать себя с человеческой компонентой, так как искусственный интеллект порой будет обращаться к нам напрямую. Именно он поведает о том, что чудо инженерной мысли, составляющей которого мы являемся, получило серьёзные повреждения, затронувшие в том числе и память, а посему нас приветствует окружающая недружелюбная и абсолютно инопланетная неизвестность. Немного осмотревшись, мы понимаем, что населена она преимущественно различными змеями, ящерицами, прочими рептилиями и подобными не очень приятными созданиями, как антропоморфными и разумными, так и нет. Путешествия и обдуманные (на первый взгляд) действия сопряжены с опасностями, причём летальных событий не так много, что нехарактерно для текстовых квестов того времени. Например, мы можем уколоться шипом какого-нибудь кустарника или быть укушенными змейкой, на которую обратили чересчур пристальное, с её точки зрения, внимание (увы, наш киборг вообще достаточно уязвим). При этом уменьшится один из показателей (или сразу два, или даже все), расположенных в верхней части экрана: “кибернетичность”, целостность и “человечность”, - что выводит заложенную стартовым экраном шизофреничность на новый уровень. Но не стоит пугаться сложностей, ведь лёгкой прогулки никто и не обещал, - нужно просто пойти и разобраться с происходящим вокруг, а затем найти способ выбраться из случившейся передряги.

А вот чего стоит бояться - так это управления и некоторых особенностей механики. Местный парсер в скупости своего словаря и понимании синонимов обходит многих конкурентов, - достаточно будет сказать, что он не воспринимает команды “use”, о чем, правда, честно предупреждает во внутриигровой справке. Непросто разобраться и в том, как именно работает модель повреждений и как взаимосвязаны изменяющиеся числовые параметры. С этим могло бы помочь разобраться руководство пользователя, но почему-то не делает этого. Да и само оно является редкостью, в отличие от самой игры. А связано это с упоминавшимися ранее странностями PC-версии, которых несколько. Во-первых, сам разработчик узнал о существовании таковой лишь спустя двадцать лет после её выхода. Во-вторых, выпущенная дискета содержала критическую программную ошибку и банально не запускалась на большинстве PC-совместимых компьютеров: то, во что мы можем поиграть сейчас, является исправленным энтузиастом вариантом. В-третьих, изначальный тираж был небольшим, а потому коробка с Cyborg является раритетом: по некоторым сведениям, имеется лишь несколько экземпляров у самых увлеченных коллекционеров.

Подводя итог, стоит признать, что Cyborg - это довольно посредственный и не украшенный графикой (в отличие от версии для Макинтоша) текстовый квест, литературная составляющая которого находится на уровне бульварной фантастики категории “B”. А ведь для игры подобного жанра это существенный недостаток, что можно назвать “профессиональным заболеванием” большинства текстовых квестов. Но он однозначно стоит того, чтобы с ним познакомились интересующиеся, а коллекционеры утащили в свои закрома.
Автор обзора: Sharp_ey
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Любопытная вещь - в плане пристойного и вполне качественного сюжета от профессионального писателя, который вынужден иметь дело со слабым парсером явно собственного кустарного изготовления... Можно только порадоваться, что покойный Майкл Берлин решил вскоре перейти в Infocom, где и парсер на две головы лучше, и техническими вопросами занимались специалисты. Правда, в своё время рецензенты таки ставили "Cyborg" в один ряд с великим "Zork", - но сегодня, пожалуй, он имеет лишь историческое значение. В отличие от других работ того же автора!

Sharp_ey
Чтобы сталось с Дерридой, увидь он мир, полностью состоящий из строк кода?
А Деррида разве склоняется?..
Ну и, по-моему, он всё-таки застал такие вещи ;) И ещё дальше углубился в деконструкцию и постгуманизм.

Sharp_ey
Во-первых, сам разработчик узнал о существовании таковой лишь спустя двадцать лет после её выхода.
Не совсем так. PC-версия, по большому счёту, сама стала доступна миру через двадцать с лишним лет после выхода. А когда вскоре после этого о ней спросили автора, то он уверял, что её вообще никогда и не было. Но это явно ошибка памяти (увы, нередкая среди разработчиков)! Ибо автор тогда вспоминал, что, мол, была только одна версия для Apple II, а потом для Macintosh - и всё. Тогда как кроме IBM PC игра точно выходила и на Commodore 64, и вроде бы на Atari. Просто у самого Берлина были только как раз Apple II, а затем Macintosh: портировкой он не занимался, другие версии ему просто не запомнились.

Sharp_ey
выпущенная дискета содержала критическую программную ошибку и банально не запускалась на большинстве PC-совместимых компьютеров
Да, это весьма интересный факт. Товарищи с "Мобигеймс" пишут, что она запускалась только на каких-то редких PC-клонах. Но коллега, который раздобыл и спас PC-версию, рассказывал, что - наоборот, она запускалась только на оригинальных IBM PC 1981 года выпуска. А на тех же машинах, но уже с BIOS'ом начала 1982 года - не работала. Как и на всех прочих.

Sharp_ey
то, во что мы можем поиграть сейчас, является исправленным энтузиастом вариантом
Так и есть! Точнее, как минимум двумя энтузиастами. Которые в течение нескольких лет боролись за возвращение этой игры людям - и потратили многие сотни долларов на приобретение запечатанных коробочных версий. Пока не догадались, что это не дискеты дефективные, а игра глючная...