Exile - одна из тех игр, которые, несмотря на массу инноваций, огромную проработанность и высокую оценку критиков, к сожалению, на сегодняшний день почти забыты. Впервые выпущенное под британские компьютеры BBC Micro и Acorn Electron в 1988 году, это космическое приключение от Питера Ирвина и Джереми Смита (автора Thrust, из которой были почерпнуты базовые элементы игровой механики) прошло долгий и тернистый путь по разным платформам, но наибольшую известность, пожалуй, получили версии для Commodore Amiga. Их было целых три (если не считать дополнение "Discovery Disk"): для ECS, AGA и CD32. Существенно отличается от остальных только ECS-версия: в ней другая графика (значительно проще, ведь вышла она на 4 года раньше), да и интерфейс менее проработанный (нельзя, например, начать сначала).
Сюжет игры, к сожалению, описан лишь в руководстве пользователя. Действительно жаль, что здесь нет никакой заставки, поскольку завязка очень интересная. Космический искатель приключений Майк Финн получает сигнал бедствия от команды корабля "Перикл" (Pericles), которая исследует планету Феб (Phoebus), примечательную своей системой пещер, созданных некоей разумной расой существ (с их потомками еще предстоит встретиться герою). И всё бы ничего, если бы на этой же планете не жил глубоко под землей безумный ученый Триакс, который за свои бесчеловечные эксперименты над людьми был осужден на вечное изгнание в космосе. Тем не менее ему удалось продолжить свои темные дела на этой планете, а после встречи с командой "Перикла" - еще и навредить им. Игра начинается в тот момент, когда Финн находится в своем корабле уже над поверхностью планеты. Неожиданное появление Триакса застает его врасплох - буквально за секунду злодей успевает стащить из корабля важный навигационный прибор и телепортироваться в неизвестном направлении. Цель игры - победить Триакса, вернуть пропажу и по пути спасти тех, кто остался в живых, из команды "Перикла".
Игровая механика, как уже было сказано, похожа на Thrust: управляя человеком, оснащенным джетпаком, нужно перемещаться по испещренным пещерами недрам планеты Феб. Но в Exile реализовано очень много нового: присутствует сила тяжести, объекты имеют массу, инерцию, ударной волной от взрывов вас сносит в сторону, ветер сдувает, огонь можно потушить водой и многое другое! Передовой на свое время искусственный интеллект позволял врагам слышать шумы рядом и реагировать на них, запоминать последнее положение цели; была реализована возможность прятаться от них: они не видели вас, если между ними и вами находится препятствие. Несмотря на то что игрок не может умереть, - если он получает слишком большое повреждение, то просто телепортирутеся в ближайшую запомненную точку, - играть по-настоящему сложно. Достаточно легко потерять нужный предмет (например, гранату) - и дальнейшее прохождение становится бессмысленным. О том, как взаимодействовать с игровым миром, тоже приходится догадываться самому. Дело в том, что в отличие от многих других приключенческих игр здесь нет простой кнопки "применить предмет". Например, чтобы погасить огонь, нужно взять сосуд, подойти с ним к воде, после чего он наполнится, потом подойти к огню и кинуть в него сосуд с водой. Аналогично большинство предметов само активируется, когда вы их несете или кидаете в нужное место. Понятно, что при таком подходе часто можно решить одну задачу несколькими способами, но и догадаться бывает сложнее.
В игре огромный живой мир, наполненный всевозможными существами, как безвредными, так и крайне опасными, а есть даже дружественные (например, можно найти одного из домашних питомцев команды "Перикла", который будет ходить за вами). Чтобы защитить себя, герой в процессе игры может заполучить четыре вида оружия, которые переключаются клавишами F1-F4. Кроме того, в пещерах можно найти радиоактивное вещество "короний", которое взрывается, если соединить два куска этого материала вместе. Но для взаимодействия с ним лучше иметь при себе костюм, защищающий от радиации.
Управление в игре реализовано с помощью довольно странной системы иконок, активирущейся клавишей "пробел". Если нажать пробел еще раз, появится второй блок иконок, а если третий - то вы выйдете в обычный режим перемещения. С помощью этого интерфейса можно взять в руки предмет перед собой, бросить, положить в карман (до 5 небольших предметов), достать из кармана, телепортироваться, запомнить положение для последующего телепортирования, а также некоторые другие возможности (смотрите мануал).
Оформление ECS-версии довольно простое, но весьма приятное для своих лет. А вот AGA/CD32-версия вообще замечательная: тщательно детализированные элементы окружения и существа, горы и планеты на фоне, удобные элементы интерфейса. К сожалению, в игре нет музыки, только некие завывания, которые спустя какое-то время начинают выводить из себя. Исключение составляет только заглавный трек, который играет на титульном экране. Очень веселое техно с голосовыми сэмплами, - жалко, что в саму игру эту музыку почему-то не включили.
Подводя итоги, можно сказать, что для тех, кто не боится разбираться самостоятельно, как в запутанном интерфейсе, так и в необычном и жестоком инопланетном мире, эта игра станет настоящим откровением. Exile - уникальная, не имеющая аналогов ни до, ни после, жемчужина, которая ждет своих ценителей.
Сюжет игры, к сожалению, описан лишь в руководстве пользователя. Действительно жаль, что здесь нет никакой заставки, поскольку завязка очень интересная. Космический искатель приключений Майк Финн получает сигнал бедствия от команды корабля "Перикл" (Pericles), которая исследует планету Феб (Phoebus), примечательную своей системой пещер, созданных некоей разумной расой существ (с их потомками еще предстоит встретиться герою). И всё бы ничего, если бы на этой же планете не жил глубоко под землей безумный ученый Триакс, который за свои бесчеловечные эксперименты над людьми был осужден на вечное изгнание в космосе. Тем не менее ему удалось продолжить свои темные дела на этой планете, а после встречи с командой "Перикла" - еще и навредить им. Игра начинается в тот момент, когда Финн находится в своем корабле уже над поверхностью планеты. Неожиданное появление Триакса застает его врасплох - буквально за секунду злодей успевает стащить из корабля важный навигационный прибор и телепортироваться в неизвестном направлении. Цель игры - победить Триакса, вернуть пропажу и по пути спасти тех, кто остался в живых, из команды "Перикла".
Игровая механика, как уже было сказано, похожа на Thrust: управляя человеком, оснащенным джетпаком, нужно перемещаться по испещренным пещерами недрам планеты Феб. Но в Exile реализовано очень много нового: присутствует сила тяжести, объекты имеют массу, инерцию, ударной волной от взрывов вас сносит в сторону, ветер сдувает, огонь можно потушить водой и многое другое! Передовой на свое время искусственный интеллект позволял врагам слышать шумы рядом и реагировать на них, запоминать последнее положение цели; была реализована возможность прятаться от них: они не видели вас, если между ними и вами находится препятствие. Несмотря на то что игрок не может умереть, - если он получает слишком большое повреждение, то просто телепортирутеся в ближайшую запомненную точку, - играть по-настоящему сложно. Достаточно легко потерять нужный предмет (например, гранату) - и дальнейшее прохождение становится бессмысленным. О том, как взаимодействовать с игровым миром, тоже приходится догадываться самому. Дело в том, что в отличие от многих других приключенческих игр здесь нет простой кнопки "применить предмет". Например, чтобы погасить огонь, нужно взять сосуд, подойти с ним к воде, после чего он наполнится, потом подойти к огню и кинуть в него сосуд с водой. Аналогично большинство предметов само активируется, когда вы их несете или кидаете в нужное место. Понятно, что при таком подходе часто можно решить одну задачу несколькими способами, но и догадаться бывает сложнее.
В игре огромный живой мир, наполненный всевозможными существами, как безвредными, так и крайне опасными, а есть даже дружественные (например, можно найти одного из домашних питомцев команды "Перикла", который будет ходить за вами). Чтобы защитить себя, герой в процессе игры может заполучить четыре вида оружия, которые переключаются клавишами F1-F4. Кроме того, в пещерах можно найти радиоактивное вещество "короний", которое взрывается, если соединить два куска этого материала вместе. Но для взаимодействия с ним лучше иметь при себе костюм, защищающий от радиации.
Управление в игре реализовано с помощью довольно странной системы иконок, активирущейся клавишей "пробел". Если нажать пробел еще раз, появится второй блок иконок, а если третий - то вы выйдете в обычный режим перемещения. С помощью этого интерфейса можно взять в руки предмет перед собой, бросить, положить в карман (до 5 небольших предметов), достать из кармана, телепортироваться, запомнить положение для последующего телепортирования, а также некоторые другие возможности (смотрите мануал).
Оформление ECS-версии довольно простое, но весьма приятное для своих лет. А вот AGA/CD32-версия вообще замечательная: тщательно детализированные элементы окружения и существа, горы и планеты на фоне, удобные элементы интерфейса. К сожалению, в игре нет музыки, только некие завывания, которые спустя какое-то время начинают выводить из себя. Исключение составляет только заглавный трек, который играет на титульном экране. Очень веселое техно с голосовыми сэмплами, - жалко, что в саму игру эту музыку почему-то не включили.
Подводя итоги, можно сказать, что для тех, кто не боится разбираться самостоятельно, как в запутанном интерфейсе, так и в необычном и жестоком инопланетном мире, эта игра станет настоящим откровением. Exile - уникальная, не имеющая аналогов ни до, ни после, жемчужина, которая ждет своих ценителей.
- Время и место:
Другие планеты - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Язык:
English