Уникальнейшая бесплатная программа, написанная австралийцем Стивом Эвансом. Приложение Shogi Variants – это не просто хороший тренер по классическим японским шахматам – сёги, оно включает в себя ещё и весьма многочисленные варианты этой древней игры, которых в Стране восходящего солнца насчитывается как минимум пара десятков! Но сначала следует поведать о том, что же это такое - японские шахматы…
Сёги (将棋) в их классическом варианте – это настольная игра на доске 9х9 с различными фигурами и правилами их перемещения. В происхождении японских шахмат остаётся много загадочного и непонятного. О сёги имеются документальные свидетельства начиная с VII века нашей эры. Уже тогда настольные игры в Японию были завезены из Китая. Хотя однозначно родство с китайскими шахматами сянци и корейскими чанги в сёги просматривается весьма слабо. С XVII века эта игра получила высокий статус, поскольку в то время ею увлекались даже военачальники и правители Японии: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Удивительно, но больше всего сходства сёги обнаруживают в сравнении с тайскими шахматами, которые называются макрук.
Правила в сёги своеобразны, как, собственно, и вообще всё, что связано с Японией. Прежде всего, тут нет ни чёрных, ни белых, ни красных… А всё потому, что «съеденные» у противника фигуры вы забираете сразу себе, и они в любой момент могут быть возвращены (выставлены практически на любое свободное место доски) в игру, но уже «переметнувшимися» на вашу сторону. Поэтому цвет здесь не имеет значения - он будет только мешать. По сравнению с другими подобными играми, где кровавые отголоски самого неизлечимого порока человечества (войны) то и дело прорываются наружу посредством разных шахматных терминов («битый», «съесть», «срубить» и т.п.), здесь мы имеем в высшей степени гуманизм. Нечто подобное (пленение) ещё есть и в возрождаемых русских шахматах, называемых тавлеи. По этим причинам в сёги партия ведётся остроконечными плоскими фишками светлого цвета, на которые нанесены чёрные иероглифы – основные названия фигур. На обратной стороне фишки также нанесено уже другое дополнительное название, которое связано с ещё одной особенностью японских шахмат – с превращением в результате переворота. По направлению заострения играющие определяют, своя фигура или чужая. Зона переворота начинается на половине противника, на 7-й горизонтали от вашего края (последние три горизонтали доски). Для удобства иероглифы в дополнительном названии перевёрнутой фигуры могут выполняться красным цветом. Такой «перевёртыш» обладает уже новыми, чаще всего более мощными возможностями...
Всего в классические сёги (9х9) играют двадцатью фигурами, из них девять - это пешки. Самый главный – генерал (玉将, гёкусё) – аналог нашего короля, он ходит так же – во все стороны на одну клетку. Симметрично по бокам от своего главнокомандующего стоят золотые генералы (金将, кинсё), фигуру сокращённо иногда называют «золото». Ходит этот генерал почти так же, как и гёкусё, но только кроме ходов по диагонали назад. Следующие два генерала – серебряные (銀将, гинсё, «серебро»), они оба стоят симметрично от главного генерала. Ходит «серебро» почти так же, как и главный генерал, кроме ходов вбок и хода назад по вертикали. Ладья (飛車, хися) представлена в единственном экземпляре, в начальной расстановке она размещена на второй горизонтали справа, на предпоследней вертикали. Ходит и бьёт, собственно, как и наша классическая ладья. Затем у нас идёт слон (角行, кагукё) - ходит, как ему и положено, по диагонали; представлен в единственном экземпляре и при начальной расстановке стоит на второй горизонтали, как и ладья, но зеркально симметрично от неё слева (вторая вертикаль). Конь (桂馬, кэйма) ходит всё той же знакомой буквой «Г» и обладает способностью перепрыгивать фигуры, однако первая часть хода делается всегда по вертикали и строго вперёд. Поэтому в сёги «лошадь» может скакать лишь навстречу врагу. Копьё (香車, кёся) – не что иное, как ладья, у которой нет возможности ходить вбок и назад. Пешки (歩兵, фухё) ходят и рубят только на одно поле вперёд; в начальной расстановке все 9 пешек занимают 3-ю горизонталь от вашего края доски. Серебро, конь, копьё и пешка в лагере врага (зона превращения) при желании играющего переворачиваются и становятся идентичны фигуре «золото» (золотой генерал). Ладья и слон при перевороте становятся особыми фигурами. Ладья превращается в короля-дракона (竜王, рюо), который, помимо своих обычных ходов, может перемещаться и рубить на одну клетку по диагоналям. А слон превращается в коня-дракона (竜馬, рюма); он, помимо обычных ходов по диагоналям, может ходить по вертикали или горизонтали на одну клетку. Генерал и золотой генерал ни в кого превращаться не могут. Во многих сёги-программах из экономии места на экране для обозначения фигур оставляют обычно один, первый иероглиф из названия, реже – второй. Поэтому тут легко спутать простого коня (桂) со слоном-перевёртышем, он же конь-дракон (馬). Выставление фигур на доску считается за один ход и имеет ряд ограничений. Выставляются все фигуры только в не превращённом виде. Если фигура выставлена сразу в зону превращения, то «перевёртышем» таковая сможет стать лишь на следующем ходу. Также запрещается сдваивать пешки (правило нифу). Имеется и много других ограничений. Цель игры – поставить мат генералу противника. Ничьи тут бывают редко. Это достигается запретом на частые повторы положения фигур и вечные шахи. Если всё же безвыходная ситуация наступила, то в таком случае подсчитываются оставшиеся фигуры и по сумме их очков определяется ничья или победа одного из игроков.
В общем, изучать правила будет интересно. Но это ещё не всё! В Shogi Variants собрано много вариантов сёги (что очевидно из названия программы) – всего их 17, и это далеко ещё не все известные. Обычно специалистами они классифицируются на три типа: доски менее 9х9, доски, равные 9х9, и доски размером более 9х9. В Shogi Variants классификация сделана в хронологическом виде: современные сёги (после 1800 г. н. э.), древние варианты (1200–1800 гг. н. э.) и самые ранние (800–1200 гг. н. э.). На больших досках зачастую играют уже без выставления фигур, иначе партия может «немного» так подзатянуться - примерно на месяцы. Помимо классических, в других расширенных вариантах сёги можно встретить фигуры как сказочных, так и обычных животных: кирин, феникс, лев, крылатый бык, медведь, кот, – да не счесть им числа, - каждая из которых ходит и бьёт по-своему. К сожалению, исторически самые большие известные на сегодня сёги (доска 36х36, 804 фигуры) – тайкёку-сёги - не вошли в состав Shogi Variants. А вот чуть меньшая их разновидность – тай-сёги (25х25) - таки была включена автором в Shogi Variants, – вид доски просто на месте «убивает» количеством фишек и их разнообразием. Да-да, достаточно один раз взглянуть, и играть уже точно не захочется…
Интерфейс сделан на английском. Можно сохранить и загрузить партию; имеется отсчёт времени, есть возможность получить подсказку хода от программы и многое другое. При нажатии курсором мыши на фигуру появляется удобная разметка её ходов на клетках доски и на фигурах противника, которые можно срубить. Интересная особенность графики: размер остроконечных фишек увеличивается, если в выбранном варианте игры количество клеток доски уменьшается. А ещё по нажатию F4 появится справка, где для каждого из вариантов сёги будут приведены подробные текстовые правила и изображение, на котором понятно объяснены иероглифические обозначения и все ходы фигур.
Короче говоря, тут всё ясно – высший балл; эта замечательная коллекция японских шахмат немедленно становится частью нашей игровой коллекции. Ну а мы можем только пожелать вам терпения и настойчивости, чтобы разобраться со всеми предлагаемыми вариантами сёги, - и кто знает: может быть, на небосклоне восточных логических игр засияет новая гроссмейстерская звезда родом из наших краёв. Кстати, высший спортивный титул в сёги – мэйдзин - когда-то был пожизненным, но с недавнего времени его нужно подтверждать ежегодно. А вообще - ничего не препятствует любому человеку стать мэйдзином: учите правила, дебюты и ежедневно тренируйтесь с Shogi Variants…
Сёги (将棋) в их классическом варианте – это настольная игра на доске 9х9 с различными фигурами и правилами их перемещения. В происхождении японских шахмат остаётся много загадочного и непонятного. О сёги имеются документальные свидетельства начиная с VII века нашей эры. Уже тогда настольные игры в Японию были завезены из Китая. Хотя однозначно родство с китайскими шахматами сянци и корейскими чанги в сёги просматривается весьма слабо. С XVII века эта игра получила высокий статус, поскольку в то время ею увлекались даже военачальники и правители Японии: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Удивительно, но больше всего сходства сёги обнаруживают в сравнении с тайскими шахматами, которые называются макрук.
Правила в сёги своеобразны, как, собственно, и вообще всё, что связано с Японией. Прежде всего, тут нет ни чёрных, ни белых, ни красных… А всё потому, что «съеденные» у противника фигуры вы забираете сразу себе, и они в любой момент могут быть возвращены (выставлены практически на любое свободное место доски) в игру, но уже «переметнувшимися» на вашу сторону. Поэтому цвет здесь не имеет значения - он будет только мешать. По сравнению с другими подобными играми, где кровавые отголоски самого неизлечимого порока человечества (войны) то и дело прорываются наружу посредством разных шахматных терминов («битый», «съесть», «срубить» и т.п.), здесь мы имеем в высшей степени гуманизм. Нечто подобное (пленение) ещё есть и в возрождаемых русских шахматах, называемых тавлеи. По этим причинам в сёги партия ведётся остроконечными плоскими фишками светлого цвета, на которые нанесены чёрные иероглифы – основные названия фигур. На обратной стороне фишки также нанесено уже другое дополнительное название, которое связано с ещё одной особенностью японских шахмат – с превращением в результате переворота. По направлению заострения играющие определяют, своя фигура или чужая. Зона переворота начинается на половине противника, на 7-й горизонтали от вашего края (последние три горизонтали доски). Для удобства иероглифы в дополнительном названии перевёрнутой фигуры могут выполняться красным цветом. Такой «перевёртыш» обладает уже новыми, чаще всего более мощными возможностями...
Всего в классические сёги (9х9) играют двадцатью фигурами, из них девять - это пешки. Самый главный – генерал (玉将, гёкусё) – аналог нашего короля, он ходит так же – во все стороны на одну клетку. Симметрично по бокам от своего главнокомандующего стоят золотые генералы (金将, кинсё), фигуру сокращённо иногда называют «золото». Ходит этот генерал почти так же, как и гёкусё, но только кроме ходов по диагонали назад. Следующие два генерала – серебряные (銀将, гинсё, «серебро»), они оба стоят симметрично от главного генерала. Ходит «серебро» почти так же, как и главный генерал, кроме ходов вбок и хода назад по вертикали. Ладья (飛車, хися) представлена в единственном экземпляре, в начальной расстановке она размещена на второй горизонтали справа, на предпоследней вертикали. Ходит и бьёт, собственно, как и наша классическая ладья. Затем у нас идёт слон (角行, кагукё) - ходит, как ему и положено, по диагонали; представлен в единственном экземпляре и при начальной расстановке стоит на второй горизонтали, как и ладья, но зеркально симметрично от неё слева (вторая вертикаль). Конь (桂馬, кэйма) ходит всё той же знакомой буквой «Г» и обладает способностью перепрыгивать фигуры, однако первая часть хода делается всегда по вертикали и строго вперёд. Поэтому в сёги «лошадь» может скакать лишь навстречу врагу. Копьё (香車, кёся) – не что иное, как ладья, у которой нет возможности ходить вбок и назад. Пешки (歩兵, фухё) ходят и рубят только на одно поле вперёд; в начальной расстановке все 9 пешек занимают 3-ю горизонталь от вашего края доски. Серебро, конь, копьё и пешка в лагере врага (зона превращения) при желании играющего переворачиваются и становятся идентичны фигуре «золото» (золотой генерал). Ладья и слон при перевороте становятся особыми фигурами. Ладья превращается в короля-дракона (竜王, рюо), который, помимо своих обычных ходов, может перемещаться и рубить на одну клетку по диагоналям. А слон превращается в коня-дракона (竜馬, рюма); он, помимо обычных ходов по диагоналям, может ходить по вертикали или горизонтали на одну клетку. Генерал и золотой генерал ни в кого превращаться не могут. Во многих сёги-программах из экономии места на экране для обозначения фигур оставляют обычно один, первый иероглиф из названия, реже – второй. Поэтому тут легко спутать простого коня (桂) со слоном-перевёртышем, он же конь-дракон (馬). Выставление фигур на доску считается за один ход и имеет ряд ограничений. Выставляются все фигуры только в не превращённом виде. Если фигура выставлена сразу в зону превращения, то «перевёртышем» таковая сможет стать лишь на следующем ходу. Также запрещается сдваивать пешки (правило нифу). Имеется и много других ограничений. Цель игры – поставить мат генералу противника. Ничьи тут бывают редко. Это достигается запретом на частые повторы положения фигур и вечные шахи. Если всё же безвыходная ситуация наступила, то в таком случае подсчитываются оставшиеся фигуры и по сумме их очков определяется ничья или победа одного из игроков.
В общем, изучать правила будет интересно. Но это ещё не всё! В Shogi Variants собрано много вариантов сёги (что очевидно из названия программы) – всего их 17, и это далеко ещё не все известные. Обычно специалистами они классифицируются на три типа: доски менее 9х9, доски, равные 9х9, и доски размером более 9х9. В Shogi Variants классификация сделана в хронологическом виде: современные сёги (после 1800 г. н. э.), древние варианты (1200–1800 гг. н. э.) и самые ранние (800–1200 гг. н. э.). На больших досках зачастую играют уже без выставления фигур, иначе партия может «немного» так подзатянуться - примерно на месяцы. Помимо классических, в других расширенных вариантах сёги можно встретить фигуры как сказочных, так и обычных животных: кирин, феникс, лев, крылатый бык, медведь, кот, – да не счесть им числа, - каждая из которых ходит и бьёт по-своему. К сожалению, исторически самые большие известные на сегодня сёги (доска 36х36, 804 фигуры) – тайкёку-сёги - не вошли в состав Shogi Variants. А вот чуть меньшая их разновидность – тай-сёги (25х25) - таки была включена автором в Shogi Variants, – вид доски просто на месте «убивает» количеством фишек и их разнообразием. Да-да, достаточно один раз взглянуть, и играть уже точно не захочется…
Интерфейс сделан на английском. Можно сохранить и загрузить партию; имеется отсчёт времени, есть возможность получить подсказку хода от программы и многое другое. При нажатии курсором мыши на фигуру появляется удобная разметка её ходов на клетках доски и на фигурах противника, которые можно срубить. Интересная особенность графики: размер остроконечных фишек увеличивается, если в выбранном варианте игры количество клеток доски уменьшается. А ещё по нажатию F4 появится справка, где для каждого из вариантов сёги будут приведены подробные текстовые правила и изображение, на котором понятно объяснены иероглифические обозначения и все ходы фигур.
Короче говоря, тут всё ясно – высший балл; эта замечательная коллекция японских шахмат немедленно становится частью нашей игровой коллекции. Ну а мы можем только пожелать вам терпения и настойчивости, чтобы разобраться со всеми предлагаемыми вариантами сёги, - и кто знает: может быть, на небосклоне восточных логических игр засияет новая гроссмейстерская звезда родом из наших краёв. Кстати, высший спортивный титул в сёги – мэйдзин - когда-то был пожизненным, но с недавнего времени его нужно подтверждать ежегодно. А вообще - ничего не препятствует любому человеку стать мэйдзином: учите правила, дебюты и ежедневно тренируйтесь с Shogi Variants…
- Происхождение:
Настольные игры - Способ распространения:
Freeware - Страна или регион происхождения:
Австралия - Элемент жанра:
Шахматы - Язык:
English