Приятнейшая во всех отношениях DOS-программа для игры в японские шахматы – сёги. Написана Ёсикадзу Какиноки, а распространялась через Ishi Press International, что зарегистрирована в г. Сан-Хосе, шт. Калифорния, США. В этой программе вы легко обучитесь правилам в сёги и, возможно, через некоторые время даже станете знаменитым гроссмейстером – мэйдзином высшего дана. Но вначале стоит поведать немного об истории и правилах этой древней японской игры…
Шахматы сёги появились в Стране восходящего солнца очень давно. Первое упоминание о них датируется VII в. н. э. Несмотря на географическую близость и начавшийся тогда культурный обмен, сёги совсем не похожи на китайские шахматы сянци и корейские чанги. После хэйанского периода (794–1185 гг. н. э.) сёги уже сформировались в современный облик, дошедший до наших дней. В классические японские шахматы играют на доске 9х9. Фигуры заметно отличаются от обычных шахматных как формой, так и своим «поведением». Играют плоскими заострёнными с одного края деревянными фишками, на основной стороне которых чёрным цветом нанесены иероглифы. Цветов враждующих сторон в сёги нет, поскольку любая «съеденная» фигура сразу же «капитулирует» и принимает ваше командование. В свободное место на доске она может быть в любой удобный момент выставлена (англ. термин – drop). Поэтому партия в сёги со временем чем-то начинает напоминать «круговорот фишек в природе». Помимо выставления, есть ещё одна особенность японских шахмат. Это превращение на последних трёх горизонталях. При превращении фигура переворачивается (англ. термин – promote) и таким образом становится более сильной с новыми свойствами. Иероглифы для перевёрнутой стороны фишки отображаются красным цветом. Своя или чужая фигура – это определяется по направлению заострения на фишке.
Всего фигур у каждой из сторон на доске по 20. Генерал (王) – аналог нашего короля, ходит во все стороны на одну клетку. Золотой генерал (金), их у каждой из сторон по два. Ходит на одну клетку по вертикали, горизонтали и только вперёд по двум диагоналям. Затем в порядке старшинства идут два серебряных генерала (銀). Эта фигура ходит на одну клетку по диагоналям и на одну вперёд по вертикали. Далее – ладья (飛) – одна штука, ходит как и её классический аналог. Ещё одна фигура, совпадающая с «классикой», – слон (角). У каждой из сторон он в единственном экземпляре, как и ладья. Конь (桂) - форма его хода совпадают с обычным шахматным конём – буква «Г», но в сёги он может прыгать только вперёд. Коней также по два у каждого игрока. Копьё (香) - по сути, это наша ладья, которая может ходить строго вперёд: назад и вбок ей правила запрещают перемещаться. Копий у каждого по две фигуры. Ну и, наконец, пешка (步) - их по девять у каждого. Этот шахматный солдат, стойко переносящий тяготы и лишения своей нелёгкой службы, перемещается, согласно правилам сёги, только вперёд, а рубит так же, как и ходит. Цель игры – поставить мат вражескому генералу. Сбрасывать на доску пешку, чтобы две пешки находились на одной вертикали, запрещено (правило «нифу»). Пат считается за ничью. Вот, собственно, и все немудрёные правила…
Игра очень удобна в управлении. Несмотря на 1991 год, тут всё делается мышью: ходы и выставление фигур обратно на доску. Запрос о перевороте реализован через функциональные клавиши. Тут вообще всё меню удобно подвешено на них. Есть классная графическая справка, где ходы объяснены не нудным текстом, а показаны графически просто чёрточками или стрелочками. Для тех, кто на дух не переносит вид азиатских кракоз… иероглифических знаков, в названии фигур можно всегда переключить режим отображения заглавными латинскими буквами (от англ. названия фигуры). Градаций настройки интеллекта компьютера всего шесть. Правда, даже на самом минимальном уровне выиграть партию у ЭВМ новичку не светит. Игру можно сохранить, а потом восстановить. Звук реализован РС-спикером. Графика любезно предлагается в различных режимах: VGA, EGA, Hercules и прочих, которые аппаратно существовали в то время.
Приятно, что в те годы делали шахматные программы с хорошим качеством при минимуме подручных средств. Приятно также, что и сейчас в них можно сыграть партейку-другую с электронным оппонентом. Для нас, энтузиастов Олдгейма, сохранять логические игры того времени – задача поистине важная и актуальная. В то время как влияние компьютеров на неокрепшие умы и души сегодня стало заметно негативным, подобные игры должны помочь всем интересующимся заглянуть в прошлое компьютерной индустрии развлечений и показать, что там было, есть и будет много хорошего, доброго и полезного…
Шахматы сёги появились в Стране восходящего солнца очень давно. Первое упоминание о них датируется VII в. н. э. Несмотря на географическую близость и начавшийся тогда культурный обмен, сёги совсем не похожи на китайские шахматы сянци и корейские чанги. После хэйанского периода (794–1185 гг. н. э.) сёги уже сформировались в современный облик, дошедший до наших дней. В классические японские шахматы играют на доске 9х9. Фигуры заметно отличаются от обычных шахматных как формой, так и своим «поведением». Играют плоскими заострёнными с одного края деревянными фишками, на основной стороне которых чёрным цветом нанесены иероглифы. Цветов враждующих сторон в сёги нет, поскольку любая «съеденная» фигура сразу же «капитулирует» и принимает ваше командование. В свободное место на доске она может быть в любой удобный момент выставлена (англ. термин – drop). Поэтому партия в сёги со временем чем-то начинает напоминать «круговорот фишек в природе». Помимо выставления, есть ещё одна особенность японских шахмат. Это превращение на последних трёх горизонталях. При превращении фигура переворачивается (англ. термин – promote) и таким образом становится более сильной с новыми свойствами. Иероглифы для перевёрнутой стороны фишки отображаются красным цветом. Своя или чужая фигура – это определяется по направлению заострения на фишке.
Всего фигур у каждой из сторон на доске по 20. Генерал (王) – аналог нашего короля, ходит во все стороны на одну клетку. Золотой генерал (金), их у каждой из сторон по два. Ходит на одну клетку по вертикали, горизонтали и только вперёд по двум диагоналям. Затем в порядке старшинства идут два серебряных генерала (銀). Эта фигура ходит на одну клетку по диагоналям и на одну вперёд по вертикали. Далее – ладья (飛) – одна штука, ходит как и её классический аналог. Ещё одна фигура, совпадающая с «классикой», – слон (角). У каждой из сторон он в единственном экземпляре, как и ладья. Конь (桂) - форма его хода совпадают с обычным шахматным конём – буква «Г», но в сёги он может прыгать только вперёд. Коней также по два у каждого игрока. Копьё (香) - по сути, это наша ладья, которая может ходить строго вперёд: назад и вбок ей правила запрещают перемещаться. Копий у каждого по две фигуры. Ну и, наконец, пешка (步) - их по девять у каждого. Этот шахматный солдат, стойко переносящий тяготы и лишения своей нелёгкой службы, перемещается, согласно правилам сёги, только вперёд, а рубит так же, как и ходит. Цель игры – поставить мат вражескому генералу. Сбрасывать на доску пешку, чтобы две пешки находились на одной вертикали, запрещено (правило «нифу»). Пат считается за ничью. Вот, собственно, и все немудрёные правила…
Игра очень удобна в управлении. Несмотря на 1991 год, тут всё делается мышью: ходы и выставление фигур обратно на доску. Запрос о перевороте реализован через функциональные клавиши. Тут вообще всё меню удобно подвешено на них. Есть классная графическая справка, где ходы объяснены не нудным текстом, а показаны графически просто чёрточками или стрелочками. Для тех, кто на дух не переносит вид азиатских кракоз… иероглифических знаков, в названии фигур можно всегда переключить режим отображения заглавными латинскими буквами (от англ. названия фигуры). Градаций настройки интеллекта компьютера всего шесть. Правда, даже на самом минимальном уровне выиграть партию у ЭВМ новичку не светит. Игру можно сохранить, а потом восстановить. Звук реализован РС-спикером. Графика любезно предлагается в различных режимах: VGA, EGA, Hercules и прочих, которые аппаратно существовали в то время.
Приятно, что в те годы делали шахматные программы с хорошим качеством при минимуме подручных средств. Приятно также, что и сейчас в них можно сыграть партейку-другую с электронным оппонентом. Для нас, энтузиастов Олдгейма, сохранять логические игры того времени – задача поистине важная и актуальная. В то время как влияние компьютеров на неокрепшие умы и души сегодня стало заметно негативным, подобные игры должны помочь всем интересующимся заглянуть в прошлое компьютерной индустрии развлечений и показать, что там было, есть и будет много хорошего, доброго и полезного…
- Происхождение:
Настольные игры - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Шахматы - Язык:
English