Среди приемов, используемых авторами при построении сюжетов тех или иных произведений, настоящей классикой стал ход с потерей главным героем памяти. Персонажи, страдающие от амнезии, регулярно встречаются в фильмах, книгах и графических новеллах.
Так, в свое время довольно большой популярностью пользовался бельгийский комикс XIII, созданный писателем Жаном Ван Хамме (Jean Van Hamme) и художником Уильямом Вэнсом (William Vance), повествующий о злоключениях секретного агента с «отшибленной» памятью. Успех данного произведения оказался достаточным, чтобы привлечь внимание разработчиков компьютерных игр, - сначала в далеком 1997 году France Telecom Multimedia выпустила квест Le Mystère XIII (1997, Windows), а шесть лет спустя другая французская компания Ubisoft создала по мотивам графической новеллы шутер от первого лица с незамысловатым названием… правильно, XIII.
Сюжет игры начинается очень «бодро» - неизвестный киллер убивает президента США Уильяма Шеридана (William Sheridan). Разумеется, спецслужбы «носом роют землю» в поисках убийцы, но не слишком успешно. Однако помимо официального расследования свое собственное ведет генерал Бен Кэррингтон (Ben Carrington), который в итоге срывает джек-пот - ему удается выяснить, что за убийством президента стоит тайное общество, ключевые фигуры которого скрываются под номерами с I по XX (соответствующие цифры вытатуированы у них на теле). И у этой группы товарищей имеются далеко идущие планы по захвату власти в США и установлению на их территории тоталитарного режима. Кэррингтону удается внедрить в ряды организации крота, но… удача отворачивается от генерала – его арестовывают и вывозят на хорошо охраняемую военную базу. А вскоре после этого миловидная блондинка из службы спасения находит на берегу мужчину с огнестрельным ранением, полной потерей памяти и таинственной татуировкой XIII на груди. Этот загадочный незнакомец, как нетрудно догадаться, и есть главный герой игры. Его спасительница очень быстро погибает от рук наемных убийц, возглавляемых нехорошим человеком по кличке Мангуст (Mongoose), успев перед смертью передать протагонисту найденный при нём ключ от банковской ячейки. Перебив нападавших (и упустив Мангуста), Тринадцатый начинает долгий путь к возвращению утерянных воспоминаний, попутно срывая планы заговорщиков и оставляя за собой горы трупов и массовые разрушения.
Тут сразу следует сказать о том, что сценарий XIII в целом неплох. Однако необходимость запихнуть в игру события комикса, выходившего более десяти лет, сыграла свою роль - происходящее на экране быстро начинает страдать от недосказанности и отсутствия деталей, порождая множество вопросов. Например, почему те или иные персонажи присоединились к заговору? Зачем устанавливать именно тоталитарный режим? Чем заговорщиков не устроила демократия? Это новая попытка Российской Федерации по вмешательству в политическую систему США? Ответов нет… Возможно, что таким образом игрока подталкивают к ознакомлению с комиксом-первоисточником, - или планировалось дать разъяснения в так и не вышедшем сиквеле? Однако в любом случае такой способ подачи истории мешает воспринимать происходящее как серьезный шпионский боевик.
Зато в чём XIII не откажешь - так это в наличии довольно оригинального стиля и атмосферы. Всё дело в том, что разработчики не просто сделали продукт по мотивам комикса, а превратили в комикс саму игру. Используя Unreal Engine 2 и технологию Cel shading, авторы создали яркий, красочный мир. Персонажи, объекты обстановки и окружающая местность будто нарисованы и раскрашены вручную с использованием цветных карандашей. В результате даже такие стандартные и скучные места, как военная база или подводная лодка, смотрятся довольно интересно. Тем более что там, где это уместно, разработчики постарались по максимуму насытить интерьеры различными деталями и мелкими предметами. Взять, например, окрестности древнего замка, который, согласно игровой легенде, был разобран, вывезен в США и аккуратно собран вновь, – зеленый лабиринт из кустов, пруд с кувшинками на поверхности, маленькая симпатичная часовня… выглядит всё просто шикарно. Очень приятно смотрятся пристань с пришвартованными катерами на первом уровне игры, а также заснеженные окрестности военной базы, с которой необходимо вытащить генерала Кэррингтона. Симпатичных мест в игре много. Конечно, встречаются и довольно «стерильные», минималистичные локации - ракетная база, больничный спец. блок, - но они по логике и не должны поражать богатством обстановки.
Кстати, нельзя не отметить разнообразие мест, которые придется посетить в ходе прохождения, - Тринадцатый побывает в банке, дорогом отеле, медицинском учреждении закрытого (тюремного) типа, порту - и даже попытается прокатиться «зайцем» на подводной лодке. Встретятся и «открытые» локации - зимний лес с одиноким охотничьим домиком в придачу, извилистые горные каньоны с небольшой шахтой и руинами древнего поселения.
Хороши в XIII и персонажи, исполненные в довольно интересной, хотя и несколько специфической манере. Также качественно прорисованы модели техники и оружия.
К сожалению, мультиплатформенность проекта сыграла свою роль, в связи с чем игра приобрела характерные для таких разработок особенности вроде исчезновения тел убитых противников и их оружия. Мелочь, а впечатления подпортить может.
А вот то, что вызывает серьезное нарекание, - это межуровневые ролики, которые «радуют» не очень высоким качеством картинки и «замыленностью» изображения.
Продолжая рассматривать визуальную составляющую игры, стоит обратить внимание и на тот факт, что одной «мультяшной» графики авторам XIII показалось мало, в связи с чем в лучших традициях комиксов на экране постоянно появляются различные надписи. Враг заметил что-то подозрительное? Над его головой загорится вопросительный знак. Неприятель «словил» хэдшот? Над жертвой тут же возникает протяжное «NOOO». Всякие «KABOOM», «BANG», «AAAAA» также в наличии.
Еще одной интересной находкой разработчиков является регулярное появление на экране небольших картинок-вставок. С помощью видеовставок игроку, как правило, показывают различные сюжетные события вроде прибытия вражеского подкрепления или появления противников из засады. В свою очередь статичные картинки демонстрируют детали определенных видов совершённых нами убийств. Метким выстрелом из арбалета «сняли» ничего не подозревающего часового? Игра покажет раскадровку о том, как стрела вонзается в жертву. Аналогично в подробностях можно наблюдать последствия использования метательных ножей или, к примеру, снайперской винтовки. Кстати, последствия применения гранат также видны в реальном времени и на отдельном экране – даже находясь за стеной, можно наблюдать, как разлетаются во все стороны тела попавших «под раздачу» противников.
Впрочем, несмотря на обилие визуальной информации, от аудиосоставляющей разработчики отказываться не стали. Игровая музыка удачно вписывается в атмосферу шпионского боевика, но не особо запоминается, выполняя скорее роль фона. А вот озвучка персонажей действительно удалась и занимает более значимое место в геймплее. Разговоров много, причем поболтать любят и положительные персонажи, и злодеи. Правда, есть один нюанс – большинство реплик заскриптованы. Во время боев противники изредка выкрикивают однотипные фразы и в целом не слишком общительны. Однако на каждом уровне присутствует множество прописанных по сценарию разговоров. Игрок частенько слышит диалоги и монологи различных личностей (оцените речи сумасшедшего нейрохирурга, общающегося с оперируемой жертвой). Подобравшись к группе вражеских бойцов, нередко можно стать свидетелем забавных перепалок или почерпнуть «важную» информацию. При этом голоса подобраны хорошо и вполне подходят своим «владельцам». Почти… Дело в том, что троица положительных героев озвучена не абы кем, а известными (в США) творческими людьми. Генералу Кэррингтону голос «одолжил» актер Адам Уэст (Adam West), ставший популярным благодаря роли Бэтмена в сериале 1960-х годов, напарница Тринадцатого (майор Джонс) озвучена обладательницей «Грэмми» певицей Ив (Eve), а за главного героя текст читает Дэвид «агент Малдер» Духовны (David Duchovny). И вот последний свою роль провалил. Его герой разговаривает короткими монотонными фразами, которые абсолютно не подходят персонажу и «режут» ухо. Кстати, складывается ощущение, что разработчики пришли к тем же выводам, – слышать своего подопечного игрок будет нечасто.
Впрочем, графические красоты и качественная озвучка - это, конечно, хорошо, но для шутера не менее (скорее даже более) важен игровой процесс. Что ж - в XIII он вполне удался, хотя без некоторых «шероховатостей», увы, не обошлось.
Начнем с того, что авторы постарались сделать именно шпионский боевик. В результате чисто боевые уровни, с перестрелками и взрывами, соседствуют со стелс-заданиями, требующими от игрока более аккуратной и тихой «работы». Изредка попадаются этапы, совмещающие оба варианта. Так, выбираясь из банка, главный герой сначала пробирается мимо охранников, никого не убивая, а потом берется за оружие и начинает отстреливать ворвавшихся в здание наемных убийц.
Также следует отметить, что если в одних стелс-миссиях противников убивать можно и требуется лишь избегать поднятия тревоги, то в других на уничтожение оппонентов наложен запрет, в связи с чем игрок вынужден скрываться от врагов, оглушая самых надоедливых с помощью подручных средств.
Однако следует сразу оговориться, что связанные со скрытным проникновением миссии не дотягивают до таких признанных шедевров, как Thief и No One Lives Forever. Дело в том, что компьютерные противники не отличаются умом и сообразительностью, острым зрением и тонким слухом похвастаться не могут и всегда перемещаются по одним и тем же маршрутам. Да и расставлены они, как правило, просто и незатейливо, в связи с чем разобраться с ними можно достаточно быстро и не особо задумываясь. Впрочем, парочка достойных уровней авторам всё же удалась – вражеские бойцы расположены весьма «плотно», их маршруты зачастую пересекаются, так что приходится тщательно продумывать свои действия и быстро решать, кого убрать первым, а кого оставить «на закуску».
Что же касается «обычных» уровней с перестрелками и кучами трупов, то тут всё достаточно стандартно. Противники берут в основном числом и наносимым уроном, – на максимальной сложности главного героя вообще убивают одной очередью (с близкой дистанции). Более того, на высшем скилле оппоненты становятся неприлично живучими, так что единственным весомым аргументом против них становится старый добрый хэдшот. Впрочем, боты умеют пользоваться (и пользуются - правда, не всегда) укрытиями, а также временами не поддаются на тактические отступления и не преследуют сбежавшего игрока, упорно оставаясь на месте. Однако основные проблемы геймеру доставляют всё же дизайнеры уровней, а не искусственный интеллект. Появляющиеся в самый неподходящий момент подкрепления, засады с последующей атакой с нескольких направлений одновременно, сидящие в укромных местах снайперы и парни с гранатометами, – приходится постоянно оставаться начеку, ожидая нападения в любой момент.
Хотя, разумеется, Тринадцатый - далеко не невинный беззащитный агнец и вполне способен постоять за себя, тем более что в его распоряжение предоставлен довольно обширный арсенал оружия, включающий в себя пару видов пистолетов (обратите внимание на «Магнум» - настоящая имба), дробовик, штурмовую винтовку с подствольным гранатометом, родной русскому сердцу «Калаш» (в игре он так и называется - «Kalash»), ручной пулемет (на некоторых уровнях встретятся и его стационарные сородичи), гранатомет, снайперскую винтовку и гранаты. Из более экзотических видов оружия следует отметить два вида арбалетов (одно- и трехзарядный), метательные ножи, подводное ружье (разок придется вступить в схватку с аквалангистами под водой) и битое стекло. Всего в наличии около 16 единиц оружия, которые можно переносить с собой безо всякого ограничения. Также на стелс-этапах противников можно оглушать с помощью подручных средств: стульев, пепельниц, швабр, пустых бутылок.
Кроме того, являясь хорошо подготовленным шпионом, Тринадцатый умеет «вырубать» противников со спины (довольно успешно), биться врукопашную в честном бою (не очень успешно), а также захватывать особо «удачливых» персонажей в плен. Да, именно так, – подкравшись со спины, можно схватить несчастную жертву и использовать ее как «живой щит», - в таком случае враги не атакуют игрока до тех пор, пока он не повернется к ним спиной или боком, просто следуя за ним (а вот геймер их атаковать может). Правда, применяется данная способность в основном в предусмотренных сюжетом местах, но иногда, изловчившись, можно отловить неприятеля и в ходе обычного задания.
Так же как любой уважающий себя агент, главный герой обладает набором гаджетов и дополнительного снаряжения. Правда, их количество весьма невелико – из спец. оборудования в наличии отмычка, позволяющая вскрывать двери с механическим замком (бесполезна в случае с дверьми, к которым требуется найти ключ), и «кошка» (крюк со стальным тросом и миниатюрным мотором), с помощью которой можно в предусмотренных дизайнерами уровней местах подыматься (спускаться) на значительную высоту. Из снаряжения игроку доступны аптечки (малые и большие), бронежилеты (легкие и тяжелые) и кевларовые шлемы. Медикаменты разбросаны (не слишком щедро) по уровням, в том числе спрятаны в тайниках, а вот «броники» и «головные уборы» можно не только отыскать лежащими в укромном уголке, но и «выбить» из некоторых врагов. И еще одна интересная деталь – все аптечки подбираются персонажем и попадают в инвентарь, так что об автоматическом восполнении здоровья придется забыть.
Но не менее опасной (для неприятеля), чем любое оружие или гаджет, является способность протагониста, именуемое «Шестое чувство». Дело в том, что наш герой, если вы не забыли, страдает амнезией. Вспоминая свое прошлое, он восстанавливает позабытые навыки, – в главном меню игры даже имеется раздел, в котором указаны специальные умения, а также отмечается, какие уже открыты, а какие нет. И вот, среди таких способностей, как стрельба с двух рук (из легкого оружия вроде пистолетов), умений дольше находиться под водой, перемещаться бесшумно, притаилось вышеупомянутое «Шестое чувство». Оно, кстати, будет разблокировано первым - уже на втором уровне. Его смысл заключается в том, что, когда протагонист неподвижен, он может «засекать» всех находящихся поблизости противников. При этом враг будет обнаружен, даже если находится за бетонной стеной или железной дверью. Единственное ограничение – неприятель должен двигаться. Тогда после каждого шага на экране будет появляться небольшая надпись «tap». По «дорожке» из таких слов можно легко определить маршрут охранника или узнать количество патрульных. В первую очередь данная способность помогает во время стелс-заданий, но и во время боев, особенно с боссами, способна оказаться весьма полезной – спрятавшись в укрытие, можно отслеживать перемещение противников.
Кстати, о боссах. В основном это высокопоставленные заговорщики вроде армейского генерала или богатого сенатора. Такие товарищи обладают солидным запасом здоровья и вооружены мощным оружием - и каждый бой с ними получается действительно непростым и напряженным. Единственным исключением является встречающийся в порту босс – вертолет, сбить который из базуки довольно просто.
Ну и в завершение данного описания хотелось бы остановиться на недостатках XIII. Прежде всего, уровни довольно небольшие по размерам, а некоторые из них откровенно малы. При этом на многих этапах «обитает» весьма незначительное количество противников - особенно это касается стелс-заданий. Второй недостаток заключается в наличии системы чекпоинтов, позволяющей сохраняться только в определенных точках. С учетом небольших размеров уровней это не кажется большой проблемой, однако «сохранялки» разбросаны по этапам очень неравномерно, не всегда удачно, а главное - в небольших количествах. Более того, разработчики еще и «пошутили» над геймерами, – выводя на экран сообщение о достижении чекпоинта, игра не сохраняет прогресс автоматически, вследствие чего игрок должен произвести запись вручную.
Вердикт? Интересная визуальная составляющая и неплохой игровой процесс делают XIII вполне достойным кандидатом на прохождение. Так что берем в руки «Kalash», запасаемся аптечками, - и вперед, спасать «демократию» от коварных заговорщиков.
Так, в свое время довольно большой популярностью пользовался бельгийский комикс XIII, созданный писателем Жаном Ван Хамме (Jean Van Hamme) и художником Уильямом Вэнсом (William Vance), повествующий о злоключениях секретного агента с «отшибленной» памятью. Успех данного произведения оказался достаточным, чтобы привлечь внимание разработчиков компьютерных игр, - сначала в далеком 1997 году France Telecom Multimedia выпустила квест Le Mystère XIII (1997, Windows), а шесть лет спустя другая французская компания Ubisoft создала по мотивам графической новеллы шутер от первого лица с незамысловатым названием… правильно, XIII.
Сюжет игры начинается очень «бодро» - неизвестный киллер убивает президента США Уильяма Шеридана (William Sheridan). Разумеется, спецслужбы «носом роют землю» в поисках убийцы, но не слишком успешно. Однако помимо официального расследования свое собственное ведет генерал Бен Кэррингтон (Ben Carrington), который в итоге срывает джек-пот - ему удается выяснить, что за убийством президента стоит тайное общество, ключевые фигуры которого скрываются под номерами с I по XX (соответствующие цифры вытатуированы у них на теле). И у этой группы товарищей имеются далеко идущие планы по захвату власти в США и установлению на их территории тоталитарного режима. Кэррингтону удается внедрить в ряды организации крота, но… удача отворачивается от генерала – его арестовывают и вывозят на хорошо охраняемую военную базу. А вскоре после этого миловидная блондинка из службы спасения находит на берегу мужчину с огнестрельным ранением, полной потерей памяти и таинственной татуировкой XIII на груди. Этот загадочный незнакомец, как нетрудно догадаться, и есть главный герой игры. Его спасительница очень быстро погибает от рук наемных убийц, возглавляемых нехорошим человеком по кличке Мангуст (Mongoose), успев перед смертью передать протагонисту найденный при нём ключ от банковской ячейки. Перебив нападавших (и упустив Мангуста), Тринадцатый начинает долгий путь к возвращению утерянных воспоминаний, попутно срывая планы заговорщиков и оставляя за собой горы трупов и массовые разрушения.
Тут сразу следует сказать о том, что сценарий XIII в целом неплох. Однако необходимость запихнуть в игру события комикса, выходившего более десяти лет, сыграла свою роль - происходящее на экране быстро начинает страдать от недосказанности и отсутствия деталей, порождая множество вопросов. Например, почему те или иные персонажи присоединились к заговору? Зачем устанавливать именно тоталитарный режим? Чем заговорщиков не устроила демократия? Это новая попытка Российской Федерации по вмешательству в политическую систему США? Ответов нет… Возможно, что таким образом игрока подталкивают к ознакомлению с комиксом-первоисточником, - или планировалось дать разъяснения в так и не вышедшем сиквеле? Однако в любом случае такой способ подачи истории мешает воспринимать происходящее как серьезный шпионский боевик.
Зато в чём XIII не откажешь - так это в наличии довольно оригинального стиля и атмосферы. Всё дело в том, что разработчики не просто сделали продукт по мотивам комикса, а превратили в комикс саму игру. Используя Unreal Engine 2 и технологию Cel shading, авторы создали яркий, красочный мир. Персонажи, объекты обстановки и окружающая местность будто нарисованы и раскрашены вручную с использованием цветных карандашей. В результате даже такие стандартные и скучные места, как военная база или подводная лодка, смотрятся довольно интересно. Тем более что там, где это уместно, разработчики постарались по максимуму насытить интерьеры различными деталями и мелкими предметами. Взять, например, окрестности древнего замка, который, согласно игровой легенде, был разобран, вывезен в США и аккуратно собран вновь, – зеленый лабиринт из кустов, пруд с кувшинками на поверхности, маленькая симпатичная часовня… выглядит всё просто шикарно. Очень приятно смотрятся пристань с пришвартованными катерами на первом уровне игры, а также заснеженные окрестности военной базы, с которой необходимо вытащить генерала Кэррингтона. Симпатичных мест в игре много. Конечно, встречаются и довольно «стерильные», минималистичные локации - ракетная база, больничный спец. блок, - но они по логике и не должны поражать богатством обстановки.
Кстати, нельзя не отметить разнообразие мест, которые придется посетить в ходе прохождения, - Тринадцатый побывает в банке, дорогом отеле, медицинском учреждении закрытого (тюремного) типа, порту - и даже попытается прокатиться «зайцем» на подводной лодке. Встретятся и «открытые» локации - зимний лес с одиноким охотничьим домиком в придачу, извилистые горные каньоны с небольшой шахтой и руинами древнего поселения.
Хороши в XIII и персонажи, исполненные в довольно интересной, хотя и несколько специфической манере. Также качественно прорисованы модели техники и оружия.
К сожалению, мультиплатформенность проекта сыграла свою роль, в связи с чем игра приобрела характерные для таких разработок особенности вроде исчезновения тел убитых противников и их оружия. Мелочь, а впечатления подпортить может.
А вот то, что вызывает серьезное нарекание, - это межуровневые ролики, которые «радуют» не очень высоким качеством картинки и «замыленностью» изображения.
Продолжая рассматривать визуальную составляющую игры, стоит обратить внимание и на тот факт, что одной «мультяшной» графики авторам XIII показалось мало, в связи с чем в лучших традициях комиксов на экране постоянно появляются различные надписи. Враг заметил что-то подозрительное? Над его головой загорится вопросительный знак. Неприятель «словил» хэдшот? Над жертвой тут же возникает протяжное «NOOO». Всякие «KABOOM», «BANG», «AAAAA» также в наличии.
Еще одной интересной находкой разработчиков является регулярное появление на экране небольших картинок-вставок. С помощью видеовставок игроку, как правило, показывают различные сюжетные события вроде прибытия вражеского подкрепления или появления противников из засады. В свою очередь статичные картинки демонстрируют детали определенных видов совершённых нами убийств. Метким выстрелом из арбалета «сняли» ничего не подозревающего часового? Игра покажет раскадровку о том, как стрела вонзается в жертву. Аналогично в подробностях можно наблюдать последствия использования метательных ножей или, к примеру, снайперской винтовки. Кстати, последствия применения гранат также видны в реальном времени и на отдельном экране – даже находясь за стеной, можно наблюдать, как разлетаются во все стороны тела попавших «под раздачу» противников.
Впрочем, несмотря на обилие визуальной информации, от аудиосоставляющей разработчики отказываться не стали. Игровая музыка удачно вписывается в атмосферу шпионского боевика, но не особо запоминается, выполняя скорее роль фона. А вот озвучка персонажей действительно удалась и занимает более значимое место в геймплее. Разговоров много, причем поболтать любят и положительные персонажи, и злодеи. Правда, есть один нюанс – большинство реплик заскриптованы. Во время боев противники изредка выкрикивают однотипные фразы и в целом не слишком общительны. Однако на каждом уровне присутствует множество прописанных по сценарию разговоров. Игрок частенько слышит диалоги и монологи различных личностей (оцените речи сумасшедшего нейрохирурга, общающегося с оперируемой жертвой). Подобравшись к группе вражеских бойцов, нередко можно стать свидетелем забавных перепалок или почерпнуть «важную» информацию. При этом голоса подобраны хорошо и вполне подходят своим «владельцам». Почти… Дело в том, что троица положительных героев озвучена не абы кем, а известными (в США) творческими людьми. Генералу Кэррингтону голос «одолжил» актер Адам Уэст (Adam West), ставший популярным благодаря роли Бэтмена в сериале 1960-х годов, напарница Тринадцатого (майор Джонс) озвучена обладательницей «Грэмми» певицей Ив (Eve), а за главного героя текст читает Дэвид «агент Малдер» Духовны (David Duchovny). И вот последний свою роль провалил. Его герой разговаривает короткими монотонными фразами, которые абсолютно не подходят персонажу и «режут» ухо. Кстати, складывается ощущение, что разработчики пришли к тем же выводам, – слышать своего подопечного игрок будет нечасто.
Впрочем, графические красоты и качественная озвучка - это, конечно, хорошо, но для шутера не менее (скорее даже более) важен игровой процесс. Что ж - в XIII он вполне удался, хотя без некоторых «шероховатостей», увы, не обошлось.
Начнем с того, что авторы постарались сделать именно шпионский боевик. В результате чисто боевые уровни, с перестрелками и взрывами, соседствуют со стелс-заданиями, требующими от игрока более аккуратной и тихой «работы». Изредка попадаются этапы, совмещающие оба варианта. Так, выбираясь из банка, главный герой сначала пробирается мимо охранников, никого не убивая, а потом берется за оружие и начинает отстреливать ворвавшихся в здание наемных убийц.
Также следует отметить, что если в одних стелс-миссиях противников убивать можно и требуется лишь избегать поднятия тревоги, то в других на уничтожение оппонентов наложен запрет, в связи с чем игрок вынужден скрываться от врагов, оглушая самых надоедливых с помощью подручных средств.
Однако следует сразу оговориться, что связанные со скрытным проникновением миссии не дотягивают до таких признанных шедевров, как Thief и No One Lives Forever. Дело в том, что компьютерные противники не отличаются умом и сообразительностью, острым зрением и тонким слухом похвастаться не могут и всегда перемещаются по одним и тем же маршрутам. Да и расставлены они, как правило, просто и незатейливо, в связи с чем разобраться с ними можно достаточно быстро и не особо задумываясь. Впрочем, парочка достойных уровней авторам всё же удалась – вражеские бойцы расположены весьма «плотно», их маршруты зачастую пересекаются, так что приходится тщательно продумывать свои действия и быстро решать, кого убрать первым, а кого оставить «на закуску».
Что же касается «обычных» уровней с перестрелками и кучами трупов, то тут всё достаточно стандартно. Противники берут в основном числом и наносимым уроном, – на максимальной сложности главного героя вообще убивают одной очередью (с близкой дистанции). Более того, на высшем скилле оппоненты становятся неприлично живучими, так что единственным весомым аргументом против них становится старый добрый хэдшот. Впрочем, боты умеют пользоваться (и пользуются - правда, не всегда) укрытиями, а также временами не поддаются на тактические отступления и не преследуют сбежавшего игрока, упорно оставаясь на месте. Однако основные проблемы геймеру доставляют всё же дизайнеры уровней, а не искусственный интеллект. Появляющиеся в самый неподходящий момент подкрепления, засады с последующей атакой с нескольких направлений одновременно, сидящие в укромных местах снайперы и парни с гранатометами, – приходится постоянно оставаться начеку, ожидая нападения в любой момент.
Хотя, разумеется, Тринадцатый - далеко не невинный беззащитный агнец и вполне способен постоять за себя, тем более что в его распоряжение предоставлен довольно обширный арсенал оружия, включающий в себя пару видов пистолетов (обратите внимание на «Магнум» - настоящая имба), дробовик, штурмовую винтовку с подствольным гранатометом, родной русскому сердцу «Калаш» (в игре он так и называется - «Kalash»), ручной пулемет (на некоторых уровнях встретятся и его стационарные сородичи), гранатомет, снайперскую винтовку и гранаты. Из более экзотических видов оружия следует отметить два вида арбалетов (одно- и трехзарядный), метательные ножи, подводное ружье (разок придется вступить в схватку с аквалангистами под водой) и битое стекло. Всего в наличии около 16 единиц оружия, которые можно переносить с собой безо всякого ограничения. Также на стелс-этапах противников можно оглушать с помощью подручных средств: стульев, пепельниц, швабр, пустых бутылок.
Кроме того, являясь хорошо подготовленным шпионом, Тринадцатый умеет «вырубать» противников со спины (довольно успешно), биться врукопашную в честном бою (не очень успешно), а также захватывать особо «удачливых» персонажей в плен. Да, именно так, – подкравшись со спины, можно схватить несчастную жертву и использовать ее как «живой щит», - в таком случае враги не атакуют игрока до тех пор, пока он не повернется к ним спиной или боком, просто следуя за ним (а вот геймер их атаковать может). Правда, применяется данная способность в основном в предусмотренных сюжетом местах, но иногда, изловчившись, можно отловить неприятеля и в ходе обычного задания.
Так же как любой уважающий себя агент, главный герой обладает набором гаджетов и дополнительного снаряжения. Правда, их количество весьма невелико – из спец. оборудования в наличии отмычка, позволяющая вскрывать двери с механическим замком (бесполезна в случае с дверьми, к которым требуется найти ключ), и «кошка» (крюк со стальным тросом и миниатюрным мотором), с помощью которой можно в предусмотренных дизайнерами уровней местах подыматься (спускаться) на значительную высоту. Из снаряжения игроку доступны аптечки (малые и большие), бронежилеты (легкие и тяжелые) и кевларовые шлемы. Медикаменты разбросаны (не слишком щедро) по уровням, в том числе спрятаны в тайниках, а вот «броники» и «головные уборы» можно не только отыскать лежащими в укромном уголке, но и «выбить» из некоторых врагов. И еще одна интересная деталь – все аптечки подбираются персонажем и попадают в инвентарь, так что об автоматическом восполнении здоровья придется забыть.
Но не менее опасной (для неприятеля), чем любое оружие или гаджет, является способность протагониста, именуемое «Шестое чувство». Дело в том, что наш герой, если вы не забыли, страдает амнезией. Вспоминая свое прошлое, он восстанавливает позабытые навыки, – в главном меню игры даже имеется раздел, в котором указаны специальные умения, а также отмечается, какие уже открыты, а какие нет. И вот, среди таких способностей, как стрельба с двух рук (из легкого оружия вроде пистолетов), умений дольше находиться под водой, перемещаться бесшумно, притаилось вышеупомянутое «Шестое чувство». Оно, кстати, будет разблокировано первым - уже на втором уровне. Его смысл заключается в том, что, когда протагонист неподвижен, он может «засекать» всех находящихся поблизости противников. При этом враг будет обнаружен, даже если находится за бетонной стеной или железной дверью. Единственное ограничение – неприятель должен двигаться. Тогда после каждого шага на экране будет появляться небольшая надпись «tap». По «дорожке» из таких слов можно легко определить маршрут охранника или узнать количество патрульных. В первую очередь данная способность помогает во время стелс-заданий, но и во время боев, особенно с боссами, способна оказаться весьма полезной – спрятавшись в укрытие, можно отслеживать перемещение противников.
Кстати, о боссах. В основном это высокопоставленные заговорщики вроде армейского генерала или богатого сенатора. Такие товарищи обладают солидным запасом здоровья и вооружены мощным оружием - и каждый бой с ними получается действительно непростым и напряженным. Единственным исключением является встречающийся в порту босс – вертолет, сбить который из базуки довольно просто.
Ну и в завершение данного описания хотелось бы остановиться на недостатках XIII. Прежде всего, уровни довольно небольшие по размерам, а некоторые из них откровенно малы. При этом на многих этапах «обитает» весьма незначительное количество противников - особенно это касается стелс-заданий. Второй недостаток заключается в наличии системы чекпоинтов, позволяющей сохраняться только в определенных точках. С учетом небольших размеров уровней это не кажется большой проблемой, однако «сохранялки» разбросаны по этапам очень неравномерно, не всегда удачно, а главное - в небольших количествах. Более того, разработчики еще и «пошутили» над геймерами, – выводя на экран сообщение о достижении чекпоинта, игра не сохраняет прогресс автоматически, вследствие чего игрок должен произвести запись вручную.
Вердикт? Интересная визуальная составляющая и неплохой игровой процесс делают XIII вполне достойным кандидатом на прохождение. Так что берем в руки «Kalash», запасаемся аптечками, - и вперед, спасать «демократию» от коварных заговорщиков.
- Время и место:
Современность - Игровой движок:
Unreal Engine 2 - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга
Командная игра - Перспектива:
Вид от первого лица - Происхождение:
Комиксы - Страна или регион происхождения:
Франция - Сюжет:
Амнезия - Тематика:
Шпионы - Технические детали:
Полная озвучка - Элемент жанра:
Stealth - Язык:
Русский
English
Из явных минусов, кроме проблем с сюжетом, можно отметить разве что упомянутое в комментариях отсутствие автосохранения при выходе из игры, на которое я, собственно, и попался...
Не соглашусь. Таких уровней не так много от общего числа.
Заценив "Тринадцатого" в 2022 году (20 лет спустя!), я был, прежде всего, поражён тем, как хорошо сохранилась картинка. Ну да, текстурки размазанные, не помешало бы заменить на более чёткие. Тени, конечно, отстойные и угловатые, почти как в "Nocturne." Неплохо бы ещё добавить родную поддержку широких экранов (хотя это и так можно сделать, отредактировав XIII.ini в папке system, просто неудобно). Ну вот, в принципе, и всё... А во всём остальном графений и сейчас смотрится крайне стильно и сочно. Такое ощущение, что низкополигональные модельки здесь лишь подчёркивают комиксную стилистику происходящего. Честное слово, ума не приложу зачем нужно было делать аж целый римейк этой игры в 2020 (который, кстати, стилистически выглядит намного хуже оригинала). Три вышеперечисленных мною недостатка вполне можно было исправить и простыми модами, благо движок очень податлив на модификации (Unreal Engine 2, как-никак). Есть куча других старых игр, которым ремастер и правда необходим.
Также меня порадовало:
Главный недостаток игры, на мой взгляд, в отсутствии разнообразия локаций. Нет, тут есть интересные атмосферные уровни. Лично мне понравились банк, заснеженная военная база, психушка, станция субмарин и сама подлодка. Но, в основном, нас постоянно гоняют по одним и тем же пустынным каньонам. И даже если уровень не находится непосредственно в пустыне, то цветовая гамма у него именно такая - жёлто-песочно-коричневая. Возникает чувство, как будто это один и тот же уровень, а это уныло
Что ж, попробую теперь поиграть в Le Mystère XIII Вселенная мне пришлась по душе.
Да и вправду шедевр для меня 22-ух летнего.
Помоему лучшее в этом сеттинге.