Foodman

Foodman
Жанр: Puzzle
Разработчик: Interactivision A/S, Levnedsmiddelstyrelsen
Издатель: Kræftens Bekæmpelse
Год выхода: 1994
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.67 из 10
  • 1
  • 0
  • 1
При изучении новой и новейшей истории Дании невольно создаётся впечатление, что эта страна существует по принципу "любая жизнь - всё равно жизнь": на протяжении более чем 400 лет - сплошные неудачи, поражения, позоры и самые настоящие катастрофы, - но Даннеброг всё так же реет над Амалиенборгом, Русалочка, сидя на камне, по-прежнему приветствует прибывающие в Копенгаген суда, а о Кальмарской унии или хотя бы Транкебаре, кажется, никто и не вспоминает. Примерно так же обстоит дело с датскими старыми эксклюзивными играми: даже для самого продвинутого олдгеймера это нечто запредельное - то, чего как будто просто не существует. Однако этот крошечный культурный пласт всё-таки есть - и более того, уже почти целиком найден и возвращён столь же микроскопической аудитории, которой он интересен. У ютландских электронных творений имеются даже самые настоящие "национальные особенности": в них, например, практически никогда нет никакого насилия, зато почти всегда присутствует образовательный элемент. Причём реализован последний диаметрально противоположно традициям "большого" мира: если там во главу угла поставлен принцип "учимся играя" с превалированием развлекательной составляющей, то здесь - совсем не так: сначала будь любезен научиться, затратив на это немало времени, - и только потом тебе позволят получать (возможное) удовольствие от процесса.

Скорее всего, вы, уважаемые читатели, о Foodman'е никогда и не слышали. А между тем для многих из тех, кто в 1990-е годы вырос на сорока двух с небольшим тысячах кв. км, это едва ли не самая любимая и в чём-то даже культовая вещь. Поисковый запрос "Foodman spil" (именно "spil", ибо Дания, а не Германия) выдаст приличное количество весьма занятных сообщений на соответствующем языке: от потоков ностальгии по временам, когда эту игру ставили на все школьные компьютеры, а учителя объясняли, как её проходить, и даже задавали по ней контрольные работы (!), - до самого настоящего отчаяния, ведь вплоть до 2015-2016 годов она считалась безвозвратно утраченной. Последняя проблема теперь решена, - но не думайте, пожалуйста, взглянув на протагониста и антураж, что перед нами очередная аркада.

Foodman - это сложнейшая научная головоломка, созданная по инициативе датского Института по борьбе с раковыми заболеваниями и призванная обучить детей основам правильного и сбалансированного питания. Формально - в игровой и даже "занимательной" форме, да. Вот только чтобы эту самую "занимательность" хоть как-то ощутить, нужно, извините за это слово, "перелопатить" несколько десятков страниц приложенного текстового руководства - полностью на датском языке и с обилием данных об энергетической ценности (и не только) тех или иных продуктов, выраженных в табличной форме. Если не прочитать всё это (а ограничиться только данным предельно кратким и, вероятно, даже не совсем верным описанием) - то ничего не получится. Совсем.

Наш герой - это изображённый в виде улыбающейся рожицы вечно голодный ребёнок, попавший в огромный супермаркет - и стремящийся из него выбраться, но при этом страдающий поистине императорским аппетитом. Магазин состоит из пяти этажей (уровней), каждый из которых в свою очередь подразделяется на двенадцать отделов-экранов. Тут и там разбросаны всевозможные продукты питания, коих несколько десятков видов - от кочанов капусты и куриных ножек до шоколадных батончиков и даже кружек с пенящимся пивом. Всё это можно кушать совершенно бесплатно, - и более того, нужно кушать, поскольку если некоторое время помедлить, то лицо персонажа лишится сначала улыбки, а затем - кожи, превратившись в жуткий оскаленный череп, что означает гибель. В данном случае - от голода. Но на деле умереть можно от огромного количества причин: ожирение (если просто съесть очень много), сахарный диабет (если съесть очень много сладкого), пищевое отравление (от совсем несовместимых продуктов), избыток алкоголя или табака и так далее. В нижней части экрана имеется несколько шкал-индикаторов, постоянно изменяющих свои показатели: это уровень содержания в организме мальчика жиров, углеводов, сахара в крови, энергия в килоджоулях, общий счёт по набранным очкам и так далее.

Кстати, о последних. Это кажется невероятным, но очки здесь могут начисляться в буквальном смысле слова за каждый шаг (!), если содержание жиров в организме ниже определённой отметки (есть несколько таких отметок - и чем оно ниже, тем больше дадут баллов). Вместе с тем если много двигаться и мало кушать - то смерть наступит быстро, а если много двигаться и много кушать - то ещё быстрее; последняя проблема решается... физическими упражнениями - интенсивным движением по экрану туда-сюда, что временно позволяет сжечь лишние калории. Иными словами, нужно фактически всё время двигаться и что-то есть - но "правильно". Кошмар.

Периодически вам будут встречаться символы в виде знака вопроса, - после взятия такого "бонуса" на экране появляется, собственно говоря, как раз вопрос о каких-либо свойствах продуктов или ещё чём-то подобном - с вариантами ответов (порой до шести таковых) и, естественно, на датском языке. За правильный ответ дадут сразу восемьдесят очков, а вот в случае ошибки на полу локации может появиться дополнительный неуничтожимый блок (какое-то количество их имеется сразу), который затруднит перемещение по ней. Изредка встречаются другие рожицы - посетители магазина: они совершенно безвредны и бесполезны - и могут только мешать вам, преграждая путь (в этом случае остаётся лишь ждать, когда "дядя" или "тётя" отойдёт в сторону). Символы в виде треугольников на полу, если на них встать, покажут вам детальный анализ состояния здоровья протагониста на данный момент. Наконец, есть здесь и "враги" (именно в кавычках) - так называемые "искушения": это самостоятельно передвигающиеся вредные продукты, которые норовят столкнуться с героем, чтобы тем самым нанести ущерб его самочувствию (что в редких случаях может привести даже к летальному исходу). Сражаться с ними никак нельзя - только избегать; это единственный "аркадный" элемент в данной игре. Наша конечная цель - добраться до касс на первом этаже, то есть до выхода из этого храма чревоугодия. Для активации лифта, означающей переход к следующему этапу, необходимо не только выжить, но ещё и набрать как минимум 1000 очков.

С точки зрения графики Foodman выглядит весьма мило - в меру яркая и чёткая рисованная палитра в истинно "датском" стиле, весёлая (на момент старта, а если будете хорошо играть - то и впоследствии) рожица мальчугана-обжоры, аппетитно выглядящие продукты и каким-то удивительным образом передаваемая атмосфера самого настоящего "универсама". Вот только ещё раз напомним: эта вещь - не для развлечения, поэтому без изучения правил жизнерадостный ребёнок превратится в череп очень и очень скоро.

Один из поклонников игры вспоминал, что Foodman нисколько не помог научиться правильно питаться даже тем из поколения датских детей 90-х годов XX века, кто вполне его освоил, - всё равно, по его словам, в восприятии их класса оставаясь игрой: он и его приятели успешно преодолевали зловещий виртуальный магазин на уроках в школе, а по приходе домой просили у родителей денег на пиццу и газировку. Целевая аудитория этой вещи действительно не очень понятна (официально, впрочем, таковая определяется как "учащиеся 4-9 классов"), а тем более в современных условиях, когда она стала доступной всему миру: едва ли кто-то (особенно не знающий датского ребёнок) станет изучать документацию, чтобы затем получить возможность играть в, будем честны, явно не самую захватывающую головоломку. Но историческая справедливость теперь всё равно восстановлена: Foodman, подлинный грааль едва ли не самого миниатюрного игростроения в мире, обретает свой вечный дом на Old-Games - хотя бы ради ностальгирующих бородачей из Химмерланда. Да и потом - а вдруг кого-то это действительно заинтересует?..
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.