Едва ли не самая редкая изо всех итальянских приключенческих игр, и так никогда не отличавшихся внушительными тиражами и какой бы то ни было известностью за пределами Апеннинского полуострова. По некоторым – возможно, преувеличенным – слухам, ходящим в соответствующей языковой секции Всемирной сети, разработчику, компании MediaLab из Новары, удалось продать буквально несколько экземпляров – несмотря на то, что одна из двух известных науке мини-рецензий выходила в популярнейшей газете «La Repubblica».
Тем не менее «The Iron Mask» оказывается весьма любопытным экспонатом в адвенчурной коллекции нашего сайта, и даже не только в силу упомянутой умопомрачительной редкости, но и как свидетельство необычного для того времени эксперимента. Первое из двух громких рекламных заявлений на коробке, сулящее нам «il primo film interattivo», можно счесть некоторым маркетинговым преувеличением, зато второе, насчёт «стирания границ» между игрой и реальной жизнью, несмотря на аналогичного уровня пафос, действительно заслуживает внимания хотя бы со стороны историков и ценителей всяческих курьёзов: по сути дела, перед нами – ранний образец «дополненной реальности», предвосхищающий более поздние проекты французов из ныне покойной Lexis Numérique.
В системных требованиях помимо стандартного мультимедийного PC или Mac фигурирует ещё и сотовый телефонный аппарат, подключённый к Telecom Italia Mobile: предполагалось, что для прохождения игры потребуется совершить как минимум два звонка на миланский номер, да ещё и отправить пару SMS, на что рекомендовалось потратить около 2500 лишних лир в дополнение к тем немалым 69 тысячам, которые просили за саму коробку с диском и документацией. Некоторые подсказки можно было получить также при помощи радио и телевидения (так что не зря сопродюсерами проекта числились TIM, MTV, Acotel и Radio Italia Network, а появляющиеся внутри него их рекламные логотипы символизируют некоторую внутриигровую помощь). Впрочем, не стоит пугаться: начиная с первого апреля 2000 года вся эта экспериментальная интерактивная часть автоматически выключилась (ну, или почти выключилась – см. блок «технической информации» на соседней вкладке) и для успешного прохождения более не требуется, так что разорение на международную связь нам теперь не грозит.
Как можно догадаться из названия игры и краткого её пролога, демонстрирующего похороны одного загадочного узника Бастилии, случившиеся 19 ноября 1703 года, сюжет вращается вокруг Железной Маски – но не совсем той, а уже современной. Как известно по словам Гегеля (творчески переосмысленным Марксом), история повторяется дважды, – а потому оказывается, что и сегодня один из заключённых парижской тюрьмы также вынужден скрывать свою личность. Играем мы за молодого человека (кстати, итальянского происхождения, кто бы сомневался) по имени Эфрем Тревиль, который только что отсидел три месяца за какую-то мелкую кражу, но был выпущен досрочно за примерное поведение. Сам того не подозревая, он по чистой случайности увидел лицо заключённого из соседней камеры, обычно прикрытое железной маской, – и теперь за нашим протагонистом начинают охотиться двое громил грозной и неприятной наружности. Разумеется, потребуется срочно спасать свою жизнь, а заодно и раскрывать тайну того самого загадочного узника наших дней. Да и амулет в виде странного символа украшал собой коробку с игрой явно не просто так, как и его изображение – стену соседнего с тюрьмой здания...
По внешнему виду «The Iron Mask» действительно напоминает мультфильм – рисованная двухмерная графика (художник Маурицио Галиа выполнил более 250 иллюстраций ручной раскраски) с перспективой от третьего лица выглядит очень даже недурно: цвета сочные и яркие, изображение крупное и весьма симпатичное, а узнаваемые парижские экстерьеры смотрятся ничуть не хуже портретов здешних характерных персонажей. Кстати, одному из них мы обязаны и превосходным музыкальным оформлением: итальянский композитор Франческо Каудулло, более известный под псевдонимом Madaski, не только снабдил игру композициями своего сочинения, но ещё и исполнил роль злодея Иоганнеса Креля (разумеется, в мультипликационном смысле). Ничуть не уступает в харизматичности и подруга главного героя, Анна-Мария, – это она отвечает за львиную долю того самого «стирания границы между игрой и реальностью», поскольку именно ей (как вполне живому человеку) нужно [было] звонить по ходу прохождения, – а также в тех случаях, когда для совершения этого последнего возникало желание получить подсказку.
Впрочем, особой чисто квестовой сложности здесь практически нет. По уровню интерактивности «The Iron Mask» больше похожа на «визуальную новеллу», чем на полноценную point-and-click адвенчуру: игровой процесс предельно линеен (случающиеся ситуации выбора, например, в виде ответов «Si / No», ни к чему радикально отличному, как правило, не приводят), а «умный» курсор способен принимать всего лишь две формы – передвижение (на один из соседних экранов) и действие, включая разговор и использование предметов, – несмотря на наличие у нас и инвентаря, и возможности выбирать темы для обсуждения, открывать и задействовать таковые разрешается исключительно в особо отведённых местах. Так что весь интерфейс, помимо упомянутого курсора, сводится к меню с опциями сохранения (в том числе быстрого, в последнюю использованную ячейку), загрузки и выхода, – для его появления нужно зажать клавишу «Ctrl» и подвести мышь к верхней части экрана. Кстати говоря, нажатие «Esc» позволяет мгновенно покинуть игру и вернуться на рабочий стол, – будьте внимательны и осторожны.
Что касается упомянутых выше разговоров – то их здесь не много, а очень много, причём большая часть озвученных реплик приходится на «внутренние» монологи Эфрема, вызываемые кликом левой кнопкой мыши на голову протагониста или выбором очередной «информации к размышлению» нажатием на одну из тем в автоматически раскрывающемся списке: как и в аналогичном случае при беседах с другими персонажами, пиктограммы с изображением предметов для обсуждения следует использовать до их полного исчерпания – или же, в тех редких случаях, когда такие диалоги или рассуждения наедине с собой оказываются опциональными, до появления внизу панели кнопки «Stop». Несмотря на англоязычное название, вся озвучка в «The Iron Mask» исключительно итальянская – и, увы, без какого бы то ни было намёка на субтитры.
А это значит, что до конца раскрыть тайну Железной Маски смогут лишь те любители адвенчур, кто способен похвастаться каким-никаким восприятием на слух языка Данте! К примеру, уже в первой главе нужно будет позвонить по телефону (не волнуйтесь – не по реальному мобильному, а по таксофону в виртуальной будке), воссоздав номер по обрывочным воспоминаниям героя, повторяющего вслух соответствующие цифры... Кроме того, ждут нас и некоторые действия на время, когда принять правильное решение потребуется за несколько секунд, отсчитываемых безжалостно тикающим на экране таймером. Изредка появляются и другие привычные по более поздним играм QTE – например, требующие быстрого нажатия кнопки мыши в строго отведённое для того время для успешного совершения опасного прыжка (причём в случае неудачи последует Game Over без какого бы то ни было автоматического сохранения, – так что не забывайте делать таковые вручную). Впрочем, жаловаться на изобилие чужеродных аркадных моментов не приходится, и главы, разбавленные некоторыми действиями на быстроту реакции, – включающими, например, весьма продолжительную дуэль на шпагах (вы же не думали, что отсылка к эпохе Людовика XIV присутствует лишь для вида?), – перемежаются более спокойными и «разговорными» в духе, скажем, подробного исследования истории Железной Маски с обращением к первоисточникам авторства Вольтера или даже Дюма. А если в пятой и заключительной главе игра станет сама неожиданно выходить на рабочий стол, или же заведение, куда вам нужно будет отправиться по сюжету, окажется закрытым, – не удивляйтесь и не расстраивайтесь: это вовсе не глюки, а самые что ни на есть квестовые загадки, довольно-таки оригинальные: внимательно слушайте советы ведущего и читайте таблички с информацией!
А потому, несмотря на некоторые упомянутые выше неоднозначные особенности, «The Iron Mask» стоит оценить вполне положительно. Даже с учётом того, что многие её самобытные и привлекательные моменты в духе «дополненной реальности» давно уже отошли в область предания, сама эта игра вполне достойна внимания как симпатичная рисованная адвенчура в жанре «интерактивного мультфильма». И это уже не говоря о просто феноменальной её редкости: хороший повод добавить историю Эфрема Тревиля в свою коллекцию приключенческой экзотики.
Тем не менее «The Iron Mask» оказывается весьма любопытным экспонатом в адвенчурной коллекции нашего сайта, и даже не только в силу упомянутой умопомрачительной редкости, но и как свидетельство необычного для того времени эксперимента. Первое из двух громких рекламных заявлений на коробке, сулящее нам «il primo film interattivo», можно счесть некоторым маркетинговым преувеличением, зато второе, насчёт «стирания границ» между игрой и реальной жизнью, несмотря на аналогичного уровня пафос, действительно заслуживает внимания хотя бы со стороны историков и ценителей всяческих курьёзов: по сути дела, перед нами – ранний образец «дополненной реальности», предвосхищающий более поздние проекты французов из ныне покойной Lexis Numérique.
В системных требованиях помимо стандартного мультимедийного PC или Mac фигурирует ещё и сотовый телефонный аппарат, подключённый к Telecom Italia Mobile: предполагалось, что для прохождения игры потребуется совершить как минимум два звонка на миланский номер, да ещё и отправить пару SMS, на что рекомендовалось потратить около 2500 лишних лир в дополнение к тем немалым 69 тысячам, которые просили за саму коробку с диском и документацией. Некоторые подсказки можно было получить также при помощи радио и телевидения (так что не зря сопродюсерами проекта числились TIM, MTV, Acotel и Radio Italia Network, а появляющиеся внутри него их рекламные логотипы символизируют некоторую внутриигровую помощь). Впрочем, не стоит пугаться: начиная с первого апреля 2000 года вся эта экспериментальная интерактивная часть автоматически выключилась (ну, или почти выключилась – см. блок «технической информации» на соседней вкладке) и для успешного прохождения более не требуется, так что разорение на международную связь нам теперь не грозит.
Как можно догадаться из названия игры и краткого её пролога, демонстрирующего похороны одного загадочного узника Бастилии, случившиеся 19 ноября 1703 года, сюжет вращается вокруг Железной Маски – но не совсем той, а уже современной. Как известно по словам Гегеля (творчески переосмысленным Марксом), история повторяется дважды, – а потому оказывается, что и сегодня один из заключённых парижской тюрьмы также вынужден скрывать свою личность. Играем мы за молодого человека (кстати, итальянского происхождения, кто бы сомневался) по имени Эфрем Тревиль, который только что отсидел три месяца за какую-то мелкую кражу, но был выпущен досрочно за примерное поведение. Сам того не подозревая, он по чистой случайности увидел лицо заключённого из соседней камеры, обычно прикрытое железной маской, – и теперь за нашим протагонистом начинают охотиться двое громил грозной и неприятной наружности. Разумеется, потребуется срочно спасать свою жизнь, а заодно и раскрывать тайну того самого загадочного узника наших дней. Да и амулет в виде странного символа украшал собой коробку с игрой явно не просто так, как и его изображение – стену соседнего с тюрьмой здания...
По внешнему виду «The Iron Mask» действительно напоминает мультфильм – рисованная двухмерная графика (художник Маурицио Галиа выполнил более 250 иллюстраций ручной раскраски) с перспективой от третьего лица выглядит очень даже недурно: цвета сочные и яркие, изображение крупное и весьма симпатичное, а узнаваемые парижские экстерьеры смотрятся ничуть не хуже портретов здешних характерных персонажей. Кстати, одному из них мы обязаны и превосходным музыкальным оформлением: итальянский композитор Франческо Каудулло, более известный под псевдонимом Madaski, не только снабдил игру композициями своего сочинения, но ещё и исполнил роль злодея Иоганнеса Креля (разумеется, в мультипликационном смысле). Ничуть не уступает в харизматичности и подруга главного героя, Анна-Мария, – это она отвечает за львиную долю того самого «стирания границы между игрой и реальностью», поскольку именно ей (как вполне живому человеку) нужно [было] звонить по ходу прохождения, – а также в тех случаях, когда для совершения этого последнего возникало желание получить подсказку.
Впрочем, особой чисто квестовой сложности здесь практически нет. По уровню интерактивности «The Iron Mask» больше похожа на «визуальную новеллу», чем на полноценную point-and-click адвенчуру: игровой процесс предельно линеен (случающиеся ситуации выбора, например, в виде ответов «Si / No», ни к чему радикально отличному, как правило, не приводят), а «умный» курсор способен принимать всего лишь две формы – передвижение (на один из соседних экранов) и действие, включая разговор и использование предметов, – несмотря на наличие у нас и инвентаря, и возможности выбирать темы для обсуждения, открывать и задействовать таковые разрешается исключительно в особо отведённых местах. Так что весь интерфейс, помимо упомянутого курсора, сводится к меню с опциями сохранения (в том числе быстрого, в последнюю использованную ячейку), загрузки и выхода, – для его появления нужно зажать клавишу «Ctrl» и подвести мышь к верхней части экрана. Кстати говоря, нажатие «Esc» позволяет мгновенно покинуть игру и вернуться на рабочий стол, – будьте внимательны и осторожны.
Что касается упомянутых выше разговоров – то их здесь не много, а очень много, причём большая часть озвученных реплик приходится на «внутренние» монологи Эфрема, вызываемые кликом левой кнопкой мыши на голову протагониста или выбором очередной «информации к размышлению» нажатием на одну из тем в автоматически раскрывающемся списке: как и в аналогичном случае при беседах с другими персонажами, пиктограммы с изображением предметов для обсуждения следует использовать до их полного исчерпания – или же, в тех редких случаях, когда такие диалоги или рассуждения наедине с собой оказываются опциональными, до появления внизу панели кнопки «Stop». Несмотря на англоязычное название, вся озвучка в «The Iron Mask» исключительно итальянская – и, увы, без какого бы то ни было намёка на субтитры.
А это значит, что до конца раскрыть тайну Железной Маски смогут лишь те любители адвенчур, кто способен похвастаться каким-никаким восприятием на слух языка Данте! К примеру, уже в первой главе нужно будет позвонить по телефону (не волнуйтесь – не по реальному мобильному, а по таксофону в виртуальной будке), воссоздав номер по обрывочным воспоминаниям героя, повторяющего вслух соответствующие цифры... Кроме того, ждут нас и некоторые действия на время, когда принять правильное решение потребуется за несколько секунд, отсчитываемых безжалостно тикающим на экране таймером. Изредка появляются и другие привычные по более поздним играм QTE – например, требующие быстрого нажатия кнопки мыши в строго отведённое для того время для успешного совершения опасного прыжка (причём в случае неудачи последует Game Over без какого бы то ни было автоматического сохранения, – так что не забывайте делать таковые вручную). Впрочем, жаловаться на изобилие чужеродных аркадных моментов не приходится, и главы, разбавленные некоторыми действиями на быстроту реакции, – включающими, например, весьма продолжительную дуэль на шпагах (вы же не думали, что отсылка к эпохе Людовика XIV присутствует лишь для вида?), – перемежаются более спокойными и «разговорными» в духе, скажем, подробного исследования истории Железной Маски с обращением к первоисточникам авторства Вольтера или даже Дюма. А если в пятой и заключительной главе игра станет сама неожиданно выходить на рабочий стол, или же заведение, куда вам нужно будет отправиться по сюжету, окажется закрытым, – не удивляйтесь и не расстраивайтесь: это вовсе не глюки, а самые что ни на есть квестовые загадки, довольно-таки оригинальные: внимательно слушайте советы ведущего и читайте таблички с информацией!
А потому, несмотря на некоторые упомянутые выше неоднозначные особенности, «The Iron Mask» стоит оценить вполне положительно. Даже с учётом того, что многие её самобытные и привлекательные моменты в духе «дополненной реальности» давно уже отошли в область предания, сама эта игра вполне достойна внимания как симпатичная рисованная адвенчура в жанре «интерактивного мультфильма». И это уже не говоря о просто феноменальной её редкости: хороший повод добавить историю Эфрема Тревиля в свою коллекцию приключенческой экзотики.
- Время и место:
Современность - Игровой движок:
Macromedia Director - Перспектива:
Вид от третьего лица - Страна или регион происхождения:
Италия - Тематика:
Детектив - Элемент жанра:
Интерактивное кино - Язык:
Italiano