Soul Hunt

Soul Hunt
Жанр: Adventure
Разработчик: Compro Games, Interactive Consultancy
Издатель: Compro Games
Год выхода: 1997
Платформа: Windows/DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 5.00 из 10
  • 2
  • 0
  • 12
Soul Hunt - раритет из 1990-х годов и не вполне ясного происхождения (доступна лишь немецкая версия, тогда как разработкой занималась израильская компания), в течение многих лет (где-то до начала 2010-х) числившийся среди пропавших без вести, - вызывает стойкие ассоциации с ночным кошмаром. Это, разумеется, не российский "Ответный удар", поэтому реакция от увиденного вряд ли будет настолько бурной, но всё-таки вопрос "зачем?!" невольно возникает уже в первые секунды знакомства с ним. Найти какую бы то ни было информацию о данной игре, несмотря на её солидный объём в виде целых трёх CD, чрезвычайно проблематично; если настойчиво влезть в глубокие дебри немецкого сегмента Интернета, то картина чуточку прояснится, но ничего, кроме "лучше не делать никак, чем так" и прочих нехороших вещей, мы там не найдём. Вместе с тем на деле эта вещь не так ужасна, как может показаться: если сразу смириться с её объективной необычностью и карикатурностью, то можно даже получить кое-какое удовольствие.

Текст в меню, подменю и "основных" опциях на английском языке, а весь прочий - на родном, причём голосовое сопровождение, если оно есть, вообще полностью "национальное". Зачем было так поступать - совершенно непонятно: англоязычный игрок, не знающий немецкого, всё равно никогда не разберётся в распознавании на слух чужого языка, пусть даже и относящегося к той же группе, - а немецкоязычного, даже знающего английский, наверняка будет раздражать наличие в "своей" игре "посторонних" слов. Однако факт налицо - так сделали, и Soul Hunt относится именно к подобной категории. С учётом того, что речи здесь не совсем уж мало, а субтитров не предусмотрено, для начала стоит кратко пояснить сюжет; в приложенном руководстве пользователя он излагается весьма подробно, но вникать в него совершенно не обязательно (что поделаешь). Итак, молодой парень Макс вместе со своей девушкой Джо и её подругой отправились на автомобиле на исторический фестиваль - и заночевали прямо на природе где-то в сельской (по-видимому, всё-таки европейской) глубинке. А между тем, оказывается, на протяжении сотен лет существует страшный сатанинский орден, практикующий чёрную магию и проводящий кровавые ритуалы, - и действует он именно в этих местах. Ночью девушек (хотя уже из ролика понятно, что данное утверждение вряд ли верно в отношении именно обеих) похищают прямо из спальных мешков, а Макса, который и будет главным героем, оглушают. Очнувшись утром в одиночестве, он принимает решение отыскать и спасти своих спутниц. На самом деле всё формально куда масштабнее, но для понимания основной сути происходящего вышеописанного вполне достаточно, а знание немецкого языка для прохождения практически не требуется.

Создатели Soul Hunt стали жертвой тех самых грабель, на которые многие наступали до и после: они попытались соединить в своём творении два плохо сочетающихся жанра - стрелялку и квест, реализовав второе в виде "фотоадвенчуры" (с обзором - посредством зажатой правой кнопки мыши - на 360 градусов и возможностью смотреть вверх и вниз), разбавленной FMV-роликами с живыми "актёрами" (увы, в кавычках), а первое - как некое пикселизованное действо на фоне всё того же видеоролика, заранее заснятого на камеру. Результат же вышел предсказуемо плачевным, поскольку action- и adventure-составляющие почти всегда сменяют, а вовсе не дополняют друг друга: то есть поиграли чуточку в до предела примитивный квест - и перешли затем к неудобной и корявой в плане управления покатушке-пострелушке, выглядящей тоже далеко не лучшим образом. Интерфейс весьма прост и в целом одинаков для обоих режимов: в нижней части экрана показывается разделённая на ячейки инвентарная панель (да, здесь нужно будет искать и применять те или иные предметы, в том числе различное оружие); в верхнем левом углу - "задний вид", позволяющий лицезреть наш "тыл"; правее - три кристалла разных цветов с соответствующими шкалами рядом с ними. Красная - состояние здоровья протагониста, которое на момент начала игры несколько ниже максимума из-за оглушения; зелёная - "интеллектуальные достижения": она начнёт заполняться после успешного решения первой головоломки; жёлтая - запас магии (до её применения вы дойдёте не очень скоро). Управление в "приключении" реализовано при помощи мыши, в "боевике" - посредством клавиатуры (и общее количество применяемых клавиш довольно-таки велико); перспектива обзора в первом режиме всегда от первого лица, во втором - от третьего ("сзади").

Что в Soul Hunt хорошо - так это, как ни странно, ни разу не "рельсовое", а на удивление (с учётом жанра и технической реализации) свободное прохождение. Например, в самом начале нам показывают фотографию лужайки со спальными мешками и прочими предметами. Мы можем прямо сейчас решить первую загадку (и тем самым обзавестись очень полезной вещью), - а можем просто покрутить камеру туда-сюда и обнаружить тем самым малозаметную тропинку, при наведении курсора на которую последний изменит свою форму; сразу стоит отметить, что символы, в которые способна превращаться местная стрелочка, имеют мало общего со связанными с ними действиями. Щелчок по дорожке запускает небольшой видеоролик с перемещением, - в режиме "приключения" оно почти всегда будет реализовано именно таким способом, хотя короткие "дискретные прогулки", результатами которых будет масштабирование фотографий, в больших локациях тоже встретятся, - и выходом на просёлочную дорогу. После этого начинается action: на фоне всё той же фотографии (только уже, естественно, несколько другой местности) мы видим - в перспективе уже от третьего лица - довольно, в общем-то, неплохо изображённую спрайтовую фигурку главного героя, а рядом с ним - грубо намалёванный бесхозный автомобиль типа "джип" с большими колёсами и открытым верхом. Отдаём Максу команду сесть за руль, что автоматически приводит к появлению мощного пистолета с очень ограниченным боезапасом, - и можем выдвигаться в путь. Последний выглядит следующим образом: перед нашими глазами словно бы "разворачивается" съёмка любительской камерой, движущейся вперёд по реальной сельской местности, с пашнями, перелесками, столбами ЛЭП, какими-то сельскохозяйственными строениями, грязью и прочим, а также упомянутой просёлочной дорогой в центре, по которой перемещение и осуществляется, - но при всём при этом в центре экрана движется нарисованная машинка, смотрящаяся в таком антураже просто до ужаса убого, смешно и неестественно. Периодически из ниоткуда (в буквальном смысле слова) появляются враждебные транспортные средства - причём как спереди, так и сзади (последние можно заметить с помощью упоминавшегося выше "заднего вида"), - выглядящие весьма колоритно и управляющиеся не менее примечательными личностями: дизайн что первых, что вторых как будто срисован с австралийской постапокалиптической киноэпопеи "Безумный Макс", что на фоне пасторальных деревенских пейзажей на пользу созданию нужной атмосферы явно не идёт.

С недругами нужно сражаться, - и делать это не очень-то просто: во-первых, боеприпасов мало, особенно в начале игры; во-вторых, наш автомобиль весьма уязвим - обратите внимание на цветную шкалу в правом нижнем углу экрана, обозначающую его "запас прочности": если она обнулится, то машина взорвётся, а персонаж либо погибнет вместе с ней (что, правда, случается крайне редко), либо останется "на своих двоих" и почти наверняка долго в таком состоянии не продержится; вместе с тем "драться" при помощи транспортного средства как такового не возбраняется, а порой и приходится, просто последствия такой тактики скоро скажутся, - да и с моделями более мощными, чем ваша, она едва ли сработает. Кроме того, враги умеют нападать сзади, а также - внимание - выпрыгивать из своих автомобилей, подъехав близко к нашему, и, словно камикадзе, совершать самоподрыв прямо в воздухе. Последнее действие весьма опасно, так что "акробата" рекомендуется как можно скорее пристрелить с помощью имеющегося на экране прицела, пока он не предпринял свой опасный манёвр. Выше не зря было сказано про мощь пистолета: одна его пуля ликвидирует покинувшего свой драндулет храбреца, а несколько выстрелов способны прикончить его и во время нахождения за рулём, причём в этом случае убийство часто показывается с "особой жестокостью": негодяй, объятый пламенем, вылетает из кабины автомобиля и взрывается, упав на проезжую часть; если же, к примеру, его удалось именно выбить оттуда - то вылетевшее тело так и останется лежать на земле.

Машины, оставшиеся благодаря нашим ратным трудам без водителей, а также просто найденные на пути - такое тоже бывает, - можно (и часто нужно) захватывать, оставляя тем самым ту, на которой мы ехали только что: это позволит нам в том числе пополнять боезапас и "разживаться" новыми, куда более мощными видами оружия - в частности, пулемётом, гранатами и даже запрещёнными к использованию в армиях всех цивилизованных стран кассетными бомбами. Правда, следует учитывать, что если атаковать с помощью данных "игрушек" вражеские автомобили - то можно запросто подорвать их вместе с водителями и, таким образом, лишиться возможности лично использовать эти транспортные средства; ущерб, нанесённый вами неприятельской и затем приватизированной машине, обязательно учитывается. Кстати, обратите внимание, что "горящие остовы" подорванной техники надо или объезжать, что далеко не всегда возможно, или "перепрыгивать" прямо на автомобиле, - в противном случае у последнего отнимется небольшое количество "запаса прочности". Всего есть возможность побывать за рулём четырёх типов транспорта: это уже упоминавшийся джип, мотоцикл-чоппер ("слабый", но быстрый), ATV (что-то вроде очень большого квадроцикла) и "джет" (здоровенная и весьма прочная, но сравнительно медленная машина с дизельным двигателем, истинно радующая глаз своим внешним видом). Ещё, правда, имеется "гриндер" - порождение чьего-то сумрачного гения, совершенно жуткая и неописуемая вещь, которая, наверное, может привидеться только в воспалённом бреду, - но остаётся загадкой, можно ли его даже уничтожить, не то что взять под своё управление. В руководстве открытым текстом сказано: "Der Grinder ist unaufhaltbar", - и, например, автору данного описания удавалось лишь удирать от него, благо что передвигается эта конструкция с очень небольшой скоростью.

Периодически на дороге встречаются указатели - в виде просто стрелочек (висящих в воздухе - в количестве всегда двух штук) либо же деревянных стендов, на которых эти стрелочки нарисованы. В первом случае перед нами всегда развилка - со свободным выбором дальнейшего пути следования из двух предлагаемых. Что касается указателей-стендов, то наличие такого прямо на дороге недвусмысленно (то есть в виде художественно оформленной надписи) сообщает нам о необходимости сменить диск (вот за это игру хочется похвалить: прекрасная реализация неприятного момента), а расположение на обочине - свидетельствует о близком соседстве локации с "приключенческим" режимом. Увидев такой значок, нужно остановиться около него и выйти из автомобиля; нам покажут очередной короткий видеоролик с перемещением (от первого лица), а потом снова появятся статичная фотография, курсор мыши и необходимость совершить какие-то действия с предметами или объектами. Естественно, впоследствии нас ожидают и "полноценные" видеоролики с персонажами (коих здесь больше трёх), и упоминавшиеся уже "передвижения" в рамках одного экрана, и даже как минимум одно сражение в "adventure-режиме" с самым настоящим чудовищем (описывать которое мы не будем намеренно). К слову сказать, холодное оружие здесь тоже предусмотрено - будут и нож, и дубина, и даже моргенштерн, - но в action'е допускается лишь использование последнего. Ещё стоит отметить, что "дорожные" враги представлены не только "бандитами на колёсах", но и злобными волками, пусть и встречающимися относительно редко, - этих зверей остаётся либо объезжать, либо давить колёсами, а равно стараться ни в коем случае не сталкиваться с ними в "пешем" состоянии.

Надо заметить, что с визуальной точки зрения работа художниками всё-таки была проведена большая. Да, разумеется, - на деле свободы действия у нас даже в режиме "боевика" не так много: практически никогда, например, не разрешается выезжать (или выходить) за пределы достаточно узкого дорожного полотна (максимум - немного), а в некоторых случаях и вовсе нельзя повернуть в ту или иную сторону; вместе с тем ничто не мешает в любой момент остановиться, начать двигаться задним ходом или даже развернуться, - а порой есть даже риск немного "увязнуть" в грунте. И можно много и долго злорадно смеяться над тем, как не только выглядят, но и двигаются вражеские автомобили: мы спокойно себе едем - и вдруг перед нами вырисовывается какая-то пиксельная каша, начинающая "радостно прыгать" навстречу; а уж что творится вблизи и как дёргаются что движущиеся, что уже покинутые или даже превращённые в обломки (!) машины при нашем передвижении, - это, как говорится, надо просто видеть. Но опять-таки: даже анимация применения разных видов оружия здесь отличается, пусть данный момент реализован, как и всё прочее, довольно убого: скажем, если выбрать гранаты, то протагонист, видимый нам за рулём, будет кидать "что-то" своей рукой, а если взять моргенштерн - то сможет наносить им удары, весьма чувствительные для врагов при сближении, и на мгновение это страшное оружие даже будет возникать в его кулаке. А ещё здесь есть тени и дым, вращение колёс и поднимаемая ими пыль, повороты машины (позволяющие разглядеть её сбоку) и довольно-таки красивые взрывы. И враги, разбитый транспорт и всё прочее, что по какой-то причине осталось за вами или изменилось в данный момент, исправно отображаются в "зеркале заднего вида" корректным образом. И это здорово. Отметим, кстати, что кавычки у "особой жестокости" где-то выше стояли не просто так: крови как таковой почти нет (в частности, при ликвидации врагов любым способом она отсутствует, равно как и оторванные конечности или ещё что-нибудь такое), а детализации насилия - тем более: воспринимать же всерьёз убийство местных "фигурок", скорее всего, не сможет даже маленький ребёнок. И даже гибель главного героя показывается с "юмором": весь экран сверху донизу заливает зелёная желеобразная масса (наверное, реверанс в сторону местной цензуры, любящей требовать замены цвета крови в компьютерных играх).

Вообще, Soul Hunt могла бы стать неплохим "середнячком", будь она реализована в, так сказать, "полностью компьютерном" формате. Но описанное выше сочетание "живого" видео и спрайтовой графики выглядит настолько жутко, что нормально воспринимать эту игру попросту не получается, и именно это следует признать её главной проблемой: нам стараются представить "серьёзное мультижанровое эпическое приключение на боевых автомобилях" - а мы лишь горько усмехаемся. Простота загадок "квестового" режима (по сути, они бывают лишь двух типов: применить что-то на чём-то и найти то, что надо нажать) и значительно меньшее, если так позволительно сказать, его количество по сравнению со стрелялкой (о чём читатели наверняка уже косвенно догадались - исходя из объёма посвящённого ему текста), а также откровенно слабый сюжет, плохое исполнение актёрами своих ролей и немецкая речь без субтитров вкупе с вышеупомянутым тоже никак не идут ей в плюс. Но всё-таки статуса явления и эксперимента - пусть и откровенно неудачного - эта вещь вполне заслуживает: далеко не про каждую игру можно сказать, что аналогов её не существует. А вот про Soul Hunt - можно, причём с кристально чистой совестью.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.